Вринда даси: Как вы готовите, что все сходят с ума от ваших блюд? Пожалуйста, поделитесь с нами секретом.
Пуджьяпад Премананда Прабхуджи: Я не буду себя прославлять и делиться опытом. Я постараюсь рассказать вам то, что говорил Гурудев [Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж].
Фото, которое помогает готовить вкусные блюда
В 1998 году Шрила Гурудев проповедовал в Англии. Его проповедь проходила очень успешно. Как-то раз он пришел в дом к одним преданным, чьи имена я называть не буду. Этот преданный и его жена были очень известными деловыми людьми, вели бизнес по всему миру.
Жена этого бизнесмена родилась и выросла на Западе, но готовила прекрасно. Гурудев был счастлив, видя, что она готовит лучше шеф-поваров Индии, Китая и Италии. Трижды в день она готовила множество блюд. Гурудев даже шутил: «Мне больше не нужен севак! Пожалуй, я останусь здесь насовсем».
Он велел своему севаку поучиться хитростям кулинарного искусства у той преданной. Когда он зашел на кухню, то увидел там большую фотографию одной личности [Шрипада Премананды Прабху – прим. ред.]. Фото было почти во всю стену.
Севак тут же пошел жаловаться Гурудеву: «Гурудев, посмотрите, что у них на кухне!» Гурудев вошел в кухню и увидел эту огромную фотографию.
– Почему ты повесила сюда это фото? – спросил он ту преданную.
– Гурудев, я повесила эту фотографию, потому что все, что готовлю перед ней, становится удивительно вкусным.
– Так это же я учу его всему, – сказал Гурудев. – Он ничего не умеет, но я всему учу его, даю наставления и вдохновение. Он такой умелый, потому что следует мне. У него самого ничего нет. Он всё получил от меня. Почему же тебе не поставить мое фото?
– Гурудев, я и не знала, что вы тоже хорошо готовите.
– Думаешь, только враджа-деви и манджари готовят во Враджа-бхуми? Нет. Манджари подготавливают все необходимое, а готовит Шримати Радхарани. Манджари очень искусны, они все умеют. К чему Шримати Радхарани ни прикоснется, все становится благоприятным. Манджари и сакхи все подготавливают, а порой это делают Рохини Мата и Яшода Мата. Манджари подготавливают золотые кастрюли, чистое гхи. Они разжигают огонь на сандаловых дровах, от них нет дыма, а огонь дарит прохладу. У сандала такая особенность: если готовить на нем, то появится чудесный аромат, а блюда обретут удивительный вкус. Шримати Радхарани готовит на 550 печах одна, а сакхи и манджари все подготавливают для Нее.
Гурудев продолжил:
– Ты знаешь этого преданного на фотографии? Когда он еще мальчиком стал приходить ко мне в храм, я давал ему понемножку прасада, постепенно разжигая в его сердце интерес к духовному. Однажды я украл его сердце. Я привел его к себе и всему обучил. Почему же ты молишься ему, а не мне?
– Не знаю, Гурудев.
– Хорошо. Сегодня я буду учить тебя готовить.
Эта преданная была Гурудеву как дочь. Он действительно стал учить ее секретам кулинарного мастерства.
В тот день на прасад собралось очень много преданных. Всем не терпелось попробовать то, что готовил сам Гурудев.
Рагхунатха дас Госвами готовит по указанию Нитьянанды Прабху
Нитьянанда Прабху велел Рагхунатхе дасу Госвами: «Готовь, у тебя есть враджа-рати».
Знаете, как искусно он готовит? Каждый день он готовит на Радха-кунде и предлагает там все угощения.
Кришна однажды спросил сакхи: «Кто сегодня готовил?»
– Рати-манджари.
– Вы все попробовали?
– Конечно, мы приняли то, что осталось на Твоей тарелке!
– А почему его не угостили? Пусть тоже попробует. Он никогда не пробует, только готовит и готовит.
Шримати Радхарани пришла со Своими сакхи и манджари к Рагхунатхе дасу Госвами.
«Кришна и Шримати Радхарани велели тебе принять немного прасада, – сказали сакхи. – Ты всегда готовишь, но никогда не пробуешь».
Он стал отказываться.
– Я вайраги баба, мне достаточно немного пахты. Бхаджан нельзя превращать в бходжан.
