Кешава-врата – радха-дасья

Хари-катха, вдохновленная гуру-варгой

Рупа Манджари Литва

Кешава-врата упоминается во всех гаудия-вайшнавских календарях. Несмотря на это, большинство преданных не следуют этой врате, а многие даже критикуют тех, кто соблюдает ее. То же самое происходит с Катьяяни-вратой: тех, кто ей следует, критикуют. Зачем же тогда отмечают во всех календарях даты начала и окончания Катьяяни-враты? Почему ее, упомянутую в «Шримад-Бхагаватам», соблюдали не кто-нибудь, а сами гопи, по стопам которых советовал Своим преданным идти Махапрабху? Рамья качид-упасана враджа-вадху варгена йа калпита.

«Это только для гопи», – говорят одни. Но кому они следуют? В Гаудия-сампрадае они или нет?

Многие также задаются вопросом, откуда взялась Кешава-врата. Однако перед тем, как спрашивать об этом, пожалуйста, объясните, почему вы указываете даты этой враты в календаре, которому следуете?

Кришна Сам соблюдал эту врату, чтобы развить отношения с враджа-деви. Он думал: «Я Вишну, Я Нараяна, Нрисимха, Рама, Калки… Я вездесущий. Я Дваракадиш и Матхурадиш… Но как Мне всегда оставаться рядом с враджаваси

Бхагаван на месте не сидит. Будучи Рамой, Он убегает от горячо любящего Его отца, а, будучи Ваманой, оставляет Кашьяпу и Адити. Теперь же Он озабочен тем, как навсегда остаться во Враджа-мандале. Именно с этой целью Кришна начал данную врату: Кешава хочет, чтобы гопи Враджа приняли Его в свою группу. «Когда Я научусь служить, они примут Меня», – надеется Он.

Знание о служении хранится у Вишакха-деви. Правила Кешава-враты не так сложны. До этого мы три месяца находились в Навадвипе. Каждый вечер мы ходили на Гангу и проводили арати, предлагали пушпанджали, пели киртан, совершали омовение и возвращались обратно около девяти часов, чтобы принять прасад.

В этот месяц Ваишакха празднуются Нрисимха-джаянти, Акшая-тритья, Чандана-ятра и открытие дверей в храм Бадри Нараяны. С завтрашнего дня мы начнем петь «Кешава-аштаку», «Вринда-деви-аштаку» и «Калаяти наянам». Мы также выберем некоторые молитвы, где выражено настроение, с которым Кришна молится Шримати Радхарани и враджа-деви (гопи). Подобные настроения можно найти в киртанах наших Госвами.

Давайте постараемся правильно следовать Кешава-врате, и наша жизнь тогда увенчается успехом. Если мы не следуем правилам и предписаниям садху, то мы не в садху-санге. Есть и спать – это не садху-санга. Животные тоже едят и спят. Одно лишь нахождение рядом с садху – это не садху-санга. Садху всегда тщательно соблюдают правила и предписания, сознавая их глубокую важность. Они пребывают на трансцендентном уровне и всегда готовы служить.

Многие преданные в Кешава-врату предлагают шалаграме 108 листочков Туласи и повторяют при этом гопала-мантру. Это началось в Сатья-югу: святые отшельники повторяли в лесу гопала-мантру и предлагали шалаграме Туласи-манджари и чандану. В Урупи можно увидеть это особенное поклонение.

туласи-дала-матрена

джаласья чулукена ва

викрините свам атманам

бхактебхйо бхакта-ватсалах

(Шримад-Бхагаватам, 5.3.6, комм.)

[Шри Кришна так любит Своих преданных, что готов отдать им всего Себя за листик туласи и пригоршню воды.]

Особо дороги Бхагавану Туласи и вода Ганги. Если мы не предлагаем Ему это, то какая польза от нашей жизни? Делайте это каждый день. Кто-то может сказать: «Откуда возьмется столько Туласи?» Если это сложно для вас, то предлагайте в уме, с молитвой:

бхактья вихина апарадха-лакшаих

кшиптас ча камади-таранга мадхйе

крипамайи твам шаранам прапанна

вринде намас те чаранаравиндам

(Вринда-деви-аштака)

[О милостивая Вринда-деви! Лишенный преданности и совершивший бесчисленные оскорбления, я упал в океан материального бытия и тону в бурных волнах вожделения, гнева, жадности и других пороков. О Вринда, я ищу у тебя прибежища и в глубоком почтении склоняюсь к твоим лотосным стопам.]

