Махат-санга меняет тело

Вся слава Шри Шри Гуру и Гауранге! Шри Шри Радха-Винода-бихариджи ки джай!

Харе Кришна, дорогие друзья! Примите, пожалуйста, наши поклоны.

Сегодня знаменательный день Магхи-пурнима, Мадхуротсав Шри Кришны, день принятия санньясы Шри Чайтаньей Махапрабху, а также день явления Нароттамы даса Тхакура. Самый лучший способ отпраздновать все эти прекрасные события это испить нектар хари-катхи нашего возлюбленного Шрилы Гурудева, нитья-лила правишта ом вишнупада аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа.

Эта лекция продолжает цикл уже опубликованной катхи по «Шри Брихад-бхагаватамрите», которую Шрила Гурудев милостиво давал в мае 2004 года в Бэджере (Калифорния).

Мы молимся, чтобы эта лекция помогла всем нам лучше осознать уникальность нашего Шрилы Гурудева и ценность того дара, что он нам принес.

Чтобы прочитать предыдущие лекции, пройдите по ссылкам:

Чудо махат-санги (ч. 1)

Чудо махат-санги (ч. 2)

 

В надежде служить Хари, Гуру и Вайшнавам,

команда Бхакта-бандхав

 

Махат-санга меняет тело

21 мая 2004 года, Бэджер, Калифорния

Шри Видура произнес:

 

ят-севая бхагаватах

кута-стхасья мадху-двишах

рати-расо бхавет тиврах

падайор вьясанарданах

(Шримад-Бхагаватам, 3.7.19)

 

[Служение стопам духовного учителя позволяет человеку обрести трансцендентное блаженство в служении неизменному врагу демона Мадху Верховному Господу,  служа которому можно избавиться от всех материальных страданий.]

 

Это прекрасный стих. Видура был премьер-министром царя Дхритараштры. Он был исключительно религиозным, очень возвышенным преданным, полностью вручившим себя Шри Кришне. Он знал прошлое, настоящее и будущее.

Видура спас пятерых Пандавов от смерти в огне в доме из шеллака и защитил их в нескольких других случаях. Когда Дурьодхана оскорбил его, он оставил свой лук и корону и отправился в паломничество. Вернувшись через пять-шесть месяцев, он увидел, что вся его династия погибла. Закончилась великая война, Дурьодхана и все его братья и друзья были мертвы. Видура пришел во дворец Дхритараштры и вызволил его из майи. Позднее, повинуясь приказу Кришны, он отправился к Майтрейе Муни в Бадрикашрам.

В «Брихад-бхагаватамрите» Шрила Санатана Госвами цитирует вышеупомянутый стих, произнесенный Шри Видурой, и раскрывает его глубинный смысл.

Возможно, вы помните или уже забыли, вчера я рассказывал вам нечто очень важное. Гопа Кумар, он же Сварупа на Голоке Вриндаване, был трансцендентным спутником Господа Кришны. Он не был подвержен рождению и смерти, и ему не нужно было придерживаться правил садхана-бхакти. Матхурский брахман же был обусловленной душой. И тем не менее, не совершая никакой садханы, он стал подобен своему гуру, Сварупе. Он стал сердечным другом Шри Кришны на Голоке Вриндаване. Как такое чудо произошло? Это результат махат-санги.

Цитируя стих Шри Видуры, Шрила Санатана Госвами рассказывает нам, что даже приверженцы буддизма или майявады в результате общения с махат-пурушей превращаются из мрита (смертных) в амрита (бессмертных). Их тела качественно меняются, подобно тому, как тело Шри Нарады Риши стало трансцендентным, и таким образом они становятся достойными служить Шри Кришне и Шримати Радхике в Их исполненных расы играх. Шрила Санатана Госвами дает эту надежду тем, кто всегда находится в махат-санге. В такой санге открываются все возможности.

Тот, кто полностью занят в благоприятном служении махату, может увидеть Господа Кришну, растирающего лотосные стопы Шримати Радхики. Кришна говорит: «О, Ты так устала, Ты вся покрылась испариной». Своей питамбарой Он вытирает капельки пота на Ее лице. То, что во время танца раса не может сделать Кришна, Шримати Радхика может сделать очень легко. Кришна может петь ноты «са ре га ма па да ни», но Шримати Радхика берет ноты еще выше. Тогда Кришна восклицает: «Спасибо Тебе, спасибо! Садху, садху, садху! Я не могу так, как Ты».

