Харе Кришна, дорогие читатели портала bhaktabandhav.com! Поздравляем вас с началом священного месяца Картика. Самый первый день этой враты ознаменован днем ухода нашего возлюбленного Парам-гурудева, “духовного дедушки” — аштоттара-шата Шри Шримад Бхакти Прагьяны Кешавы Госвами Махараджа. Он вечный спутник Шри Чайтаньи Махапрабху и непрерывно служит Божественной Чете Шри Шри Радхе и Кришне в трансцендентном Вриндаване. Он подарил этому миру великих санньяси, среди которых наш Шрила Гурудев и Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада.
Шрила Гурудев неоднократно объяснял, что между днями явления и ухода ачарьи нет никакой разницы. В день ухода Парам-гурудева мы смиренно предлагаем вам лекцию Шрипада Премананды Прабху, прочитанную им в день явления Парам-гурудева.
Мы очень удачливы, что так или иначе прикоснулись к этой чистой линии ученической преемственности.
В надежде на служение Хари, Шри Гуру и Вайшнавам,
команда bhaktabandhav.com/ru
28 февраля 2013 года
Сегодня день явления Парам-гурудева. Мне повезло многое услышать о нем от Шрилы Гурудева.
Я слышал, что Парам-гурудев всегда заботился о собственности Прабхупады, управляя тремястами акрами земли в Майяпуре. Когда Прабхупада начал проповедовать по всей Индии, Винода-бихари без устали управлял всеми храмами и заботился о брахмачари. Он был очень сильным и каждый был счастлив рядом с ним.
Прабхупада даже своим ученикам первым предлагал пранамы со сложенными руками. Он никого не считал своим учеником. Каждому, кто поклонялся Богу, он выказывал уважение, не думая: «Он младший, я не буду ему кланяться».
Прабхупада предлагал пранамы со словами дасо ‘сми («я твой слуга»), никогда он не говорил «гуру асми» («я твой Гуру»).
Поэтому Парам-гурудев всегда кланялся Прабхупаде издалека. Прабхупада ласково называл Парам-гурудева на бенгали «глупеньким», и всегда обращался к нему на «ты», как к близкому другу, хотя ко всем остальным с глубоким уважением обращался на «Вы». Однажды вечером, когда все служение было уже закончено, Парам-гурудев сидел на стуле под деревом джекфрут, положив ноги на стоящий рядом стол. Он покачивался на стуле и задумчиво глядел в небо. Он и знать не знал, что в это время в Майяпур на даршан пришел очень ученый санскритолог, который услышал, что в этом месте находится много великих Вайшнавов. Ученый огляделся вокруг: «Кто здесь главный? Кто основатель?»
Там было много Вайшнавов, брахмачари и санньяси. Ученый, заметив, что все садху после Гаура-арати друг за другом идут в одном направлении, последовал за ними. Так, под джекфрутом он увидел одного человека в очень хорошем белом дхоти и курте. Покачивая ногами, запрокинутыми на стол, он смотрел в небо. В это время все, даже старшие санньяси, приходили и предлагали ему саштанга дандаваты, а тот никому не выражал почтения в ответ. Санскритолог подумал: «Что все это значит? У него белые одежды брахмачари, но все санньяси предлагают ему саштанга дандаваты, а потом возвращаются к своим делам, без какой-либо реакции от этого витающего в облаках человека, который откинулся на стуле с кверху поднятыми ногами.
Он был удивлен: «Что это за личность?»
После этого он последовал за всеми к бхаджан-кутиру Прабхупады Сарасвати Тхакура, где ему предлагали пранамы.
Ученый спросил одного из брахмачари: «Кто здесь ачарья?»
– Шрила Сарасвати Тхакур.
Он подошел к Прабхупаде и сказал:
– Я хочу задать несколько вопросов, но сначала мне необходимо разрешить сомнения о вайшнавском этикете.
– Что именно? – спросил Прабхупада Сарасвати Тхакур.
– Здесь много старших вайшнавов, даже великих санньяси. Все они ходят к одному человеку и предлагают ему поклоны. В белой одежде, он посиживает на стуле, подняв кверху ноги, и смотрит в небо. Я увидел, что Вы первым всем предлагаете пранамы со сложенными руками. Однако этот беспечный человек не отвечает поклоном на поклон и вообще перед всеми покачивает своими ногами. Что это значит?
