Харе Кришна, дорогие друзья! Близится Гуру-пурнима, а вместе с ней – день ухода Шрилы Санатаны Госвами. Памятуя лотосные стопы нашего возлюбленного Шрилы Гурудева, парамарадхьятама Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа, мы публикуем сегодня его хари-катху.
Приехав в 2000 году в Алачуа, Шрила Гурудев милостиво начал цикл лекций по «Санатана-шикше», в которых раскрыл самую суть учения Махапрабху. Данная хари-катха представляет собой подробный рассказ о жизни Шрилы Санатаны Госвами, о том, как он пришел к Шри Чайтанье Махапрабху. Мы так удачливы, что эта лекция увидела свет и на русском языке! Пусть ваше празднование Вьяса-пуджи пройдет в памятовании нашей рупануга гаудия гуру-варги!
В надежде служить Хари, Гуру и Вайшнавам,
команда Бхакта-бандхав
Тридандисвами Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж
Как Санатана Госвами пришел к Шри Чайтанье Махапрабху
20 июня 2000 года, вечер, Алачуа, Флорида
Свамиджи всех покорял своей любовью
Шрила Гурудев: Огромное спасибо всем преданным, приехавшим издалека: из Калифорнии, Бэджера, с Коста-Рики, Австралии, Гавайев, Панамы, Бразилии, Майями и Филиппин. Приняв прибежище Шри Чайтаньи Махапрабху и Рупы, Рагхунатхи, Санатаны и, особенно, Шрилы Бхактивиноды Тхакура, Шрилы Прабхупады Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Тхакура, моего Гурудева и моего шикша-гуру Бхактиведанты Свами Махараджа, которого вы называете Прабхупадой, я хочу кое-чем поделиться с вами.
Бхактиведантa Свами Махарадж был моим самым близким другом. Он был моим шикша-гуру. Он никогда не относился ко мне как к ученику. Мы всегда сидели вместе, обсуждали хари-катху и делали чапати. Мы, как друзья, часто смеялись и шутили. Он очень любил пошутить и всегда улыбался. У него не было ложного эго: «Я такой ученый», «Я – гуру» или что-то в этом роде. Наверняка он шутил с вами, своими старшими учениками – не то, чтобы он всегда был очень серьезным и всеми командовал. Совсем нет! Он никогда никого не контролировал, но покорял сердца любовью. Поэтому я всегда хочу следовать ему.
В том, что я говорю, нет ни единого моего слова: это слова моей гуру-варги, их реализации, их проповедь.
Я прошу вас постараться понять всю глубину учения Бхактиведанты Свами Махараджа. Если вы воспринимаете его наставления поверхностно, тогда вы будете обмануты. Попытайтесь углубиться и понять его учение. Как и другие гуру в нашей ачарья-парампаре, он может говорить много противоречивых вещей, потому что существует столько разных уровней преданных. Но мы должны разрешить эти кажущиеся противоречия: почему где-то он сказал одно, а где-то – другое. Он может говорить по-разному в зависимости от обстоятельств.
В «Шримад-Бхагаватам» и «Чайтанья-чаритамрите» содержится столько кажущихся противоречий! Например, в “Шримад-Бхагаватам” говорится, что темной ночью, в лесу, где было много опасных зверей, Кришна велел гопи: «Вы должны немедленно вернуться назад», а потом Он спросил: «Когда это Я говорил вам уходить?» Не было никаких опасных животных, и ночь была совсем не темной. Было полнолуние, но Кришна сказал, что была кромешная тьма, а позже: «Я никогда не говорил вам возвращаться». Но нам нужно согласовать все это. Почему в тот раз Он сказал: «Не уходите. Оставайтесь здесь, будем танцевать»? О, все зависит от уровня преданных, нужно правильно понимать эти моменты.
Башня ценою в жизнь
Теперь я перехожу к лекции. После Махабхараты наступили темные времена: Индия оказалась под гнетом мусульманских правителей. В то время в Бенгалии жил мусульманский царь Хуссейн Шах. Однажды он решил построить очень высокую башню – тысячи рабочих трудились над этим! Так много опытных каменщиков усердно работали там. И вот, когда башня была почти достроена, царь поднялся на самую вершину и, окинув взглядом проделанную работу, воскликнул: «О, отличная работа. Во всей Индии не найти такой башни!» Он высоко оценил труд каменщиков. Главный прораб ответил: «Да, эта башня так прекрасна! Но мы можем сделать еще лучше».
