Мадхава-титхи

Лекции разных лет

шуддха-бхаката-чарана-рену, бхаджана-анукула
бхаката-сева, парама-сиддхи, према-латикара мула (1)

«Пыль с лотосных стоп чистых преданных благоприятствует бхаджану,
а служение Вайшнавам – высшее совершенство и корень нежного ростка божественной любви».

мадхава-титхи, бхакти-джанани, джатане палана кори
кришна-васати, васати боли’, парама адаре бори  (2)

«Я по всем правилам соблюдаю святые дни, такие как Экадаши и Джанмаштами,
ибо они – мать преданности. Эти дни – Сам Кришна, и, почитая их, можно легко достичь Его.
Посещая же места  лил Кришны, можно получить Его благословение».

Шрила Махарадж: Что значит мадхава-титхи?

Преданный: Экадаши.

Шрила Махарадж: Почему Джанмаштами, Гаура-пурниму и другие святые дни не называют Мадхава-титхи? 

День Экадаши более дорог Кришне, чем даже Джанмаштами. Ради блага всех джив Кришна Сам превратился в Мадхава-титхи. Он подумал: «Все забыли Меня и страдают в этом мире. Как Мне привести их на Голоку? Для таких падших и беспомощных это невозможно». Поэтому Он стал Экадаши-титхи. Слово титхи означает «определенный промежуток времени». Как же Кришна мог стать временным отрезком, или титхи? Дело в том, что все трансцендентное время – это Сам Кришна. Поэтому Экадаши, будучи промежутком трансцендентного времени, – тоже Кришна. Однако Экадаши-титхи – не только промежуток времени. Например, Шримати Радхика – проявление Кришны, Она проявилась из левой части Его трансцендентного тела и стала Радхикой. Подобным образом, Сам Кришна стал Экадаши, поэтому Экадаши называют Мадхава-титхи, бхакти-джанани. Каждый, кто соблюдает Экадаши, обретает бхакти. Тот же, кто пренебрегает Экадаши, лишает себя возможности получить этот редкий дар.

Что значит соблюдать Экадаши? Если вы в течение дня постоянно пьете сок, ласси, молоко, едите килограммы манго и других фруктов, – то это нельзя назвать соблюдением Экадаши. Ешьте ровно столько, сколько нужно, чтобы поддержать жизнь и легко воспевать харинаму.

Итак, желая освободить всех, кто следует Экадаши, и одарить их вечным служением на Голоке, Кришна стал Экадаши-титхи.

Мадхава-титхи, бхакти-джанани, джатане палана кори. Джатане значит «должным образом». Не может быть и речи о том, чтобы не соблюдать Экадаши. Этому дню нужно служить, как Самому Кришне. Старайтесь следовать Экадаши, как все учителя нашей парампары.

Кришна-васати, васати боли’. Где Экадаши, там и Кришна. Он всегда рядом с Экадаши-деви, потому что Экадаши – это Сам Кришна. Парама адаре бори. Нужно соблюдать Экадаши с великим почтением, и тогда в наше сердце в одно мгновение придет бхакти.

гоура амара, дже-саба стхане, короло бхрамана ранге
се-саба стхана, херибо ами, пранайи-бхаката-санге (3) 

«Вместе с дорогими преданными Господа я обойду все места,
которых коснулись лотосные стопы Гауранги Махапрабху».

Что следует делать в этот день? Шри Чайтанья Махапрабху ходил и танцевал по всем девяти островам Навадвипы. Он посещал Панихати, Шантипур и многие другие места. Затем Он пошел в Пури, а из Пури – на берег реки Годавари, где встретил Рамананду Рая. Посетив много других мест, Он вернулся в Пури, а оттуда направился во Вриндаван. По пути Он заходил в лес Джхариканда, Каши, Варанаси и Праяг, а на обратном пути посетил еще больше разных мест.

Пранайи-бхаката-санге. Я обойду эти места вместе с пранайи-бхактами, т.е. теми, кто испытывает возвышенную любовь к Кришне и Махапрабху. По пути я буду у них спрашивать: «Что это за места? Что здесь делал Шри Чайтанья Махапрабху?»

мриданга-вадья, шуните мана, авасара сада джаче
гоура-вихита, киртана шуни’, ананде хридоя наче (4)

«При звуках мриданги меня охватывает ликование, а во время киртанов,
прославляющих Махапрабху, сердце начинает танцевать».

Скоро ли наступит тот день, когда я буду в экстазе танцевать с гаура-бхактамикришна-бхактами под звуки мриданг и каратал? Когда я смогу присоединиться к Шривасу Пандиту и его братьям в киртана-раса-мандале?