– Нет, в моем Майяпуре таких нет, – уверил его Прабхупада Сарасвати Тхакур.
– Я не лгу, спросите каждого.
– Кто этот человек? – спросил тогда Прабхупада.
– Винода-бихари.
– Позовите его.
Парам-гурудев пришел.
– Прабхупада, для какого служения вы позвали меня?
– Ты знаешь, что Гаура-арати закончилось?
– Нет.
– Где же ты был?
– Недалеко.
– Караталы и мриданги громко звучали. Разве ты не слышал?
– Нет.
– Разве ты не знаешь, что многие приходили к тебе и предлагали дандаваты?
– Я никого не видел.
– О чем же ты думал?
– Я был очень занят, Прабхупада. После ваших многочисленных лекций я размышлял о том, как послужить вашим словам.
Парам-гурудев был погружен в свое вечное служение в нитья-дхаме, служа Прабхупаде и заботясь о том, чтобы все было сделано лучшим образом. Он знал, что если ученик делает что-либо не ради своего Гурудевa, вечных враджаваси и Махапрабху, он не доставит радости своему Гуру.
Существует три состояния сознания: антар-даша (внутреннее сознание), ардха-бахья-даша (наполовину во внешнем сознании) и бахья-даша (внешнее сознание). Садхака может находиться в любом из них. Истинные преданные не принадлежат к этому миру. Они не думают об обычной работе, делах и мирском служении. Прабхупада – Божественный Учитель, он дарует своим ученикам настоящее вечное служение Божественной Чете.
Хари-катха Гурудева сразу же коснется сердца настоящего ученика. Под воздействием этих божественных повествований ученик задумается над каждым услышанным наставлением: «Как я могу это выполнить надлежащим образом?», и затем начнет применять это в своем служении.
Обычные люди не знают забот. Они не слушают хари-катху Гурудева, а если и слушают, то сразу же выкидывают ее из головы или, выбрав несколько слов, дают им свое толкование. Большинство даже не принимают ничего. Они пренебрегают словами своего Гурудева. Однако самые близкие и дорогие ученики сразу примут все услышанное и будут стараться сделать все возможное, чтобы следовать желанию своего возлюбленного учителя. Тогда и хладини-шакти будет помогать им – они всегда будут задействованы в вечном служении.
После вечерней лекции Парам-гурудев сразу задумался: «Что сказал Прабхупада и как могу я следовать этому? Он пришел в этот мир не для того, чтобы обманывать людей,коротать время или развлекаться».
Парам-гурудев знал сердечное желание Прабхупады Сарасвати Тхакура и всегда медитировал на то, как оно может быть исполнено. Так, Прабхупада желал открыть храм на каждом из девяти островов, где преданные могли бы занять себя в каждой из девяти составляющих бхакти. Из девяти островов Йогапитх – это Радхаван, Ее центр, а восемь островов являются кунджами ашта-сакхи.
Парам-гурудев размышлял: «Как я могу пойти туда и правильно служить? Как сакхи примут мое служение?»
Его имя Винода.
Развлечения – это пикники, туры и путешествия, но это не служение Господу. Душа и ум отличны. Как душу можно занять служением Господу?
Винода обдумывал: «Кто там будет и как они будут в совершенстве служить в шраванакья бхакти, киртанакхья бхакти и смаранакхья бхакти?»
Для Гуру самый близкий и дорогой ученик – тот, который каждый миг жизни посвящает служению своему возлюбленному учителю (гуру-гата-прана). Такой ученик всегда будет отдавать свое время исполнению сердечного желания Гурупада-падмы.
Существует три типа севаков. Первоклассный слуга понимает желание сердца Гуру и действует, исполняя его. Слуга второго класса получит наставление от Гуру и постарается следовать ему самым лучшим образом. Но слуга низшего уровня засомневается: «Хорошая ли это идея?» Или он будет думать: «Как я могу это сделать? Я не квалифицирован. Я не знаю, как делать. Пусть другие делают. Для меня это невозможно». Он не верит в Гурупада-падму и поэтому пренебрегает его наставлениями.
