ПЕРВЫЙ ЗАПАДНЫЙ ТУР (1996)ШРИЛА ГУРУДЕВsrila-bhaktivedanta-narayana-goswami-maharaja

24 июня 1996 года, Бейкерсфилд, Калифорния

[Член аудитории представляет Шрилу Гурудева собравшимся:]

Приветствую всех от лица Сообщества индуистского храма! То, что Свамиджи приехал к нам, является для нас великой честью и благословением, а также одним из самых ярких событий в нашей жизни. Мне бы хотелось кратко представить вам Свамиджи. Шрила Бхактиведанта Нараяна Махарадж – выдающийся ученик Шрилы Бхакти Прагьяны Кешавы Госвами Махараджа, который является санньяса-гуру и близким духовным братом Шрилы А.Ч. Бхактиведанты Свами Махараджа, Прабхупады – ачарьи-основателя ИСККОНа. Oн очень и очень близок великой личности, Бхактиведанте Шриле Свами Прабхупаде. 

Шрила Нараяна Махарадж, следуя указанию своего Гурудева, уже более пятидесяти лет живет в Шри Мадхура-дхаме в Кешаважи Гаудия Матхе. На протяжении этого периода он перевел более тридцати книг на хинди и английский. Шрила Бхактиведанта Нараяна Махарадж проповедует послание Господа Шри Чайтаньи Махапрабху в линии Шрилы Рупы Госвами, ежедневно рассказывая хари-катху. Он организует регулярные парикрамы по Враджа-мандале и Гаура-мандале. Шрила Нараяна Махарадж широко известен и почитаем как чистый преданный Шри Шри Радхи-Кришны. В действительности для нас огромная честь находиться в обществе Шрилы Махараджаджи!

Спасибо. 

Харибол!

Шрипад Падманабха Махарадж: От лица всех собравшихся здесь западных преданных мне бы хотелось поблагодарить в первую очередь присутствующих в зале организаторов этой встречи. Человек, которому мы особенно обязаны, это наш дорогой друг Бадубхай Патель. Мы выражаем отдельную благодарность за замечательные условия, предоставленные Свамиджи и всем нам. Огромное спасибо.

Итак, мы необычайно удачливы, имея возможность слушать самоосознавшего маха-бхагавата Вайшнава. Эта возможность очень и очень редка, о чем говорится в одной из вайшнавских шастр:

 

брахманда бхрамите кона бхагьяван джива

гуру-кришна-прасаде пая бхакти-лата-биджа

(Чайтанья-чаритамрита, Мадхья, 19.151)

 

[Согласно своей карме дживы скитаются по бесчисленным материальным вселенным. Из многих миллионов таких блуждающих живых существ наиболее удачливая джива по беспричинной милости Шри Гуру и Шри Кришны обретает бхакти-лата-биджу, семя лианы преданности.]

 

Все живые существа, скитаясь по вселенной, проходят через огромное количество различных видов жизни. Мы бесконечно рождаемся и умираем, попадая под влияние тех или иных обстоятельств. Этот процесс продолжается жизнь за жизнью. Наконец, удачливая джива, получившая рождение в человеческом теле, встречает чистого преданного Кришны, Верховной Личности Господа, и обретает редкую возможность слушать его хари-катху. Только по беспричинной милости Шри Гуру и Шри Кришны мы встречаем чистого преданного и получаем бхакти-лата-биджу.

Гуру-кришна-прасаде пая бхакти-лата-биджа. Здесь речь идет о семени преданного служения, которое попадает в наши сердца благодаря общению с садху. Сейчас мы находимся среди очень благочестивых личностей. Большинство из вас родом из священной Бхарата-варши. Нужно правильно понимать ее культуру и важность общения с садху. Без садху мы не сможем прогрессировать, хотя и получили человеческое тело. 

 

садху-санга садху-санга сарва-шастре кая

лава-матра садху-санге сарва-сиддхи хая

(Чайтанья-чаритамрита, Мадхья, 22.54)

 

[Все богооткровенные писания утверждают, что даже мгновение общения с чистым преданным дарует наивысшее духовное совершенство.]

