Камада Экадаши

Экадаши Радхе-кунджа Чипсы ЭКАДАШИ

11 апреля 2014 года

 

Сегодня Камада Экадаши. Сразу предупреждаю: далеко не все любят слушать о славе этого дня. Все Экадаши уникальны и важны, но Камада Экадаши – особенно важный.

После того как Сати-деви сожгла себя на собрании Дакши, Шива Тхакур сложил все свои обязанности и глубоко погрузился в бхаджан. Он хотел сосредоточиться только на Бхагаване и быть с Ним вечно. В его отсутствие вселенная вышла из равновесия, и принципы, которыми Он управлял, пришли в полное подчинение тама-гуны.

Темнота и невежество неудержимо распространялись во всех направлениях. Никто не хотел следовать бхакти, люди потеряли веру, у них не было почтения ни к полубогам, ни к старшим. Прекратились все жертвоприношения, ушли в небытие благотворительность и аскезы. С уходом Шивы не осталось ничего благоприятного.

Полубоги не на шутку обеспокоились: если Шива будет оставаться в самадхи, космическое творение придет в упадок. Поэтому они начали раздумывать, как прервать его медитативный транс. После детального обсуждения они обратились к Камадеву.

Камадев, или олицетворенное вожделение, – это движущая сила во Вселенной. Живые существа действуют только под влиянием желания. Камадев заставляет джив быть беспокойнымии неудовлетворенными. Огонь вожделения, полыхающий в их сердцах, невозможно потушить.

Полубоги сказали Камадеву: «Иди и прерви медитацию Шивы: выпусти в него пять своих стрел. Мы верим, что ты можешь вернуть его к исполнению обязанностей во вселенной, ведь благодаря тебе живые существа начинают действовать».

Сначала Камадев колебался, но под натиском полубогов, которые настойчиво уговаривали его, все-таки сдался. Он отправился туда, где Шива сидел в медитации, и выпустил в него пять стрел.

Каждая из стрел Камадева соответствует одному из пяти материальных элементов. Когда стрела, связанная с элементом воздуха, попадает в человека, в его ум приходят похотливые мысли. Однако это не так трудно контролировать, зато с каждой последующей стрелой это становится все труднее. Стрела, которая связана с огнем, разжигает в уме огонь желания.

Стрела, относящаяся к воде, или расе, питает предвкушение представляемых ощущений и опыта. Стрела, которая связана с элементом эфира, заставляет человека погрузиться в мечты об удовлетворении похотливых желаний. Но самый большой вред наносит стрела, которая связана с элементом земли. Без высшей помощи невозможно избавиться от ее воздействия, поскольку она поражает физическое тело.

Шива Тхакур выдержал натиск первых четырех стрел, но когда пятая стрела вонзилась в него, это было подобно тому, как будто через тело прошел электрический ток. Воздействие этой стрелы вызывает похотливые желания у 99,99 % всех обитателей планеты, и те совершенно теряют покой.

Когда Камадев прервал транс Шивы, тот сильно разгневался. «Негодяй! Я пытаюсь совершать бхаджан, а ты так меня беспокоишь?» – воскликнул он. Шива тут же открыл свой третий глаз и сжег Камадева дотла. Рати, жена Камадева, горько зарыдала. Полубоги утешили ее тем, что она сможет вернуть Камадева, но предупредили: «Если будешь медлить, он уйдет навсегда». В конце концов, что такое рати (привязанность) без камы (вожделения)?

Рати предстала перед Шивой Тхакуром и взмолилась о милости.

В это время демон по имени Шамбарасура почувствовал огромное беспокойство в отсутствие Камадева. «Я собрал так много богатств, у меня столько разных возможностей для наслаждений, но почему-то теперь я не нахожу в этом никакого удовольствия», – думал он.

Деятельность Камадева остановилась. Больше не было вожделения в этом мире, поэтому Шамбарасура не мог испытывать удовольствие от всего того, что накопил. Демонические личности всегда очень горюют, когда их сила наслаждаться ослабевает. В старости они делают себе уколы и принимают лекарства для того, чтобы поддержать или увеличить способность наслаждаться.

Обеспокоенный демон начал усердно декламировать «Рудраштаку», чтобы умилостивить Шиву Тхакура. «О Прабху, я – твой! У меня есть богатство и женщины, но теперь я не могу этим наслаждаться. Пожалуйста, помоги мне», – молил он.

