Кришна прославляет Гангу, Ямуну и Сарасвати 

Ганга Ямуна Сарасвати КЕШАВА-ВРАТА

Кришна всегда выполняет Свой долг

Кришна ранним утром уходит из Нанда-бхавана пасти коров, и Ему неважно, лето или зима, зной или дождь. Порой Баладева Прабху остается дома, и тогда Кришна с пастушками идет один. У Него нет ни праздников, ни выходных.

Как-то раз у Кришны был день рождения. Мама Яшода изо всех сил Его уговаривала: «Сынок, не ходи сегодня в лес», но Он стоял на своем:

– Матушка, Я ненадолго! Коров на пастбище выведу, с ребятами встречусь и сразу домой!

– Но, милый, сегодня же к нам придут риши, махариши, брахмариши, все враджаваси… В честь Твоего дня рождения они проведут абхишеку, дадут Тебе благословения. И Тебе надо всем им послужить.

– Мам, как же Я могу пренебречь Своими обязанностями? Я быстро!

Так, в Свой собственный день рождения, несмотря на уговоры Мамы Яшоды, Кришна отправился как обычно в лес.

Профессор, который не опоздал

Один ученый человек открыл большой университет. Он был строг к себе и следил за дисциплиной, чтобы профессура и преподаватели приходили вовремя. Однажды у него умерла дочь, и все решили, что в этот день он точно не придет или хотя бы опоздает. Учителя пришли позже обычного, а этот ученый человек, несмотря ни на что, пришел на работу и поджидал преподавателей. «Да, моя дочь оставила тело по своей карме, но это не значит, что я позволю себе пренебрегать обязанностями», – считал он. Как только учителя появились, он их сильно отругал. После занятий он пошел на церемонию кремации. Все удивлялись тому, какой он сильный.

Не думайте: «Ничего страшного, если где-то я недоделаю». Бхаджан это не игрушки. Беспечные люди не получат блага.

ишварах парамах кришнах

сач-чид-ананда виграхах

анадир адир говиндах

сарва-карана-каранам

(Брахма-самхита, 5.1)

[Кришна, известный как Говинда, – Верховный Господь всех живых существ. Его духовное тело исполнено вечности, знания и блаженства. Все исходит из Него, но Сам Он не имеет начала и является причиной всех причин.]

Кришна не будет следовать правилам – никто не последует. Поэтому Он очень серьезный. Несмотря на уговоры родных, праздники, погоду, Он каждое утро встает, ухаживает за коровами и телятами, относит молоко в Нанда-бхаван. Он ходит по домам всех враджаваси.  

В «Хари-вамши-пуране» и в «Брахма-вайварта-пуране» описывается, как Кришна служит и доставляет им удовольствие. Кришна всем помогает, исполняет их желания. Враджаваси любят и берегут Его как зеницу ока. Он не просто пасет коров. На самом деле Он учит пастушков. Порой сакхи и манджари тоже приходят – переодевшись в пастушков, они вволю играют с Кришной.

Прославление Ганги

Кришна оставил Кадамба-кханди и пришел к Сурабхи-кунде, Айравата-кунде, Гулала-кунде и другим кундам. С Ним всегда находятся полубоги, гандхарвы, шрути-чари и муни-чари, садханасиддхи и нитья-сиддхи. Нитья-сиддхи ничего не делают без разрешения Кришны.

Однажды Кришна спросил пастушков: «Кто вам даст чистую любовь?», и стал прославлять Гангу, Ямуну и Сарасвати.

Ганга-деви, словно мать, убирает все анартхи. Иначе с грязным умом и оскверненным сердцем невозможно понять Гуру, Вайшнавов и Бхагавана?

гангара параша хойле пашчате павана

даршане павитра коре – эи томара гуна

(Эи-баро каруна коро)

[Воды Ганги очищают только после соприкосновения с ней. Ты же столь могуществен, что один взгляд на тебя сразу очищает от всех грехов!]