 

Этот успех определяется нашей готовностью предаться садху. Кто-то может начать общаться с садху, но если он не готов воспринять послание с открытым сердцем, то получит не так уж много блага. Поскольку мы накопили некоторое сукрити в прошлых жизнях, к нам пришла эта возможность.

Шрила Бхактиведанта Нараяна Махарадж – близкий спутник Шрилы Прабхупады, Бхактиведанты Свами Махараджа. Они давным-давно знают друг друга. Это факт, что из всех живущих на земле он был наиболее близок с ним. Еще до того, как тридцать лет назад Шрила Свами Прабхупада приехал на Запад с миссией распространения Харе Кришна маха-мантры, Шрила Нараяна Махарадж уже давно общался с ним. Это было во времена, когда Свами Прабхупада жил как простой садху во Вриндавана-дхаме, не имея ни денег, ни собственности. Он был очень близок с Прабхупадой, когда тот принял отреченный образ жизни. Именно по вдохновению Шрилы Нараяны Махараджа он принял санньясу. Это вдохновение пришло также от его Гурудева, Шрилы Кешавы Махараджа. 

У него много замечательных качеств. Я не могу даже приступить к их перечислению. Нет сомнений, что, слушая сегодня вечером его хари-катху, все мы получим благословения и полное удовлетворение в сердце. 

Харе Кришна. 

 

[Следующий раздел транскрипции – это перевод лекции Шрилы Гурудева на хинди.] 

 

Я прошу всех вас послушать меня, когда я буду говорить на хинди. Я могу говорить на английском, но мой английский не столь хорош. Поскольку большинство в аудитории владеют хинди, я буду говорить на хинди. Преданные, которые сопровождают меня в туре, ежедневно слушают хари-катху на английском. Сегодня я буду говорить на хинди.

Прежде всего я предлагаю свои бесчисленные поклоны лотосным стопам моего высокочтимого Шрилы Гурудева, нитья-лила правишта ом вишнупада Шри Шримад Бхакти Прагьяны Кешавы Госвами Махараджа. Также я предлагаю свои бесчисленные поклоны лотосным стопам моего шикша-гуру, нитья-лила правишта Шри Шримад Бхактиведанты Свами Махараджа. Он принял санньясу от моего Гурудева. Он был инициирован духовным учителем моего Гурудева. По указанию своего Гурудева он поехал в западные страны с целью распространить повсюду воспевание имен Кришны.

Когда меня представляли, упомянули о том, что я живу в Матхуре-Вриндаване. Я приехал в Матхуру-Вриндаван, чтобы омыться в пыли Враджа. Я не знаток шастр и не возвышенный преданный. Я очень падший. Но я жажду стать пылинкой на лотосных стопах Вайшнавов. Поэтому я оставил дом, жену, детей и все остальное. В возрасте двадцати четырех лет я ушел из дома. Уже много лет я живу в Матхуре-Вриндаване. Если я коснусь пыли Вриндавана, моя жизнь увенчается успехом. 

Я знаком со Шрилой Бхактиведантой Свами с 1946 года, то есть уже пятьдесят лет. Он часто приезжал навестить моего Гурудева. Он был чрезвычайно образованной личностью. Мой Гурудев назначил Свамиджи редактором двух ежемесячных журналов, публикуемых на хинди и бенгали. С того времени я всячески служил Свамиджи. Я посылал ему в Нью-Йорк книги из Вриндавана и Дели. Отправляясь в Америку, он просил меня поехать вместе с ним, на что я ответил: «Сейчас у меня нет возможности это сделать. Но я несомненно приеду, когда мое служение Гурудеву здесь закончится».

Думаю, именно по желанию Кришны и Свамиджи я прибыл в западные страны. Свамиджи в кратчайшие сроки охватил проповедью весь мир. Я приехал, чтобы проповедовать то, что Свамиджи оставил для меня. Прежде всего я почтил те места, где хранится пыль со стоп Свамиджи. Я умастил себя этой пылью. Я побывал в Нью-Йорке и других городах, и отсюда отправлюсь в Канаду. После ухода Свамиджи многие преданные утратили вдохновение. Один за другим они стали покидать ИСККОН, оставили линию бхагават-бхакти и вернулись в самсару. Я приехал сюда в том числе и для того, чтобы вдохнуть в них новую жизнь, помочь им прогрессировать в бхакти.

