Кто мы
Шри Чайтанья Махапрабху давал разным преданным наставления в разное время и в разных местах. Например, на протяжении двух месяцев он давал важные наставления Шриле Санатане Госвами в Варанаси, а Гопала Бхатту Госвами и его родственников обучал четыре месяца в Шри Рангаме. Находясь в Джаганнатха Пури, Махапрабху около восьми месяцев наставлял Шри Рагхунатху Бхатту Госвами, а в другое время – Шрилу Рупу Госвами и Шрилу Санатану Госвами. Все эти наставления, данные Махапрабху Своим дорогим преданным, помогают нам, обусловленным душам, понять нашу истинную сварупу и получить связь с вечными играми (нитья-лилой) Шри Хари. Обучая Своих преданных, Махапрабху учил весь мир, что единственной целью всей нашей деятельности должно быть достижение шуддха-бхакти, чистой преданности. Не надо тратить свое время на идеи и желания этого мира, которые не связаны с шуддха-бхакти.
Махапрабху учил, как мы должны по-настоящему воспринимать себя:
нахам випро на ча нара-патир напи ваишйо на шудро
нахам варни на ча гриха-патир но ванастхо ятир ва
кинту продьян никхила-парамананда-пурнамритабдхер
гопи-бхартух пада-камалайор даса-дасанудасах
(Падьявали, 63, цит. в «Чайтанья-чаритамрите», Мадхья, 13.80)
[Я не брахман, не кшатрий, не вайшья и не шудра. Я не брахмачари, не грихастха, не ванапрастха и не санньяси. Я слуга слуги слуги лотосных стоп Господа Шри Кришны, покровителя гопи. Высшее прибежище для каждого, Он полон трансцендентного блаженства и подобен сияющему океану нектара.]
Мы не имеем ничего общего с материальным телом. Неважно, какого мы пола и происхождения, кто мы по национальности… Мы не мужчины или женщины, не черные, белые, американцы, австралийцы, африканцы, англичане, китайцы, индийцы, русские… Каждый из нас – частичка Господа, и наше истинное предназначение служить Ему с любовью. Главный принцип и цель нашей жизни – это любовь враджа-гопи, то, как они служат Кришне и радуют Его.
В Джаганнатха Пури многие карми (приверженцы прагматической деятельности) и гьяни (эмпирические философы) не соблюдали Экадаши. А у тех, кто все-таки следовал Экадаши-врате, не получалось делать это чисто. Их соблюдение Экадаши не было шуддха. Тем не менее Махапрабху собственным примером показал, как нужно следовать шуддха Экадаши. Он делал это Сам и таким образом учил других.
Экадаши на уровне ниргуны
Экадаши-деви – это кришна-прия, она очень дорога Шри Кришне. Господь Хари и хари-бхакти (преданность Господу) лишены материальных качеств (ниргуна), точно так же трансцендентно и явление Экадаши-деви ради помощи обусловленным душам. То, как карми и гьяни соблюдают Экадаши-врату, не сравнится с соблюдением враты шуддха-бхактами (чистыми преданными), находящимися на уровне ниргуны.
Ниргуна означает «за пределами трех гун материальной природы» или «отсутствие материальных качеств». Время, солнце и луна материальны, но становясь посредником для хари-бхакти, то есть когда они связывают со служением Шри Хари, они становятся ниргуной. Подобным образом, Экадаши приходит в определенное время, и важно понять, что благодаря присутствию Экадаши и правильному использованию этого времени в шуддха-бхакти это время становится ниргуной. Думать, что на чистую, трансцендентную природу Экадаши влияет положение солнца, луны и других небесных тел, считается большой ошибкой и даже оскорблением.
В отношении Экадаши-враты существует множество правил. Писания предписывают пост на зерновые и другие продукты, чтобы свести к минимуму нужды тела и больше времени посвятить составляющим бхакти – слушанию и воспеванию. В этот день нужно оставить общение с обывателями и грешными людьми, находиться в святой тиртхе или храме и общаться с возвышенными преданными.
