22 июля 2014 года

 

Имя сегодняшнего Экадаши – Камика. У каждого Экадаши особое имя, слава и качества.

До этого о нас заботилась Шаяна Экадаши-деви, а следующие пятнадцать дней за нами будет присматривать Камика Экадаши. Спустя еще пятнадцать дней следующая Экадаши-деви возьмет нас под свое крыло. Это ее долг – заботиться о тех, кто следует ей.

На протяжении нескольких лет я объясняю славу Экадаши-деви в дни ее явления. Нужно понимать, что правила соблюдения Экадаши применимы только к садхакам, а не сиддхам (освобожденным душам). Также они не относятся к маха-бхагаватам. Баддха-дживы, обусловленные души, не интересуются славой Экадаши-деви, но души, желающие совершать садхану, жадно слушают ее прославления и молятся ей о милости. И к таким преданным она без промедления придет на помощь. Поэтому лекции об Экадаши очень серьезные.

Садхака начинает соблюдать Экадаши, но что происходит в результате? Он становится известным. Лабха, пуджа, пратиштха, нишидхачара, джива-химса, кути-нати и другие анартхи одна за другой пускают ростки в его сердце. И тогда садхака бежит за славой и популярностью.

Анартхи настолько кружат ему голову, что он начинает думать: «Я знаменит! Мои последователи повсюду распространяют мою славу. Я ачарья этого Общества, сиддха-пуруша, настоящий святой. Я все и вся!»

Чтобы избежать такого результата, садхака должен задуматься: «Как мне посвятить все одиннадцать чувств служению Господу? Когда же проявятся экадаши-бхава и сварупа-сиддхи? Когда я буду совершать служение Господу в своем вечном духовном теле?» Как обуздать чувства и служить Радхе и Кришне день и ночь напролет? Если вы молитесь Экадаши-деви, к вам на помощь придут 330 миллионов полубогов и демонов. В чем заключается их помощь? Они сделают вас здоровыми и сильными.

«Джарера пратиштха, шукарера виштха – мирская пратиштха подобна свиному навозу». Однако Пратиштха-деви незаметно подкрадывается к садхаке, сладко нашептывая ему: «О, да ты теперь Джагат-гуру! Ты Гуру-мата, Гуру-пита, Маха-бхагавата Вайшнав!» Как эта ведьма, пишачи, входит в сердце, несмотря на то, что вы практикуете бхакти и соблюдаете Экадаши? Как получить чистую садху-прему, если желание славы преследует вас?

В голове у вас постоянно крутятся мысли: «О, никто не оказывает мне почтения и не предлагает пранамы. Все меня избегают и пренебрегают мной», а сердце горит в огне пратиштхи. «Как мне одолеть моих недоброжелателей? Все они бесполезные людишки, постоянно обижают меня, хотя от них самих, притворщиков, никакого проку». Откуда приходит подобное настроение?

Полубоги и демоны, например, гандхарвы, якши, ракшасы, киннары, жители Сатья-локи и четырнадцати планетарных систем, проверяют, насколько вы стремитесь выбраться из океана материального бытия и войти в духовный мир.

Они скажут вам: «Ты хочешь выйти из материального мира и попасть на Голоку-Вайкунтху? Мы покажем тебе, как это сделать». Затем они дадут вам все, не спрашивая. Что же это будет? У них есть много прекрасных апсар, гандхарвов и киннари, которые обольстят вас. Все райские красотки будут у ваших ног.

«Посмотри, как мы красивы, – обратятся они к вам чарующим голосом. – Мы твои ашулка-дасики, бескорыстные служанки». Увидев этих «служанок», вы подумаете: «Зачем эти странные девушки пришли ко мне? Я искренне соблюдаю Нирджала Экадаши: весь день и всю ночь не сплю, повторяя имена Бога, и даже крошки в рот не беру. Я ни с кем не разговариваю, непрерывно совершая бхаджан…. Так как же мне теперь выйти из положения?»

Кто написал, что пратиштха – это мерзкая штука? Я такого не писал. Шрила Рагхунатха дас Госвами сделал это. Соблазнившись этим, люди теряют всё – и не одну жизнь, а миллионы!

О Боже, как отвратительно это положение! Когда человек умирает, его тело сжигают и все заканчивается. Но оказавшись в таком положении, каждая минута превращается в ад!

Знаете ли вы, что люди своими прославлениями калечат и убивают вас каждую секунду, а вы танцуете от счастья: «О, теперь я знаменит!» Вы даже не знаете, как низко опустится ваша душа на адские планеты и как будет страдать за это.

