Нью-Йорк, 14 июля 1996 года

Каждый человек стремится к счастью и тяжело трудится ради него. Но подобные усилия не приносят желаемого результата. В поисках счастья человек жаждет попасть на райские планеты. Но даже там птица счастья улетает из его рук. Затем он обращается к Упанишадам и Ведам и начинает медитировать на безличного ниргуна-брахмана. Такие высказывания, как «ахам брахмасми», «сарвам-кхалам-идам-брахма», будоражат его ум, и он словно завороженный размышляет о них, не понимая истинного смысла. Но счастье все равно не приходит.

Шрила БВ Нараяна Госвами 96Затем он начинает заниматься йогой и такими ее разновидностями, как карма-йога и гьяна-йога. Но даже там удача изменяет ему.

В конце концов человек приходит на путь бхакти-йоги. С ее помощью можно достичь Вайкунтхи, где Кришне поклоняются в Его величественной форме Шри Нараяны. Но там столько ограничений… Чтобы удовлетворить Нараяну, мы должны быть в настроении благоговения и почтения, мы не можем доставлять Ему наслаждение и служить свободно. На Вайкунтхе айшварья-бхава (настроение благоговения и почтения) устанавливает рамки дозволенного и сдерживает действия слуг, как и в этом мире. Шри Нараяне лишь предлагают саштанга-пранамы и ждут Его приказов. На Вайкунтхе служение возможно только в дасья-расе. И речи нет о том, чтобы обнять Его, служить Ему как другу, сыну или супругу.

У Нараяны нет друзей – только слуги, выполняющие Его приказы. Видя величие Нараяны, они припадают к Его лотосным стопам и возносят молитвы из «Шри Вишну-сахасранамы», такие как шантакарам бхуджагашаянам падманабхам сурешам. В этом и заключается их служение, потому что в действительности Ему не нужны слуги. У Него нет аппетита, ибо Он никогда не испытывает голод. Нараяна не нуждается в воде, воздухе или в чем-либо еще.

Там мы не можем быть по-настоящему счастливыми. Поэтому мы отправляемся в Айодхью, где Хануман служит Раме. Хануман лучше Джая, Виджая и всех слуг Нараяны. Хануман может нести Раму на своих плечах, если Он слишком устал. Супругу Рамы можно похитить, но с супругой Нараяны это исключено. Никто не может похитить Лакшми, богиню процветания, у ее Господина. Она столь могущественна, что наделяет богатством Брахму, Шанкару и всех остальных. Окруженная роскошью, она совершенно не желает, чтобы ей помогали даси, служанки. На Вайкунтхе у Нараяны только три супруги – Шри, Бху и Лила, и главная среди них Лакшми, или Шри. Во дворце Лакшми и Нараяне не нужны слуги – они не могут даже войти во дворец. Там не нужно подносить воду, обмахивать веером или подметать. На Вайкунтхе нет ни соринки. Здесь [в Нью-Йорке] довольно чисто, в отличие от Индии, где часто бывают пыльные бури, во время которых поднимается столько пыли, что она попадает в глаза и уши.

Кришна весь покрыт пылью Враджа… А на Вайкунтху не попадает ни одной пылинки – поэтому там совсем нет проблем, а соответственно, и служения. Нараяна не нуждается в чьей-либо заботе. Он никогда не станет маленьким ребенком, поэтому Ему не нужна мать, которая вскормит грудным молоком. Нараяне не нужен отец, который может Его наказать, и Он совсем не испытывает потребности в друзьях. Однако когда Рама чувствует усталость, Хануман приходит и массирует Его тело. Когда Рама не может ходить по каменистым холмам или затопленным берегам реки, Хануман несет Его на своих плечах. Подобно виману (самолету), Хануман доставляет Его на себе повсюду – и даже быстрее любого самолета. Он так много служит Раме! Время от времени Рама испытывает голод, и Хануман приносит Ему фрукты. Иногда, когда Рама голоден, Он идет к Сабари, вдове из низшей касты, которой более тысячи лет. У нее нет зубов, горб отягощает ее спину, а волосы белее снега. Рама подходит к ней и говорит: «О Сабари, я так голоден, пожалуйста, накорми Меня чем-нибудь!»

