Тридандисвами Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Махарадж
6 мая 2006 года, Флорида
Шрила Гурудев: Наш фестиваль проходит успешно, никаких жалоб не поступало. Здесь очень хороший прасад, нектарная и сильная хари-катха. Здесь присутствует столько Вайшнавов и санньяси!
Нам повезло, сегодня с нами находится первый санньяси Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа, Шрипад Киртанананда Прабху. Я присутствовал на его церемонии принятия санньясы, я брал его с собой проповедовать в Дели и другие места. С ним был только я. И когда Шрила Свами Махарадж вернулся в первый раз из Америки [1967], я встречал их. Столько воспоминаний связано с ним! Возможно, он тоже помнит те времена. Он всячески служил своему Гурудеву и, особенно, построил в Вирджинии золотой храм. Я был там и видел своими глазами – такой красивый храм! В то время он был очень сильным проповедником. Я бы хотел, чтобы он сказал преданным несколько слов.
Киртанананда дас: Я чувствую себя настолько удачливым, потому что нахожусь здесь, в обществе всех этих замечательных Вайшнавов, в особенности в обществе Шрилы Нараяны Махараджа, который очень мне дорог. Он помогал Шриле Прабхупаде во время моей санньяса-церемонии. Он сделал мою данду. Так что я всегда чувствую себя рядом с Махараджем.
Я просто прошу всех присутствующих Вайшнавов о милости, чтобы я смог сказать несколько слов во исполнение миссии Господа Кришны, всей ученической преемственности, нисшедшей до Шрилы Прабхупады и теперь – до Шрилы Нараяны Махараджа, который очень хорошо продолжает миссию.
Я так восхищаюсь им! Я прочитал все его книги и очень ценю их. Я смиренно стараюсь следовать по стопам этих великих ачарий, чтобы передавать послание Господа Кришны: “Полностью предайся Мне”, таким образом, чтобы люди сегодня могли его понять. Меня вдохновило представить Его послание “как оно есть», в легком для понимания виде. Спасибо.
[На этом фестивале хари-катхи в Майями Шрила Гурудев суммировал главные принципы “Шримад-Бхагаватам” (Песни 1–10). В предыдущие дни он говорил о великих личностях, чьи жизнь и поступки описаны с Первой по Третью Песнь. В этот день Шрила Гурудев рассказывал о Бхарате Махарадже (Пятая Песнь) и Прахладе Махарадже (Седьмая Песнь).]
Столько полезных уроков можно почерпнуть из жизни Махараджа Бхараты! Дойдя до половины жизни (то есть прожив 50 тысяч лет), он осознал, что мир этот – одна иллюзия, в нем нет настоящего счастья. Нельзя тратить время впустую. Нужно немедля отправиться на поиски истинного гуру и начать хари-бхаджан.
Бхарата Махарадж покинул дом. Он был величайшим правителем Бхарата-варши, однако оставил привязанность к жене, детям, царству и ушел в лес. Там он усердно совершал бхаджан, но сильно привязался к олененку – настолько, что, когда олененок встретил своих сородичей и убежал с ними в лес, он совершенно обезумел. Он только и думал: “Где же мой олененок? Как он там? Может быть, его съел тигр или лев”. За такими мыслями однажды ночью его застала смерть – и в следующей жизни он родился оленем.
Каков же урок? Бхарата Махарадж в момент смерти вспоминал оленя и сам стал оленем. Подобным образом, если мы на пороге смерти памятуем Кришну и наших сваджатия ашрая снигдху, враджаваси, например, гопи или Шри Рупу-манджари, то мы должны стать гопи. Это неизбежно!
Если Бхарата Махарадж родился оленем, думая в момент смерти об олене, то почему бы этому принципу не сработать и в других случаях? Наши Госвами, в особенности Шрила Рупа Госвами, дали возможность медитировать на ашта-калия-лилу Шри Шри Радхи-Кришны. И если мы будем хранить это в памяти всю свою жизнь, то, умирая, станем гопи под руководством Шри Рупы-манджари.