Полностью предавшаяся душа, занятая исключительно в служении махат-пуруше, получит возможность увидеть эти игры и все другие игры Шри Радхи-Кришны, а также служить в них. В форме сакхи он (или она) увидит, как Радхика тайком забирает у Кришны флейту. Она отдает ее Лалите и Вишакхе, а потом Кришна подходит к каждой из гопи и выпрашивает, выпрашивает, выпрашивает…

Те, кто полностью предались махат-пуруше и постоянно служат ему, смогут увидеть все эти игры. Их страдания трансформируются в бхакти-сампат, богатство бхакти. Родственники выгонят их из дома, и они поймут: «Это милость Кришны. Я всегда был привязан к ним, а теперь они выгнали меня. Теперь я отправлюсь во Вриндаван и буду воспевать Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе”. Моими друзьями станут обезьяны, птицы и другие животные Враджа. Ну и прекрасно!» Когда таких преданных оскорбляют, они будут думать, как тот нищий брахман из Аванти-нагара: «О, сегодня моя жизнь увенчалась успехом!»

Старайтесь следовать этим принципам. Не переживайте, если вас оскорбляют или выгоняют из дома. Ничего страшного. Идите во Вриндаван. Шри Кришна, Шримати Радхика и Их особые посланники позаботятся о вас. Не бойтесь. Если вы сядете на парикрамной дороге, столько преданных подадут вам хлеб, масло, одежду и все необходимое. К чему беспокоиться?

У меня есть такой опыт. Однажды я пришел с пустыми руками к Гирираджу Говардхану, а в то время там было большое наводнение. Я думал: «Куда идти? Что делать?» Тем временем Шри Говардхан послал ко мне моего пандаджи (проповедник и гид по местам паломничества). Увидев меня, он сказал: «О, вы здесь? Идемте ко мне! Мой дом находится на краю деревни, вы можете там жить». Пока я там жил, он давал мне чапати, гхи, пури, сабджи и дал. Теперь на том самом месте строится наш Гиридхари Говардхан Гаудия Матх.

Так что ни о чем не беспокойтесь. Не стоит переживать о своих мужьях, детях, женах, сбережениях и всем остальном. Приходите ко мне с пустыми руками (то есть с пустым сердцем, свободным от материальных желаний и ложных философий), и я позабочусь о вас. Если вы не можете прийти сейчас, тогда приезжайте на Враджа-мандала-парикраму. Пообещайте, что не вернетесь оттуда. Следуйте примеру Шрилы Рагхунатхи даса Госвами, купите билет в один конец.

Мы объяснили общий смысл вышеупомянутого стиха Шри Видуры. А теперь мы разберем то, что в нем сокрыто. Если вы служите махат-пуруше, регулярно слушаете его хари-катху и следуете процессу, который дан в «Бхагавад-гите», то поймете заключенные в этом стихе истины.

 

тад виддхи пранипатена

парипрашнена севая

упадекшьянти те гьянам

гьянинас таттва-даршинах

(Бхагавад-гита, 4.34)

 

[Чтобы постичь трансцендентное знание, вручи себя духовному учителю. Смиренно вопрошай его и служи. Осознавшие себя души способны дать тебе знание, ибо они узрели Высшую Абсолютную Истину и в совершенстве постигли смысл писаний.]

 

Слова таттва-дарши и таттва-вид имеют схожее значение. Таттва-дарши, великие души, которые в совершенстве постигли Верховного Господа Шри Кришну, объясняют все духовные истины очень понятно. На самом деле, даже если они вообще ничего не говорят, атомы хари-катхи, исходящие из их тела, входят в ваше сердце. Это поможет вам постичь Кришну – если вы служите.

Шри Кришна – кутастха, непостижимый. Кришна – сарва кал вьяпти (прошлое, настоящее и будущее находятся внутри Него, Он присутствует во всех трех временах, Он вездесущ), авьяя (не подвержен старению), анади (не имеет начала), ананта (безграничен) и ниргуна (у Него нет и следа материальных качеств). Но Он также и Мадхусудана. Этот авьяя анади ананта Кришна придет к тем, кто служит махат-пуруше, и раскроет Себя как Враджендра-нандана Шьямасундара.