Шрила Бхактивинода Тхакур говорит, что в самом начале практики бхаджана необходим бходжан, то есть нужно принимать апракрита маха-прасад. Он обновит нашу кровь и даст связь со Враджа-бхуми. В сердце хлынет поток нектара, амриты. Через некоторое время преданный уже не будет ничего принимать, кроме враджа-премы, враджа-према-амриты.
Итак, Дас Госвами почтил этот прасад как Рати-манджари на вечной Голоке Вриндаване. Поскольку он не привык к такой обильной пище, здесь, на Земле, у него случилось несварение. У него вздуло живот, что причиняло очень много боли.
Из Матхуры приехал Витталанатха, сын Валлабхачарьи, с врачом царя. Тот исследовал пульс и объявил:
– Баба сегодня нездоров, поскольку съел кхир с миндалем и гхи, а его желудок не привык переваривать тяжелую пищу.
Враджаваси возразили:
– Этого не может быть! Что вы за доктор! Баба никогда не ест кхир с миндалем, он у нас питается одной пахтой.
Врач ответил:
– Я не обманываю. Спросите у него сами.
Местные жители объяснили: «Баба у нас всегда сидит в одном месте, предлагает дандават-пранамы и совершает бхаджан. Он обходит Радха-кунду и принимает омовение сначала в колодце, а затем в Радха-кунде. Никуда не ходит, ни от кого ничего не принимает. Он поддерживает себя только небольшим количеством пахты.
Врач стоял на своем:
– Я говорю правду. Причина его несварения заключается в том, что он ел кхир.
Тогда враджаваси спросили Рагхунатху даса Госвами:
– Баба, ты действительно ел кхир с миндалем?
– Да.
Все удивились:
– Как такое могло произойти?
Баба иногда пребывал в антар-даше (внутреннем сознании), иногда в ардха-бахья-даше (наполовину во внешнем сознании), а иногда в бахья-даше (внешнем сознании).
Теперь, находясь во внешнем сознании, он поделился:
– Каждый день я готовлю вкусные блюда. Сегодня я приготовил особый кхир.
Когда Рагхунатха дас Госвами отправился в Пури, отец послал с ним двух севаков и много денег. Через пару дней он устроил огромный пир, пригласив на него Махапрабху и всех Его спутников. Рагхунатха дас Госвами угостил всех маха-прасадом. Махапрабху и все Его спутники были поражены.
Какой удивительный был маха-прасад! Так продолжалось два года. Однажды Рагхунатха дас Госвами перестал устраивать пиры. Махапрабху поинтересовался у Сварупы Дамодары:
– Почему Рагхунатха больше не приглашает на прасад?
– Он знает, что Тебя это не радует, потому и перестал устраивать пиры.
– О, Рагхунатха знает Мое сердце!
То есть нужно служить не только внешне, но и внутренне. Например, вкусно готовить и угощать всех прасадом не только здесь, но и в духовном мире. Секрет в том, чтобы начать делать служение для духовного мира. Ваш духовный учитель, Рати-манджари, Раса-манджари, Лаванга-манджари, Ананга-манджари, Канака-манджари, Рамана-манджари, Шримати Радхарани, Кришна и Его друзья – все там ждут вашего служения.
Поэтому Махапрабху дал указание Рагхунатхе дасу Госвами:
– Нет нужды в прасада-севе в этом мире. Начинай готовить в духовном мире. Когда приготовленное тобой будет предложено, и этот прасад раздадут, все так обрадуются, что забудут обо всем на свете.
Самое главное – служение в духовном мире
Есть сева-садхака-рупена и сиддха-садхака-рупена. Представители гуру-варги совершают служение как в теле садхака, так и в своем вечном духовном теле. В своей садхака-сварупе они учат всех. Например, Свами Прабхупада, приехав на Запад, сам готовил, а через некоторое время благодаря его шакти все научились, как служить. До этого никто не знал, как играть на мриданге. Свамиджи попросил в письме нашего возлюбленного Гурудева прислать кого-нибудь, кто умеет играть на мриданге, готовить. Но сложно было получить паспорт и визу, поэтому в тот период Шрила Гурудев отправлял мриданги, караталы, перу, бурфи [одного севака он все-таки отправил позже – прим. ред.].
Позже по милости Прабхупады все научились готовить как особые блюда для Божеств, так и основные для всех. Прабхупада говорил приносить ему то, что готовится для всех.
