Как Шрила Гурудев вошел в нитья-лилу

Гурудев ПУШПАНДЖАЛИ

Прежде всего я предлагаю свои бесчисленные дандават-пранамы лотосным стопам моего возлюбленного Гуру-пада-падмы, нитья-лила правишта ом вишнупада аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа, нашему самому любимому Шриле Гурудеву, и такие же саштанга дандават-пранамы лотосным стопам парамарадхьятама шри рупануга гаудия гуру-варге. Дандават-пранамы всем Вайшнавам и Вайшнави.

В этот день, когда Шрила Гурудев вошел в нитья-лилу, естественным образом в сердца всех преданных, всех его учеников приходят воспоминания о нем.

Во время прославлений нашего возлюбленного Шрилы Гурудева мы слышали, что спутники Шри Чайтаньи Махапрабху являлись в то время, когда происходил киртан, и уходили также в то время, когда звучало святое имя.

Когда Гурудев явился в Тиварипуре (штат Бихар), все пели один особый киртан – “Шриман Нараяна Нараяна Хари Хари”. Впечатляет то, что у Шрилы Гурудева всю жизнь было имя Нараяна. В детстве – Шриман Нараяна, когда он стал брахмачари – Гаура Нараяна, а когда ему дали санньясу – Шрила Нараяна Госвами Махарадж. И это же имя повторяли, когда он явился. Когда он вошел в нитья-лилу, это оказался месяц Пауша (Нараяна). То есть у Гурудева сильная связь с этим именем.

Благодаря севакам Шрилы Гурудева мы знаем причину. Когда Шрила Гурудев принял санньясу, Шрила Парам-гурудев привел трех своих санньяси к Шриле Бхакти Ракшак Шридхару Госвами Махараджу, который задавал им много вопросов, и один из вопросов, заданных Шриле Гурудеву, был: что означает имя “Нараяна”.

В трансцендентной биографии Шрилы Гурудева это одна из лучших глав, она являет истинную славу нашего Гуру-пада-падмы. Это имя связано с Вришабхану-нандини Шримати Радхикой. Шрила Гурудев объяснил, что Нараяна – это Та личность, у которой глаза подобны нежным лепесткам лотоса, с радужкой, нилимой, голубого цвета и которая носит синюю вуаль, нила-васану. Шрила Гурудев объяснял глубокий смысл имени Нараяна. Много сокровенных тем раскрыто в этой части его биографии.

Мы должны читать об этом снова и снова. Шрила Гурудев дал нам мантру, и мы должны повторять ее снова и снова, не рассчитывая на то, что один раз повторили и тут же обрели отношения с мантрой и мантра-сиддхи. Точно так же нам надо читать биографию нашего возлюбленного Шрилы Гурудева снова и снова, чтобы глубже постичь его славу.

Также описано, что имя Нараяна связано с нила-лила-парам гуру-прештха-джанам. В   первой шлоке Мангалачараны “Вилапа-кусуманджали” [издание Бхакта-бандхав на английском] говорится:

раса-бхава-маям враджа-бхуми-варам

враджа-раса-маям гопи-джана-ютхам

чид-ананда-ванам пурна-джйоти-маям

нила-лила-парам гуру-прештха-джанам

[Шрила Гурудев обладает глубокой привязанностью к Враджа-бхуми, обители, пропитанной бхавой и расой, духовными настроениями и трансцендентной любовью. Гопи – само олицетворение этой враджа-расы, а Гурудев – экспансия лила-шакти. Он соединит нас с лила-шакти, и по его милости мы разовьем отношения с враджа-гопи, которые позволят нам увидеть лучезарную Враджа-бхуми, обитель духовного блаженства.]

Шрила Гурудев пришел дать нам лилу, но какую? Кришна-лилу, враджа-лилу и особенно радха-лилу, гопи-лилу. Гурудев дает гопания-лилу, самую сокровенную лилу. Именно ее и пришел дать Шрила Гурудев.

В “Чайтанья-чаритамрите” говорится, что игры Махапрабху удивительны – адбхута-карунья, адбхута-вадaнья. И игры Гурудева удивительны с начала и до конца. Уход Гурудева свидетельствует о сокровенности его игр.

Когда он вошел в вечные игры? После раса-лилы Кришна с гопи совершал игры на Ямуне, они развлекались в ее водах, гопи предлагали разные угощения, потом они отправились в кунджу… Гурудев также объяснял, что существуют различные виды кундж. Когда Радха и Кришна были в никундже, там находились только прана-сакхи, самые близкие служанки Шримати Радхики – они совершали сокровенное служение лотосным стопам Радхи-Кришны.