К жаждущему обрести вечное служение придет сила сварупа-шакти. Гурупада-падма всегда будет рядом с таким преданным. Почему? Этот человек в своем сердце и уме создал место для наставлений Гурупада-падмы. Такие люди всегда помнят: «Я должен это сделать». Это и есть слуга Гуру.
Многие ученики Прабхупады сомневались: «Винода не Вайшнав. Он часто не ставит тилаку, редко приходит на лекцию и не всегда участвует в других программах храма. Какой же он вайшнав?»
Они жаловались Прабхупаде: «Винода не Вайшнав! Он не соблюдает никакие правила и предписания».
Кто-то пожаловался из храма в Дели. Прабхупада, прочитав это письмо, пришел в ярость. В то время настоятелем делийского храма был Нароттамананда Прабху. Ему посчастливилось прочитать ответ Прабхупады, поэтому он всегда относился к Парам-гурудеву с большим почтением.
Прабхупада Сарасвати Тхакур ответил в этом письме: «У тех, кто не верит в Виноду, нет отношений со мной, а у меня нет отношений с ними. Если у кого-то действительно есть отношения со мной, они поймут, кто мои личные спутники. Все, у кого есть вера в меня, поймут, кто близок мне, и будут уверены, что эта личность не может не быть Вайшнавом».
Прабхупада Сарасвати Тхакур ответил очень строго.
Кто такой гуру-севак? Парам-гурудев ради служения Прабхупаде носил костюм и ботинки, ходил в суд, встречался с правительственными чиновниками и решал все организационные вопросы. Когда ему нужно было переправиться на другой берег Ганги, он не ждал, пока лодка наполнится пассажирами, – просто платил лодочнику тариф всех пассажиров. Многие жаловались Прабхупаде: «Он тратит деньги храма, которые мы собираем. Он покупает дорогую одежду, ездит на лошадях и спускает так много денег Матха! Он даже полностью оплачивает за лодку, потому что не может подождать, когда придут остальные пассажиры. Проезд в лодке стоит всего пайсу, но он платит целую рупию».
– Вы думаете, Винода транжирит деньги? – ответил Прабхупада. – Он очень квалифицирован, из богатой семьи землевладельцев и привык распоряжаться деньгами свободно. Он не тратит время попусту. Деньги это еще не всё. Винода все делает для служения Махапрабху. Каждый его шаг — это служение. Вы, деревенские мальчишки, до того как прийти в храм, никогда даже рупии не видели! Теперь вы пришли в храм и тратите так много рупий. Кто йоги – вы или он?
Все испугались прямолинейного ответа Прабхупады.
Люди жаловались: «Винода ничего не собирает. Он только ходит по судам, в офисы, типографии и т.п. Он не ходит на бхикшу.
Тогда Прабхуда дал Виноде деревянный ящичек с прорезью для монет, и послал его проповедовать и собирать пожертвования для храма. Парам-гурудев делал это в автобусах, трамваях, на рынках и по всей округе.
Утром он завтракал и шел в Кришнанагар, ловил поезд до Калькутты и целый день собирал там пожертвования. Летом в Бенгалии очень жарко, и магазины с обеда до вечера закрываются. Все торговцы идут по домам, чтобы пообедать и отдохнуть, а затем, где-то в 4–5 часов вечера, снова открывают свои магазины.
Парам-гурудев уехал утром, и к обеду его ящичек еще не был полон. Прабхупада учил его: «Принимай только понемногу от каждого, тогда ты сможешь распространить святое имя наибольшему числу людей».
В тот день Парам-гурудев, как обычно, все утро собирал пожертвования и распространял святое имя все утро. В обед, когда магазины закрылись, он прилег под дерево рядом с дорогой. Солнце опаляло его своими горячими лучами. Он ничего не ел и не пил с утра. Подложив под голову вместо подушки деревянный ящичек, он закрыл глаза и молился Прабхупаде, тихонько пел песни Нароттамы даса Тхакура и Бхактивиноды Тхакура.
Случилось так, что в это время на машине через эту местность проезжал Прабхупада. Его водитель сказал: « Взгляните, Винода отдыхает под этим деревом!»
Прабхупада попросил остановить машину.
Он увидел, как Винода лежит, молясь с закрытыми глазами. Его сердце растаяло, а на глазах навернулись слезы. Прабхупада подумал: «Винода всем пожертвовал ради меня. Он родился в богатой семье землевладельцев и оставил все, чтобы весь день просить милостыню от двери к двери под палящим солнцем».