Шрила Гурудев объяснил: «Садхак совершает садхану в физическом теле, но он занят еще и в духовном мире в сиддха-сварупе. Если вы будете совершать севу в духовном мире, станет возможной антар-даша. Иногда вы будете находиться в ардха-бахья-даше (наполовину внешнем сознании). В таком состоянии вы даете наставления, но вы всегда связаны с потоком. Стоит вам только посмотреть на зерновые, как вы сразу очистите их. Если вы даете кому-то наставления, то вместе с ними вселяете шакти. К тому, кто выражает вам почтение, придет шакти, не нужно будет его учить, он естественным образом наберется опыта».
В тот день Шрила Гурудев посвятил хари-катху только одной теме: как готовить. Все были изумлены.
Люди на Западе не привыкли готовить. Они даже не заходят на кухню – заказывают готовую пищу, разогревают и едят, либо питаются бутербродами с джемом. На Западе очень много храмов ИСККОНа, в каждом храме наряжают Божеств, готовят, предлагают бхогу, приглашают людей, устраивают праздники и прекрасные киртаны. Как и где они этому научились? Это называется айши-шакти. Представители гуру-варги постоянно находятся в антар-даше, то есть они служат в духовном мире. К тем, у кого есть с ними отношения и почтение к ним, придет поток шакти.
Гурудев продолжал: «Когда заходите на кухню, сначала предложите пранамы своему Гурудеву, затем гуру-варге, манджари, сакхи. Всем выразите почтение и, если есть возможность, предложите цветы».
Знаете, как у нас всегда было заведено на кухне в Навадвипе, Пури, да и вообще в любом месте? Первым делом мы проводили пуджу очагам, потом предлагали прасад Радхарани, Ее гирлянду, чаранамриту. Потом любой, кто приходил, обучался всему естественным образом. Почему? Потому что они в этом трансцендентном потоке. Также необходимо почтение к манджари и к сакхи, особенно к Шримати Радхарани. Гурудев – это кинкари, палья-даси Шримати Радхарани.
радха-саммукха-самсактим сакхи-санга-нивасиним
там ахам сататам ванде гуру-рупам парам сакхим
[Снова и снова я предлагаю поклоны моему Гурудеву, который в облике прекрасной сакхи счастливо пребывает в обществе Шримати Радхики и других Ее близких подруг.]
пратах шриман-навадвипе дви-нетрам дви-бхуджам гурум
варабхая-прадам шантам смарет тан-нама-пурвакам
У гуру есть две сварупы: в лилах Махапрабху и в лилах Кришны. В кришна-лиле у него сварупа манджари или сакхи, а в лилах Махапрабху он – спутник Чайтаньи Махапрабху. Игры Махапрабху всегда наполнены санкиртана-расой. Все питаются этой санкиртана-расой. Маха-прасад устраивают в вечной Враджа-мандале. Не думайте, что мы что-то делаем в этом мире. Многие пытаются что-то устроить, но не могут сделать ничего достойного. Если вы забудете враджа-деви, манджари, сакхи, Гурудева, что бы вы ни сделали – все будет бесполезным. В большой праздник никто даже не прикоснется к тому, что вы приготовите. Потом это отдадут коровам и свиньям.
От прасада, приготовленного в правильном умонастроении, не останется и крошки. Будут смотреть на него и танцевать от радости: «Ах, какой прасад!» Потому что у того, кто готовил, есть связь с духовным миром. Это самое главное. Тогда придет вдохновение, что и как делать. Так очень быстро можно набраться опыта и войти во враджа-лилу.
Гурудев объяснил: «Мужчинам сложно совершать бхаджан, а женщины от природы обладают шакти Радхарани. Стоит им подумать о Шримати Радхарани, сакхи и манджари, как у них сразу же появится все необходимое для служения. Мужчины забыли свою [вечную] сварупу. Им нужно молиться:
палья-даси кори’, лалита сундари,
анаре лоия кабе
шри-радхика-паде, кале милаибе,
аджна-сева самарпибе
[Когда же несравненная Шримати Лалита-деви примет меня своей служанкой? Она обучит меня и приведет к лотосным стопам Шримати Радхарани, отдав в Ее полное распоряжение.]
Только тогда они смогут изменится. Поэтому мужчинам необходимо повторять брахма-гаятри, чтобы пришла брахма-шакти и они стали палья-даси. Им нужно молиться о милости сакхи и манджари, плакать об этой милости. Мужчины очень гордые, постоянно распоряжаются, а женщины смиренные – выполняют все, что им говорят. Женщины стараются сделать все хорошо, а к мужчинам, если они один раз что-то сделают, столько гордости приходит. Брахма-гаятри делает их смиреннее».