Кто-то может избегать всего запрещенного, например, не будет наносить на тело масло, чистить зубы, есть из бронзовой посуды, спать, играть в азартные игры, обманывать, критиковать других, испытывать зависть, гнев и ублажать чувства.
Есть один важный момент. Если кто-то и соблюдает все эти запреты, включая прерывание поста на следующий день в определенное материальное время, согласно положению солнца в зоне проживания, но при этом лишен настоящей преданности и связи с преданностью согласно своему вечному положению – положению любящего слуги Шри Хари, ничто из того, что он практикует в данном случае, не будет ниргуной. Подобная практика, не связанная с истинной преданностью, принесет те же плоды, что и аропа-сиддха-бхакти и санга-сиддха-бхакти, или то, что жаждут обрести карми и гьяни, а именно – чувственные наслаждения и освобождение.
К категории сварупа-сиддха-бхакти относится внимательное соблюдение святых титх, таких как Экадаши, понимая, что они полностью трансцендентны (ниргуна) и связаны с вечным служением Шри Хари в Его нитья-лиле. Это несомненно дарует плоды премы. Именно это и скрывается за наставлениями Махапрабху, которые он дал Шриле Санатане Госвами:
экадаши, джанмаштами, вамана-двадаши
шри-рама-навами, ара нрисимха-чатурдаши
эи сабе виддха-тйага, авиддха-карана
акаране доша, каиле бхактира лаyгхана
(Чайтанья-чаритамрита, Мадхья, 24.231-232)
[Такие враты, как Экадаши, Джанмаштами, Вамана-двадаши, Рама-навами и Нрисимха-чатурдаши, нужно соблюдать в авиддха (несмешанные) и шуддха (чистые) титхи, в то время как виддха (смешанные) титхи нужно избегать. Все эти враты должны быть описаны, и благодаря следованию им придет бхакти и необходимое духовное питание. Тем не менее тот, кто не соблюдает их внимательно, будет небрежен в преданном служении и совершит много ошибок.]
Святые титхи нужно почитать в тот день, когда они приходят, или, другими словами, поклоняться титхи, не смешанному с обычным титхи, который ему предшествовал. Вот почему Махапрабху попросил Шрилу Санатану Госвами объяснить это. Враты нужно соблюдать в несмешанные, чистые титхи, и когда титхи смешанный (виддха), в этот день нельзя их отмечать.
Важно понять, почему это именно так. Нельзя сказать, что эти виддха-титхи оскверняют святые титхи, делают их нечистыми. Скорее поклонение и соблюдение враты в виддха-титхи показывает непочтительное отношение к особому святому титхи, который кто-то хочет соблюдать. Например, чтобы оказать должное почтение царю, который вот-вот прибудет в свое царство, нужно подготовить все необходимое и удостовериться, что особая церемония приветствия начнется именно в тот момент, когда царь со своей свитой приедет на место. Иначе, если эта приветственная церемония начинается в то время, когда незадолго до прибытия царя появляются какие-то обычные люди, это показывает крайнее неуважение к правителю.
Таким образом, следуя указанию Махапрабху, Шрила Санатана Госвами написал в «Шри Хари-бхакти-виласе»:
пурвавиддха сада тьяджья
паравиддха сада грахья
[Если определенный титхи становится пурва-виддха, его нужно отвергать, а пара-виддха-титхи нужно всегда принимать.]
Что такое брахма-мухурта
Что определяет титхи как виддха или авиддха? Для Вайшнавов день начинается в брахма-мухурту, то есть предпоследнюю мухурту перед восходом солнца. Согласно ведическим расчетам день делится на тридцать частей, каждая из которых длится 48 минут. Эти части называются мухурты. Согласно общепринятому определению, брахма-мухурта – это временной промежуток, который начинается за 1 час 36 минут до восхода солнца и заканчивается за 48 минут до восхода солнца. Глубокий смысл брахма-мухурты заключается в том, что данная часть дня — это время Брахмана. Это самое благоприятное время, поскольку это время пробуждения Божественной Четы. В ашта-калия-лиле пробуждение Шри Шри Радхи и Кришны происходит в предпоследнюю мухурту (с 4:24 до 5:12) периода нишанта-лилы (с 3:36 до 6 утра).