«О Вринда-деви, пожалуйста, защити меня, дай шанс! Как мне, следуя твоему примеру, вручить себя? Как стать столь же дорогим Господу, как и ты? Ты настолько близка Ему, что без тебя Он ничего не принимает. Как мне стать твоим слугой? Я буду ждать своего часа, когда стану твоим последователем, и тогда Господь примет меня».

Самые важные параферналии в проведении Кешава-враты: Вода Ганги, Туласи и чандана. В течение этого месяца Брахма возносил молитвы, известные как «Брахма-самхита». Движимый желанием служить Ади-пуруше Говинде, он произнес эти молитвы одну за другой как пушпанджали.

Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж сначала научил западных людей этой «Брахма-самхите», поскольку регулярное повторение шлок из нее порадует Ади-пурушу Говинду. Особенно в Южной Индии преисполненные веры бхакты поют «Говинда-стотрам» («Брахма-самхиту»). После каждого стиха они предлагают Тхакурджи листик Туласи с чанданой и воду Ганги. Это подношение символизирует их сердце. Они смиренно молятся Господу об очищении.

Без Кешава-враты, этой враты Вишакхи-деви, без наставника мы осиротеем и все потеряем. Гуру-пада-падма оставил нам шикша-гуру-варгу. Благодаря практике мы сможем достичь совершенства в жизни.

Во время Кешава-враты мы каждый день поем «Кешава-ашатаку», написанную Шрилой Рупой Госвами. Сейчас мы послушаем комментарий на эту аштаку.

Рупа Госвами молится Кешаве. Он описывает, насколько прекрасен Кешава во Враджа-мандале, в окружении враджа-деви. Хотя этот Кешава наполняет сердца враджа-деви восторгом, Он также хочет поучиться чему-то у них. Для этого Он проходит месячное обучение у Вишакхи-деви.

В играх Махапрабху Вишакха-деви участвует как Рамананда Рай. С тех пор, как Махапрабху принял санньясу, Рамананда Рай неотлучно находился рядом с Ним. Махапрабху Сам учился у него, а затем обучал джив.

Шрила Рупа Госвами Прабху объясняет, как Кришна пришел к Вишакхе-деви в Шрингарават, что расположен на берегу Ямуны, желая постичь искусство, как наряжать и украшать волосы Шримати Радхарани и Ее божественное тело. Шри Кешава – это Парабрахман, Парамешвара. Все полубоги поклоняются Ему. Все враджа-деви служат Ему. Но только посмотрите: Тот, кому поклоняются, теперь поклоняется Сам.

Шрила Шукадева Госвами произнес:

анаярадхито нунам

бхагаван харир ишварах

ян но вихая говиндах

прито ям анаяд рахах

(Шримад-Бхагаватам, 10.30.28)

[Несомненно, эта гопи лучше всех поклонялась всемогущей Личности Бога, Говинде, так что Он, довольный Ею, покинул нас ради Нее одной.]

Шива Тхакур сказал:

арадхананам сарвешам

вишнор арадханам парам

тасмат паратарам деви

тадиянам самарчанам

(Шримад-Бхагаватам, 8.5.49, комм.)

[Поклонение Господу Вишну – лучший из всех видов поклонения, но поклоняться Вайшнаву, преданному Господа, еще лучше, чем поклоняться Вишну.]

Какова наивысшая арадхана? У кого самое возвышенное положение? Кришна Сам поклоняется враджа-деви и, особенно, Шримати Радхарани. Кешава учится арадхане под руководством Вишакхи-деви, а затем обучает других. Поэтому врата, которой следуют в месяц Ваишакха, называется Кешава-врата. Ее совершают под руководством Бхагавати Паурнамаси и Вринды-деви.

Парам-гурудев написал молитвы поразительной глубины, обращенные не к тому Кришне, которому поклоняется Шримати Радхарани, а к Кришне, который поклоняется Ей. Именно такого Кришну хотят видеть Гаудии. Настроение в линии Гаудия таково: Кришна должен поклоняться Радхарани и всегда думать о Ней.

Во время васанта-расы, в месте неподалеку от Имлиталы, Радхарани увидела, что Кришна был не только с Ней, но и со всеми гопи. Каждая танцевала с Ним, держала Его за руку, играла и пела с Ним, и все были очень счастливы. Шриматиджи подумала: «О, значит, Кришна считает этих гопи равными Мне?» Она покинула это место, и как только это произошло, Кришна остановил танец.