Гурудев в тот день дал такую чудесную лекцию!
Что дает шакти духовных учителей
Вернувшись с Запада, Шрила Гурудев спросил меня:
– Что, начинаешь бизнес?
– Какой бизнес?
– Всем даешь свою фотографию?
– Я ничего не знаю.
– Не надо мои фотографии продавать, иначе придет большое проклятье.
Я сказал: «Я ничего об этом не знаю. Я понятия не имею, что делают западные и индусы».
Гурудев сказал, что в нашей парампаре принято в первую очередь выражать почтение представителям гуру-варги и молиться им, тогда все пройдет гладко.
В Навадвипе на парикраме было 20–25 тысяч людей, и надо было приготовить до семи утра завтрак, потом обед в 11:30–12 и ужин, с 19:30 до 20 часов, а потом все убрать. Как это возможно – трижды в день готовить, причем не простые блюда, а сладкий рис, халаву, иногда панир-сабджи, сабджи из джекфрута, пармал-сабджи, чапати с гхи, хлеб…
Как это стало возможным? Благодаря шакти гуру-варги.
Гурудев объяснял, что представители гуру-варги приходят из духовного мира и и все устраивают. Вы думаете, будто вы что-то делаете, но это далеко не так. Это они все организуюторганизуют, а а ваше дело – просто предаться. Дети ничего не умеют, они даже не знают, как и сколько кушать. Родители кормят их понемножку, чтобы те не заболели.
Точно также рядом с духовным учителем мы как маленькие дети, ничего не знаем, но гуру все для нас устраивает. Время от времени он дает нам понемножку нектара, чтобы мы духовно росли и становились смиренными. Чем искуснее становишься, тем больше смирения приходит. У этого нектара огромное могущество: не поддаешься гневу, постоянно служишь, и чем больше служения, тем больше счастья приходит. А когда нет служения, только сидишь и плачешь.
Сейчас стоит кому-то дать поручение, в ответ прозвучит: «Я и так столько всего делаю. Почему бы вам не попросить кого-то другого?»
Одно время со мной в Матхуре было несколько западных преданных. Они убирались, ходили на бхикшу, готовили, раздавали прасад, порой были заняты до полуночи. Как-то раз они пожаловались: «А почему вы только нам указываете, что делать, а индусам ничего не говорите?»
Я ответил: «Хорошо, с сегодняшнего дня не подходите ко мне, тогда я и не буду ничего вам говорить. Я говорю только тем, кто приходит ко мне. A если кто-то держится на расстоянии, я никогда ничего им не говорю».
Если ты мой, то я твой. Тогда ты будешь делаешь всё безо всякого указания. Если я с Кришной и Радхарани, то я все делаю для Их счастья и никогда не жалуюсь и не расстраиваюсь, не болею и полон энергии. Тогда все идет очень хорошо. Это самая первая составляющая бхакти, чтобы войти в духовный мир – сева-садхака-рупена. Постепенно вы начнете понимать, что такое сиддха-рупена.
бахья, антара, – ихара дуи та’ садхана
‘бахйе’ садхака-дехе каре шравана-киртана
‘мане’ ниджа-сиддха-деха кария бхавана
ратри-дине каре врадже кришнера севана
(Чайтанья-чаритамрита, Мадхья, 22.156–157)
[Практика рагануга-бхакти делится на внешнюю и внутреннюю. Осознав себя, зрелый преданный внешне ведет себя как неофит, то есть соблюдает все правила и предписания шастр, особенно те, которые относятся к слушанию и воспеванию. В то же время в духовном теле, проявленном по милости Шри Гуру, он день и ночь мысленно служит Шри Кришне во Врадже.]
Кришнадас Кавирадж Госвами написал это. Вначале Махапрабху наставлял [Рагхунатху даса Госвами]:
антаре ништха кара, бахйе лока-вьявахара
ачират кришна томая карибе уддхара
(Чайтанья-чаритамрита, Мадхья, 16.239)
[В глубине сердца храни твердую веру, но внешне веди себя как обычный человек. Тогда Кришна будет доволен тобой и очень быстро освободит тебя из плена материального бытия.]
Люди думают, что Махапрабху сказал что-то обычное. Но это не так. Внешне вы делаете всю севу, а в сердце антаре ништха кара –храните твердую веру вШримати Радхарани, манджари, сакхи и враджаваси. Если вы связаны с ними, все будет чистым и совершенным.