Сабари И РамаСабари пробует что-либо и дает Раме остатки. Чтобы выбрать самые сладкие и сочные ягоды, она сначала пробует сама, а потом предлагает Раме, и это доставляет Ему удовольствие. Но Сабари не может сделать то, что выходит за рамки ее положения. Например, она не может обнять Раму как сына, друга или мужа. Сабари будет лишь издали просить Его: «Пожалуйста, будь милостив ко мне!» Но ее бхакти возвышенее, чем у тех, кто миллионы лет прожил в отречении, например, истинных брахмавади. В то время было так много брахмавади, махариши, раджариши, живших в лесу и осознавших Брахмана. Они постигли его так: «Мы есть Брахман». Но эта уродливая горбунья из низшей касты и дикого племени, не обладающая красотой, как Лакшми или Сита, была намного возвышенней, чем риши и махариши.

В наше время, в Кали-югу, те, кто принял отреченный уклад жизни, развлекаются и наслаждаются удобствами, которые не могут себе позволить даже состоятельные люди – например, живут в роскошных дворцах. У них может быть много женщин.

(Не спите, сидите прямо!)

Таким образом жизни эти «отреченные» создают проблемы для других.

Они совсем забыли о том, что цель принятия отреченного уклада жизни – научиться контролировать ум, речь и язык. Они вольны совершать любые оскорбления и все, что им заблагорассудится. Они создают множество проблем, не контролируя свое тело, ум и язык. Все это необходимо задействовать в служении Кришне. Можно быть очень образованным и получить много ученых степеней, но так и остаться несчастным и неудовлетворенным. Подлинное счастье и удовлетворение находятся в учении Свамиджи.

Кто-то может принять отрешенный образ жизни и считать: «Я в линии Шри Чайтаньи Махапрабху», но продолжать стремиться к мирской роскоши. Такой человек хочет получить больше знаний в университетах. Я не знаю, чему они хотят там научиться. Зачем они идут туда? Чтобы снискать мирскую славу и почет. Находясь в университете среди атеистов, они постигают, как управлять другими, как стать лицемерами и тому подобное. Они думают: «Мы самые возвышенные», но мне кажется, все они просто совершают оскорбление лотосным стопам Бхакти-деви. Они не способны относиться к ней с почтением.

Я думаю, что намного лучше обычные люди, ведущие семейную жизнь, простые, вежливые, нелицемерные, те, кто размышляет о Кришне и думает: «Я глупец и негодяй, никогда не служу Шри Радхе-Кришне», кто плачет и сокрушается. Кришна прольет на них много милости.

Кто искренен, свободен от двуличия, кто не хочет управлять преданными, кто честно  зарабатывает средства к существованию, кто повторяет святое имя и памятует так, как учил Свамиджи, выражает почтение всем Вайшнавам независимо от их происхождения и уважает любого Вайшнава, повторяющего харинаму, – такие личности намного выше мошенников, скрывающихся под масками преданных, обманывающих и себя, и других. Подобные жулики – убийцы собственной души, как утверждается в «Шримад-Бхагаватам». Они не могут вникнуть в учение Свамиджи.

Таким образом, если человек не знает эти истины, но тем не менее простодушен – не обманывает других – гораздо возвышеннее этих отреченных. Он не совершает никаких оскорблений и не никого не обманывает. Он простосердечен и может получить милость Шри Нитьянанды Прабху и Шри Гаурачандры Прабху. Но мошенников эта милость обойдет стороной.

Поэтому старайтесь быть бесхитростными. Пытайтесь воспевать, памятовать и глубоко постичь учение Свамиджи, которое он изложил в своих книгах. Вы непременно должны следовать «Шри Манах-шикше», «Шри Упадешамрите» и «Шри Джайва-дхарме», тогда вы сможете осознать глубокий смысл произведений Свамиджи, таких как «Шри Чайтанья-чаритамрита», «Шримад-Бхагаватам», «Бхагавад-гита». Иначе вы не сможете продвигаться.