Когда Экадаши-титхи присутствует с начала брахма-мухурты и продолжается до конца (или даже длится после) брахма-мухурты следующего дня, это называется сампурна. Такое Экадаши подходит для следования шуддха Экадаши-враты.
Если же Дашами-титхи (десятый лунный день) все еще присутствует, когда уже началась брахма-мухурта, получается, что Экадаши-титхи смешивается с предыдущим титхи. Это называется пурва-виддха. В таком случае нельзя соблюдать Экадаши-врату в этот день (одиннадцатый лунный день) – нужно перенести на следующий день, Двадаши, и тогда он станет Маха-двадаши.
Когда Экадаши-титхи присутствует с начала брахма-мухурты, но Двадаши-титхи (двенадцатый лунный день) начинается перед брахма-мухуртой следующего дня, подобное смешение Экадаши-титхи с Двадаши-титхи называется пара-виддха. Хотя титхи смешанный, такой день все равно подходит для соблюдения Экадаши-враты.
Благодаря следованию Экадаши-врате согласно предписаниям уттама-бхакти, то есть взращивая усилия и настроения, благоприятные для Кришны (анукульена кришнанушиланам), преданность укрепляется и постепенно достигает совершенства в према-бхакти.
Поэтому Экадаши-деви славится как мать преданности. Шрила Бхактивинода Тхакур сказал: мадхава-титхи, бхакти-джанани, джатане палана кари. Святые титхи Мадхавы, такие как Экадаши и Джанмаштами, являются матерью преданности (бхакти-джанани). Я буду очень внимательно (джатане) соблюдать и почитать их (палана кари).
Что означает внимательно и с почтением следовать Экадаши? Во-первых, это подразумевает посвятить этот титхи исключительно трансцендентному преданному служению, совершая его в обществе преданных. Во-вторых, правильно выражать почтение этому святому титхи, соблюдая врату именно в тот день, когда этот титхи не смешивается с предыдущим.
Правила следования вратам, которые Махапрабху установил в беседе со Шрилой Санатаной Госвами, призваны связать нас с нитья-лилой Господа и вечным духовным миром. Они никоим образом не должны способствовать нашему отождествлению себя с материальным миром, что в итоге станет разновидностью ниямаграхи. Выше уже объяснялось, что в отношении времени соблюдения Экадаши-враты существуют особые правила. Очень важно уяснить, что глубокое понимание данных правил поможет нам установить связь с ниргуна бхакти.
Врата начинается в брахма-мухурту. Принимая это, мы можем либо считать брахма-мухурту материальным временем, определяемым материальным восходом солнца, либо понять, что брахма-мухурта по своей природе ниргуна. Второе предпочтительнее, иначе почему мы называем данный временной промежуток брахма-мухуртой?
Экадаши и нитья-лила
Материальное представление о брахма-мухурте (что она зависит от восхода материального солнца) нелепо. Где-то солнце восходит в семь утра, где-то в восемь, девять или десять утра, а где-то поздней ночью. В каких-то местах оно вообще не поднимается, а в каких-то не садится. Те, кто старается применить правила Экадаши ко всем этим местам, основываясь на движении материального солнца, совершенно не понимают, что брахма-мухурта по своей природе ниргуна. Более того, они применяют свою неверную концепцию еще и к соблюдению Экадаши-враты. Таким образом они очень далеки от правильного почитания Экадаши как ниргуна титхи, из-за чего не способны получить связь с нитья-лилой Господа.
Для ниргуна-бхакт брахма-мухурта означает предпоследнюю мухурту (с 4:24 до 5:12) нишанта-лилы Господа, которая длится с 3:36 до 6. В это благоприятное время пробуждается Божественная Чета, и Их готовят к предстоящему утру. Представители нашей гуру-варги учат нас, что именно это время знаменует начало нашего дня. Поэтому мы всегда проводим мангала-арати в это время, независимо от восхода солнца. Таким же образом ниргуна-бхакта, выполняя правила следования шуддха Экадаши-враты и рассчитывая, является ли титхи авиддха или виддха, будет видеть только трансцендентную, ниргуна, природу брахма-мухурты, независимо от того, взошло материальное солнце или нет. Таким образом, ниргуна-бхакты правильно почитают это время ниргуна. Это даст им постоянную связь с ниргуна нитья-лилой Господа и укрепит их преданность.