Джарасандха, Шишупала и Камса не считали Кришну Бхагаваном. Точно так же мы принимаем Гуру и Вайшнавов за обычных людей. Мы погрязли в анартхах, и сидим в своей грязи, с раздутым ложным эго – никогда не выражаем почтения Гуру и Вайшнавам. Стоит нам взглянуть на них, как внутри все вспыхивает от зависти. Никогда слова доброго о святых не скажем. Кришна же учит, что без прославления спутников и преданных Господа никогда не придут благословения. Они готовы всем помочь, помочь, но у нас ни веры, ни почтения. Все это из-за отсутствия любви. Мы грязные и окутанные сомнениями. Плохо думаем о других, замечаем только чужие недостатки, отчего постоянно оскверняемся. Только все время следим, кто что сделал не так, и старательно складываем все это в свою мусорку.

Гуру и Вайшнавы приходят в чистое место, а мы, как свиньи или стервятники, собираем только грязь. «Это не Вайшнав, у него очень плохое настроение. Этот еще хуже. А это кто, Гуру? Да какой он Гуру!»  Нам что-то известно в теории, а на практике одни глупости.

Кришна говорит, что в первую очередь нужно принять прибежище Ганги-деви, она очистит.

Во Вриндаване есть один храм Ганги-деви, там ее Божество. Он находится позади Гопинатх-бхавана, но многие ли об этом знают и приходят выразить Ей почтение? Это место превратилось в музей, там не проводят арати, не предлагают бхогу, не поют бхаджаны. Но ведь Ганга – это святая вода, которой омывали стопы Кришны, и, кроме того, она – кришна-прия!

У Ганги-деви есть три сварупы. Одна Ганга – бхишма-джанани, мать Бхишмы, жена Шантану. Это тень настоящей Ганги. Другая (уже настоящая) – Мандакини на райских планетах. На Притхивилоке ее зовут Багиратхи, а на Паталоке – Бхогавати.  Она – жидкий Брахман, который пришел в этот мир, чтобы всех очистить, но у нас нет к Ней почтения.

дриштаих свабхава-джанитаир вапушаш ча дошаир

на пракритатвам иха бхакта джанасья пашйет

гаyгамбхасам на кхалу будбуда-пхена-панкаир

брахма-драватвам апагаччхати нира-дхармаих

(Упадешамрита, 6)

[О преданных нельзя судить с материальной точки зрения. Не следует обращать внимание на такие недостатки характера, как, например, медлительность или грубость, связанная с низким происхождением, а также телесные изъяны, такие как уродства или болезни. Все они подобны пузырям, пене и грязи в Ганге. Даже когда вода в ней становится грязной, она всегда сохраняет свою трансцендентную природу. Точно так же Вайшнавы, достигшие самоосознания, несмотря на кажущиеся недостатки, всегда находятся на трансцендентном уровне.]

Кханджа Кришнадас осуждал Рупу Госвами, потому что думал, будто Рупа Госвами смеется над ним.

Вайшнавы не являются нашими слугами и рабами. Мы ошибочно полагаем, что, если Вайшнавы нам помогают, значит они настоящие. Нет, они готовы помогать, но не считайте их своими слугами, они слуги Господа. Вайшнавы столько делают для нас, но стоит им перестать помогать, мы сразу перестаем их считать Вайшнавами.

Кришнети ясья гири там манасадрийета. Шрила Рупа Госвами написал в «Упадешамрите» (5), что нужно мысленно почитать тех, кто хоть раз повторил святое имя.

Дикшасти чет пранатибхиш ча бхаджантам ишам –тому, кто принял дикшу, нужно предлагать поклоны.

Шушрушая бхаджана-вигьям ананьям анья – тому, кто ананья, совершает кришна-бхаджан,

нужно служить.

Ниндади-шунья-хридам ипсита-санга-лабдхья – никого не критикуйте, не слушайте критику и будьте почтительны ко всем. Помните, что преданные – наша жизнь и душа.

Точно так же мы приходим к Ганге, видим на ее поверхности пену, пузыри – будбуда-пхена-панкаир. Нам кажется, будто Ганга грязная, как сточная канава, а потому не может нам помочь. Нет, это мы потеряли разум, сердце грязное, из-за чего так видим Гангу.