Разве можно назвать это настоящим прославлением? Пратишта-шукари-виштxа, гауравам шуддха рауравам. Такое умонастроение отвратительно.

 

Полубоги крадут ваше благочестие

 

В одной гурукуле Гурудев учил своих учеников и последователей, что Экадаши-деви является бхакти-джанани, что в это день нужно искать прибежище в пыли со стоп чистых преданных. Однажды в ашрам пришли полубоги и демоны. Далеко не все из них соблюдали Экадаши. У кого-то не было времени на это – они были полностью погружены в наслаждения, и потратить на Экадаши-деви хотя бы минуту было выше их сил. Так, их жизнь проходила в праздности и удовольствиях, а когда запас их благочестия исчерпывался, они падали.

 

те та бхуктва сварга-локам вишалам

кшине пунье мартйаья-локам вишанти

эвам трайи-дхармам анупрапанна

гатагатам кама-кама лабханте

(Бхагавад-гита, 9.21)

 

«Изведав райских удовольствий и исчерпав запас благочестивой кармы, они вновь возвращаются на бренную землю. Так те, кто следует законам трех Вед ради удовлетворения собственных чувств, получают в награду только череду рождений и смертей».

 

Когда запас благочестия полубогов подходит к концу, они начинают думать, как его восполнить. Так как сами они не могут поститься в Экадаши, они подкупают ее последователей, посылая им гандхарвов, которые известны своим райским пением.

Слушая их серенады, вы подумаете: «Как же мне повезло в жизни! Что за прекрасные песни! Кто наградил этих гандхарвов столь прекрасным голосом?»

Это будет началом ваших неприятностей. Затем апсары начнут кружиться вокруг вас в завораживающем танце. Вы непременно отметите про себя: «Как привлекательно каждое их движение! Какие заманчивые позы они принимают! Так здорово!»

Не сумев покорить кого-либо, полубоги пойдут на другие ухищрения. Например, что сделал Чандра? Он наслаждался с женой своего Гуру. Каков глупец! Несмотря на проживание в гурукуле с Гуру, духовными братьями и сестрами, его разум помутился – он не только наслаждался с женой Гуру, но еще и стал отцом ее детей. Почему он потерял разум и контроль над чувствами? Потому что другие полубоги и демоны своими беспокойствами  подтолкнули его на этот поступок.

Они полагали: «Мы дадим Чандре то, что отключит его разум, и он начнет действовать вразрез с наставлениями шастр. А потом мы быстренько украдем все его благочестие».

Кто-то может соблюдать враты и нияму или даже слушать хари-катху и участвовать в киртане на протяжении миллионов жизней, но в результате он получит ноль. В чем причина его несчастья? В том, что он беспечен и ничего не боится. Попросту говоря, глуп. Вы должны совершать служение со всей серьезностью и старанием. Не тратьте жизнь впустую.

Чандра в результате своих действий был обречен на страшные мучения. В шастрах есть много примеров, когда причиной падения были усилия других живых существ или свои собственные действия.

Следующий пример – Гаутама Риши. Он практиковал бхаджан и соблюдал Экадаши, а жена его, Ахалья, была известна честностью и целомудрием. Но Индра, приняв облик Гаутамы Риши, украл целомудрие и прекрасные качества его супруги… Когда Гаутама Риши узнал об этом, он пришел в такую ярость, что проклял Ахалью – она превратилась в камень. Спустя много лет благодаря прикосновению к пыли лотосных стоп Рамачандры она вновь обрела свой облик.

Вы должны с великим раскаянием думать: «Кто поможет мне, падшей душе? Спустя миллионы лет мою лодку прибило к берегу милости Гуру-пада-падмы и Вайшнавов. Просто благодаря незначительному служению ко мне без приглашения пришла пратиштха: обо мне говорят в новостях и заваливают подарками. Все хотят тем самым испортить мой характер».

Учитель часто говорил нам в школе: «Когда деньги утеряны – ничего не потеряно. Здоровье потеряно – что-то потеряно. Но если характер испорчен – все потеряно».