В своих песнях Бхактивинода Тхакур поет о том, как на берегу Ямуны, в рощах Вриндавана Кришна находится в окружении миллионов гопи, однако без Шримати Радхарани Он не находит Себе места. Когда Шриматиджи покинула танец раса, Кришна пришел к тамариндовому дереву в Имлитале, сел под ним и заиграл на флейте.

шата-коти гопи мадхава-мана,

ракхите нарило кори джатана

[Миллионы гопи пытаются утешить Мадхаву, но все их попытки напрасны.]

вену-гите даке радхика-нама,

есо есо радхе! дакойе шьяма

 [Флейта поет: «О Радха, Радха, вернись, вернись!» Шьяма зовет Ее в ночи.]

Этой песней флейты Кришна совершает киртан святых имен Радхарани. Глубоко погрузившись в мысли о возлюбленной, Он утратил Свой цвет кожи и Самого Себя: вскоре Его киртан сменился на «Кришна, Кришна, Кришна».

Сакхи пришли посмотреть, что делает Кришна. Он находился без чувств, в этом мистическом состоянии погруженности. Без даршана Радхарани положение Кришны стало очень серьезным, и тогда Шьяма, Лалита и Вишакха отправились на поиски Радхарани. Шримати ушла на Мана-саровару, на другую сторону Ямуны. Там Она все затопила Своими слезами. Сакхи и манджари, разыскав Радхику, стали возносить Ее лотосным стопам прекрасные молитвы, пытаясь успокоить Ее. Чтобы попробовать охладить Ее ман, они позвали Кришну, и Тот произнес тысячу восемь имен Радхарани. Он молился, совершал тапасью и ждал Ее с великой болью в сердце.

Шримати удивилась: «Кто повторяет Мои имена в таком дремучем лесу?»

Вишакха и другие сакхи рассказали Шримати: «Боту (юный) брахмачари хочет получить Твою милость. Он настроен очень решительно и уже долгое время совершает аскезы, но Ты не даешь Ему Свой даршан».

– Кто это? – спросила Шримати. – Откуда Он?

– Он повторяет Твои имена жизнь за жизнью, югу за югой. У Него неотступное желание обрести только Твою милость, и Он не обращает внимание ни на какую другую деви. Он хочет только Твоих благословений.

– Какие же благословения Он хочет?

– Только чтобы Ты была довольна Им и дала Ему какое-нибудь служение. Если Ему не хватает адхикары для служения, тогда Он просит, чтобы Ты подарила Ему Свой милостивый взгляд и сказала, что довольна Им. Это удовлетворит Его. Без этого Он будет плакать, страдать и совершать суровые аскезы, что вызовет беспокойства даже на Брахмалоке. Огонь этой тапы пересечет Брахмалоку, достигнет Вайкунтхи и, отправившись дальше, заденет Вриндаван. Эта тапа все превратит в пепел! Аскеза этого боту брахмачари очень сильна. Неужели Ты не дашь Ему милость?

Шримати сказала: «Я проверю, кто Он такой».

Ее привели к тому месту, где боту брахмачари совершал аскезы. Шримати увидела юного мальчика: всего девяти-десяти лет от роду, Он сидел на траве в тихой кундже. Его глаза были закрыты. Своими устами Он пел Ее имена. Радхарани стояла и слушала. Мальчик повторял необычайно сладкие имена: каждое было еще слаще, чем предыдущее:

чару-горочана-гаури

гарутмата-нибхамбара

вичитра-патта-чамари

чару-вени-шикха-ручих

[Ее удивительный золотистый облик подобен цвету горочаны, а одежды сияют, словно  сапфиры. Ее чудесные волосы, заплетенные в длинные косы, украшены пестрыми цветами.]

падменду-джаитра-вактра-шри-

нируддха-мура-мардана

чакорика-чаматкари-

хари-хари-вилочана

[Ее лицо, затмившее красоту нежного лотоса и полной луны, покоряет Кришну и берет Его в плен. Глаза Ее очаровывают Хари и повергают в изумление птиц чакори.]

Рупа-манджари и остальные манджари были приятно удивлены тому, как этот боту брахмачари повторял имена их Госпожи. Шримати подошла ближе и, взяв в руки цветок, сказала брахмачари: «Я довольна Тобой. Будь доволен и Ты. У Тебя не будет никаких проблем в жизни. Ты совершал суровые аскезы… Я не знаю, откуда Ты пришел и кто Ты. Я не знаю, чего Ты хочешь. Но поскольку Ты так сладко молишься Мне, Я дам Тебе благословения».