Бхактивинода Тхакур называл Вайшнавов вайбхавой, славой Господа. Стоит ими пренебречь, и мы все потеряем.

То же касается и Ганги-деви. Она больше, чем мать. Шива Тхакур хранит ее у себя на голове. Бхагиратха принес ее, чтобы спасти своих предков. Хотя они обратились в пепел, стоило им коснуться Ганги, как они обрели освобождение. У нас есть тело, но мы не хотим идти к Ганге, поскольку считаем себя самыми умными: зачем идти на Гангу, когда есть чистая фильтрованная вода? Когда-нибудь это тело умрет и станет пищей для собак. Почему же мы не думаем о своей душе?

Ганга – это вода для души. Этой водой омывали не только Господа, но и всех Вайшнавов. Она это сохраняет, потом передает океану, Тиртхараджу (царю тиртх). Но если вы пойдете к океану, он даст вам только соль и грязь. Потому что хорошим люди злоупотребят. Люди настолько эгоистичны!

Кришна говорит, что, если мы примем прибежище у Ганги-деви, она очистит и сердце, и ум, и избавит от анартх. Поэтому Кришна вначале прославил Гангу.

Пастушки воскликнули:

– Кришна, это так здорово! Мы бы приняли омовение в Ганге, только жаль, здесь ее нет!

– А вы омойте стопы Баладевы Прабху – вот вам и Ганга, – ответил Он.

Кришна никогда не скажет, чтобы омыли Ему стопы.

И пастушки как схватили Баладеву Прабху! Тут же принесли очень много воды, стали омывать Ему стопы. Баладева Прабху не гордый и не обидчивый. Как Кришна сказал, пусть так и будет. Кришна и Сам принял эту чаранамриту. Какая сладость! Какое счастье! Пастушки заметили, что их тела стали невесомыми, они ощутили легкость в уме и начали танцевать.

Прославление Сарасвати

Теперь Кришна приступил к прославлению Сарасвати. Сара-свати – семь нот. Мы все время слушаем мирские звуки, соответственно, наши отношения складываются только с мирским, но семь сар (нот) Сарасвати приходят из апракрита, духовного мира. Она дает чит-гьяну, чистое знание, без которого невозможно идти правильным путем. Поэтому Кришна сказал, что нужно выражать почтение Сарасвати-деви.

Ганга очистит, Сарасвати даст духовное знание и покажет вам, кто является Вайшнавом, а Ямуна дарует чистую любовь, пара-према-патри.

чид-ананда-бханох сада нанда-сунох

пара-према-патри драва-брахма-гатри

агханам лавитри джагат-кшема-дхатри

павитри-криян но вапур митра-путри

(Падма-пурана)

[О Ямуна-деви, дочь бога Солнца, очисти меня! Ты источник чистой любви к сыну Нанды, обители духовного блаженства. Твое тело, состоящее из вод, целиком духовно. Ты смываешь  все грехи и оскорбления и несешь благо обитателям всего мира.]

Пастушки испугались: «Кришна, мы и не знали, что Ямуна столь возвышенна! Мы играли и купались в ее водах!»

– Не переживайте, она очень добрая, – успокоил их Кришна.

– А позови теперь Гангу-деви, Ямуну-деви и Сарасвати-деви, тогда мы поймем, что у Тебя есть сила! – воскликнули пастушки.

– Для этого нам всем нужно помолиться, и все получится.

Даршан Ганги

Сначала Кришна позвал Гангу-деви, и она пришла – очень красивая, золотистая, мягкая и тело по очертаниям как тело, но на самом деле вода. От этого даршана все хорошо себя почувствовали, но задумались, как же принять омовение, как испить святой воды Ганги? Тогда они собрали воду со стоп Баладевы Прабху.

В былые времена Индра принес Гангу с райских планет на бивнях своего слона Айраваты. Он провел Кришне абхишеку с молоком Сурабхи, водой из всех святых мест и дал Ему имя Говинда. Так образовалась Айравата-кунда. На этом озере Ганга-деви дала даршан, и в ней сохранили чаранамриту Баладевы Прабху.