Обманщики постараются испортить вас. Вы станете сумасшедшим и неуправляемым. Что вы будете делать, оказавшись в таком положении? Куда вы пойдете? Несмотря на бхаджан, садхану и соблюдение Экадаши это гнусное настроение поселится в вашем сердце. Оно приходит к преданным даже в благоприятном обществе, потому что они привязаны к материальному. Шрила Рагхунатха дас Госвами писал:

 

гале баддхва ханье ’хам ити бакабхид вартмапа-гане

куру твам пхуткаран авати са ятха тваv мана итах

(Манах-шикша, 5)

 

Взывайте к хранителям пути бхакти, могущественным преданным: «Пожалуйста, спасите и защитите меня! Шайка разбойников – вожделение, гнев и жадность – набросились на меня и душат, сдавливая горло петлей нечестивых поступков. Моя жизнь подошла к концу, я потерял свое бхакти

У вас больше не будет интереса практиковать бхакти, вы все забудете…

Путь преданности остр, как лезвие бритвы, и любая неосторожность приведет к порезу. Чтобы защитить бхакти, приходит Экадаши-деви. Сегодняшний Экадаши называется Камика Экадаши. Камика происходит от слова камана (желание).

С полным раскаянием размышляйте: «Почему эти плохие желания пришли ко мне? Я всегда нахожусь рядом с Гуру, Вайшнавами, шастрами, дхамой и маха-прасадом. Почему же теперь желания тянут меня вниз? Откуда они появились?»

Любой, кто думает таким образом, всегда будет испытывать огромную признательность к Гурудеву, Господу и бхактам. Однако беспечность приведет к духовной гибели.

 

История о Шукрачарье и Коче

 

Брихаспати был гуру полубогов, а Шукрачарья – гуру демонов.

Однажды Брихаспати обратился к своему сыну: «Коч, я хочу отправить тебя в гурукулу».

– Дорогой отец, все уважаемые личности приходят к тебе, – произнес он. – Ты – гуру. Пожалуйста, обучи меня.

– Я не сведущ в особых разделах видьи (науки), поэтому не смогу обучить тебя.  Лучше я отправлю тебя к кому-нибудь другому. Последуешь ли ты моему указанию? – спросил Брихаспати.

– Да, конечно, сделаю все, как ты скажешь.

– Тогда иди к Шукрачарье.

Ответ поверг Коча в шок.

– Но ведь Шукрачарья против тебя!

– Ну и что? Он квалифицирован и почитаем. У него есть защитная сила и все знание. Он обладает искусством мритью-сандживани, то есть способен возвращать к жизни умерших. Также Шукачарья знает как свои пять пальцев науку о целебных травах и умеет очищать тех, кто поступает неверно. Так что отправляйся к нему.

Коч пошел в гурукулу Шукрачарьи. Увидев его, гуру демонов подумал: «Это же сын Брихаспати. Если я обучу его мритью-сандживани, тогда династия полубогов будет процветать».

Однако на самом деле сердце гуру открыто: любой может принять у него прибежище – и полубог, и демон, и киннар, гандхарва, якша, ракшас, нара или банара. Гуру никогда не смотрит на происхождение. Истинный гуру – это джагат-гуру, его сердце чисто и открыто для всех, поэтому Господь дает ему все.  Гуру не принимает во внимание, падший человек или великий.

Итак, Коч обратился к Шукрачарье: «Гурудев, я принимаю у вас прибежище. Я сын Брихаспати. Пожалуйста, обучите меня мритью-сандживани и любым другим наукам, знание которых пойдет мне во благо».

Коч стал так дорог Шукрачарье, что тот охотно обучил его всему. У Шукрачарьи была дочь Деваяни – каждый день она наблюдала за учеником своего отца и постепенно воспылала к нему страстью. «Как мне завладеть Кочем? Он будет моим возлюбленным, и я вдоволь понаслаждаюсь им», – думала она.

Несмотря на то, что сыновья демонов обладали красотой и силой, они не нравились Деваяни. Ее привлекал только Коч. «Он обучается мритью-сандживани. Я превращу его в демона, и тогда он не сможет вернуться к полубогам. После этого моя жизнь увенчается успехом», – мечтала Деваяни. Эти мечты впоследствии стали причиной огромной проблемы.

Коч покорил сердце Гурудева гуру-бхакти и гуру-севой. Демоны же не служили Шукрачарье, как полагается, – их служение было искусственным: внешне все выглядело хорошо, но в сердце у них скрывалась гордыня.

Каждый из них думал: «Я стану следующим гуру, ачарьей». Поэтому они начали соревноваться друг с другом за пост гуру, заявляя: «Я гуру, а ты нет». Такова демоническая политика. Никто из них не говорит «Дасо ахам, шишья ахам». Парампара демонов продолжается по сей день.

Никто не хочет быть учеником, шишьей, все метят в гуру. Поэтому наш Гурудев всегда говорил: «Те, кто хочет стать гуру, пусть будут гуру». И Махапрабху говорил то же, но с добавлением: «Любой может стать гуру, однако только Говинда – ученик».