Шива услышал молитвы и Рати, и Шамбарасуры.

Рати он ответил: «Ты должна стать служанкой Шамбарасуры. Если ты послушаешься, Камадев получит новое рождение. Он убьет Шамбарасуру и вы воссоединитесь». Это очень потрясло ее.

Шамбарасуре Шива Тхакур сказал: «Ты хочешь, чтобы Камадев вернулся. Твое желание в будущем исполнится, когда в Двараке родится сын Рукмини. Этот сын Верховного Господа Кришны будет самим Камадевом. Но он же и убьет тебя».

Шамбарасуре не понравилось пророчество Шивы Тхакура. С того момента он не находил себе места, и как только у Кришны и Рукмини родился сын, он отправился в Двараку и выкрал ребенка. Он собирался убить мальчика, но сначала захотел унести его на безопасное расстояние. По пути ему встретился Нарада Риши.

– Шамбарасура, что ты делаешь? – поинтересовался Нарада Риши.

– Я собираюсь убить этого младенца. Согласно пророчеству он станет причиной моей смерти.

– Послушай меня, о почтенный! Мы оба прекрасно знаем, что убивать ребенка – большой грех. Если ты так хочешь это сделать, просто брось его в океан, не убивай своими руками.

– Хорошая идея! – согласился Шамбарасура и бросил мальчика в океан.

Но Камадева не так-то просто победить.

Ребенка проглотила большая голодная рыба. «Ух ты, какой отличный у меня сегодня обед!» – подумала рыба. Но вскоре она пожалела о содеянном: кто сможет вытерпеть присутствие Камадева в своем теле?

Рыба не на шутку взволновалась. Она лихорадочно плавала из стороны в сторону, вверх-вниз и совершенно обезумела. Рыбак, поймавший ее, обратил внимание, что эта рыба очень беспокойная. Таково влияние Камадева. Сыновья Куверы также испытали это: опьяненные вожделением, они утратили здравый смысл. Те, кто стал жертвой камы, не могут найти себе места, они находятся в постоянном волнении.

Рыбак подарил рыбу Шамбарасуре. Демон был в восторге, увидев столь жирную и колоритную рыбу, и облизнул губы в предвкушении. Рыба не только выглядела очень вкусно – когда он коснулся ее, к своему изумлению он снова почувствовал присутствие камы. Он так долго ждал, когда эта энергия вернется к нему…

Люди счастливы, когда могут удовлетворить свою похоть, а способность наслаждаться наполняет их гордостью.

– Рати, возьми эту рыбу и приготовь ее для меня, – сказал Шамбарасура. – Я сегодня очень счастлив. Сегодня у меня будет пир.

Рати принесла рыбу на кухню, но, разрезав ее, к своему удивлению обнаружила внутри младенца. Когда она достала его, Шива Тхакур послал ей вдохновение в сердце: «Это твой муж. Тайно заботься о нем, пока он не вырастет».

Она в тайне от всех заботилась о мальчике, кормила его молоком и медом. Тем временем Шамбарасура ликовал: с возвращением Камадева к нему вернулась утерянная способность наслаждаться.

Это длинная история, но если вкратце, то когда Камадев вырос, Рати сообщила ему о том, что он ее муж.

«Что? – удивился Камадев. – Но ты же как мать для меня! Ты заботилась обо мне как о своем сыне, а теперь говоришь, что я твой муж?»

Рати рассказала ему всю историю и добавила, что теперь он должен убить Шамбарасуру. Между демоном и Камадевом завязалась битва, но как известно, Камадева, бога вожделения, не так-то легко победить — он убил Шамбарасуру.

Камадев приходит к человеку, разрушает его и затем уходит. Охваченный камой, человек будет любыми способами наслаждаться до тех пор, пока не уподобится высохшей соломинке. Множество царей пали жертвой Камадева, включая Махараджа Шантану.

Как было сказано выше, Шива Тхакур хотел все забыть, сосредоточив свой ум исключительно на Бхагаване, однако Камадев помешал ему.