У Ганги-деви три сварупы: одна как тень истинной Ганги, вторая – это вода, которой омывали стопы Господа, а третья находится под землей. Однако истинная сварупа Ганги – кришна-прия, она сакхи Радхарани.

Затем Кришна призвал Сарасвати-деви.

джая джая деви чара чара саре

Даршан Сарасвати

кучаджуга шобхита мукта харе

вина ранджита пустака хасте

бхагавати бхарати деви намасте

Мягкая и сладостная, она пришла со своей виной, и воздух наполнился ведическими мантрами и духовными мелодиями. Пастушки почувствовали блаженство. Они были изумлены. Не в силах усидеть на месте, они начали танцевать. С ними танцевали коровы, птицы. Деревья танцевали своими ветвями. Даже вода танцевала!

Прежде пастушки спрашивали у Кришны: «Ты нас ничему не учишь, мы не ходим в школу! Мы так и будем всю жизнь ухаживать за коровами?», и Он все для них устроил. Кришна показал, что сначала нужно накопить сукрити, а для этого необходимо совершать служение. Даже если вам все дадут – невозможно просто взять, не имея сукрити. Люди совершают аскезы без руководства, постятся, ходят на даршаны, совершают парикрамы, и это дает им небольшой запас сукрити. Однако вместе с этим у них появляется гордыня. Считая себя выше других, они начинают всех презирать. Это плоды тапасьи.

Если же кто-то служит Господу, мирские плоды не придут.

карманй эвадхикарас те / ма пхалешу кадачана

ма карма-пхала-хетур бхур / ма те санго ’ств акармани

(Бхагавад-гита, 2.47)

[У тебя есть право исполнять свой долг, но плоды трудов тебе не принадлежат. Ты не должен считать себя причиной своих поступков, однако не стремись и пренебрегать своим долгом.]

Кришна много чему учит, но без милости Сарасвати-деви ничего не понять. Есть джара Сарасвати и шуддха Сарасвати. Кешава Кашмири поклонялся джара Сарасвати. Он победил в дебатах ученых всего мира, однако, когда пришел к Махапрабху, Тот сразу указал ему на огромное количество ошибок. Его всего аж затрясло от этого непредвиденного поражения. «Как это возможно, чтобы какой-то мальчишка победил меня, сына Сарасвати?» – думал он, горько плача.

Сарасвати-деви пришла к нему и сказала: «Он – мой Господин. Как ты осмелился вступить с Ним в дебаты?»

Шуддха Сарасвати может дать все, поэтому Кришна позвал именно ее. По ее милости мы сможем увидеть Гуру, шастры, Бхагавана, дхаму.

Бхактивинода Тхакур написал:

бхакти бадха джаха хоите, се видьяра мастакете,

падагхата коро’акаитаба

сарасвати кришна-прия, кришна-бхакти тара хия

винодера сеи се ваибхава

(Кальяна-калпатару, 10)

 [Среди всех препятствий в бхакти главным является мирское знание. О дорогой ум, со всей искренностью прогони его прочь, чтобы понять такую истину: Мать Сарасвати, богиня знания, очень дорога Господу Кришне. Она всей душой преданна Ему. Именно эта преданность и есть божественная сокровищница Бхактивиноды.]

Сарасвати-деви по своей милости может дать кришна-бхакти и знание. Кроме того, он называет ее Кришна-прией. Бхактивинода Тхакур говорит, что Сарасвати – это его вайбхава. Но кто именно является его вайбхавой? Прабхупада Сарасвати Тхакур. Есть много Сарасвати, но все в почтении склоняются перед Прабхупадой, потому что он по всему миру распространил гаура-вани, учение Махапрабху.

К Свами Прабхупаде приходили обычные юноши и девушки, хиппи. Он им говорил: «Принимайте прасад и распространяйте книги», и давал им для этого духовную силу. Кто бы к Нему ни приходил, он давал силу и энергию, очищал их. Они раздавали книги и прогрессировали, даже если не читали эти книги. Секрет их успеха в том, что они следовали указаниям Прабхупады и таким образом получали благо. Это называется гуру-сева.