Единственным учеником Шукрачарьи был Коч.

Когда пришло время ему возвращаться домой, Деваяни воспротивилась. «Нет, ты не можешь вернуться! – воскликнула она. – Забудь про свой дом, теперь ты член нашей демонической семьи. И ты возглавишь ее». Деваяни знала искусство маха-майя видьи, и когда Коч уснул, она притянула его в свою комнату силой майя-видьи. Когда Коч проснулся, она сказала ему: «Теперь ты мой возлюбленный».

– Нет, я принадлежу гурукуле, я собственность гуру! – произнес он. – А ты – дочь моего Гурудева, то есть моя сестра.

– Сестра?! Даже не смей говорить так! В этом мире нет сестер. Женщины не рассматриваются как чьи-то сестры. Я твоя возлюбленная. Ты любишь меня?

– Нет.

Благодаря искренней гуру-севе Коч был способен контролировать чувства. Это очень возвышенно: гуру-бхакти наделяет ученика могуществом гуру. Деваяни не знала об этом, и потому постоянно преследовала его, угрожая мечами, трезубцами и крюками. Деваяни полагала, что таким образом добьется ответных чувств.

Затем она обратилась за помощью к демонам. «Коч обучится мритью-сандживани и поможет полубогам победить вас. Он станет следующим ачарьей, – предупредила она. – Поэтому мы должны украсть и уничтожить его».

Демонам не свойственны сочувствие и жалость, они сказали Кочу:

«Ты должен жениться на Деваяни».

– Нет.

– Тогда мы убьем тебя.

– Как хотите, можете убить.

Они поймали Коча и порезали на мелкие кусочки, а затем вырыли яму, в которую закопали останки.

У Гурудева с его учениками всегда глубокие отношения, поскольку у него есть любовь к ним. Гуру и ученика невозможно разлучить. Гуру-гата-прана – для ученика гуру является самой жизнью. Гурудев никогда не покинет ученика, даже если тот вынужден скитаться по материальному миру миллионы жизней.

Вечером Шукрачарья позвал Коча.

Ему ответила Деваяни:

– Коча здесь нет.

– А где же он?

Не зная, что ответить, Деваяни сказала:

– А почему ты зовешь его?

Своим искусством мритью-сандживани Шукрачарья вернул Коча к жизни. Более того, теперь его тело ослепительно сияло. Девани еще сильнее захотелось обладать им.

Она не могла совладать со своими чувствами, и круглые сутки повторяла майя-мантры. Но разве возымели эти мантры какое-то действие? Чтобы защитить Коча, Шукрачарья дал ему дополнительные наставления.

Сам Коч никогда не жаловался Гурудеву и не говорил о том, что демоны порезали его тело на кусочки.

Это правило для учеников – они никогда не должны причинять боль гуру, действовать против него, а также винить его в своих проблемах. Кроме того, они не должны высказывать гуру свои низменные идеи. Вместо этого ученикам полагается предлагать пушпанджали и проводить пуджу гуру, отдавать ему сердечные подношения. И не только это – они должны положить жизнь к стопам Гурудева, но не грехи и анартхи.

Деваянти принимала разные формы, чтобы привлечь Коча: когда он шел мыться, она становилась водой; когда он ел, она принимала форму опахала… Так или иначе она старалась взять его под контроль, но у Коча было только желание гуру-бхакти и гуру-севы. Если вы примете даже немного подобной «любви», это будет действовать как медленный яд, и рано или поздно вы погибнете.

Никогда не принимайте что-либо по своему усмотрению. Даже если кто-то предлагает вам, не берите это с готовностью, подумайте: «Это для Бога, гуру-варги и Вайшнавов, а не для меня». Иначе что произойдет? Маленькая оплошность обернется роковой ошибкой.

Кочу было известно, к каким уловкам прибегает Деваяни, чтобы заполучить его, и тогда он отказался от еды и воды. Он стал принимать только прасад своего гуру. Деваяни готовила для него много блюд – халаву, пакоры, малпуа, но Коч искусно отказывался.

Полубоги не едят плоть, это прерогатива демонов. В этом заключается их главное различие. Однако Деваяни стала вегетарианкой и начала соблюдать Экадаши. На лоб она наносила тилаку, а волосы завязывала в пучок. Теперь она выглядела как брахмачарини. «Увидев меня такой, Коч непременно сдастся», – считала она.