Важный стих о чистоте
Когда я только пришел в храм, мне сразу сказали один стих:
neat and clean, fresh and green,
white and quiet and everything is right
Это моя маха-мантра. Если вы нечистые, сидите в грязном месте, то и ум всегда будет обеспокоен. Чистое место лучше рая, это как Вайкунтха.
Шрила Бхактивинода Тхакур пишет: дже-дина грихе, бхаджана декхи, грихете голока бхая. Бхаджан означает бхадж-дхату севаям. Без настроения служения жизнь, как в аду. Поэтому в первую очередь neat and clean – увидели пылинку, грязь – уберите. Сами станьте чистыми и все вокруг себя сделайте чистым.
Green означает юный, то есть как юная кишори или кишор, не старуха и не кощей бессмертный, кожа да кости. Fresh and green, then white and quiet. White – мягче масла, это не о белом цвете одежды, а о мягкости сердца. Quiet – стать смиренным. Тогда все будет правильным.
Поэтому необходимо настроение служения. Молитесь, и вы даже не заметите, как обретете связь с вечным миром и выберетесь из материального мира. Будет приходить вдохновение, что и как делать согласно времени года и обстоятельствам. Что уж говорить о вдохновении, все естественным образом устроится!
Что вы можете дать, если у вас ничего нет?
«Я – Верховный Повелитель. Я обеспечиваю каждого всем необходимым. Вы – Мои дети. Просто садитесь рядом со Мной и воспевайте Мои имена – Я все для вас устрою», – так мыслит Господь.
Это очень быстрый процесс для бхакти и бхаджана.
Я приезжал с Гурудевом к Свами Прабхупаде в 1975–1978 годы [в Кришна-Баларама-мандир]. Джанаки Матаджи, Адитья Матаджи, Гита Матаджи и другие севики так превосходно готовили шукту и много других блюд!
Как-то накануне Чатурмасьи ко мне пришел секретарь Джаяпатаки Махараджа. Он рассказывал, что они собираются приготовить 56 видов шака: батуа, метхи, шпинат, листья тыквы, листья локи… Он показал мне целый список. Как они служат своему Гурудеву! Гурудев научил, послал вдохновение и поэтому они всему научились. Но разве можно что-то объяснить преданному, у которого нет отношений с наставником?
Как-то раз я приехал в Кумарахатту, а там были ученики Бхакти Сварупы Свами. Первое, что я услышал – это прекрасные звуки киртана. Подойдя ближе, я спросил:
– Откуда вы знаете такие красивые мелодии и киртаны?
– Наш Гуру Махарадж нам дал эту «Гопи-гиту».
Гуру все дает своим ученикам.
Знаете, в России на улице поют, подыгрывая на гитаре:
крити-садхья бхавет садхья-бхава са садханабхидха
нитья-сиддхасья бхавасья пракатьям хриди садхьята
(Бхакти-расамрита-синдху, 1.2.2)
[Садхана-бхакти – это практика составляющих бхакти с помощью чувств и ума с целью обрести бхава-бхакти. Эта бхава вечно присутствует в сердце дживы, но проявляется в чистом сердце благодаря садхане под руководством истинного духовного учителя (нитья-сиддха, маха-бхагавата гуру).]
Еще и объясняют смысл! Кто их научил их этой важной шлоке Шрилы Рупы Госвами? Так они ее поют на медленную, протяжную мелодию. Откуда к ним это все пришло? Такой путь очень легок. Другие виды садханы очень тяжелые.
Если покормить обычных людей, они будут счастливы. Когда Свами Прабхупада начал проповедовать и открывать центры, то он говорил: «Всегда готовьте сабджи и халаву».
Прабхупада готовил гугни (турецкий горошек) и халаву и хранил на случай, если придут гости. Он заранее готовил тесто для чапати. Когда кто-то приходил, он готовил четыре-пять пури, предлагал Радхе-Шьямасундаре или Радхе-Говинде. Те, кто пробовал пури, гугни, халаву, плакали от счастья: «Прабхупада, чем вы нас угостили?» Так все и научились.