Прежде чем оставить этот мир, Свамиджи сказал мне: «Ты должен помогать моим ученикам после моего ухода. Я прибыл сюда со многими своими учениками, но они не до конца понимают мое сокровенное желание и учение. Поэтому ты должен помочь им».

Так, повинуясь желанию Свамиджи, я приехал сюда. Преданные оставляют линию преданности. Их вера слабнет, и без общения с садху со временем от их бхакти не останется и следа. Во всех шастрах говорится о важности садху-санги. Бхакти рождается только благодаря общению с садху. Слава Бхагавана расходится по всему миру благодаря садху-санге. Семя преданного служения попадает в сердце лишь благодаря общению с Его преданными. Следует поливать это семя, совершая шраван и киртан, иначе бхакти покинет нас. Поэтому преданных почитают больше, чем Бхагавана.

Бхагаван сказал: «Мои преданные могут дать то, что не могу дать Я Сам. Радхаджи и гопи могут даровать то, что Я не способен дать. Уддхава, отправляйся и поступи в школу гопи. Получи в этой школе образование. Познай смысл этих двух с половиной слогов – п-ре-ма. Несмотря на то, что према состоит из двух с половиной слогов, она является сутью всех существующих форм знания. Отправляйся и обучись у гопи. Когда ты вернешься, Я смогу поговорить с тобой о безупречной любви, которой обладают гопи». 

Преданность гопи настолько возвышенна, что Верховная Личность Господа, Парабрахман Кришна, всецело находится в их власти. Яшода могла наказывать Кришну и указывать, что Ему делать. Он просил у Нее масло и, плача, полз к ней на колени. Несмотря на то, что Кришна – Сам Господь, Он вел Себя подобным образом. Таково бхакти враджаваси. В действительности бхакти враджаваси и есть истинное бхакти. Поэтому я прибыл сюда с намерением рассказывать подобную хари-катху тем преданным, которые чувствуют себя покинутыми. Я хочу, чтобы они снова встали на путь преданности. Я приехал, чтобы заново вдохнуть в них энтузиазм. 

Сейчас я процитирую некоторые шлоки из «Шримад-Бхагаватам».

 

нигама-калпа-тарор галитам пхалам

шука-мукхад амрита-драва-самьютам

пибата бхагаватам расам алаям

мухур ахо расика бхуви бхавуках

(Шримад-Бхагаватам, 1.1.3)

 

[О многоопытные и вдумчивые люди, пейте нектар «Шримад-Бхагаватам» – зрелого плода ведического древа желаний. Изойдя из уст Шри Шукадевы Госвами, этот плод стал еще вкуснее, хотя его дивный сок и прежде приносил наслаждение всем, в том числе и освобожденным душам.]

 

«Шримад-Бхагаватам» – это Сам Кришна. Наставления, которые Господь Кришна дал в «Гите» Арджуне, на самом деле адресованы всему человечеству. «Я не есть это тело». Тело подобно одежде. Когда одежда изнашивается, ее выкидывают и надевают новую. Поэтому не отождествляйте себя с телом. Оставаясь в самсаре, вы нуждаетесь в карме и гьяне. Без кармы невозможно оставаться в самсаре. Поэтому какую бы карму вы ни совершали, сочетайте ее с бхагават-бхакти. Так вы выйдете из круговорота рождений и смертей.

 

пунарапи джананам пунарапи маранам

пунарапи джанани джатхаре шаянам

 

Рождение – это причина страданий. Ни один человек на земле не может обрести счастье благодаря семье, богатству, собственности. В этом нет сомнений. В материальном мире никто не может быть счастлив. Ланка Раваны была построена из золота, и полубоги прислуживали ему во дворце. Хираньякашипу получил благословение, согласно которому стал бессмертным. Но ни Равана, ни Хираньякашипу не смогли жить вечно. 