Кришна ответил: «Я всего лишь маленький пастушок. Я ничего не знаю. Мне нравится одна личность… Все во Враджа-мандале очень любят и уважают ее, но Меня она отвергла… Я много с кем встречался, но никто не сравнится с нею. Я готов делать все, что угодно, для той, особенной личности. Если Ты довольна Мной, пожалуйста, даруй Мне благословение, что Ты никогда не разгневаешься на Меня, не только в этой жизни, но и в миллионах последующих жизней. Можешь ли дать такое обещание? Твое счастье для Меня превыше всего».

Улыбнувшись, Шримати подумала: «Как искусно этот боту брахмачари подобрал слова! Люди совершают аскезы для своего собственного блага, а этот мальчик хочет только того, чтобы Я осталась довольна». Но, повернувшись к Вишакхе, Она произнесла: «В сердце этого мальчика есть завиток, который нельзя выпрямить. Я не могу дать благословение, которое Он просит».

Она развернулась, чтобы уйти, но боту брахмачари заплакал и стал повторять Ее имена еще громче. Всё на Мана-сароваре накалилось, как внутри вулкана: сначала от от мана Радхарани, а теперь от жара аскез Кришны.

– Вишакха, Я не могу здесь больше находиться! – промолвила Шримати Радхика.

– Как же Ты пойдешь? – спросила Вишакха-деви. – Посмотри на этот лес – он как будто в огне. Все сгорит от аскез этого брахмачари. Его аскезы обладают такой силой, потому что Он повторяет только Твое имя и желает Твоей милости.

– Разве ты не слышала Его? Он хочет не Моей милости, а Моего счастья. Он хочет, чтобы Я была довольна и никогда не огорчалась. Он хочет, чтобы Я никогда Его не отвергала. Что это все значит? Кто Он? Почему Он не признается? Откуда Он пришел? Как долго Он совершает эти аскезы? Почему Он хочет сделать Меня счастливой?

Затем Лалита и Вишакха очень мягко объяснили: «Этот мальчик пришел в Имлиталу. Там, под тамариндовым деревом, Он иногда сидел, иногда стоял на одной ноге, а иногда даже на одном пальце, и все время повторял только Твои имена. Почему бы Тебе не быть довольной Им?»

– Нет! – воскликнула Шримати. – У Меня нет отношений с обманщиками и теми, кто им следует. Я не одарю Его и каплей Своей благосклонности.

– Почему Ты решила, что Он обманывает? – спросила Вишакха. – Посмотри на Него, Он – тамал-шьямал. Взгляни в Его кристально чистое сердце хотя бы раз, и Ты останешься довольна. Ты же просто не присматривалась к Нему. Какие у Него лотосные глаза и кудрявые локоны! Его кудри так благоухают, что шмели, привлеченные ароматом, уселись отдохнуть на них. Неужели Ты даже не посмотришь на Него? Как долго Ему нужно еще совершать такие аскезы? Похоже, что из Его глаз вместо слез непрерывно текут Ганга и Ямуна… Ты не видишь эти потоки слез? Он совершил так много аскез, чтобы умилостивить Тебя.

– Хорошо, – согласилась Шримати. – Я устрою все для Его счастья, но не Своего. Мне не нравится то, как Он молится. Я помогу Ему, только если Он будет просить не о Моем счастье, а о Своем.

В ответ на это боту брахмачари произнес: «Да, Я расскажу Тебе, что сделает Меня счастливым. Если Ты никогда не будешь расстраиваться из-за меня, если Ты никогда не отвергнешь Меня, не прогонишь, если Я смогу постоянно воспевать Твои имена и служить Тебе, если Ты примешь Меня Своим маленьким учеником и научишь, как служить Тебе, тогда Я буду очень счастлив».

– Ученик должен предаться и предложить пранамы, – подсказала Вишакха-деви. – Разве Ты не предложишь пранамы Той, кому Ты предался?

Шрила Джаядева Госвами написал об этом в своей «Гита-Говинде». Он думал: «Как я могу написать, что Господь, Парабрахман, предлагает пранамы лотосным стопам Шримати Радхарани?»

смара-гарала-кханданам мама шираси манданам дехи пада-паллавам ударам

(Гита-Говинда, 10.8)

[О Шримати Радхика, Я погибаю от смертельного яда любви. Будь милостива ко Мне и укрась Мою голову пылью со Своих стоп, нежных и прохладных, как лепестки лотоса.]