Много позднее Шива Тхакур был побежден вожделением еще раз. Желая увидеть облик Верховного Господа, в котором Он обманул демонов и отдал нектар бессмертия (сому) полубогам, Шива Тхакур отправился повидать Господа Хари. По его просьбе Бхагаван показал Свою соблазнительную Мохини сварупу. При виде столь неотразимой женщины Шива Тхакур не смог совладать с собой. Охваченный вожделением, он стремглав побежал за Мохини, чтобы заключить ее в свои объятия, но она все время была на шаг впереди него. Шива Тхакур обильно ронял семя, бегал за ней по всей Вселенной. В конце концов, истощившись, он взмолился Господу об освобождении от власти Его олицетворенной иллюзорной энергии. Тем самым он показал всем, насколько опасна необузданная похоть.

В «Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья, 22.16) приводится следующая молитва:

 

камадинам кати на катидха палита дурнидешас

тешам джата майи на каруна на трапа нопашантих

утсриджьяитан атха яду-пате сампратам лабдха-буддхис

твам аятах шаранам абхаям мам ниюнкшватма-дасье

 

«О мой Господь! Похоть и ее свита без конца помыкают мной. И хотя я верно служил этим господам, исполняя все их желания, никакой милости от них я не видел. Мне не стыдно было служить им, и я даже не пытался уйти от них. О Господь, о повелитель рода Яду, сейчас ко мне вернулся мой истинный разум, и я решил покинуть их. Я всецело предаюсь Твоим лотосным стопам, дарующим бесстрашие. Окажи мне милость – займи меня служением Тебе».

 

«О Господь, теперь я понял, что кама всех сводит с ума! – воскликнул  Шива Тхакур. – День и ночь люди и звери следуют зову вожделения, но никогда не находят удовлетворения. Живые существа блуждают по этому миру только с одной целью – исполнить свои похотливые желания. Даже измученные, они все равно не могут справиться со своим вожделением. Чтобы удовлетворить свои желания, люди готовы уничтожить не только себя, но и любого, кто окажется рядом. Кама, причина человеческой жестокости, пребывает в зрении, слухе, мыслях и во всем теле. Она – первый враг спокойствия в жизни человека. Я предался Тебе, дорогой Господь. Пожалуйста, спаси меня от камы

Сострадательный Господь ответил: «Если ты хочешь освободиться от вожделения, прими прибежище у Камада Экадаши. Соблюдай Экадаши-врату на одиннадцатый день прибывающей Луны в месяц Чаитра. Камада Экадаши-деви поможет тебе».

Шива Тхакур с верой последовал совету. После строгого соблюдения этой враты он получил даршан Экадаши-деви. Понимая сердце Шивы Тхакура, Экадаши-деви сказала ему: «Отправляйся во Враджа-мандалу и омойся в озере, известном как Бимала-кунда, в Камьяване. Молись о милости Вринды-деви – главного Божества этого святого места – и стань последователем враджа-деви. Их покровительство станет твоей надежной защитой:  Камадев никогда даже не взглянет на тебя».

Во время раса-лилы Камадев попытался поразить своими стрелами Кришну и гопи, но оказался беспомощен в руках Мадана-мохана (Кришны, который привлекает даже бога любви) и враджа-деви. Его намерением было победить их, но он сам оказался побежденным.

Шива Тхакур отправился во Враджа-мандалу, где горячо молился Вринде-деви и гопи. Там, в лесу Камьявана, Девади-дева Шива Тхакур достиг цели своих аскез и получил кама-гаятри-мантру. Также Шива получил имя Камешвара.

Шрила Гурудев много раз говорил, что нужно дать обет очень серьезно повторять кама-гаятри-мантру предписанное количество раз, в определенное время. Наши предыдущие ачарьи следовали такой пурашчаране и раскрыли нам ее силу и важность. Например, Шива Тхакур благодаря пурашчаране получил милость враджа-деви.

Прежде Шива Тхакур повторял ом санкаршаная намаха, а затем:

 

рама рамети рамети раме раме манораме

сахасра-намабхис тульям рама-нама варанане

сахасра-намнам пуньянам трир-авриттья ту ят пхалам

экавриттья ту кришнасья намаикам тат праяччхати

(Падма-пурана)

 

[Господь Шива сказал своей жене, Дурге:] «О Варанана, я произношу святое имя — Рама, Рама, Рама – и наслаждаюсь этим чудесным звуком. Одно святое имя Рамачандры равно тысяче святых имен Господа Вишну. Все благочестие, обретенное троекратным повторением тысячи святых имен Вишну, можно получить, единожды произнеся святое имя Кришны».