О братья, старость несомненно придет! Вы можете испробовать миллионы способов, чтобы избежать этого, но вам не удастся остановить процесс старения. Ваши чувства ослабнут. И однажды вам придется оставить это тело. Тело не сможет передвигаться самостоятельно. Четверо людей взвалят ваше тело к себе на плечи и понесут его, чтобы кремировать. Вот что станет с телом в конце концов. Может ли кто-либо взять с собой хоть что-нибудь из самсары, покидая тело? Сегодня тело столь привлекательно, но через пятьдесят лет оно покроется морщинами, зубы выпадут, а волосы поседеют, и вскоре вы оставите тело. Откуда мы пришли? Куда отправимся? Кто мы? Все это необходимо осознать. 

Что вы возьмете с собой? Ни у кого не получится взять в мир иной даже пылинку. Мы в поте лица трудимся, но не сможем ничего взять с собой. Эта истина утверждается в «Шримад-Бхагаватам». Все проблемы этого мира – в прошлом, настоящем и будущем – можно решить с помощью слушания «Шримад-Бхагаватам» и следования его наставлениям. Все проблемы уйдут. «Шримад-Бхагаватам» далеко не пять тысяч лет, он вечен. Чем больше мы будем пытаться наслаждаться этим миром, тем больше будем страдать. 

В чем заключается проблема настоящего времени? Человечество значительно продвинулось в науке. Нет конца изобретениям в области кухонной техники, коммуникаций, медицины. Изобретены аэропланы, способные перевозить сотни пассажиров. Люди могут достичь любого пункта назначения в кратчайшие сроки. Сидя у себя дома, вы можете наблюдать матч по крикету, проходящий в Индии. Если у вас уже ночь, в другой части земли – день, и вы можете посмотреть интересную для вас игру в прямом эфире. Вы можете наблюдать выступление президента Клинтона. И все это не выходя из дома. Если какой-либо орган в вашем организме не функционирует надлежащим образом, его можно заменить (трансплантировать). Наука так сильно продвинулась! Весь мир нынче словно на ладони. В таких городах, как Калькутта и Мумбай, проживают лакхи людей. Кажется, что все население Земли проживает там.

Но наука стала также и источником многочисленных проблем. Что это за проблемы? Разводы между супругами. Любви, которая раньше существовала между мужем и женой много лет назад, больше нет. Такая любовь еще сохранилась в отдельных местах в Индии, но ее не найти в западных странах. Сын порой не может сказать, кто его отец. Мужчины и женщины разводятся по 40–50 раз. Муж, жена и дети имеют разные банковские счета. Люди перестали доверять друг другу и утратили любовь. В этом и заключается проблема нашего мира. Наука развивается столь стремительно, но как устроить, чтобы люди полюбили друг друга? Наука так и не разрешила эту проблему. Напротив, ситуация усугубляется. Человек становится подобен машине. Кто знает, когда этой железной машине придет конец? Люди воюют друг с другом и рушат все вокруг. А любовь тем временем исчезает… Атомные и азотные бомбы получили право на существование. Однако человек не способен создавать любовь.

Раньше сердца людей были исполнены любви. Люди работали на благо других. Наверняка вы слышали имя Дадхичи, поскольку в вас течет индийская кровь. Ради блага полубогов он пожертвовал своим телом, когда в нем еще была жизнь. 

Индра сказал ему: «Мне нужны твои кости, пока ты еще жив! Из них я сделаю оружие, подобное удару молнии».

«Хорошо. Принеси йогурт и сахар», – ответил Дадхичи.  

Все тело Дадхичи покрыли смесью из йогурта и сахара. Коровы стали слизывать йогурт с его кожи, и от Дадхичи в итоге остались одни кости, которые он и отдал.

Все вы также должны знать имя Махараджа Сиби и Махараджа Харишчандры. Они были великими благотворителями. В наши дни не найти подобных им. Люди дают пожертвование, например, один доллар, и при этом говорят: «Сфотографируйте меня, как я делаю пожертвование». Это не настоящая благотворительность. Благие качества души в данном случае теряются, а демонические качества, напротив, проникают в сердце. Так как же привести любовь в мир? Эту любовь несет в себе послание «Шримад-Бхагаватам». Сам Парабрахман – Бог богов и причина всех причин, из любви принимал пищу в хижине Шабари. Он пробовал надкусанные ею фрукты. Это любовь, према.