Гоура-вихита, киртана шуни’. Шри Чайтанья Махапрабху наслаждался громкими и сладостными киртанами Рамананды Рая, Сварупы Дамодары, Нароттамы даса Тхакура, Шьяманады Прабху, Шриниваса Ачарьи, Говинды даса, Шрилы Бхактивиноды Тхакура и многих других чистых преданных. Когда же я буду танцевать от счастья под звуки этих киртанов, звучащих в моем сердце?

югала-мурти, декхия мора, парама-ананда хоя,
прасада-сева, корите хоя, сакала прапанча джая (5)

«Созерцая мурти Божественной Четы, я чувствую бесконечное блаженство.
А почитая Их прасад, я освобождаюсь из-под власти материальной природы».

Югала-мурти, декхия мора. Стоит мне увидеть преданных, в то же мгновение меня охватывает блаженство.

Прасада-сева. Не вкушайте прасад в спешке, как обезьяны, стараясь успеть раньше других, чтобы не пришлось делиться. Это не бхакти. Прасада-сева – мы должны служить прасаду. Кроме того, нужно служить святому имени (нама-сева), Вайшнавам (вайшнава-сева) и Божествам (тхакура-сева). Сакала прапанча джая. Если я буду служить прасаду, то сражу наповал материальное существование (прапанчу) и легко преодолею все материальные желания.

дже-дина грихе, бхаджана декхи, грихете голока бхая
чарана-сидху, декхия ганга, сукха на сима пая (6)

«Когда в моем доме поклоняются Радхе и Кришне, он тут же превращается для меня
в Голоку Вриндавану. А когда я принимаю чаранамриту Божеств, то вижу священные воды Ганги,
стекающие с лотосных стоп Господа, и мое счастье не знает границ».

Бхаджана декхи. Это бхаджан. Грихете голока бхая. Сюда пришла Голока. Там, где совершают киртан и поклоняются Божествам, проявляется Голока. Нужно стараться каждое место превратить в Голоку Вриндавану.

Чарана-сидху, декхия ганга, сукха на сима пая. Как и Экадаши-деви, Ганга – возлюбленная Кришны (кришна-прия). Являясь чаранамритой Господа (водой, омывшей Его стопы), Ганга всегда чиста и очищает других. Видя ее воды, я испытываю неописуемое, безграничное счастье. Особенно я радуюсь, когда в Навадвипе вижу гхат на берегу Ганги, где омывался Сам Шри Чайтанья Махапрабху, гхат, у которого Он одержал победу над Кешавой Кашмири, а также гхат, где Он ночью прыгнул в Гангу и с возгласом «О Кришна! О Кришна!» поплыл на другой берег, чтобы принять санньясу. Когда я посещаю эти берега, мое сердце переполняют самые разные эмоции.

туласи декхи’, джурая прана, мадхава-тошани джани’
гоура-прия, шака-севане, дживана сартхака мани  (7)

«Когда я вижу Туласи, мое сердце успокаивается, ибо я знаю, что она приносит радость
Господу Мадхаве. А когда я ем шак (двадцать две разновидности зелени),
который так любил Чайтанья Махапрабху, я чувствую, что достиг успеха в жизни». 

Туласи декхи’, джурая прана. В английском языке нет подходящих слов, чтобы объяснить, что такое «джурая прана». Туласи-деви всегда служит Мадхаве. Мое сердце ощущает приятную прохладу, когда я вижу Туласи-деви. Исчезают все материальные желания, и сердце успокаивается, потому что я вспоминаю о Кришне, Махапрабху и всех Его спутниках (мадхава-тошани джани’).

Гоура-прия, шака-севане. Шак – это зелень вроде шпината, которую Махапрабху любит больше самых роскошных яств.

бхактивинода, кршна-бхаджане, анукула пая джаха
прати-дивасе, парама-сукхе, свикара коройе таха (8)

«С огромной радостью Бхактивинода изо дня в день принимает все,
что благоприятствует кришна-бхаджану».

Шрила Бхактивинода Тхакур с твердой верой и почтением принимает все, что благоприятно для бхакти, и немедленно отбрасывает то, что неблагоприятно. О Мадхава-титхи, Экадаши-деви, пожалуйста, будь милостива к нам!

Гаура премананде!

Перевод на русский: Виласини даси
Работа над текстом: Таруни даси

Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж
23 февраля 2002 года, Брисбен, Австралия

Понравилась статья? Поделиться с друзьями!:
Оцените автора
Бхакта Бандхав Друг Каждого
Добавить комментарий