В таком случае Сарасвати-деви прольет свою милость.

Бхикша и сукрити

В храме существует правило: любой, кто приходит к гуру, сначала идет на бхикшу, ходит от двери к двери и собирает гуру-дакшину. Тем самым он набирает сукрити. Благодаря сукрити получится понять хари-катху.

Когда мы пришли в Матхуру, было тяжело, особенно летом. Гурудев нас посылал собирать бхикшу, мы ходили от двери к двери с утра до двух часов дня. Гурудев сидел возле своей комнаты, а мы по очереди подходили и показывали, сколько бхикши собрали. В ответ Он давал трансцендентную энергию, силу, благодаря которой можно практиковать бхакти.

Гурудев нам говорил, что брахмачари не должны быть ленивыми и сумасшедшими и считать себя принцами, так не получится развить отношения с Гуру. Для гуру-севы необходимо терпеть определенные аскезы, это пойдет во благо.

Люди пытаются что-то получить силой своей садханы, но ничего к ним не приходит. Может, стараются дня три, потом уже нет энергии. На самом деле если вы устали и чувствуете слабость, но не прерываете свое служение, к вам придет в три раза больше энергии. Но вы прячетесь, думая: «Поем, пью, поправлю здоровье, потом продолжу служение». Ни панир, ни йогурт не дадут вам энергию.

сева садхака-рупена, сиддха-рупена чатра хи

тад-бхава липсуна-карйа, враджа-локанусаратах

(Бхакти-расамрита-синдху, 1.2.295)

«На пути рагануга необходимо следовать близким возлюбленным спутникам Кришны и их последователям, будучи всегда погруженным в служение им как в садхака-рупе (внешнем, физическом теле, в настоящем положении преданного), так и в сиддха-рупе (вечном совершенном духовном теле, подходящем для выполнения того вида служения Кришне, который преданный всем сердцем жаждет обрести). Необходимо сильное желание бхавы, особого любовного настроения, тех спутников Кришны во Врадже, которым садхака стремится следовать».

Садхак должен совершать севу, тогда он осознает свою сиддха-сварупу. Служение очень важно в садхане.

Прославление Ямуны-деви

бхратур антакасья паттане ’бхипатти-харини

прекшаяти-папино ’пи папа-синдху-тарини

нира-мадхурибхир апй ашеша-читта-бандхини

мам пунату сарвадаравинда-бандху-нандини

(Ямуна-аштака, 1)

[Пусть Ямуна-деви, дочь Сурьи, бога Солнца, очистит меня. Любого, кто касается ее вод, она спасает от наказания в обители ее брата Ямараджи. Увидев ее, даже самые отъявленные грешники освобождаются от грехов. Ее прекрасные воды пленяют сердце каждого.]

Ямуна-деви дает чистую любовь. Без почтения к ней ваше омовение будет внешним. Нужно почтительно слушать о ее славе, плакать и молиться.

Жизнь необычайно опасна. Кто угодно может превратить меня в своего раба. Кто же защитит? Только Ямуна-деви.

Стоит мне очиститься, как я снова покрываюсь грязью. Кто-то начнет рассказывать плохие новости, я тут же навостряю уши. Поймите, что время уходит, жизнь уходит, а глупость остается. Мы пьем яд и считаем себя счастливыми.

гаура паху на бхаджия маину

према-ратана-дхана хелая хараину

[О, горе мне! Не желая поклоняться Шри Гаурасундаре, я призывал свою смерть. Я не оценил высочайшее сокровище премы и потерял возможность обрести ее.]

Кто выше – Ганга или Ямуна?