Однажды Кришна отверг яства, предложенные ему Дурьодханой. Затем он отправился в дом Видуры и ел то, что предложила ему Видурани. Выбрасывая бананы, она предлагала Кришне кожуру. Погруженный в настроение ее любви, Кришна радостно вкушал банановые шкурки. Придя домой, Видураджи увидел все это, и, изумившись, воскликнул: «Что ты делаешь?»

Кришна ответил: «Ты все испортил! Она кормила Меня с такой любовью! Я ничего подобного не ел в Двараке. Банановые шкурки из рук твоей супруги столь нектарны!»

Где можно найти сейчас такую любовь? В «Бхагаватам» рассказывается о ней. Кришна плакал и просил Яшоду посадить Его на колени. Яшода ответила сыну: «Я только что искупала Тебя, а Ты уже весь в грязи. Иди в чужие дома и кради у них масло, а я больше не возьму Тебя на руки».

Услышав слова матери, Кришна горько заплакал. Увидев Его катающимся по земле, Нарададжи воскликнул: «О, какие же благочестивые деяния совершила Яшода? В каких тиртхах она приняла омовение? Какие совершала аскезы? Сегодня Тот, кто поддерживает все три мира, причина всех причин, катается в пыли и просится к Яшоде на колени».

Яшода даже привязала Его к ступе, после чего Кришну стали называть Дамодарой. Держа в руках пахту, гопи просили Парабрахмана танцевать. Они говорили Ему: «Станцуешь – получишь пахту!» И Кришна охотно танцевал. Он был совершенно нагим и невероятно красивым. Он носил павлинье перо в волосах и играл на вамши. Он был настолько прекрасен, что при виде Его весь мир потерял бы рассудок. Увидев, как Кришна танцует на разные лады, гопи давали ему йогурт и ладду.

Любовь гопи к Кришне не имеет себе равных. Они могли сказать Ему: «Сейчас же уходи из наших кундж. Ты обманщик!»

Может ли кто-нибудь позволить себе так разговаривать с Бхагаваном? Ни у кого на это не хватит мужества. Но гопи обладают премой к Кришне. Кришна жаждет услышать подобные упреки гопи. У него нет желания внимать молитвам Брахмы. Что это? Это према. Шукадев Госвами снизошел в этот мир лишь для того, чтобы дать эту прему.

У Шукадевы совершенно не было мирских привязанностей и иллюзий. Он не испытывал привязанности ни к чему в этом мире. Родившись, он тут же покинул дом. Вьяса взывал к нему, когда тот уходил. 

Я уже цитировал  эту шлоку:

 

ям правраджантам анупетам апета-критьям

двайпаяно вираха-катара аджухава

путрети тан-маятая тараво ‘бхинедус

там сарва-бхута-хридаям муним анато ‘сми

(Шримад-Бхагаватам, 1.2.2)

 

[Шрила Сута Госвами сказал] Я предлагаю пранамы Шри Шукадеве Госвами, способному войти в сердце каждого. Когда он покинул дом, не пройдя очищающих обрядов (таких как принятие священного шнура), его отец Вьяса воскликнул: «Сын мой!», но лишь деревья, будто снедаемые той же болью разлуки, эхом вторили его зову.

 

Ведавьясаджи – аватара Нараяны. Он взывал: «О мой сын! О мой сын!», но Шукадева Госвами словно не слышал зова своего отца. И лишь деревья в лесу эхом отзывались ему: «Почему ты плачешь: “О мой сын! О мой сын!” Кто твой сын? И кто отец?»

Прежде всего вы должны осознать, кто вы есть. Отождествление себя с телом является мохой, иллюзией – моха эва хи каранам.

