Шрила Гурудев остался в Матхуре, чтобы исполнить сердечное желание Парам-гурудева. В храме он начал рассказывать хари-катху по «Бхагаватам», и некоторые уважаемые и преисполненные веры матхураваси стали приходить регулярно. Особенно их привлекло то, как глубоко Шрила Гурудев объяснял кришна-лилу из Десятой Песни и прославлял Врадж. Также им импонировала эта особая возможность помнить о Врадже, находясь в Матхуре.
На основе «Шримад-Бхагаватам» и других ведических писаний Шрила Гурудев доказал, что изначальное проявление Абсолютной истины – это Враджендра-нандана Кришна. В «Шримад-Бхагаватам» (10.5.1-2) Шрила Шукадева Госвами утверждает:
нандас тв атмаджа утпанне джатахладо маха-манах
ахуйа випран веда-гьян снатах шучир алакритах
вачайитва свастйайанам джата-карматмаджасья ваи
карайам аса видхиват питр-деварчанам татха
«Шукадева Госвами сказал: “Очень великодушный по своей природе, Нанда Махарадж, преисполнился ликования, оттого что Господь Шри Кришна стал его сыном. Совершив омовение и другие очистительные ритуалы и облачившись в подобающие случаю одежды, Махараджа Нанда пригласил брахманов, умевших декламировать ведические мантры. После того как эти достойные брахманы пропели приносящие удачу ведические гимны, он в строгом соответствии с предписаниями Вед провел обряд по случаю рождения ребенка, а также обряды поклонения полубогам и предкам”».
Джата-карма в этом стихе в особенности означает обрезание пуповины и другие подобные действия, совершаемые по случаю рождения ребенка. Если бы Васудева Махарадж просто принес маленького Кришну из Матхуры и забрал дочь Яшоды, Шукадева Госвами не говорил бы этого.
Господь Брахма, творец вселенной, возносит молитвы Шри Кришне:
наумидья те ’бхра-вапуше таид-амбарая
гуджватамса-парипиччха-ласан-мукхая
ванья-срадже кавала-ветра-вишана-вену-
лакшма-шрийе мриду-паде пашупангаджая
(Ш.-Б., 10.14.1)
«Мой дорогой Господь, Ты Верховная Личность, единственный, кто достоин поклонения. Позволь же мне умилостивить Тебя, склонившись перед Тобой в почтении и вознеся молитвы. О сын царя пастухов, Твое трансцендентное тело цветом подобно темной грозовой туче, а одежды сверкают, как молния. Твое прекрасное лицо становится еще привлекательнее оттого, что в ушах Твоих покачиваются сережки из гунджи, а голову венчает павлинье перо. С гирляндой из лесных цветов и листьев, пастушеским посохом, буйволиным рожком и флейтой, Ты стоишь передо мной, пленяя Своей красотой, и держишь в руке лакомство».
Самая важная фраза в этом стихе — пашупангаджая: пашу-па означает «пастуха» (Нанды Махараджа, а анга-джая — «сын». Здесь Брахма молится Кришне как сыну Нанды, который явился из анг, частей тела, Нанды Махараджа.
Чтобы удовлетворить Кришну, Брахма вознес Ему множество молитв, однако добился успеха, только когда начал прославлять враджаваси. В Матхуре Кришна – Матхуреш, а во Врадже Он Враджеш. Те, кто приходит во Врадж, без понимания этой таттвы, никогда не смогут попасть в духовную обитель.
Одна из Его форм – лила-пурушоттама — проявляет сладостные игры, а другая демонстрирует Его величие. «айшварья-джанете саба джагат мишрита / аишварйа-шитхила-преме нахи мора прита – зная о Моем величии, весь мир взирает на Меня с благоговением и почтением. Однако такая преданность не привлекает Меня». Кришна никогда не проявлял Свою бхагаватту (божественность) во Врадже. Там Он вечно пребывает как Враджа Гопал. В Гокуле Кришна родился с темным цветом тела, а в Матхуре Он проявил Свою четырехрукую форму с великолепным золотистым сиянием.