Царь, рассердившись, тотчас же схватил каменщика за руки и бросил его вниз. Тот лишился жизни. Царь думал: «Если бы он остался жив, то мог бы построить что-нибудь более великолепное. Я этого не вынесу», и потому убил его. Всю эту картину наблюдал один из личных помощников Хуссейна Шаха. Скинув того человека с вершины башни, царь повернулся к нему и сказал: «Иди прямо сейчас и принеси». Что нужно было принести, он не объяснил, а напуганный помощник не стал спрашивать – он убежал, раздумывая: «Какой приказ он отдал? Что нужно принести?» Он никак не мог понять, что бы это могло быть. В великом беспокойстве, спасаясь, он отправился в одну деревню.
Там он увидел двух братьев шестнадцати-семнадцати лет. Они были очень красивыми. Братья, в свою очередь, заметили, что этот человек пребывал в большом беспокойстве, и потому позвали его:
– Мы видим, что каждый день вы бродите тут и там, и вы кажетесь очень озабоченным. Что вас беспокоит?
– Я – личный помощник царя Хуссейна Шаха. Он сказал мне принести что-то, но что именно, так и не сказал. В страхе я убежал. Если он найдет меня, то может убить. Вот почему я так волнуюсь.
– Можете ли вы сказать нам, когда он отдал вам этот приказ, где он находился и что делал?
Так этот мужчина рассказал им всю историю: как они были на вершине башни, как царь убил главного прораба, а потом приказал что-то принести.
Выслушав его, братья ответили:
– О, не беспокойтесь! Вам нужно привести царю из нашей деревни двух очень опытных каменщиков.
Он воспрял духом, хотя все еще боялся. Придя к царю, он сказал: «О царь, я привел двух опытных каменщиков».
Услышав это, Хуссейн Шах рассмеялся.
– Как ты разгадал мое желание?
– Я никак не мог понять, но в той деревне мне встретились два брата, они обладают блестящими познаниями. Несмотря на юный возраст, они сведущи во всем. Они знают много языков, особенно санскрит, урду, фарси, и все остальные.
– Ты сделал именно то, что я хотел, но в тот момент я был разгневан. Я сказал тебе принести что-то, но не сказал, что конкретно. Кажется, эти братья и в самом деле замечательные и очень умные. Иди к ним снова и попроси их прийти ко мне. Они должны быть со мной.
Кто были эти братья? Амар и Сантош. Амар – Санатана Госвами, а Сантош – Рупа Госвами. Личный помощник царя отправился за братьями и попросил их прийти. Так или иначе ему удалось привести их к царю, а царь задал им много вопросов, на которые они дали блестящие ответы. Братья произвели на царя настолько сильное впечатление, что он оставил их в своем царстве в качестве личного секретаря и премьер-министра. Санатана Госвами был премьер-министром, а Рупа Госвами – личным секретарем.
Их было в семье три брата и, насколько мне известно, одна сестра. Они много лет работали, исполняя обязанности премьер-министра и личного секретаря. После того как Чайтанья Махапрабху принял санньясу, Он ушел в Пури, а затем отправился в Южную Индию, где встретил Рамананду Райя. Потом Он вернулся в Пури и объявил: «Я отправляюсь во Вриндаван». Сначала Он добрался до берега Ганги, и, держа путь вдоль Ганги, пошел во Вриндаван.
Когда Чайтанья Махапрабху достиг Канай-Наташалы, царства Хуссейна Шаха, Его окружала огромная толпа. В «Чайтанья-чаритамрите» говорится, что за Махапрабху следовало более ста тысяч человек. В дороге не стихали киртан и хари-катха. Так они достигли Канай-Наташалы. Раньше это место имело мусульманское название, но Санатана Госвами и Рупа Госвами изменили его на Канай-Наташалу. В Рамакели-граме они создали Радха-кунду и Шьяма-кунду.
Встреча с Махапрабху
Глубокой ночью Рупа и Санатана, переодевшись в дхоти и надев чадар, в смиренном настроении отправились к Чайтанье Махапрабху. С ними также был Анупама с сыном Дживой Госвами, которому на тот момент еще не исполнилось и двух лет. Они предложили Дживу Госвами лотосным стопам Шри Чайтаньи Махапрабху.
После этого Санатана Госвами сказал Чайтанье Махапрабху, как следует идти во Вриндаван.