Озадаченный Джаядева отложил перо и сказал Падме: «Я пойду на Гангу, приму омовение и повторю там мантры. Вернусь к прасаду».

Он направился к Ганге, которая протекала в нескольких километрах от их ашрама. Вскоре Падма увидела, что ее муж возвращается. Он подошел к ней и сказал: «Падма, пожалуйста, дай мне мою книгу и перо. Мне нужно кое-что записать».

– Ты будешь сейчас принимать прасад? – спросила Падма.

– Да. Пожалуйста, принеси прасад.

Падма накормила его. Закончив трапезу, он прилег отдохнуть, и Падма стала массировать ему стопы, а затем сама отправилась принять прасад. Вдруг она услышала голос мужа с улицы: «О Падма, я вернулся!»

– Откуда ты вернулся? – спросила удивленная Падма.

– Как откуда? С Ганги.

– Что ты говоришь? – изумилась Падма. – Ты ведь уже приходил, принял прасад и пошел отдыхать. А теперь я доедаю твои остатки. Не может быть, чтобы ты возвращался с Ганги!

– Все именно так. На Ганге я размышлял, как мне записать то, что чувствую. Я принял омовение и долго молился на  берегу, но так и не нашел решение. Как мне написать то, что Парабрахман Кришна предлагает пранамы лотосным стопам Шримати Радхарани и молится Ей?

– О чем ты говоришь? Ты только что приходил, что-то записал в своей книге, а затем принял прасад. Я видела это собственными глазами. А теперь я  после тебя принимаю прасад.

Джаядева Госвами промолвил: «Принеси-ка мне книгу». Когда Падма принесла, оба они увидели там стих, который Джаядева Госвами не решался записать: смара гарала кханданам мама шираси манданам дехи пада паллава ударам.

Кришна обратился к Своей возлюбленной: «О, Ты так добра, а Я горд и черств, как камень. Я никогда никому не предлагаю пранамы. Ты величайшая. Я всегда смотрю на других свысока, но теперь склоняю голову пред Тобой и молюсь о том, чтобы Ты поместила Свои лотосные стопы Мне на голову. Как Мне очистить сердце? Это невозможно сделать, если не предлагать пранамы Твоим лотосным стопам. Пожалуйста, даруй Мне удачу ощутить эти стопы на Моей голове».

Сам Кришна, приняв облик Джаядевы Госвами, написал это. Джаядева Госвами посмотрел на Падму и, заплакав, воскликнул: «Как же ты удачлива! Шри Кришна пришел и написал то, что я не смог вывести на бумаге». Он приложил книгу к голове, к груди и продолжил: «Кришна Сам написал стих с целью доказать, что это абсолютная истина. Падма, Он ел из твоих рук и отдыхал здесь! Дай же мне, пожалуйста, остатки твоего прасада, ведь это маха-прасад прямо от Самого Кришны».

Радха Кришна Сева Кунджа

Таким образом Кришна показал славу Шримати Радхики. Шри Кешава совершал эту врату и, когда завершил ее, Шримати Радхика была довольна.

Затем Вишакха-деви подсказала: «Предложи пранамы Своему гуру, тогда Ты получишь благословения».

Боту брахмачари предожил саштанга-пранамы Шримати Радхарани и взмолился: «Радхе, а теперь Ты дашь Свои благословения? Пролей же на Меня милость… Ты обещала, что никогда не отвергнешь того, кто примет у Тебя прибежище. Пожалуйста, благослови Меня».

И Шримати Радхарани промолвила: «Татхасту (да будет так)».

– А теперь, Радхе, пожалуйста, отдай Мне Свой ман, – добавил Кришна.

Мана-саровара-лила очень сокровенна. С того самого дня, если Шримати охватывал ман, сакхи напоминали Ей: «Он Твой ученик, Твой подопечный. Разве можно Им пренебрегать? Ты помнишь Свое обещание?» И тогда Радхарани снова улыбалась, забывала обиду и прощала Его.

И Кришна, и Махапрабху учили этому. Это называется Гаудия-парампара. Кешава совершал эту врату, и Махапрабху делал то же самое. Махапрабху принял санньясу в возрасте 24 лет и постоянно повторял санньяса-мантру (гопи-мантру). Знаете, что такое санньяса-мантра? Это мантра, которую повторяют те, кто хочет стать последователями гопи. Чайтанья Махапрабху, Сам Кришна, повторял ее днем и ночью.

