Кели-талпам (лекция по «Шри Вилапа-кусуманджали»)

Лекции разных лет

Шрила Гурудев: 

али-кулена лалита прамукхена сардхам

атанвати твам иха нирбхара нарма гоштхим

мат пани калпита манохара кели-талпам

абхeшайишьяси када свапанена деви

[О Деви! В то время пока Ты погружена в сокровенные шутливые беседы с Твоими близкими  подругами,  возглавляемыми  Лалитой,  своими  руками  я  сделаю  для  Тебя восхитительное ложе. Когда же Ты украсишь его, окунувшись в сладостные сновидения?]

Мат-пани-калпита-манохара-кели-талпам, сабхушаяшьяси када свапанена деви. Свапна значит «сон». Почему Рагхунатха дас Госвами использует это слово? Одна сакхи привела Шримати Радхику к прекрасному ложу из лепестков. Вокруг кружили опьяненные шмели и куковали кукушки. Вся атмосфера леса была благоприятна! Радхика одна взошла на это ложе, и сакхи принялась нежно массировать Ее.

Увидев следы на теле Шримати Радхики, они вспомнили Их прошлые игры. 

Когда сон неглубокий, приходят сновидения. В таком сне Шримати Радхика увидела Шьяма – это было столь отчетливо, будто наяву. Шьям не давал Шримати Радхике покоя. Он прилег рядом, и Шримати Радхика ощущала Его присутствие. Тогда сакхи в молитве прошептала: «Смогу ли я в этот момент служить Тебе и Твоему Прабху?» Таково значение кели-талпам.

Это выражение хранит в себе множество глубоких смыслов, но садхак постигает их в соответствии со своим уровнем. Погружение в эти настроения и есть рагануга-бхакти. Всегда читайте, памятуйте, слушайте с таким желанием. Служите, храня в сердце это настроение. Оставьте мысли о теле, уме и всем остальном. Погрузитесь в эти бхавы, как Рагхунатха дас Госвами, который был безмерно счастлив, видя свою сиддха-деху, и, возвращаясь во внешнее сознание, становился, как Чайтанья Махапрабху. Именно так он написал «Вилапу-кусуманджали» – в слезах. Таков смысл этой шлоки. Мы должны молиться о том, чтобы испытать это.

Преданный: Во время повторения Харе Кришна мы стремимся медитировать на игры или погружаться в «Вилапу-кусуманджали», чтобы развить вкус к служению.

Шрила Гурудев: Можешь ли ты прочитать несколько стихов из «Вилапа-кусуманджали» на эту тему?

Преданный: Шрила Рагхунатха дас Госвами молится Шримати Радхике: «Когда же ранним утром я буду мыть полы в Твоем доме свежей водой и вытирать их своими волосами?» Уместны ли такие размышления во время повторения джапы? Однако мы не можем по-настоящему повторять святое имя, не помня об играх и настроениях Рагхунатхи даса Госвами. Разве недостаточно просто слушать вибрации святого имени? 

Шрила Гурудев: Если в нем присутствует бхава – это прекрасно. А если нет, то надо думать: «О Харинама, Ты – Сама Радха и Кришна. Но я совсем не чувствую Твоей милости, ибо погряз в невежестве и оскорблениях. Я попал в ловушку майи, и потому Ты не проявляешься в моем сердце. Я так низко пал, что даже не могу плакать».

У нас на нашем нынешнем уровне преданности не получится выполнять такое служение, и гуру предупреждает своих неопытных учеников даже не пытаться имитировать продвинутый бхаджан. Потому мы лишь молимся: «Когда же мне улыбнется удача, и я смогу на самом деле служить подобно Рупе-манджари, Ананге-манджари и нашим гуру

сева садхака-рупена сиддха-рупена чатра хи 

тад-бхfва-липсунf кfрйf враджа-локfнусfрата{ 

(Бхакти-расамрита-синдху, 1.2.295) 

[На пути рагануга-бхакти садхак должен служить Шри Кришне как в садхака-рупе (внешнем, физическом теле, то есть в нынешнем положении преданного), так и в сиддха-рупе (внутреннем, совершенном духовном теле), следуя по стопам вечных жителей Враджа, обладающих тем же настроением служения, которое он хочет обрести.] 