– Неправильно идти во Вриндаван в окружении тысяч людей, возникнет много проблем. Здесь более двухсот человек. Это создаст некоторые трудности: где остановиться, где разместиться, где принять прасадам. Возможно, что кто-то серьезно заболеет и понадобится помощь врачей. Столько проблем может возникнуть! Поэтому лучше идти одному и с пустыми карманами. Вечером найдется место для ночлега, а в доме преданных можно попросить одну чапати. Больше ничего и не нужно.
– О, как же ты умен! Действительно, Я совершаю ошибку. Если я пойду вот так, то царь подумает, что я собираюсь захватить его владения, – ответил Чайтанья Махапрабху.
– Именно по этой причине мы и пришли к Тебе, – добавил Санатана Госвами. – Хуссейн Шах поручил мне узнать, что Ты за человек, и почему с Тобой так много людей, – быть может, Ты хочешь напасть на его царство?
Тогда Чайтанья Махапрабху решил: «Я должен вернуться в Пури, а в следующем году снова отправлюсь во Вриндаван». Так Он вернулся обратно. Было ли это путешествие напрасным? Его проблема была решена.
бхавад-видха бхагаватас
тиртха-бхутах сваям вибхо
тиртхи-курванти тиртхани
свантах-стхена гадабхрита
(Ш.-Б., 1.13.10)
Что это значит? «Личности, подобные тебе, совершают паломничества в святые места. В действительности ты очищаешь святые места. Поскольку Верховная Личность Бога пребывает в сердцах святых, такие личности могут очистить даже места паломничества». У них нет корысти.
У меня нет личных интересов. Вы ведь знаете, как мне тяжело путешествовать в таком преклонном возрасте. Нарада Риши и Шукадева Госвами не имели даже одежды, ничего. Почему же они повсюду странствовали?
Бхавад-видха бхагаватас, тиртха-бхутах свайам вибхо, тиртхи-курванти тиртхани, свантах-стхена гадабхрита. У чистых преданных только одно желание: «Я хочу служить Радхе и Кришне». Они всегда хранят Кришну в своих сердцах – гадабхрита. Что означает гадабхрита? Своей булавой, гадой, Он защищает весь мир. Это общее значение, но чистый преданный отвергает его. Для него это будет означать «тот, кто очень сладко играет на вамши “Радхе, Радхе”». Он зовет коров: «Калинди, Ганге, Ямуне, Пишанги», и гопи: «Радхе, Лалите, Вишакхе!» Они тут же откликаются на зов и приходят к Нему. Он так нежно говорит Своей флейтой, и потому Он – гададбхрита.
Чистые преданные, преданные высокого уровня, всегда хранят Кришну с Радхикой и гопи в своих сердцах, и таким образом, куда бы они ни пошли, место становится тиртхой (тиртхи курванти тиртхани). Они идут в тиртху и делают ее святым местом. Как? Пылью со своих лотосных стоп. Они не стремятся что-то взять, их единственная цель – давать чистую бхакти. Свамиджи приехал на Запад не ради собственных интересов, славы и почестей. Он приехал, движимый состраданием, чтобы исполнить желание своего Гурудева и проповедовать Его миссию. Именно поэтому за несколько лет он привлек лакхи и лакхи преданных. У него не было желания личной выгоды, вот почему он так быстро и успешно распространял миссию.
Пистолет любви
Чайтанья Махапрабху пришел в Рамакели только для того, чтобы пролить милость на Рупу, Санатану и Дживу. Он сказал им очень секретно: «Я хочу, чтобы вы оставили свою службу и отправились во Вриндаван. Я хочу, чтобы вы встретились со Мной во Вриндаване. Станьте уличными попрошайками и приходите ко Мне. Я пойду туда один, и вы должны встретиться со Мной». После этого Махапрабху ушел.
Одного этого наставления было для них достаточно. Они с большой серьезностью следовали тому, что сказал им Чайтанья Махапрабху. Они стали решать, как встретиться с Чайтаньей Махапрабху во Вриндаване.
Махапрабху вернулся в Пури и на следующий год отправился в путь один, через опасные джунгли, где водились слоны, тигры, медведи и дикие собаки. У Чайтаньи Махапрабху не было никаких средств самозащиты – ни оружия, ни пистолета – ничего, только пистолет любви, премы. Он всегда повторял Харе Кришна Харе Кришна, Кришна Кришна Харе Харе / Харе Рама Харе Рама, Рама Рама Харе Харе.
Кришна! Кришна! Кришна! Кришна! Кришна! Кришна! хе
Рама! Рама! Рама! Рама! Рама! Рама! Рагхава!