Именно в это время Шрила Гурудев ушел. Время его ухода имеет очень глубокий смысл.

Если мы будем размышлять об играх Шрилы Гурудева, то поймем, что с самого начала и до конца он являл свои особенности. Он пришел дать жадное стремление к враджа-севе.

Шрила Гурудев всегда объяснял шлоки “аньябхилашита шуньям”, “викридитам враджа-вадхубхир идам ча вишнох”, “кришна-бхакти-раса бхавита матих”. 

кришна-бхакти-раса-бхавита матих

криятам яди куто ‘пи лабхьяте

татра лаульям апи мульям экалам

джанма-коти-сукритаир на лабхьяте

[О добродетельный человек! Если где-либо найдешь того, кто обладает кришна-бхакти-расой (особенно враджа-расой), не теряя ни минуты поспеши купить у него это сокровище. Его невозможно приобрести, совершая благочестивые поступки даже на протяжении миллионов жизней. Единственная цена за это сокровище – страстное желание обладать им.]

Шрила Гурудев объяснил, что если можно найти общество тех, кто полностью погружен в кришна-бхакти-расу, кришна-прему, нужно поспешить в это место и немедленно купить сокровище кришна-бхакти-расы. Какова же цена за него? Это страстное желание обладать им. Эту прему невозможно обрести за тысячи жизней, накапливая сукрити, практикуя карма-мишра-бхакти, гьяна-мишра-бхакти, совершая всевозможные виды служения, повторяя лакх харинамы, живя в дхаме, распространяя книги… Это возможно только благодаря общению с враджарасика Вайшнавами.

Как обрести духовную жажду? Шрила Гурудев раскрывает это в своей хари-катхе. Он объясняет, что нужно слушать о нектарных играх Радхи-Кришны из лотосных уст расика Вайшнава. Тогда придет духовная жажда, а вместе с ней бхагават-лила-мадхури-лобхамайи-шраддха, трансцендентная вера, основанная на слушании из уст враджа-расика Вайшнава. Но этого недостаточно. Объясняя эту шлоку, Гурудев также описал, что нужно совершать преданное служение под руководством этого враджа-расика-вайшнава, а также служить ему с чувством близости. Как развить это чувство? Нужно взять ответственность за какое-либо служение, тогда разовьются отношения, которые постепенно станут очень близкими, (локика-самбандхуват).

Порой мы слушаем, что нужно всегда сохранять почтительное отношение к Шриле Гурудеву, зная о его величии. В то же время служение ему дает очень близкие отношения. Объясняя эту шлоку, Шрила Гурудев подчеркивал, что мы должны очень серьезно совершать нама-бхаджан.

Те, кто дорог и близок Шриле Гурудеву, хотя и несут большую ответственность за служение, повторяют лакх харинамы. Согласно Махапрабху, непрерывно повторяя харинаму и совершая гуру-севу, можно обрести совершенство. В “Чайтанья-чаритамрите” говорится, что только благодаря кришна-бхаджану и гуру-севе – вместе – джива сможет выйти из майи и достичь лотосных стоп Шри Кришны.

Гуру-сева дает преданному силу совершать кришна-бхаджан, а благодаря кришна-бхаджану он развивает внутреннюю связь с гуру. Это можно сравнить с лодкой – если грести правым веслом, лодка повернется влево, а если левым – то вправо; только если объединить кришна-бхаджан и гуру-севу, лодка направится вперед и пересечет океан материального бытия.

Этот день, 29 декабря,  приносит много воспоминаний о лилах нашего возлюбленного Шрилы Гурудева.

Никто не говорил ему, что 29 декабря был днем явления Шрилы Ваманы Госвами Махараджа. Прежде он сам говорил, что хочет уйти в тот же день, когда ушли Шрила Вамана Госвами Махарадж и Шрила Тривикрама Госвами Махарадж. В тот день, во время Картики, Шрила Гурудев вошел в очень глубокое внутреннее состояние, и у нас была возможность видеть его в этом состоянии сознания. Мы могли видеть Шрилу Гурудева через окошечко, и это был очень могущественный опыт. Было очевидным, что он собирался войти в нитья-лилу в этот день. Ученики Шрилы Гурудева окружили его и повторяли много мантр, молились Нрисимхадеву.

Вайшнав ходил на Говардхана-парикраму и молился, чтобы Шрила Гурудев остался подольше. Никто не спал в эту ночь. Преданные проводили ягью, непрерывно совершали киртан и всем сердцем молились.

На следующее утро объявили об удивительном событии – Шриле Гурудеву стало лучше, он не вошел в нитья-лилу. Более того, в один из последних дней Картики, чтобы полностью успокоить сердца преданных, он вышел к ним.