 

ишварах парамах кришнах

сач-чид-ананда виграхах

анадир адир говиндах

сарва-карана-каранам

(Брахма-самхита, 5.1)

 

[Кришна, известный как Говинда, – Верховный Господь всех живых существ. Его духовное тело исполнено вечности, знания и блаженства. Все исходит из Него, но Сам Он не имеет начала и является причиной всех причин.]

 

Если вам трудно следовать принципам бхакти-йоги, то со временем это пройдет, все станет очень легко. Когда Шрилу Харидаса Тхакура избивали на 22 рыночных площадях, он не чувствовал боли, потому что Шри Чайтанья Махапрабху убрал всю боль. Если вы испытываете какие-либо трудности в кришна-бхаджане – например, когда соблюдаете нирджала-экадаши, совершаете парикраму вокруг Говардхана (по 14 миль за раз) или по Враджа-мандале, махат-санга поможет, устранит любые страдания. Более того, незаметно исчезнет боль бесконечно повторяющихся рождения и смерти. Однако без махат-санги невозможно избавиться от всего этого.

Другое значение слова кутастха: «кута» – это холм, а «кутастха» – на холме Враджа. Имя этого холма – Гирирадж Говардхан. Там Кришна пасет коров, играет с друзьями и, более того, танцует, поет и развлекается в пещерах Гирираджа Говардхана вместе с гопи. Там очень много гопи: Чандравали, Падма, Шайбья, Радхика, Лалита, Вишакха… С ними Он иногда наслаждается вираха-расой (чувством разлуки), а иногда – самбхога-расой (чувством встречи).

«Кута» относится также к аннакуту, празднику, который Нанда Баба и враджаваси проводят на куте, вершине Гирираджа Говардхана. Господь Мадхусудана там вкушает нектар любви мальчиков-пастушков, гопи, коров и всех враджаваси, их рати-расу. Те, кто служит лотосным стопам маха-пуруши, получат шанс танцевать вместе со всеми гопи и Господом Кришной.

 

ят те суджата-чаранамбурухам станешу

бхитах шанаих прия дадхимахи каркашешу

тенатавим атаси тад вьятхате на ким свит

курпадибхир бхрамати дхир бхавад-айушам нах

(Шримад-Бхагаватам, 10.31.19)

 

[О дорогой возлюбленный! Твои лотосные стопы так нежны, что мы с великой осторожностью кладем их себе на грудь, опасаясь причинить Тебе боль. В Тебе одном вся наша жизнь. Поэтому мы волнуемся, как бы Ты не поранил Свои нежные стопы об острые камешки, когда идешь по лесной тропе.]

И, наконец, мы добрались до самого сокровенного значения этого стиха. Когда Кришна чувствует усталость, Он хочет поместить Свои лотосные стопы на лотосоподобную грудь гопи. Это высшее значение слова кута, и в конечном счете оно относится к Шримати Радхике. Тот, кто служит маха-пуруше, сможет постичь все возвышенные настроения гопи и, особенно, настроения Шримати Радхики.

Таковы некоторые скрытые значения стиха, произнесенного Шри Видурой.

Господь Капиладев сказал своей матери:

 

сатам прасанган мама вирья-самвидо

бхаванти хрит-карна-расаянах катхах

тадж-джошанад ашв апаварга-вартмани

шраддха ратир бхактир анукрамишьяти

(Шримад-Бхагаватам, 3.25.25)

 

[В обществе чистых преданных человек получает возможность слушать описания Моих славных деяний, которые подобны нектарной расаяне для ушей и сердца. Благодаря постоянному слушанию Моей катхи и размышлению о ней человек очень быстро избавляется от невежества и постепенно обретает шраддху (на уровне садхана-бхакти), затем рати (на уровне бхава-бхакти) и в конечном итоге према-бхакти.]

 

Господь Капиладев – это инкарнация Шри Кришны, шактьявеша-аватара. Его мать Девахути, возвышенная преданная, спросила Его: «Как мне сделать свою жизнь успешной?» По Своей милости Господь Капиладев произнес этот стих. Позднее, после того, как Он покинул дом, она потеряла интерес к внешнему миру. Девахути совершенно забыла о своем теле. Она могла снять одежду и забыть надеть ее снова. Она позабыла обо всем на свете.