Кришна! Кешава! Кришна! Кешава! Кришна! Кешава! пахи мам
Рама! Рагхава! Рама Рагхава! Рама! Рагхава! ракша мам
Почему ракша мам, что значит пахи мам? Я предлагаю себя полностью – пахи, пахи. Я предлагаю все. Теперь я не принадлежу себе, я твой. Это называется пахи. Как Драупади: я не могу спасти себя. Теперь я полностью отдаюсь Твоим лотосным стопам.
Но зачем Чайтанье Махапрабху нужно было так взывать? Он пребывал в настроении разлуки. Обучившись в школе Вишакхи (Райя Рамананды), Он пребывал в такой разлуке с Кришной, что чувствовал: «Сейчас Я – Сама Радхика». Он всегда чувствовал себя так, даже в лесу. Увидев лес, Он говорил: «О, это Вриндаван», а реку: «О, и Калинди здесь», какие-то горы: «О, Гирирадж Говардхан», каких-то коров: «О, а это коровы Кришны», увидев мальчиков-пастушков: «О, это друзья Кришны». Горько плача, Он звал: «кришна кришна пахи мам! кришна кришна ракша мам».
Если Махапрабху задевал Своими стопами тигров, спавших на Его пути, они начинали воспевать «Кришна Кришна».
Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама Рама Рама Рама Харе Харе
Стоило Махапрабху начать громко воспевать Харе Кришна, как весь лес вторил Ему эхом. Все живое: лианы, деревья, животные и даже трава, услышав эти звуки, тотчас же чудесным образом получали освобождение. Таким образом Махапрабху пришел во Вриндаван.
Как правильно отрекаться
Узнав об этом, Рупа Госвами оставил службу. Таков процесс, принятый Рупой Госвами — и вы можете следовать этому процессу, если хотите. Он отправился к себе домой, в Рамакели, с младшим братом Анупамой, там он хранил крупную сумму денег. Он разделил деньги на две части: половину отдал брахманам и Вайшнавам, а другую половину оставил для поддержания своей семьи и на образование Дживы Госвами. Десять тысяч золотых монет он взял с собой – они предназначались для Санатаны Госвами в случае необходимости. У Рупы Госвами не осталось ни гроша за душой, только лохмотья, которые служили ему дхоти и чадаром, ничего больше. При необходимости он просил в домах одну-две чапати.
Рупа и Анупама отправились во Вриндаван. По дороге Рупа Госвами написал письмо Санатане Госвами, в котором было всего пять-шесть букв, чтобы никто не мог понять. Если бы они попались царю в руки, тот бы ничего не понял. В письме были «ка», «ма», а потом «ша» и так много букв – шесть или семь букв – и получилась одна шлока. Ка – куда делась Матхура, Мадхупури? Когда-то Матхура была царством всей Индии, включая Двараку и Айодхью, но теперь она стала пустыней.
Что осталось от царств Рамы и Кришны, где возвышалось столько прекрасных дворцов? Где они теперь? От Раваны ничего не осталось, Рама и все Его богатство тоже исчезли. По сравнению с ними ты настоящий бедняк. Подумай над этим и сразу же, отказавшись от своего богатства и положения, иди во Вриндаван.
Санатана Госвами, прочитав письмо, понял, о чем говорил Рупа Госвами. Он тут же решил оставить свой пост и все остальное. Он не пошел в царское собрание, сославшись на то, что болен, хотя на самом деле это было не так. Что же он делал? Он слушал «Бхагаватам» от многих ученых брахманов и все время был поглощен беседами с преданными. У него не было никаких проблем. Скорее наоборот, он постоянно тонул в океане любви.
Сам царь пришел посмотреть, чем занимается его премьер-министр.
– Я иду войной в Ориссу, чтобы завоевать Джаганнатха Пури – ты должен пойти со мной, – сказал ему Хуссейн Шах.
Санатана Госвами прямо ответил ему:
– Я никогда не смогу напасть на Джаганнатха Пури. И я не хочу больше быть вашим премьер-министром. Вы можете отдать эту должность кому угодно. Теперь я не могу выполнять это служение.
– Я полагаюсь на тебя, а ты не подчиняешься моему приказу. Я – правитель. Раз ты не слушаешься меня, я накажу тебя.
Царь заключил его под стражу, а сам уехал.
Санатана Госвами был очень счастлив. Раджа море прити каре, се – мора бандхана. Вы знаете, что означает эта шлока? Это очень важно. Если вы хотите следовать за Рупой и Санатаной, вы должны знать ее значение.