Это называется сева-садхака-рупена. Это самое первое служение, которое открывает садхакам доступ в духовный мир. Что могут предложить те, кто этого не знает? Любовь имеет шесть признаков:
дадати пратигрихнати
гухьям акхьяти приччхати
бхункте бходжаяте чаива
шад-видхам прити-лакшанам
(Упадешамрита, 4)
[Дарить чистым преданным нужные им вещи и принимать от них в дар вещи, которыми они пользовались, поверять преданным свои откровения, полученные в бхаджане, и просить их поделиться откровениями, вкушать с любовью прасад, которым они угощают, и с любовью угощать их прасадом − таковы шесть признаков исполненных любви отношений с чистыми преданными.]
Если у вас ничего нет и вы ничего не знаете, то что вы дадите? Кощей бессмертный вы, сухая солома или полено. Даже сухие дрова в хозяйстве пригодятся − ими можно разжечь очаг, а какая польза от вас? Что вы можете дать, если у вас ничего нет? Поэтому необходима милость Кришны, Свами Прабхупады. Он − воплощение милости Кришны.
Мой Гуру Махарадж с самого детства был севаком Парам-гурудева. Прабхупада Сарасвати Тхакур передал его в руки Парам-гурудева. Парам-гурудев никогда не готовил, не заходил на кухню, поскольку был из семьи богатых помещиков.
Как-то раз в Маяпур издалека приехали два высокопоставленных чиновника. Они прибыли в Маяпур в белых костюмах, ботинках. Было около двух часов дня, лето.
В тот день Парам-гурудев сидел под джекфрутовым деревом и подсчитывал налоги с переданных земель. У него не было вентилятора, только ветерок иногда поддувал. Увидев двух высоких статных чиновников с раскрасневшимися от жары лицами, он уважительно обратился к ним: «Пожалуйста, примите омовение в Радха-кунде и возвращайтесь на прасад».
Прасад к тому времени уже закончился, вся посуда была перемыта, а севаки разошлись. Парам-гурудев пошел на кухню, разжег очаг сухими листьями и поставил вариться в одном котле рис, завязанные в узелки горох и овощи.
В итоге он приготовил десять-пятнадцать блюд, качественный рис с гхи. Гости были поражены, как он успел приготовить за пятнадцать минут столько блюд! В 15:00-15:30 вышел Прабхупада. Он обратился к гостям:
– О, Винода вас покормил! Раз вы приняли прасад от Виноды-манджари, теперь вы станете вечными служанками Радхарани.
Они остались на два-три дня, а потом им пришлось уехать на службу, но они пообещали посылать в храм по пять рупий в месяц (в наши дни это больше пятисот тысяч рупий). Таким образом, от обоих получалось десять рупий. Все были счастливы, поскольку в то время на пять рупий можно было кормить всех в храме целый месяц. Так, они стали присылать ежемесячно по пять рупий, а иногда сами приезжали в храм.
Чиновники никак не могли забыть те блюда, которые приготовил Парам-гурудев. Они обращались к нему как к старшему брату: «Винод Дада».
Мой Гуру Махарадж с детства был его севаком. Гуру Махарадж собирал плоды бэла, из которого делал сок с гуром, или собирал свежий зеленый турецкий горошек, добавлял соль, лимонный сок и приносил Прабхупаде. Он это очень любил. Мой Гуру Махарадж говорил, что Бхакти Прагьяна Кешава Махарадж, Винода-манджари, всему обучил его, хотя на кухню сам никогда не ходил. Такова антар-сева, манджари-упасана.
Шрила Гурудев тоже был настолько искусен во всем! Когда я пришел в храм, он на кухню не заходил, но, стоя в дверях, показывал, что и как делать. Когда ездили в другие храмы он говорил: «Смотри и учись, как готовить». И все проявляется благодаря его шакти.
Бхаджан означает бхадж-дхату севаям. Садхак совершает севу и благодаря этому очень быстро продвигается.
Некоторые бегут с кухни, поскольку там большой огонь и жарко. Я никогда не обращал внимания на то, какой огонь. Знаете, в Матхуре была такая маленькая кухня, как домик у воробушка, но там готовили для пяти-десяти тысяч человек и никогда не уставали. Везде было жарко, но только не у меня на кухне. Готовить на кухне − это самая первая программа гуру-варги в этом мире, с помощью которой очень легко преодолеть майю.
6 февраля 2023 года, вечер
Пуджьяпад Премананда Прабху
Уважемый Премананда Прабху можешли ты научить нас готовить сыроедческие блюда чтобы мы были здоровее и счастливее, мы уже устали страдать от бед и болезней. Да пребудет с тобой Шри мати Радхарани! Обязательно задайте этот вопрос и видео с ответом тоже запишите