«Шримад-Бхагаватам» приводит доказательство, что Кришна родился непосредственно из лона Яшоды Маты в Гокуле и одновременно явился как Нараяна в Матхуре, в тюрьме Камсы, представ перед Деваки и Васудевой. В Матхуре у Него не было ни флейты, ни павлиньего пера. Явление Господа со всеми украшениями и оружием и атрибутами, которые Он держит в четырех руках (как в Матхуре), относится к нараяна-таттве. По просьбе Васудевы и Деваки Он принял облик обычного младенца и велел Васудеве отнести Его в Гокулу, а вернуться с Йогамайей. Когда Васудева принес Матхуреша Кришну во Врадж, Он вошел в трансцендентное тело изначального Кришны, который родился из лона мамы Яшоды.
***
В «Чайтанья-чаритамрите» (Ади, 4.13) сказано:
атаэва вишну такхана кришнера шарире
вишну-дваре каре кришна асура-самхаре
«В это время Господь Вишну также присутствует в теле Шри Кришны, и с Его помощью Господь Кришна уничтожает демонов».
Во Врадже изначальный Кришна совершает со Своими спутниками игры, проникнутые глубокой нежностью, Он не убивает демонов. Демоны, нападающие на Врадж, получают освобождение от руки Господа Вишну, который пребывает в трансцендентном теле изначального Кришны.
Васудева принес Кришну во Врадж и вернулся в Матхуру с Йогамайей. Узнав о рождении ребенка, Камса попытался убить Йогамайю, бросив Ее о камни. Она вырвалась из его цепкой хватки и взлетела вверх, приняв облик Дурги, держащей в каждой из восьми рук по оружию. Затем Шукадева Госвами описывает ее как адришьятануджа вишнох (Ш.-Б., 10.4.9). В этом стихе ануджа вишнох означает «младшая сестра Вишну». Это означает, что Кришна несомненно принял рождение из лона Яшоды, потому что Васудева принес Йогамайю от Яшоды из Гокулы. Иначе Шрила Шукадева Госвами не говорил бы адришьятануджа вишнох, Йогамайя является ануджа, младшей сестрой Господа. Безусловно она родилась в Гокуле и Васудева принес ее в Матхуру.
Камса попытался убить Йогамайю, но она ударила его по голове и воскликнула: «Камса, ты глупец! Какой смысл тебе убивать меня? Твой враг уже родился в другом месте!» Йогамайя умолчала, что Кришна явился в Матхуре. Она только сказала: «Твой убийца уже родился!” В “Бхагаватам” ясно сказано, что Нанда-нандана Кришна принял рождение в Гокуле вместе со Своей сестрой Йогамайей.
После рождения во Врадже Кришне обрезали пуповину, а брахманы провели нужные ведические обряды. Нарада, посетив Камсу, произнес: “Твой убийца уже родился, а ты сидишь и ничего не предпринимаешь! Разве ты забыл, что сказала Дурга, твое семейное божество?»
В «Гопи-гите» враджадеви молятся Шри Кришне: «джаяти те’дхикам джанмана враджах – о возлюбленный, Твое рождение во Врадже сделало эту землю в высшей степени прославленной» (Ш.-Б., 10.31.1).
Несмотря на все эти доказательства, явно показывающие, что Кришна на самом деле родился в Гокуле, матхураваси были уверены, что Кришна принял рождение в Матхуре, после чего Васудева принес Его в Гокулу, где Нанда Махарадж заботился о Нем все Его детские годы. Шрила Гурудев, проповедуя в Шри Кешаваджи Гаудия Матхе, прежде всего стремился исправить эту ошибочную концепцию. Для этого Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Госвами Махарадж оставил его там.
Отрывок из книги «Шри Гуру-даршана»