В этом стихе говорится, что если раджа, царь, питает ко мне сильную привязанность, дает мне много денег и высокое положение, то тем самым он связывает меня. Если жена сильно любит своего мужа, а муж хочет быть чистым преданным, ох, для него это – настоящее рабство, ее любовь становится огромным препятствием. А если у него еще есть ребенок, который обожает своего отца, тогда эта любовь подобна оковам. Он не может совершать бхаджан. Поэтому Санатана Госвами решил: «Я должен что-то сделать, чтобы рассердить царя».
Один преданный, которому было около ста лет, хотел принять санньясу, но жена настолько любила его, что, когда он попросил разрешения принять санньясу, ответила категорическим отказом. Однажды он поджег свою комнату и, накрывшись чадаром, притворился спящим. Языки пламени были совсем близко. Увидев огонь, жена тотчас прибежала в комнату: «Ох, ты спишь? Вся комната в огне. Быстрее уходи отсюда!» Вскочив, он тотчас же выбежал из дома. Жене он сказал: «Ты велела мне уйти из дома. Теперь я никогда не вернусь. Я ухожу». Так он покинул дом. Его жена плакала, но он произнес: «Ты приказала мне, и я следую твоему приказу».
Этим человеком был Валлабхачарья. Затем он пришел в Каши, где получил санньясу у Мадхавендры Пури, и на следующий день оставил тело. Порой чистые преданные хотят полностью вручить себя служению Кришне и для этого могут прибегать к разного рода уловкам. Санатана Госвами хотел обмануть царя, поэтому рассердил его.
Так, Санатана Госвами попал в тюрьму. Он дал тюремщику пять тысяч золотых монет, но тому было мало. Санатана Госвами сказал ему: «Помоги мне, ведь в свое время я дал тебе этот пост. Не переживай, я не останусь в этих краях. Я сделаюсь отшельником и пойду в Мекку, а ты получишь сукрити. Пожалуйста, помоги мне».
Санатана разговаривал с ним таким образом, потому что тюремщик был мусульманином. Его слова обрадовали тюремщика, но тот все еще боялся царя, и тогда Санатана предложил ему еще две тысячи золотых монет. «Я никогда в жизни не видел столько денег, – подумал тюремщик. Его обуяла такая жадность, что даже изо рта полилась слюна. – Я не заработаю столько денег за всю свою жизнь. Если даже царь придет и, разгневавшись, выгонит меня, ничего страшного. Мне хватит на жизнь». Тогда он выпустил на свободу Санатану Госвами, и тот со слугой поспешил во Вриндаван.
(Шрила Гурудев попросил рассказать о том, что было дальше:)
Аранья Махарадж: Сбежав из тюрьмы, Санатана Госвами не мог пойти по главной дороге, чтобы встретиться со Шри Чайтаньей Махапрабху. Чтобы не быть пойманным, он пошел лесом, через очень опасные места. В итоге он добрался до гористой местности под названием Патара, где встретил одного богатого землевладельца.
Тот предложил: «Вы можете остаться у меня на ночлег. Я дам вам продукты, а вы сами что-то приготовьте и примите прасадам. Утром я пошлю с вами сопровождающих, чтобы они провели вас через опасный участок в горах».
Шри Санатана Госвами согласился. Он приготовил и принял прасадам, а когда пошел принять омовение, то серьезно задумался. Санатана Госвами долго служил премьер-министром набоба Хуссейна Шаха, а потому прекрасно разбирался в дипломатии. Поэтому он думал про себя: «Почему этот человек безо всякой причины предложил мне помощь?» Шри Санатана Госвами был очень умен. Приняв омовение, он вернулся в то место, где остановился, и, подойдя к своему слуге Ишане, спросил: «Ишана, нет ли у тебя с собой каких-нибудь ценностей?»
– Да, Прабху! У меня есть семь золотых монет.
– Зачем ты взял их с собой? Зачем ты носишь с собой это богатство? Оно подобно самой смерти. Любой может убить нас из-за этих монет, это так опасно. Отдай мне монеты прямо сейчас.
Ишана отдал золотые монеты Санатане Госвами, а тот тут же пошел к хозяину и сказал: «Я хочу, чтобы ты взял эти семь золотых монет. Возьми их и, как подобает религиозному человеку, пожалуйста, переведи нас через этот опасный участок пути.