 

Теперь Шива Тхакур забыл кришна-наму. Что же он повторяет день и ночь? Кама-гаятри. «Камадевая видмахе – теперь я знаю настоящего Камадева. Пушпа-баная дхимахи – я также осознал, кем в действительности являются его цветы – это враджа-деви, манджари».

Если вы принимаете прибежище у враджа-деви, никакой Камадев вам не будет страшен. Тан но ‘нангах прачодаят. Никто не сможет причинить вам вред, если вы принадлежите этой семье.

Сегодня Камада Экадаши. Редким личностям раскрывается слава этого дня во всей ее полноте. Мы должны быть серьезными в нашей практике бхаджана. Бесчисленное количество жизней мы провели за бходжаном (едой) и раманом (развлечениями). Как же нам освободиться от всего этого?

Бхактивинода Тхакур показывает, как мы должны молиться:

 

гопинатх, мама ниведана шуно, вишайи дурджана,

сада кама-рата, кичху нахи мора гуна

 

[О Гопинатха, Ты — сама жизнь гопи. Прошу Тебя, выслушай мою просьбу. Я порочный обыватель, одержимый мирскими желаниями, у меня нет никаких добродетелей.]

 

Экадаши-деви говорит: «Я спасу тех, кто следует мне, и предложу их истинному Камадеву – Гопинатхе!»

Сегодня мы все должны молиться Экадаши-деви. Мать бхакти, она приходит дважды в месяц, чтобы помочь нам. В этот день, если мы всерьез умоляем ее пролить на нас свою милость, она очистит наши чувства и даст нам духовную энергию и вкус, который искоренит мирское вожделение – источник наших страданий.

Маха-бхагавата вайшнавы могут спасти нас от камы, но как часто мы памятуем их и молимся им? Как часто мы отправляемся к ним в нашей медитации? Мы не можем памятовать Шри Гуру, когда наше сознание загрязнено вожделением. Поэтому будьте серьезными в садхане и следуйте наставлениям гуру.

Не будьте самоуверенными, полагая, что можете победить Камадева своими собственными силами.

Рагхунатха дас Госвами учит, что, одержав победу над вожделением и гневом, нужно сразить еще одного могущественного врага – лицемерие:

 

 

 аре четах продьят-капата-кутинати-бхара-кхара

кшаран-мутре снатва дахаси катхам атманам апи мам

(Манах-шикша, 6)

 

«О нечестивый ум! Встав на путь садханы, ты надеешься очиститься под обжигающей струей ослиной мочи лжи и лицемерия и тем самым причиняешь страдания и себе, и мне – дживе».

 

Не будьте беспечными. Не омывайтесь в ослиной моче! Если вы легкомысленны, вожделение захватит вас, и вы деградируете до животного уровня. Отнеситесь к этому серьезно.

Когда Шрила Гурудев приводил преданных в Камьяван, он велел всем предлагать пранамы Камешваре Махадеву и молиться ему о том, чтобы он удалил их анартхи. Иначе из жизни в жизнь можно рождаться в теле свиньи и купаться в сточных канавах.

Люди, которые не знают смысл и силу кама-гаятри-мантры, жалуются, что даже несмотря на продолжительную практику их все равно беспокоят похотливые желания. Некоторые говорят: «Наверное, мой гуру не истинный». Если вы легкомысленны, начнете думать подобным образом. Это происходит, когда преданный неискренне повторяет мантру, которую дал ему Шри Гуру, и не молит Экадаши-деви о милости. Если вы серьезны и получили прибежище Экадаши-деви, у вас не будет никаких проблем.

Я думал о том, что не должен говорить эти горькие вещи: людям не нравится слушать подобное. Они с удовольствием слушают советы обманщиков, тогда как садху, которые говорят бескомпромиссную истину, они считают своими врагами. В Матхуре люди звали меня «охотником» – они всегда ждали, когда же я оставлю их в покое. Но пока я здесь, я не прекращу свою деятельность. Меня не беспокоит, нравится людям или не нравится то, что я говорю. Я не боюсь. Я – собственность моей гуру-варги и голос их бескомпромиссной философии.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями!:
Оцените автора
Бхакта Бандхав Друг Каждого
Добавить комментарий