А чем же мы заняты сейчас? Наша жизнь уходит только на то, чтобы заработать деньги. Что эти деньги сделают – подарят ли они нам покой и счастье? Совсем нет. Бхарата привязался к оленю и стал оленем. Что произойдет с тем, кто привязан к своей подружке? Ему придется родиться в следующей жизни девушкой, и он будет привязан к противоположному полу. Нужно извлечь из этого урок. Хотя Бхарата оставил привязанности и мирские желания, все-таки позже он привязался к олененку. Так как он уже обрел бхаву (росток любви к Богу), то потерял в итоге только три жизни. А как насчет нас? У нас есть всевозможные виды анартх, и мы даже еще не достигли ништхи и ручи. Кто спасет нас?
В “Шримад-Бхагаватам” (5.12.12) говорится:
рахуганаитат тапаса на яти
на чеджьяя нирвапанад грихад ва
на ччхандаса наива джалагни-сурьяир
вина махат-пада-раджо-‘бхишекам
[Мой дорогой царь Рахугана, невозможно постичь Абсолютную Истину, не получив удачу умастить все свое тело пылью со стоп великих преданных. Абсолютная Истина не откроет себя тому, кто просто хранит обет безбрачия, строго выполняет семейные обязанности, оставляет дом и живет как ванапрастха, принимает санньясу или совершает суровые аскезы (например, зимой стоит в ледяной воде, а летом сидит, окруженный огнем, под палящим солнцем). Существует много методов, с помощью которых можно познать Абсолютную Истину, но явит она себя лишь тем, кто обрел милость великого преданного.]
Маха-пада-раджо-‘бхишекам. Махат (великий, осознавший себя преданный) – это Шри Гурудев, Шрила Рупа Госвами и другие подобные им личности. Они и есть наши спасители. Если мы думаем: “Я не могу спасти себя сам, но моему Гурудеву и Вайшнавам под силу спасти меня”, тогда мы можем быть защищены. Иначе жизнь наша будет погублена… Жаждущие обрести кришна-прему всегда должны это помнить – никто другой не может нас спасти!
Что мужчины привязаны к женщинам, что женщины к мужчинам – одинаково. Будьте осторожны. Если вы в браке, тогда живите с мужем и родственниками, совершайте бхаджан. Если же вы брахмачари или санньяси, то будьте очень осторожны, иначе, как только потеряете бдительность, майя тут же схватит вас и проглотит. Мы никогда не должны забывать об этом.
Какие бы ошибки мы ни совершили, нужно стараться их исправить. Никто не знает, когда придет смерть. Она может прийти мгновенно.
Таким образом, в жизни Бхараты Махараджа столько поучительного! Мы должны стараться извлечь урок.
Сейчас мы поговорим о жизни и поведении Шри Прахлады Махараджа. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур 108 раз прочитал “Прахлада-чариту”. Прахлада Махарадж – чистый преданный, и нам всем нужно следовать его примеру.
Какой же он был терпеливый!
тринад апи суничена
тарор апи сахишнуна
аманина мана-дена
киртания сада харих
(Шикшаштака, 3)
«Следует считать себя ничтожнее травинки на улице, быть терпеливее дерева, которое, отдавая все, ничего не требует взамен, не ожидать почтения к себе и выражать почтение другим. В таком смиренном состоянии ума можно повторять святое имя Господа постоянно».
Если вы хотите стать Вайшнавом, то вам необходимо следовать примеру Прахлады Махараджа. Старайтесь слушать и следовать. Не пытайтесь ни к кому привязаться. Лучше отдайте свою привязанность Шри Шри Радхе-Кришне и Шри Чайтанье Махапрабху.
[Затем Шрила Гурудев попросил Шрипада Дамодара Махараджа, Шрипада Падманабху Махараджа и Шрипада Мадхаву Махараджа рассказать о жизни и учении Прахлады Махараджа.]