Как-то раз Дживу Госвами попросили разрешить спор, какая река более великая, Ганга или Ямуна. Джива Госвами поклялся, что даже одну ночь не проведет за пределами Вриндавана. Царь хотел заехать за ним, но побоялся ночевать во Врадже, чтобы не стать Бабаджи, поэтому он остановился в Агре, где находится Тадж-махал. Для Дживы Госвами подготовили несколько буйволиных повозок, чтобы они по пути сменяли друг друга, и он успел вернуться во Врадж до захода солнца. Джива Госвами рассказал о славе Ганги и Ямуны и предложил спорщикам самим решить, какая река более возвышенная.

Ситуация разрешилась примирением сторон, и довольный царь спросил Дживу Госвами: «Как я могу тебя отблагодарить?» — «Я Бабаджи, мне ничего не нужно», — смиренно ответил он. Но царь настаивал. Тогда в Индии только появилась бумага, и Джива Госвами согласился ее принять. Царь был счастлив передать бумагу во Вриндаван. Джива Госвами переписал грантхи с пальмовых на бумажные листы. Оригиналы поместили в грантхасамадхи рядом с самадхи Санатаны Госвами.

Госвами никогда не покидали Вриндаван, и все их грантхи проявились здесь. Они пропитаны враджа-расой, према-расой. Только с этой расой можно служить Кришне. Следуйте Кешава-врате. Просите: «О Кришна, прими меня в Свою школу в Сева-кундже, там много учителей и профессоров, но я вижу только обезьян, панд, пуджари, но, лишенный духовного зрения, я не вижу там учителей».

Гурудев говорил: «Без Сева-кунджи вы никогда не обучитесь служению».

Раньше в Навадвипе и Пури я рассказывал о Кешава-врате, но это лишь капля в море. Потом пришло гораздо больше, и скоро придет еще больше. Гуру-варга предлагает нам сокровища, однако нам некогда взять их. Храните то, что я вам расскажу. Это не мое, это принадлежит гуру-варге. Поймите, я раздаю то, что дает гуру-варга.

Мне недолго осталось, так я лучше вам быстро все отдам. Хорошие преданные быстро схватят. Верблюды едят колючки, а кукушки принимают только молодые побеги манго. Хорошо, если бхакты смогут взять манго, а если нет, это их неудача. Будьте серьезными, постарайтесь все сохранить и самостоятельно практиковать. Каждый день молитесь о том, чтобы пришло понимание, что такое Сева-кунджа и кто в ней ваш учитель, защитник, ваша ютхешвари.

Мы каждый день поем:

муниндра-вринда-вандите три-лока-шока-харини

прасанна-вактра-панкадже никунджа-бху-виласини

враджендра-бхану-нандини враджендра-суну-сангате

када каришьясиха мам крипа-катакша-бхаджанам

(Радха-крипа-катакша-става-раджа, 1)

[О Шримати Радхика! Шукадева, Нарада, Уддхава и все великие мудрецы неустанно возносят молитвы Твоим лотосным стопам. Памятование о Тебе и молитвы о служении Тебе чудесным образом избавляют все три мира от страданий, грехов и оскорблений. Твое радостное лицо расцветает, словно лотос, когда Ты предаешься любовным забавам в рощах Враджа. О дочь Махараджи Вришабхану, Ты безмерно дорога Враджендра-нандане, с которым Вы разыгрываете вечную виласу. Когда же Ты хоть на мгновение одаришь меня милостивым взглядом?]

Но действительно ли из глубины души молимся о том, чтобы нас приняли в школу, чтобы мы обучались там? Только поем, но никогда не молимся…

Мы очень удачливы, что находимся во Вриндаване и слушаем, чему нас учит Кришна. Это называется Кешава-врата, поступление в Сева-кунджу.

Шрипад Премананда Прабху

17 апреля 2022 года 

Подпишитесь на рассылку!

Дайте нам сделать тяжелую работу вместо вас. Подпишитесь, чтобы получать свежие статьи по почте. Мы никогда не спамим. Честно! Узнайте больше в нашей Политике безопасности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями!:

Куратор сайта. Блогер

Оцените автора
Бхакта Бандхав Друг Каждого
Добавить комментарий

  1. Раса-манджари даси

    Очень сладостно, восхищена тем как изложена лекция. Джай Шри гуру, Гауранга, джаятах

    Ответить