Тем не менее Коч и не думал сдаваться. Шукрачарья сказал ему: «Коч, теперь ты обладаешь брахма-шакти, не растеряй ее! Тогда ты будешь близок с Брахмой и установишь с ним хорошие отношения. А благодаря гуру-шакти и гуру-бхакти ты будешь сиять ярче тысячи звезд и станешь очень известным. Ты будешь всем помогать».

Коч согласился.

Шукрачарья обучил своего ученика многим наукам, а Деваяни все это время не оставляла попыток привлечь его. В душе она подозревала, что покорить его невозможно, но от безысходности пошла еще на один шаг – собрав всех демонов, она подговорила их убить Коча. Те сразу согласились, потому что каждый втайне рассчитывал: «Если я сделаю, как говорит Деваяни, она выйдет за меня замуж».

Демоны убили Коча и съели. Не только они, но и сама Деваяни поедала его тело.

Согласно правилам гурукулы, ученики подготавливают все для отдыха учителя, обмахивают его и делают масляный массаж, наносят на его тело сандаловую пасту, а на утро, перед его пробуждением, подготавливают параферналии. Такова обязанность учеников: если у них есть любовь к духовному учителю, они будут выполнять служение без колебаний.

Коч искренне выполнял все это служение Шукрачарье, но теперь его убили демоны. Демоны никогда не служат Гуру, они только едят, наслаждаются и причиняют ему боль. Они жалуются Гуру: «У меня нет комнаты и еды. Со мной нужно обращаться с любовью и почтением. Почему вы мне ничего не даете?»

Шукрачарья всерьез обеспокоился, потому что любимый ученик не пришел служить ему вечером, как обычно. Он спросил Деваяни и всех остальных, но никто не отвечал ему. Ведь они уже съели Коча! Демоны не понимали, насколько их Гуру могущественен. Шукрачарья прочитал мантры, растер немного сандаловой пасты, а затем произнес, держа пасту в руке: «Коч, где бы ты ни был, выходи!»

Под воздействием мантр желудки демонов треснули, и те умерли. В это время Деваяни, почувствовав у себя в животе сильную боль, пронзительно закричала: «Я погибла! Неужели у меня в утробе ребенок?» – и с этими словами побежала к Шукрачарье.

Встревоженный отец спросил ее: «Что случилось?»

– Коч здесь, – ответила она, показав на свой живот.

– Коч? Как он мог попасть к тебе в утробу? Говори правду, что ты сделала.

– Я люблю Коча.

– Но что ты с ним сделала?

– Я убила его и порезала на мелкие кусочки, потому что он не отвечал мне взаимностью.

Разве можно было убить Коча? Гурудев защитит учеников, на которых даже Сам Хари может разгневаться.

Деваяни, скорчившись от боли, упала оземь, и из ее тела вышел Коч, причем благодаря брахма-шакти и гуру-шакти он проявился в миллионах сваруп. Деваяни не могла поверить своим глазам.

Шукрачарья обратился к своему ученику: «Коч, я дам тебе один совет, и если ты последуешь ему, ты никогда не столкнешься с трудностями. Tы должен соблюдать Камика Экадаши. Корыстолюбивые люди будут приходить к тебе, желая уничтожить, но тебя защитит Экадаши-махадеви. Все их попытки окажутся тщетными, и никакие их тантры-мантры не возымеют действие над тобой. Больше ты никогда не умрешь, наоборот, ты достигнешь совершенства и станешь великим. Все, что тебе нужно, это соблюдать этот Экадаши, Камика Экадаши».

Затем Коч обучился у Гуру, как следовать Экадаши. Довольный его стараниями, Шукрачарья велел ему: «Теперь ты можешь возвращаться к отцу». Коч не вернулся на райские планеты, ему не нужны были наслаждения для ума и тела, поскольку всего себя он посвятил служению Господу. Это называется брахма-шакти, и это дал ему  Гурудев. Благодаря брахма-шакти и гуру-бхакти к ученику придет и бхакти к Господу. Майя не сможет победить его.

Экадаши-махадеви устраивает так, чтобы все было благоприятно для преданного служения. У серьезного ученика, который искренне служит Гурудеву, будут все возможности, помощь и защита.

Истинный гуру всегда думает о том, укрепить учеников в преданности, потому что если вы не достаточно серьезны, то обязательно собьетесь с пути.

Нам чрезвычайно повезло в этой жизни – мы пришли к Гаудия гуру-варге. Камика Экадаши бескорыстно предлагает нам свою помощь и защиту.

 

 

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

Отправить