Если бы Свамиджи был здесь, он обязательно написал бы комментарии к «Джайва-дхарме», «Манах-шикше», «Бхакти-расамрита-синдху-бинду», «Шри Брихад-бхагавамрите»… Эта книга [«Брихад-бхагаватамрита»] – источник всех произведений Шрилы Рупы Госвами. Тот, кто не читал эту книгу и не проник в ее суть, не сможет увидеть разницу между каништхой, мадхьямой и уттама-адхикари Вайшнавом и в особенности понять, кто является мадхьяма-каништха, мадхьяма-мадхьяма, мадхьяма-уттама, уттама-каништха, уттама-мадхьяма, а кто – уттама-уттама. Он также не сможет отличить шраддху от рати и не сможет понять, что такое чистая бхакти. Поэтому старайтесь следовать учению, заключенному в этих книгах преданности.

Я знаю, что многим принявшим отреченный образ жизни неизвестно, что является семенем лианы бхакти. У них нет четкого представления об этих понятиях.

Я молюсь Свамиджи, чтобы он даровал свою милость этим падшим душам и осознание, как служить Вайшнавам трех уровней: каништха, мадхьяма и уттама. Каништха-вайшнаву тоже следует служить. Поэтому вы должны читать все эти книги.

 

кришнети ясья гири там манасадрийета

дикшасти чет пранатибхиш ча бхаджантам ишам

шушрушая бхаджана-виджнам ананьям анья-

ниндади-шунья-хридам ипсита-санга-лабдхья

(Упадешамрита, 5)

 

«Тот, кто хотя бы раз повторил кришна-наму, воззвав: «О Кришна!», – является начинающим преданным (каништха-адхикари). Следует считать его членом своей семьи и мысленно выражать ему почтение. Тот, кто, глубоко постигнув смысл дикши, получил посвящение у истинного гуру и совершает бхаджан, служа Бхагавану в соответствии с традицией Вайшнавов, является преданным среднего уровня (мадхьяма-адхикари). Такому преданному, обладающему правильным пониманием реальности и иллюзии, следует выражать почтение поклоном. Тот, кто в совершенстве владеет наукой бхаджана, описанной в «Шримад-Бхагаватам» и других вайшнавских шастрах, и посвящает свой бхаджан исключительно Шри Кришне, является преданным высшего уровня (маха-бхагаватой). Благодаря непрерывной сосредоточенности ума на Кришне сердце такого преданного свободно от всех пороков, прежде всего от склонности хулить других. Он искушен в бхаджане и занимается манаса-севой, мысленным служением в божественных играх Шри Радхи и Кришны, соответствующих восьми частям дня (в ашта-калия-лиле). Встретив такого возвышенного преданного, в чьем сердце живет то настроение служения Шри Радхе и Кришне, которое вы стремитесь развить, и убедившись, что он относится к вам с любовью, вы должны почитать его, отдавая дандават-пранаму (пранипата), задавая уместные вопросы (парипрашна) и служа с любовью (сева)».

 

Поняв смысл этой шлоки, мы сможем выражать почтение Вайшнавам всех уровней, и благодаря этому не совершим оскорбления по отношению к любому из них. Из десяти видов нама-апарадхи самая первая – вайшнава-нинда (оскорбления в адрес Вайшнава). Почему? По идее первой должна быть гуру-авагья или даже кришна-авагья или кришна-нинда. Почему первой указана садху-нинда? Потому что Вайшнав всегда думает:

 

тринад апи суничена тарор апи сахишнуна

аманина манадена киртанийах сада харих

(Шри Шикшаштака, 3)

 

Вайшнав думает, что он никчемнее травинки. Он терпеливее дерева, всегда готов оказать почтение другим, ничего не требуя для себя, и всегда воспевает святое имя. Вайшнав занимает свое тело, ум и речь в служении Кришне и помогает другим. Он так много почтения оказывает  всем, но в свой адрес не принимает никакие прославления.

Порой мы не можем распознать истинного Вайшнава, мадхьяма-адхикари он или нет. Даже сейчас мы не настолько квалифицированы, чтобы осознать, кто является Вайшнавом. Тот, кого мы считаем Вайшнавом, может не обладать четырьмя качествами, указанными в стихе тринад апи суничена тарор апи сахишнуна. Как тогда мы можем воспевать святое имя и оказывать всем должное почтение? Разобравшись в этих темах, мы сможем осознать, кто такой Гурудев. Прежде всего не оскорбляйте никого из Вайшнавов. Не бейтe и не критикуйте их. Недопустимо также не приветствовать Вайшнава или не провожать его, когда он уходит.