 

бхактис ту бхагавад-бхакта сангена париджаяте

сат-сангах прапьяте пумбхих сукритаих пурва-санчитаих

(Брихад-нарадия-пурана, 4.33)

 

[Бхакти можно обрести только в общении с чистыми преданными Господа. Возможность такого общения приходит лишь к тому, кто обладает духовным благочестием, накопленным на протяжении многих жизней.]

 

Если кто-то очень удачлив, если он ранее служил садху – тем, кто является кришна-тадия (принадлежат Верховной Личности Бога) – тогда садху-самагама – он вновь сможет быть в садху-санге. Существует два вида садху-самагамы, общения с садху. В первом случае вы даже не поймете, что происходит: садху придет и даст возможность получить сукрити, он займет вас в служении, чтобы в будущем вы смогли слушать хари-катху. То, что рассказывает садху, нелегко понять, но вы можете послужить ему: дать маленькую сладость, подарить одежду или принести воды. Второй вид садху-самагамы очень важен –  у вас появится желание задавать садху вопросы и сильный вкус к слушанию хари-катхи из его уст.

Вы можете молиться спутнику Кришны, Вайшнаву высокого уровня, маха-пуруше: «Прабху, я хочу махат-сангу». Сначала к вам придет мадхьяма-адхикари, потом, по мере вашего продвижения, придет каништха-маха-бхагавата, затем мадхьяма-маха-бхагавата, а после этого уттама-маха-бхагавата, такой как Шри Нарада Риши и другие.

Шри Чайтанья Махапрабху отправит вас к Сварупе Дамодаре (который является Лалитой-деви в кришна-лиле) и к Райю Рамананде (Вишакхе-деви). Мы даже не можем представить, насколько милостив Господь Кришна! Может случиться так, что придет садху более возвышенный, чем Уддхава. И этот садху будет рассказывать вам хари-катху. Он поведает вам о раса-лиле, раскроет сокровенный смысл «Гопи-гиты», «Бхрамара-гиты» и «Вену-гиты». И в результате вы станете очень счастливыми. Каруна-расаяна. Такая катха совсем не похожа на хинин. Когда человек болен малярией, ему дают хинин, покрытый сахаром. Эта катха не такая.

Каруна расаяна, хридая расаяна. Парама-сукхадая. Эта хари-катха очень сладостна. Она – нектар для сердца и источник высшего счастья. В «Бхрамара-гите» Шримати Радхика говорит: «О шмель, улетай отсюда!» От любви в разлуке Она обезумела. «О шмель, ты нечист. Ты лгун, ты посланник самого величайшего обманщика во всем мире. Он учил тебя, как попытаться Меня утешить. Ради Него мы оставили дом и стали уличными попрошайками. Все только ради Него! Отныне мы не пойдем ни на какие уступки. Уходи! Я не хочу тебя здесь видеть!»

Шмель отвечает: «О Сваминиджи, моя Госпожа, Кришна ни в чем не виноват. Он хочет служить Тебе. Если Ты думаешь, что Он недостоин этого, тогда почему Ты постоянно говоришь о Нем? Оставь это. Забудь о Нем». Шримати Радхика произносит: «В этом вся беда. Мы можем забыть Кришну, но мы не в силах забыть катху о Нем».

Шримати Радхика учит нас: «Не слушайте кришна-катху, иначе вы сойдете с ума! Вы станете подобны птицам без гнезд, постоянно плачущим: “Кришна, Кришна, Кришна”, заставляя плакать и ваших родных. Кришна безжалостен, вы станете такими же безжалостными, как Он. Поэтому никогда не слушайте кришна-катху. Если кто-то приходит к вам со «Шримад-Бхагаватам» в руках, бегите от него прочь, не слушайте его катху». [В голосе Гурудева слышится ирония, преданные смеются. Далее Гурудев продолжает серьезно.]

Итак, эта харикатха настолько могущественна, что она может в мгновение ока прервать бесконечную цепь рождения и смерти. Придет желание служить Кришне, и это желание будет возрастать. Сначала возникнет шраддха, постепенно проявится бхава-бхакти (рати), а затем, шаг за шагом, придет према-бхакти.