Те, кто был там, кто был близок Шриле Гурудеву, рассказывали, что порой Шрила Гурудев в течение пятнадцати дней совершал Враджа-парикраму. Хотя внешне Шрила Гурудев и лежал в постели, находясь во внутреннем состоянии сознания, в уме и сердце он совершал парикраму, он называл места игр во Врадже. А затем Шрила Гурудев в течение пятнадцати дней совершал Говардхана-парикраму. Преданные, которые находились там, наблюдали, как различные экстатические признаки, описанные в “Бхакти-расамрита-синдху”, проявлялись в его теле: волоски вставали дыбом, слезы текли из глаз, тело его дрожало, появлялась пена у рта… В то же время Шрила Гурудев знал, где в тот или иной день проходит парикрама и все, что происходит.

Тот даршан в конце Картики – это было так, будто Шрила Гурудев был в нитья-лиле и вернулся. Излучая сияние, Шрила Гурудев смотрел на всех с таким состраданием и милостью! Невозможно забыть, сколько силы было в этом взгляде. И мы живы в нашей духовной жизни исключительно из-за крипа-дришти нашего возлюбленного Шрилы Гурудева… А потом он сказал: “Я встречусь с вами всеми в Навадвипе”.

И в конце, к нашему великому удовлетворению, он сказал, что все устроил один Вайшнав. Это утверждение Шрилы Гурудева очень сокровенно. Хотя Вайшнав физически не присутствовал [в течение парикарамы], он все устроил. Даже на своем последнем публичном даршане Шрила Гурудев показал, насколько он ценит служение этого Вайшнава.

Никто не предполагал, что Шрила Гурудева собирался уйти во время своего пребывания в Джаганнатха Пури. Но в этот день [29 декабря] в 3 часа утра пришел Шрила Вамана Госвами Махарадж. Хотя все ученики Гурудева звали его, молясь, чтобы он остался подольше, но зов Шрилы Ваманы Госвами Махараджа оказался сильнее. В момент, когда Шрила Гурудев заканчивал свои проявленные игры в этом мире, Шрила Вамана Госвами Махарадж пришел в своем облике ачарьи, взял Шрилу Гурудева за руку и отвел к лотосным стопам Парам-гурудева.

Если бы не севак Гурудева, мы бы не знали об этом. Когда севаку позвонили, чтобы сообщить, что Шрила Гурудев вошел в нитья-лилу, он уже знал об этом. За этим кроется удивительная лила, в которой Шрила Гурудев явил происходящее Вайшнаву в то время, когда тот совершал Говардхана-парикраму. Вайшнав увидел, как Шрила Вамана Махарадж пришел за Гурудевом и забрал его.

Почему Шрила Гурудев ушел в этот день? В сердце Шрилы Гурудева было одно желание. Когда много лет назад он только приехал в Навадвипу, Шрила Вамана Госвами Махарадж (в то время Садджан-севак Брахмачари) громко звал его на станции: “Тивариджи, Тивариджи!”, а потом, взяв за руку,  привел к Парам-гурудеву. И Шрила Гурудев хотел, чтобы во время его ухода из этого мира Шрила Вамана Махарадж снова пришел за ним и, взяв за руку, привел к Парам-гурудеву. Таким образом желание Шрилы Гурудева исполнилось. Мы не можем это видеть своими глазами, однако садху-санга дает нам возможность проникнуть в глубокие трансцендентные отношения Шрилы Гурудева с его духовным братом и его Гуру Махараджем. Мы настолько удачливы находиться в такой садху-санге! Благодаря ей, наши отношения со Шрилой Гурудевом становятся более близкими, чем прежде.

Приходит много воспоминаний об этом дне, но я не хочу занимать время. Я хочу слушать от Вайшнавов в этот самый благоприятный день. Я молюсь Шриле Гурудеву и Вайшнавам о том, чтобы исполнить заветное желание Шрилы Гурудева и быть вечно связанным с ним.

Ванчха-калпа-тарубхьяш ча крипа-синдхубхья эва ча/ патитанам паванебхьо вайшнавебхьо намо намах.


Шрипад Бхакта-бандхав Санньяси Махарадж,

29 декабря 2022 года

Подпишитесь на рассылку!

Дайте нам сделать тяжелую работу вместо вас. Подпишитесь, чтобы получать свежие статьи по почте. Мы никогда не спамим. Честно! Узнайте больше в нашей Политике безопасности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями!:

Куратор сайта. Блогер

Оцените автора
Бхакта Бандхав Друг Каждого
Добавить комментарий