Существует шесть видов оскорблений Вайшнавов, о которых нужно знать. Вы предлагаете пранамы своим родителям – так почему бы не поклониться Вайшнавам, которые намного выше, чем родители и другие родственники? Нельзя критиковать Вайшнавов, наоборот, нужно стремиться всегда выражать им почтение. Увидев Вайшнава, следует встать и радушно приветствовать его.

Когда Вайшнав уходит, мы должны проявить уважение, проводив его хотя бы до дверей. Нам следует с любовью разговаривать с ним и предлагать маха-прасад. Тот маха-прасад, который он милостиво оставил нам, нужно принимать с почтением. Мы можем дать Вайшнаву то, что может ему пригодиться, и он в свою очередь также даст нам что-то нужное. Мы должны принять это с почтением. Задавать вопросы Вайшнавам нужно уважительно, терпеливо ожидая ответ. Это примеры вайшнавского этикета.

Как мы можем определить, кто каништха, кто мадхьяма, а кто – уттама-адхикари Вайшнав? Есть внешние отличительные признаки. Однако мы не можем понять, насколько тот или иной преданный любит Кришну, Гуру и Вайшнавов. Мы не можем увидеть эту любовь. Степень привязанности, которую они испытывают к своему Иштадеву – внутренний признак, но мы можем судить о них [Вайшнавах] только по внешним признакам.

Люди могут воспевать святое имя в разных формах – не по порядку произносить маха-мантру: «Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе, Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе», или: «Кришна Кришна Харе Кришна Харе Рама», или: «Шриман Нараяна, Нараяна, Хари Хари», а также: «Аллах Аллах дила дерама», или: «О Боже, о Боже, дай мне что-нибудь». Независимо от своей формы обращения к Шри Кришне или Богу таких людей называют теистами, они верят в Бога. Их следует уважать. Выражайте почтение всем, кто повторяет имя Бога на любом языке.

Человека, который произносит «Рама» или «Нараяна», нужно почитать больше того, кто просто говорит «Бог». Совершенно не имеет значения, находится он в сампрадае или нет – относитесь к нему с уважением. Можно любить Америку за то, что на ее банкнотах указано «На Бога уповаем». Это не плохо, это хорошо. Россия и другие страны на своих банкнотах не пишут, что верят в Бога.

Надлежит уважать тех, кто верит в Бога и воспевает Его имена, такие как Кришна и Рама, или любое другое имя Кришны. Рано или поздно они придут в нашу линию и Кришна прольет на них свою милость, поэтому относитесь к ним уважительно. Тем, кто воспевает Харе Кришна маха-мантру и имеет посвящение, нужно предлагать дандават-пранамы и выражать почтение в сердце. Кроме того, мы должны служить им. Вайшнав никого не осуждает, даже тех, кто заслуживает порицания: проститутку, убийцу или пьяницу, что уж говорить о тех, кто является Вайшнавом в истинном смысле слова. К тому, кто критикует человека, непременно перейдут эти плохие качества. Поэтому никого не критикуйте.

Преданные, которые никого не осуждают, особенно Вайшнавов, и всегда воспевают Харе Кришна, которые установили отношения с кришна-намой и служат Радхе-Кришне, достойны еще большего почитания.

К тем, кто не имеет никаких отношений с этим материальным миром и даже собственным телом и всегда погружен в размышления об ашта-калия-лиле Кришны или Чайтаньи Махапрабху, играх, происходящих в течение восьми периодов суток, следует проявлять наибольшее почтение. Вайшнав этого уровня всегда так делает – на протяжении дня он поглощен играми Кришны. Например, сколько сейчас времени?

Преданные: Пять минут первого.