Тад бхава липсуна карья. [Тад значит «то», бхава – «внутреннее настроение души», липсуна – «желать обрести», карья – «надлежит делать».] Искренний преданный в своей садхака-рупе следует примеру Шрилы Рупы Госвами, Шрилы Рагхунатхи даса Госвами и Гурудева, а в сиддха-рупе следует за Рупой-манджари, Рати-манджари и Лавангой-манджари в их служении Божественной Чете Радхе-Кришне.

Враджа-локанусаратах. [Враджа-лока – «конкретный слуга Кришны во Вриндаване», анусаратах – «следовать по стопам».] Те, у кого развита духовная жажда, должны все делать по примеру враджаваси. Здесь под враджаваси понимаются Рупа-манджари и другие манджари.

Это самые возвышенные шлоки. В чем разница между рагатмиками и раганугами? Рагатмики – это вечные спутники Кришны, например, гопи и гопы, а рагануги – это садхаки, которые практикуют рагануга-бхакти, следуя рагатмикам. Рагатмики – сиддхи, а рагануги – садхаки. Преданный рагатмика не является садхаком

Благодаря практике рагануга-бхакти можно обрести сварупа-сиддхи, но не васту-сиддхи. Разница между ними состоит в следующем: сварупа-сиддха все еще находится на пути садхана-бхаджана, но может получить даршан Кришны. Иногда Нараяна даст ему Свой даршан и исчезнет, а после он может уже и не получать даршан в этой жизни, как это случилось с Нарадой. 

Садхана-бхаджан необходимо совершать непрерывно, но садхак может столкнуться с определенными препятствиями. Так произошло с Нарадой в его прошлой жизни. Он был даси-путрой (сыном служанки) и во время Чатурмасьи общался с Четырьмя Кумарами. Когда его мать умерла, он ушел в лес и полностью посвятил себя служению Нараяне. 

Вскоре его сердце покинули все анартхи и нежелательные качества. В итоге он получил короткий даршан своего иштадева Нараяны, и Тот сказал ему, что в этом теле он больше не увидит Его. Почему? Нараяна объяснил Нараде, что у него все еще была прарабдха-карма (карма из прошлых жизней). Прарабдха-карма непроявленна, но из-за тела она все же сохраняется. Следовательно, пока у него было его нынешнее материальное тело, состоящее из пяти элементов, и кармы с прошлой жизни, он не мог снова видеть Нараяну.

В сердце Нарады также оставалось небольшое скрытое желание, васана. Оно было саттвичным, но все же не позволяло ему получить даршан Нараяны и обрести васту-сиддхи. Что это было за желание? Нарада начинал размышлять об этом, но не мог понять, и тогда Нараяна Сам указал на него: «У тебя есть желание жить в уединенном месте и медитировать на Меня. Ты хочешь поселиться в святом месте на берегах Ганги или Ямуны, вдали от всех. Тебе придется сначала исполнить это свое желание, и только потом ты оставишь тело и встретишься со Мной». 

В нашем сердце не должно оставаться никаких желаний. Есть ли в вашем сердце какое-либо желание? Хотя бы одно, как у Нарады? Надо заметить, у нас много желаний, а не одно. Эти огромные желания не исчезнут, поэтому нам придется рождаться тысячи раз. Но Кришна позаботится о том, чтобы все наши желания исполнились в этой жизни. И если потом не возникнет новых желаний, тогда вы сможете получить даршан Кришны, а затем погрузиться в глубокую медитацию, подобно Рагхунатхе дасу Госвами. Гаура Премананде!

Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж

29 сентября 1992 года

Понравилась статья? Поделиться с друзьями!:

Куратор сайта. Блогер

Оцените автора
Бхакта Бандхав Друг Каждого
Добавить комментарий