Под влиянием могущественного общества Санатаны Госвами, чье сердце было таким чистым и пропитанным бхакти, сердце этого землевладельца растаяло, и он сознался: «Ты спас меня от большого греха! Сегодня ночью я собирался убить тебя и забрать твои деньги. У меня есть помощник-астролог. Он сообщил мне, что сюда идут два путника, неся с собой не семь, а восемь золотых монет. Поэтому мы составили план, как перехватить вас, предложить вам ночлег, а ночью убить вас и забрать деньги».
– Если я оставлю эти деньги себе, то кто-нибудь другой попытается убить меня ради них. Так что возьми их, – произнес Санатана Госвами.
Этот человек взял деньги и помог пройти через горы. Миновав опасный участок, Санатана Госвами позвал своего слугу Ишану: «О Ишана, иди сюда. Я знаю, что у тебя еще остались какие-то деньги». Ишана не был с ним до конца честен. Он сказал Санатане Госвами, что у него есть семь золотых монет, но одну монету утаил. Зачем он это сделал? Ишана думал: «Я дам ему семь золотых монет, а одну оставлю себе – вдруг возникнут трудности, а на это золото мы сможем купить все, что нам нужно, и решить проблему. Я использую это золото в служении ему».
Он не был эгоистом. Эту золотую монету он припас для служения Санатане Госвами, но тот сказал ему: «О Ишана, оставь себе эту золотую монету и возвращайся домой».
Шрила Гурудев: «Ты не можешь быть со мной. Ты полагаешься на деньги, не только на Кришну, а я не хочу быть с таким человеком. Ты не сможешь мне помочь, наоборот, ты создашь много проблем».
Если вы хотите стать чистыми преданными, как Рупа Госвами, Санатана Госвами и Рагхунатха дас Госвами, то посмотрите, как они поступали. Если вы не собираетесь следовать их примеру, то кришна-премы вам не видать.
Аранья Махарадж: Услышав это, Ишана заплакал, сердце его было разбито. «Пожалуйста, не прогоняйте меня. Я хочу служить вам». Но Санатана Госвами был непреклонен: «Нет, оставь себе эту монету и возвращайся домой». Преданный должен всецело предаться Кришне и считать: «Кришна – мой единственный покровитель. Кришна – мой единственный защитник. Если я буду надеяться на силу денег, роскоши, собственного разума, то Кришна, несомненно, пренебрежет мной. Я не хочу, чтобы такое произошло, поэтому отвергну все это. Тогда Кришна обязательно позаботится обо мне».
ананьяш чинтаянто мам йе джанах парьюпасате,
тешам нитьябхиюктанам йога-кшемам вахамй ахам
(Б.-г., 9.22)
«Но тем, кто постоянно поклоняется Мне с безраздельной преданностью, погруженный в мысленное созерцание Моей трансцендентной формы, Я даю то, чего им недостает, и сохраняю то, что они уже имеют».
Так, Санатана Госвами в одиночестве продолжал свой путь во Вриндаван, следуя по берегу Ганги.
Он пришел в один городок под названием Хаджипур, где встретился со Шрикантой, своим зятем, мужем сестры. Он состоял на государственной службе и владел тремя лакхами (тремястами тысячами) золотых монет, в то время неслыханным состоянием. Царь давал ему эти деньги на закупку лошадей для мусульманского правительства. Он покупал лошадей и посылал их царю. Когда Санатана Госвами встретился со своим сказочно богатым и очень аристократичным, занимающим высокое положение зятем, тот несказанно обрадовался.
Шрила Гурудев: По положению на службе Санатана Госвами был даже выше, но он оставил все и стал, как уличный попрошайка.
Аранья Махарадж: Санатана Госвами занимал более высокий пост – он был премьер-министром, но оставил службу. Шриканта сказал ему: «Ты грязный, и твоя одежда превратилась в лохмотья. Мы дадим тебе одежду отличного качества, оставайся здесь на некоторое время со мной, поживи как аристократ».
«Нет, я не задержусь здесь ни на секунду. Помоги мне пересечь Гангу, и я продолжу свой путь», – попросил Санатана Госвами.
Шрила Гурудев: Почему он не остался там ни на секунду? Плохое общение. Даже общество мужа родной сестры было неблагоприятным для него. Зять попросил его остаться, но Санатана Госвами отказался не раздумывая. Он покинул это место и пошел в Варанаси, но кое-что он все-таки принял от своего зятя.
Аранья Махарадж: Перед уходом зять дал ему роскошное шерстяное одеяло.