Шрила Гурудев: Где сейчас Кришна? Он во Вриндаване, на холме Говардхан, по пути на Кусума-саровару. Затем он пойдет на Сурья-кунду и встретится со всеми Своими возлюбленными. Вайшнав может сидеть здесь, памятуя эту лилу. Наблюдая за ним, мы можем подумать, что он праздно проводит время, ибо мы не можем увидеть, что его душа занята в служении. Его атма отправилась во Вриндаван, из Вриндавана – на Кусума-саровару, оттуда – к Гирираджу Говардхану, затем на Радха-кунду, Шьяма-кунду, Сурья-кунду, и везде служит Радхе и Кришне, порой обманывая Джатилу и Кутилу!

Потом Кришна вернется с пастбища и в честь Его возвращения Яшода-маийя проведет для своего любимого Канхайи арчану. Напившись молока, Он отправится спать, чтобы потом незаметно ускользнуть в лес, куда влечет Его гандха (аромат гопи-бхавы), указывающая дорогу к гопи.

Подобное памятование ашта-калия-лилы происходит спонтанно и непрерывно. Ничто мирское не коснется сердца и ума такого преданного. Итак, эти Вайшнавы являются уттама-маха-бхагаватами. При виде их Харе Кришна маха-мантра немедленно появляется на языке и в уме. Они подобны Шри Нараде Муни, который может, положив руку на голову какого-либо грешника со словами: «К тебе немедленно придет ашта-калия-лила, а все неблагоприятное покинет тебя», сделать его чистым преданным. Слова Нарады незамедлительно сбудутся! Такие личности, памятующие ашта-калия-лилу – действительно преданные очень высокого класса, которые очень скоро оставят этот мир и отправятся на Голоку Вриндавану.

Таковы три категории Вайшнавов. Если мы встретимся с ними, нужно оставить свою мирскую жизнь и полностью посвятить себя служению им. Служить им очень и очень трудно, но по милости Гурудева и Кришны мы сможем делать это. Мы можем так много служить! Даже если мы просто увидим таких Вайшнавов, наша жизнь достигнет успеха, они дадут нам «паспорт» и «визу» на Голоку Вриндавану. В нашем «паспорте» уже написано, куда мы отправимся и какое служение будем выполнять. Все проявится в той обители без промедления. Там нам гарантировано постоянное служение, которого невозможно лишиться.

Кто же правит там? Не Шримати Радхика и не Сам Кришна. Их према повелевает всем. Танцуя, она вдохновляет танцевать Кришну, Шримати Радхику, гопи, гопов – всю Голоку Вриндавану! Все принимают участие в упоительном танце – даже сердца преданных. Такова Голока Вриндавана.

Мы должны постараться оказывать почтение даже каништха-вайшнаву и даже тому, кто не является им. Уважайте всех живых существ. Кришна присутствует везде, и Прахлада Махарадж видит Его повсюду. Четыре Кумара и Шри Шукадева Госвами во всем видят Кришну. Он повсюду: нет ни пылинки, в которой Его бы не было. Он в сердце каждого и даже в травинке. Без Кришны все просто перестанет существовать. Если не будет Кришны, и души не будет. Не будет Брахмы, Шанкары, даже Нараяны, Дваракадхиша, Матхурадхиша, Рамы. Без Верховной Личности Господа Кришны не будет ни богов, ни богинь, ни самого бытия. Мы должны постараться осознать все это.

 

 кришнети ясья гири там манасадрийета

дикшасти чет пранатибхиш ча бхаджантам ишам

шушрушая бхаджана-виджнам ананьям анья-

ниндади-шунья-хридам ипсита-санга-лабдхья

 

(Шрила Гурудев просит прочитать перевод шлоки)

Враджанатха Прабху: Следует мысленно оказывать почтение преданному, который воспевает святое имя Господа Кришны.

Шрила Гурудев: Мы должны оказывать почтение всем, кто повторяет святое имя, независимо от того, получили они посвящение или нет. Но если вы не уважаете инициированных преданных, что это такое? Что уж говорить о тех возвышенных преданных, которые могут даровать бхакти другим. Нужно ли оказывать почтение таким личностям или нет? Если кто-то служил моему Гурудеву всем сердцем на протяжении пятидесяти лет, нужно выражать почтение ему или нет? Если мы не уважаем их, тогда что это? Это не просто апарадхи, это маха-маха-маха-апарадхи. Если вы не оказываете почтение каништха-адхикари, это будет просто апарадхой, но если вы не почитаете мадхьяма-адхикари, это уже маха-апарадха. Если вы не почитаете уттама маха-бхагавату, который служит своему Гурудеву, о чем тогда говорить?