Кришна совершает  аскезы, чтобы обрести милость Радхарани и личное служение Ей.

враджа-гопи-бхава, хаибе свабхава, ано-бхава на рохибе

[Я появлюсь на свет в городе Вришабхану Махараджа, выйду замуж в Явате и обрету облик и нрав юной враджа-гопи.]

ами то’ радхика, пакша-пати сада, кабху нахи хери та ‘ке

[Я навсегда останусь в ближайшем окружении Радхики, не желая видеть лица тех, кто оставляет Ее, кем бы они ни были и в каком бы настроении ни находились.]

Это молитва Кешава-враты, выражающая настроение линии Гаудиев.

Радхарани никогда не совершает Кешава-врату, но Кришна делает это. Живые существа – Его неотъемлемые частички, поэтому если Он, Кешава, совершает эту врату, то все дживы должны следовать Его примеру. В таком случае они получат духовные реализации.

Однажды Пуджьяпад Бхакти Дживана Джанардана Махарадж, ученик Прабхупады Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, спросил меня: «Эй, как долго ты живешь в храме?»

– Не знаю, Махарадж, – ответил я. – Я пришел сюда, чтобы есть, спать и работать. Я видел, что повсюду склоки и борьба за существование, а здесь прасад легко доступен и есть комната для жилья. Здесь очень хорошие условия, вот почему я и пришел сюда.

– Эй, не трать время! – воскликнул Махарадж. – Тебе нужно выучить 1008 имен Радхарани.

– Махарадж, для меня это невозможно. Мой мозг не способен столько запомнить.

Махарадж не отступал:

– Нет, ты должен выучить 1008 имен Шримати!

– Это невозможно для меня, – повторял я.

– Это возможно! –  крикнул он. – Говорю же тебе. Выучи их к завтрашнему дню.

– Но я очень занят.

– Если не выучишь, то я не буду принимать от тебя прасад.

«Вот теперь проблема», – подумал я. Махарадж был в преклонном возрасте и с ним не было его учеников. Неужели из-за меня он теперь станет поститься? Что мне делать? Как запомнить все эти стихи? Я сказал ему: «Махарадж, я в жизни не выучил ни одного стиха. Я счастлив, когда в моей голове пусто и я могу идти куда захочу, занимаясь своими делами».

– Сегодня я все сказал тебе, – произнес Махарадж. – Утром ты должен повторить мне все стихи. Только когда ты сделаешь это, я сяду принимать прасад.

Мое беспокойство нарастало: неужели он будет поститься, если я не выучу их? Тогда я посмотрел на эти стихи. Какие красивые они оказались! Так я выучил одну страницу, потом еще две страницы и затем все стихи…

Вечером Махарадж спросил: «Ты выучил какие-нибудь стихи?» Я сказал, что выучил.

Той ночью я не спал. Что оставалось делать? Махарадж пригрозил, что станет поститься, если я не выучу стихи. В конце концов, каким-то образом, я смог запомнить все стихи за ту ночь. На следующий день я сказал Пуджьяпаду Джанардане Махараджу: «Махарадж, у вас мистическая сила. Вы волшебник!»

«Да, – ответил он, – со времен Прабхупады, по его милости, я заучивал в день по два стиха. Читал их, записывал по 10 раз, повторял, обходил вокруг листочка с ними и молился: “Пусть эти шлоки станут сокровищем моего сердца. Пусть они никогда не покинут меня!” Наконец, они нашли место в моей голове. Поэтому я всегда повторяю Радхе-Радхе, больше ничего».

Во время лекций на хинди Махарадж всегда говорил от женского лица: «Мэ карти ху, ме болти ху, ме кхати ху (я делала, я говорила, я ела)».

Люди спрашивали его: «Махарадж, вы что, не знаете грамматику хинди?»

«Такова моя природа, моя сварупа, – разводил он обычно руками. – Почему же я должен говорить о себе в мужском роде?»

Могут ли обычные люди понять это? Как нам обрести подобные чувства близости с Враджа-дхамой? Кешава учит нас этому процессу. Кешава Сам соблюдает врату и повторяет эти имена. Все наши Госвами прославляли Шримати Радхарани и служение Ее лотосным стопам.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями!:

Куратор сайта. Блогер

Оцените автора
Бхакта Бандхав Друг Каждого
Добавить комментарий