Шрила Гурудев: Зачем он подарил одеяло? Это было самое холодное время года в Индии, и он дал ему одеяло, чтобы согреться. С одеялом Санатана Госвами отправился в Варанаси. Что же случилось, когда он пришел в Варанаси, в это священное место на берегу Ганги? Он услышал, что Чайтанья Махапрабху прибыл туда на обратном пути из Вриндавана. Лакхи и лакхи преданных слушали то, что рассказывал Шри Чайтанья Махапрабху. Он победил майявади Пракашананду, опровергнув все его аргументы. Слава Чайтаньи Махапрабху разносилась повсюду, так, что тысячи и тысячи преданных приходили встретиться с Ним.
Узнав о том, что Махапрабху остановился в доме Чандрашекхары, Санатана Госвами пришел туда и сел у дверей. Чайтанье Махапрабху все было известно.
Преданный: Тогда Чайтанья Махапрабху попросил Чандрашекхару выйти за дверь и посмотреть, кто пришел. Махапрабху сказал, что пришел один преданный. Когда Чандрашекхара вышел, он никого не заметил и ответил Чайтанье Махапрабху: «Я не увидел никакого преданного, ожидающего встречи с Тобой».
Тогда Махапрабху спросил: «Ты увидел кого-нибудь?» На этот раз Чандрашекхара вышел и увидел одного человека: он был грязный и лохматый, с большой бородой, похожий на мусульманина. Чандрашекхара пригласил этого человека войти. Увидев Санатану Госвами, Чайтанья Махапрабху быстро подбежал, чтобы обнять его. Санатана Госвами не хотел, чтобы Чайтанья Махапрабху прикасался к нему, но Махапрабху хотел заключить его в объятия. Махапрабху сказал, что, прикоснувшись к чистому преданному, можно полностью очиститься.
Шрила Гурудев: «Я прикасаюсь к тебе только для того, чтобы Самому стать чистым».
Преданный: Через некоторое время Махапрабху велел Чандрашекхаре дать Санатане Госвами добротную одежду, помочь обриться и выглядеть, как подобает преданному. После того как Санатана Госвами обрился, Чандрашекхара предложил ему новые одежды, но тот не принял их. Вместо этого он попросил одно из старых дхоти Чандрашекхары, которое он разорвал на две части, облачившись таким образом, как если бы это был комплект из верхней и нижней частей одежды санньяси. В таком виде он предстал перед Шри Чайтаньей Махапрабху.
Увидев это одеяние Санатаны Госвами, Чайтанья Махапрабху очень обрадовался. Он был доволен тем, как безупречно Санатана Госвами следует принципам санньяса-ашрама. Но Санатана Госвами все еще держал при себе тот роскошный плед, подаренный зятем. Во время разговора Махапрабху иногда останавливал свой взгляд на нем.
Между тем они отправились в дом Тапаны Мишры, куда Махапрабху пригласили принять прасад. Махапрабху взял с собой Санатану Госвами почтить маха-прасадам. Когда Он попросил Тапану Мишру положить маха-прасадам и Санатане Госвами, Тапана Мишра ответил, что у него есть неотложные дела: «Пожалуйста, прими первым, а после Тебя маха-прасадам почтит Санатана Госвами».
Поев, Махапрабху прилег отдохнуть, и Тапана Мишра тогда дал Санатане Госвами остатки пищи с тарелки Махапрабху.
Санатана Госвами заметил, что Махапрабху снова и снова посматривал на его одеяло, и таким образом понял, что Чайтанья Махапрабху не одобряет его. С этими мыслями Санатана Госвами отправился к Ганге, чтобы принять омовение. В это время один бедняк постирал свою старую изорванную накидку и расстелил ее сушиться на берегу. Санатана Госвами подошел к нему и спросил, не согласится ли он обменять свою рваную накидку на его шерстяной плед. «Вы уважаемый человек. Зачем же вы насмехаетесь надо мной? – произнес изумленный бедняк. — Чего ради кому-то в здравом уме менять лохмотья на роскошный плед?»
Он думал, что Санатана Госвами шутит над ним. Но он говорил абсолютно серьезно. В итоге Санатана Госвами отдал свое дорогое одеяло этому бедняку, а сам, взяв его рваную накидку, пошел к Шри Чайтанье Махапрабху. Теперь Махапрабху был счастлив видеть, как Санатана Госвами следует строгим принципам санньяса-ашрама. Он остался доволен тем, что по милости Кришны Санатана Госвами больше не испытывал влечения к материальным объектам.