Как Парам-гурудев молился? Он возносил множество молитв, таких как шри рупа-манджари пада; кабе хабе боло се дина амара, котхай го премамайи радхе! радхе; кабе гаура-ване сурадхуни-тате; ‘ха радхе ха кришна ’боле и много других, памятуя, как Госвами каждую ночь проводили под новым деревом.
Парам-гурудев думал: «Сейчас я один. Я могу молиться из глубины сердца. Иначе, когда я со всеми, я забуду про все, буду есть и спать, и не смогу погрузиться в молитвенное настроение. Небольшие аскезы необходимы».
Он вспоминал Враджа-мандалу и то, как Госвами совершали бхаджан под открытым небом, ночевали под деревьями, терпеливо снося холод зимы и зной лета. Они поддерживали себя, не причиняя никому беспокойств, и всегда служили Радхе-Кришне с искренней любовью в сердце.
Прабхупада Сарасвати Тхакур был очень доволен своим возлюбленным Винодой. Поздно вечером, когда Парам-гурудев вернулся, Прабхупада спросил: «Почему ты пришел так поздно?»
«Если бы я вернулся рано, тогда мой сбор был бы ничтожным».
Гурупада-падма знает сердца всех учеников. Он знает, как они расходуют свое время и сколько времени посвящают Гуру. Некоторые ученики делают очень много, но только ради собственной славы. Это не гуру-сева. Как можно делать все, чтобы исполнить желание Гурупада-падмы? Шри Гуру прекрасно видит, кто искренний, а кто обманщик.
Каждый год Прабхупада проводил Вишва-вайшнава-раджа-сабху. Он проверял своих учеников, чтобы посмотреть, сколько они почерпнули из шастр, давая им возможность говорить в его присутствии. Ученики предлагали поклоны Махапрабху и демонстрировали, насколько глубоко они осознали Его славу.
В тот год Прабхупаде пришла жалоба на Виноду. На того, кто служит Гурупаде-падме и Господу, будут много жаловаться, его будут часто обвинять – такова природа этого мира. Не каждый сможет спокойно терпеть, когда кто-то служит Гурупада-падме.
Прабхупада велел ученикам говорить по Ведам, Веданте, шастрам и т.д. Писания – это духовная пища для Гаудия-вайшнавов. Необходимо ежедневно собирать это и хранить в своем сердце, тогда душа будет здоровой и сильной. Без изучения и памятования шастр жизнь будет как у парализованного, как в коме.
В том году Прабхупада в зале собраний первым вызвал Парам-гурудева. Люди думали: «Он всего лишь управляющий», поэтому Прабхупада Сарасвати Тхакур дал ему возможность говорить первым, чтобы показать, какие близкие отношения у него с шастрами. Если у управляющего нет знаний, тогда как он будет управлять? Как он приведет людей, вдохновит их, разовьет в них жадное стремление понять шастры? Многие так называемые Гаудия-вайшнавы даже не знают, какие книги составили Шрила Рупа Госвами Прабху и Шрила Рагхунатха дас Госвами. Они совсем не знают славы их сампрадаи.
Прабхупада ежегодно проверял своих учеников. Он сказал: «Сегодня Винода объяснит суть Веданта-сутры».
Парам-гурудев прежде всего предложил поклоны Прабхупаде Сарасвати Тхакуру в его вечном духовном облике служанки Шримати Радхарани, Шри Варшабханави Дайита. Он молился:
мукхам кароти вачалам пангум лагхаяте гирим
йат крипа там ахам ванде парамананда-мадхавам
«Я поклоняюсь Мадхаве, воплощению парамананды, по милости которого немой превращается в красноречивого оратора, а хромой способен пересечь горы».
Затем он объяснил одну брахма-сутру за другой. Все присутствовавшие там ораторы были удивлены. Как только Парам-гурудев закончил свою речь, Прабхупада принес все книги Вед и Веданты и передал их Виноде: «Только ты достоин постичь глубины всех этих грантх. У тебя есть отношения с Ведантой». Так называемые большие ачарьи были напуганы. Один Парам-гурудев был способен объяснить всю Веданту, приводя множество цитатат из шастр.