Шраддха ратир бхактир анукрамишьяти. Как это понимать? Сначала приходит шраддха, после этого преданный приступает к практике бхаджана, начиная со шри-гуру-падашраи (принятия прибежища лотосных стоп истинного гуру) и практикует другие составляющие бхакти. Благодаря непрерывной практике бхаджана садхак постепенно освобождается от анартх и достигает сначала аништхита-бхакти (неустойчивой преданности), а затем ништхита-бхакти (устойчивой преданности). Вслед за этим приходит ручи (вкус) и асакти (привязанность). Вслед за асакти наступает бхава, или рати, и в завершение проявляется премабхакти. Здесь под према-бхакти понимается сева-ништхата (постоянная погруженность в служение). Пример тому – Хануман, который непрерывно служит Раме. Выше Ханумана – Пандавы, выше Пандавов – Уддхава, а выше него – враджаваси. И среди них Мадхумангал, Шридам и Субал очень возвышенны. А еще выше Нанда Баба, затем Яшода-маийя. А выше них – гопи. Среди них Чандравали и другие наиболее возвышенны. Еще выше Лалита и Вишакха. А самая возвышенная – это Шримати Радхика.

Если вы непрерывно слушаете хари-катху под руководством чистого преданного, тогда шраддха, рати и бхакти (према-бхакти) придут естественным образом.

Среди 64 ветвей бхакти наиболее важны девять:

 

шраванам киртанам вишнох

смаранам пада-севанам

арчанам ванданам дасьям

сакхьям атма-ниведанам

(Шримад-Бхагаватам, 7.5.23)

 

[Слушать и рассказывать о трансцендентном святом имени Господа Вишну, Его облике, качествах, атрибутах и деяниях, помнить о них, служить лотосным стопам Господа, поклоняться Ему, предлагая шестнадцать атрибутов, возносить молитвы, быть Его слугой, считать Его своим лучшим другом и всего себя отдавать Господу, то есть служить Ему телом, умом и речью, – таковы девять видов чистого преданного служения.]

 

Среди этих девяти пять самые важные:

 

садху-санга, нама-киртана, бхагавата-шравана

матхура-васа, шри-муртира шраддхая севана

(Чайтанья-чаритамрита, Мадхья, 22.128)

 

[Под руководством чистых преданных следует воспевать святое имя Господа, слушать «Шримад-Бхагаватам», жить в Матхура-мандале (Врадже) и с глубокой верой поклоняться Божеству.]

 

Из этих пяти самые важные – шраванам, киртанам и смаранам. А среди них самая важная – харинама-санкиртана.

 

чето-дарпана-марджанам бхава-махадавагни-нирвапанам

шреях-каирава-чандрика-витаранам видья-вадху-дживанам

анандамбудхи-вардханам прати-падам пурнамритасваданам

сарватма-снапанам парам виджаяте шри-кришна-санкиртанам

(Шикшаштака, 1)

 

[Победа воспеванию святого имени Шри Кришны, которое очищает зеркало сердца и полностью гасит бушующий лесной пожар материального бытия! Шри-кришнa-санкиртана проливает на джив благодатный лунный свет бхавы, в лучах которого распускается белоснежный лотос их удачи. Святое имя – это сама жизнь трансцендентного знания, которое здесь сравнивается с супругой Господа. Оно постоянно увеличивает океан духовного блаженства и позволяет дживе на каждом шагу наслаждаться вкусом божественного нектара во всей полноте. Святое имя Шри Кришны приносит полное утешение и очищение душе и телу.]

Все ваши желания – даже те, которых у вас пока нет (но они должны быть), исполнятся.

Гаура Премананде!

Тридандисвами Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Махарадж

Понравилась статья? Поделиться с друзьями!:

Куратор сайта. Блогер

Оцените автора
Бхакта Бандхав Друг Каждого
Добавить комментарий

  1. Мадхусудан дас

    Читая лекции Гурудева, понимаешь, что он рядом с тобой. Сознание, поглощенное материальными наслаждениями, сразу охлаждается, и душа чувствует удовлетворение.

    Ответить