Итак, в собрание Парикшита Махараджа пришло восемьдесят восемь тысяч риши. Прикажи один из этих риши кому-то умереть, как тот бы мгновенно умер. И если, напротив, кто-либо из них сказал бы: «Ты должен жить», тогда умерший возвратился бы к жизни. Любое их слово непременно бы исполнилось. Агастья Риши, который одним глотком осушил весь океан, также пребывал в этом собрании. Гаутама, Нава Йогендры, такие как Кави, Хавир, Антарикша, Прабуддха и Пиппалаяна, также присутствовали там. Даже Нарада, Парашара и Вьясадева, написавший «Бхагаватам», пришли в собрание Парикшита Махараджа. Все выразили Шукадеве Госвами почтение и усадили его на почетное место на возвышении. 

У Парикшита Махараджа было проклятие – он должен был принять смерть от укуса змеи по прошествии семи дней. Проклял его пятилетний брахман. Маленький мальчик-брахман произнес: «Царь надел змею на шею моему отцу. Обязанность кшатриев и кого бы то ни было – почитать риши. Это так он почитает их? Царь возомнил себя хозяином всего мира. Он думает, что ему все подвластны. Несмотря на то, что мне пять лет, я накажу царя».

Мальчик продолжил: «Только посмотри, какой силой обладают брахманы! Их аскезы и бхаджан очень могущественны! О царь, ты думаешь: “Эти риши не носят одежды. Они постоянно пребывают в медитации. Они не трудятся ради блага всего мира”»

Сказав это, мальчик взял пригоршню воды и проклял царя: «Через семь дней человек, надевший эту мертвую змею моему отцу на шею, умрет от укуса змеи. Никто не сможет спасти его».

Когда царь узнал, что умрет через семь дней, он отрекся от царства и направился к берегу Ганги. Так он пришел в местность, находящуюся вблизи Хастинапура. Он перестал есть и пить. Между тем все риши собрались на берегу Ганги. Со сложенными ладонями Парикшит Махарадж обратился к мудрецам: «О риши, милостиво ответьте на два моих вопроса. Вот первый из них: какова обязанность человека, которому надлежит умереть в сей же час? И второй вопрос: какова обязанность того, кому суждено умереть через некоторое время?»

Все вы должны попытаться осознать это. Что должен делать человек, смерть которого на пороге? И что следует делать человеку, которому суждено умереть завтра, послезавтра или через какое-то время? Несомненно, что каждый в свой час умрет. Подвергаете ли вы сомнению существование Бхагавана или нет, об этом мы поговорим позже. Но каждому в этом мире суждено умереть. 

 

джатасья хи дхруво мритьюр

дхрувам джанма мритасья ча

(Бхагавад-гита, 2.27)

 

[Тот, кто родился, непременно умрет, а после смерти получит новое рождение]. 

 

Душа не умирает. Умирает лишь тело. Но мы не осознаем этого. Поэтому Парикшит Махарадж спросил: «Каков долг человека, смерть которого наступит сегодня, и каков долг человека, которому суждено умереть через некоторое время?»

Шукадева Госвами ответил: «Достаточно произнести имя Кришны или Рамы в ухо умирающему человеку. Если умирающий в состоянии, он также может повторять святые имена. Таким образом он преодолеет самсару и никогда в будущем не войдет в лоно женщины. Страдания больше не коснутся его. Всем его печалям придет конец, он получит освобождение и обретет лотосные стопы Бхагавана.

Тот же, у кого еще осталось некоторое время до смерти, должен слушать “Шримад-Бхагаватам”. Он должен слушать о лилах Бхагавана и совершать бхагавад-бхаджан. В то же время ему следует выполнять все, что необходимо для поддержания жизни». 

Далее я расскажу историю про Прахладу Махараджа. Невозможно рассказать весь «Бхагаватам» за один день. Но если вы поймете таттву «Шримад-Бхагаватам» или хотя бы одну букву из этого священного писания и будете воспевать имена Бхагавана и слушать ежедневно о Его лилах, тогда ваша жизнь увенчается успехом. Молитесь Бхагавану по крайней мере несколько минут в день.

По меньшей мере вы можете произнести: «О Прабху, я твой!» Все вы проживаете у себя дома, поэтому молитесь хотя бы так. Если вы хотите жить счастливо в этом мире, наряду с обычной деятельностью, кармой, совершайте бхаджан, посвященный Бхагавану. Иначе вам не обрести покоя. 

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

Отправить