Нужно думать: «Даже собаке нужно выражать почтение, если она служила моему Гурудеву». Подобно тому как пес Шри Шивананды Сены Прабху удостоился милости  Шри Чайтаньи Махапрабху. Нам следует гладить и обнимать такую собаку. Шри Чайтанья Махапрабху одарил милостью пса потому, что тот был связан со Шри Шиванандой Сеной Прабху. Если мы не выражаем почтения собаке Свамиджи, да и что уж говорить о собаке – если мы даже не почитаем обувь или сандалии Свамиджи, что будет? Это будет маха-маха-апарадхой.

Мы должны оказывать почтение даже обуви. Кто в действительности является обувью? Это те, кто предложил себя Гурудеву. Они – обувь Гурудева, поэтому им нужно оказывать почтение. Такую обувь нужно возложить себе на голову, и тогда Бхакти-деви увидит: «О, этот преданный такой искренний, ему нужно дать бхакти!» Однако Бхакти-деви будет очень недовольна оскорблениями в адрес преданных, и это станет маха-маха-маха-маха-апарадхой. Те же, чьи глаза закрыты, чей разум выброшен в Тихий океан, не могут служить и выражать почтение. Мы должны следовать не им, а искренним Вайшнавам в линии Шри Чайтаньи Махапрабху.

(Обращаясь к Враджанатхе Прабху) Продолжай читать.

Враджанатха Прабху: Нужно предлагать смиренные поклоны преданному, который получил духовное посвящение (дикшу) и поклоняется Божеству.

Шрила Гурудев: Кем является тот, кто говорит: «Я получил второе посвящение от своего Гурудева. У меня есть право управлять всеми, осуждать и оскорблять любого»? Понимаете? Такой человек будет совершать апарадхи, но при этом скажет: «Я не допустил никаких оскорблений, я лишь служу таким образом моему духовному учителю». Разве он служит своему духовному учителю, обижая и пытаясь подчинить себе других, совершая много того, что направлено против его Гурудева? Он может даже побить и воспользоваться оружием. Что это? Нам следует порвать все отношения с такими личностями, но, тем не менее, мы не должны осуждать их. Мы не должны общаться с ними, потому что их общество подобно яду. Продолжай читать.

Враджанатха Прабху: Следует общаться с чистым преданным, который продвинут в беспримесном преданном служении и чье сердце полностью свободно от склонности критиковать других, и верно служить ему.

Шрила Гурудев: Здесь не говорится, что нельзя идти к Вайшнаву, который может быть  самореализованной душой и достиг самого высокого уровня, но не является нашим духовным братом. Подобное где-нибудь написано?

Враджанатха Прабху: Нет, здесь сказано, что человек должен общаться с таким Вайшнавом. Это необходимо.

Шрила Гурудев: Вы должны общаться, это правило и предписание. Если есть истинный Вайшнав в семье Шьямананды Прабху, а мы из семьи Нароттамы даса Тхакура, разве написано где-нибудь, что вы не должны общаться с ним? Было ли где-то написано, что человек из линии Свамиджи не должен общаться с учениками Шрилы Бхакти Прагьяны Кешавы Госвами Махараджа, Шрилы Бхакти Ракшака Шридхара Госвами Махараджа, Шрилы Бхакти Саранги Госвами Махараджа? Такого нигде нет.

Единственный критерий – он должен быть Вайшнавом, чистым преданным. Мы обязаны уважать такого Вайшнава. Не выражая ему почтения, мы совершаем великое оскорбление. Из-за такого проступка, даже если мы будем раскаиваться миллионы жизней, бхакти не придет. Потребуется гораздо больше времени. Поэтому нам следует знать все эти факты.

Гаура Премананде! Хари Харибол!

 

 

(Транскрибирование – Харе Кришна дас, Говардхан дас, редакция –  Расик-мохан дас. Имя файла 19960714NY T160B)

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

Отправить