Тех, кто следует шуддха Экадаши-врате, Сам Бхагаван наделит истинными плодами Экадаши (сат-пхала). Те же, кто соблюдает виддха Экадаши-врату, получат от Мохини ложные плоды (ку-пхала). История о Рукмангаде – верное тому доказательство.
Видя пример ниргуна-бхакт, последователей Шри Чайтаньи Махапрабху – как они правильно почитают во вратах трансцендентное (ниргуна) время, мы тоже можем легко понять, как они соблюдают врату, принимая прибежище только у трансцендентной природы святой дхамы Махапрабху.
В силу осквернения материальной наукой и политикой мир разделился на страны и временные зоны. Это только усиливает у людей ложное представление о себе и разъединяет садхаков с нитья-лилой. Поэтому ниргуна-бхакты милостиво рекомендуют нам стать жителями Маяпура, что соответствует настроению Шрилы Рупы Госвами, который советовал нам жить во Вриндаване физически и в уме, и если физически для нас невозможно, то мы должны находиться там мысленно.
Навадвипа-дхама, или Маяпур, неотлична от Вриндавана. Тем не менее в шастрах говорится, что в Кали-югу все святые тиртхи и духовные энергии пребывают в Навадвипе, и только там присутствует удивительное могущество, дарующее садхакам прему независимо от их недостатков и оскорблений.
Ниргуна-бхакты, свято верующие в трансцендентную природу Навадвипы, советуют совершать врату, приняв прибежище только у Навадвипы.
надия-удаягири, пурначандра гаурахари,
крипа кари’ ха-ила удая
(Чайтанья-чаритамрита, Ади, 13.98)
[По Его беспричинной милости полная луна по имени Гаурахари взошла на небосводе Надии (Навадвипы), уподобившейся Удаягири, которая первой утром видит солнце.]
В Калифорнии один старший ученик Прабхупады однажды спросил Шрилу Гурудева: «Могут ли преданные на Западе праздновать Гаура-пурниму (и другие праздники) до того, как это делают преданные из Маяпура?” Гурудев ответил: “Никогда”.
Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада говорил о том, что солнце сначала восходит в Маяпуре, и весь остальной мир должен следовать этим событиям после. Позднее, когда Гурудеву рассказали о данном комментарии Прабхупады, Гурудев ответил: “Как сказал Свамиджи, так мы и должны следовать”.
Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада – ниргуна-бхакта. Он не поощрял идею создания календарей согласно временным зонам* и принимал только календарь по Маяпуру**, поскольку полностью понимал: если мы будем таким образом поддерживать связь с Навадвипой и иметь полную веру в трансцендентную (ниргуна) природу дхамы, это поможет нам легко обрести милость Махапрабху. И тогда, невзирая на наши ошибки и недостатки, мы в полной мере получим плоды нашей садханы.
*На Вьяса-пуджу Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады в 1986 году Випрамукхья Свами во время своего пушпанджали затронул следующую тему: «Возник вопрос: “Когда был Джанмаштами? По календарю, составленному Прадьюмной, он был в один день на Западе и в другой день в Индии. Опираясь на астрологические вычисления, он разделил мир на временные зоны, и поэтому те, кто живет на Западе в конкретной временной зоне, должны соблюдать праздник на следующий день. Наблюдая эту путаницу, вы сказали, что с вычислениями «перемудрили», и поэтому в какой день проходит праздник в Индии, в тот же день должны праздновать и во всем остальном мире».
**25 февраля 1988 года ДжиБиСи выпустило следующую резолюцию:
“Что по наставлению Шрилы Прабхупады ДжиБиСи принимает календарь Йога Питха Гаудия Панджика как авторитетный для ИСККОНа. Также по наставлению Шрилы Прабхупады нужно следовать Панджике в любой зоне мира в соответствии с датой календаря по Маяпуру”.
Резолюции ДжиБиСи 1988 года №53 (htp://gbc.iskcon.org/1988/)