То одеяло было его последней материальной привязанностью, и теперь он отказался и от нее. Поэтому Чайтанья Махапрабху был очень рад видеть Санатану Госвами полностью зависящим от Кришны и не испытывающим привязанности или влечения ни к чему мирскому. Затем Санатана Госвами начал смиренно вопрошать Махапрабху.
Если Кришна кого-то любит…
Шрила Нараяна Махараджа: Спасибо. Таков процесс. Какой урок следует почерпнуть из этой истории? С самого начала своей жизни преданный должен следовать так же, как Санатана Госвами, который оставил все богатство. Он отказался от слуги, который оставил про запас одну монету, и от добротного одеяла. Он остался ни с чем, взяв себе только старое дхоти – разорвав его на две части, он таким образом прикрывал верхнюю и нижнюю части тела. У Санатаны Госвами не было денег. У него ничего не осталось.
Если кто-то хочет стать Вайшнавом, то ему нужно брать пример с Санатаны Госвами. Не нужно приходить к возвышенному Вайшнаву с туго набитым кошельком или большим банковским счетом, иначе никогда не получится следовать этому процессу. Нужно прийти как уличный попрошайка.
Я могу рассказать вам историю из жизни вашего Шрилы Прабхупады, моего друга Бхактиведанты Свами Махараджа. Он сам рассказал мне эту историю. Я думаю, он никогда не рассказывал ее другим, но я поделюсь с вами. Он раскрыл мне один секрет о том, что произошло, когда он принял посвящение от Шрилы Прабхупады Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура.
После того как Бхактиведанта Свами Махарадж принял посвящение, он начал читать «Шримад-Бхагаватам», а также воспевать, памятовать и руководить «Бенгал Кемикал». Он был не просто управляющим, а единственным владельцем этой компании. Но он боялся: ведь если кто-то воспевает, памятует и следует Кришне, тогда Кришна сделает его уличным попрошайкой. И что же тогда делать? «Это постоянно беспокоило мой ум, но я никогда не переставал повторять, слушать и читать “Шримад-Бхагаватам”. Я продолжал строго следовать наставлениям моего гуру», – рассказывал он.
Через некоторое время фирма «Бенгал Кемикал» обанкротилась, и ему пришлось ее оставить. Затем он переехал в Аллахабад, где основал одну большую медицинскую фабрику, но через два года и эта затея потерпела неудачу. Тогда он открыл свою аптеку, куда приезжал даже премьер-министр Индии, но через два-три года и аптека обанкротилась. Он стал изготавливать лекарства и ходить с ними тут и там, но и это дело не было успешным. Тогда он пришел ко мне и признался: «Теперь я остался без гроша. У меня ничего не осталось».
Вот что Кришна делает с теми, кого любит.
Смысл истории о Санатане Госвами в том, что если вы действительно хотите стать чистым, возвышенным преданным, то вам придется следовать его примеру, быть с пустыми карманами, ничего не иметь при себе. Тогда Кришна может дать вам бхакти, иначе вам придется распрощаться со своей преданностью и вернуться туда, где вы были раньше. Поэтому вы должны стараться следовать Санатане Госвами, если хотите получить драгоценнейшую према-бхакти. В этом нет никаких сомнений.
Все, кто практиковал бхакти-йогу, следовали пути, указанному Рупой, Санатаной, Рагхунатхой, а также Нароттамой Тхакуром, который был сыном царя, Шьяманандой, Баладевой Видьябхушаной. Бхактивинода Тхакур также занимал очень высокое положение, но все оставил. Шрила Прабхупада и Свамиджи тоже принадлежали к высшему сословию. Отец Свамиджи был богатейшим человеком.
Наш Гуру Махарадж тоже был как принц. Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж был очень богат, но все оставил ради кришна-премы. Кришна-према обладает гораздо большей ценностью. Вы не можете купить ее ни за какие деньги! Однажды вам придется стать уличным попрошайкой. Когда вы станете такими, Кришна может дать вам так много богатства, как он сделал это с Юдхиштхирой Махараджей, Прахладой Махараджем, Нандой Махараджем и Свами Махараджем. У него было так много богатства, тысячи дочерей и сыновей и так много храмов, коров… Невозможно поверить, какого успеха он достиг! Поэтому пытайтесь следовать этой линии. Это не так легко, но мы должны следовать. Это путь к достижению кришна-премы.
Гаура премананде!