Как слава Господа может прийти в сердце, если нет связи и отношений с Гуру? К нам всегда будут приходить знания от тех, с кем у нас завязаны отношения.
Прабхупада отдал Виноде все книги со словами: «Только ты квалифицирован». Затем в этой Вишва-вайшнава-раджа-сабхе он написал шлоку, прославляющую Парам-гурудева, и присвоил ему титул Критиратна. Ратна означает сокровище, а крити – достойный. Он самый достойный принять это сокровище, являющееся сутью всех шастр. Не у всех есть даже желание обрести это. Винода был тад-анураги-джананугами и кришна-бхакти-раса-бхавита матих. Жемчужина среди расика Вайшнавов он знал, как вкушать нектар «Шримад-Бхагаватам».
сарва-веданта-сарам хи шримад-бхагаватам ишьяте
тад-расамрита-триптасья наньятра сьяд ратих квачит
(Ш.-Б., 12.13.15)
«Признано, что “Шримад-Бхагаватам” заключает в себе суть всей философии Веданты. Любой, кто изведает его трансцендентный вкус, утратит интерес ко всем другим книгам».
нигама-калпа-тарор галитампхалам
шука-мукхад амрита-драва-самьютам
пибата бхагаватам расам алаям
мухур ахо расика бхуви бхавуках
(Ш.-Б., 1.1.3)
«О искушенные познаниями люди, вкусите же “Шримад-Бхагаватам” – зрелый плод древа желаний ведической литературы. Он изошел из уст Шри Шукадевы Госвами, отчего стал еще вкуснее, хотя его нектарный сок и прежде приносил наслаждение всем, включая и освобожденные души».
Ученик будет расика бхуви бхавуках только тогда, когда полностью вкусит нектар катхи своего Шри Гуру, гуру-мукхад амрита-драва-самьютам. Если не пить от Гуру нектар бхагавата-расы, будете пить мирские слова и станете последователями тех, кто их произносит. Поэтому необходимо слушать «Бхагаватам» от Гуру, и только тогда вы сможете следовать по стопам Гурудева. К вам придет эта трансцендентная раса, станете достойными быть расика бхуви бхавуках. Иначе это невозможно.
У Шанкарачарьи было много очень квалифицированных учеников, и был также ученик по имени Гири – он стирал одежду Шанкарачарьи и выполнял другое подобное служение. Однажды Шанкарачарья пришел на вечернюю лекцию, но почему-то хранил молчание. Его ученики попросили: «Гурудев, время идет, пожалуйста, начинайте лекцию».
– Гири нет.
– Да он только готовит и стирает, зачем его ждать?
Шанкарачарья ничего не ответил.
Немного позже на это большое собрание пришел сам Гири. Он смиренно вошел, предложив всем пранамы. Затем он начал читать стихи собственного сочинения, прославляющие его Гурудева. Это прославление был настолько возвышенным, а язык так красив и изыскан, что многие из присутствующих попросту не смогли понять его слов.
Шанкарачарья сказал: «Гири, я ждал тебя».
Кто может понять лекцию? Кто близок Гурупаде-падме, Вайшнавам? Кто может осознать это? Отношения строятся из сердца в сердце, т.е. в сердце удачливого ученика откроется все знание, которое содержится в сердце Гуру, если они связаны. Те, у кого нет отношений с Гурупада-падмой, могут совершать бхаджан миллионы и миллионы жизней – и все будет безрезультатно.
баху джанма каре яди шравана, киртана
табу та’ на пая кришна паде према-дхана
(Ч.-ч., Ади, 8.16)
«Тот, кто жизнь за жизнью слушает о Господе и повторяет Его имена, но при этом совершает оскорбления, никогда не обретет бесценное сокровище премы к лотосным стопам Кришны».
Уважение к Гурупада-падме и вера в него – единственная плата за вход в настоящую духовную жизнь. Наши ачарьи ждут, чтобы одарить нас сокровищем, которое хранится в их сердцах. Однако они не могут дать его нам против нашей воли и желания. У нас нет веры и уважения.
День, когда придет желание принять ждущие нас сокровища нашей гуру-варги, будет очень благоприятным. Сегодня день явления нашего возлюбленного Парам-гурудева. Он пришел даровать нам трансцендентное богатство премы. Все, что нужно, это духовная жажда.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.