В Матхуре один Гаудия-вайшнав задал Шриле Гурудеву вопрос: «Почему вы живете здесь? Вы же принадлежите к линии Гаудия. Мы, Гаудии, следуем Шримати Радхарани и враджаваси, а они никогда не посещают Матхуру. Почему ваш Гурудев основал храм здесь, а не во Вриндаване, на Говардхане или в любом другом месте во Врадже?»
Кришна находится здесь, непрерывно памятуя враджаваси. Он учит нас, как помнить их, молиться им, и помогает понять, что такое разлука. Випраламбха на пая кришна ки – без этой випраламбхи невозможно войти во Врадж. Кришна всегда думает о враджаваси. Таким образом, простое присутствие здесь дает возможность легко памятовать враджаваси и Радхарани. Тогда бхаджан пойдет естественно, непрерывным потоком, – как у двиджа-патни, которые памятовали враджа-гопи после даршана Кришны.
В Матхуре Кришна одинок – нет никого, с кем бы Он мог поделиться катхой о Радхарани и враджаваси. Поэтому Он послал во Врадж Уддхаву. Каким же счастливым становится тот, кто поет в Матхуре об их славе! Кришна нама гане бхаи радхика чарана паи радха нама гане кришна-чандра. Кришна очень быстро будет удовлетворен теми, кто в Матхура-пури прославляет Радхарани и враджадеви, и даст таким преданным все необходимые качества, чтобы обрести вечное прибежище во Врадже.
Кришна желает, чтобы каждый понял величие славы враджаваси, их высшее положение и в особенности славу Радхи, которая всегда погружена в мысли о Кришне. Из-за этого Он оставил Врадж.
Исполняя сердечное желание Ачарьи Кешари, Гурудев показал превосходство Радхарани и враджа-деви. Это очень порадовало Кришну, а Радха-винода Бихари были так счастливы, что велели ему: «Теперь отправляйся по всему миру разносить славу Радхи! Мы пойдем с тобой». Все представители гуру-варги также были очень довольны.
Шрила Гурудев ответил на вопрос: «Мой учитель, Ачарья Кешари, наделенный всеми божественными качествами, открыл этот храм, чтобы утвердить славу Враджа в сердцах жителей Матхуры. После того как в их сердцах проснется твердая вера во Враджа-Кришну и любовь к враджаваси, мы сможем распространить учение о Врадже по всему миру. В противном случае это будет равносильно попытке покорить дальнего противника, имея врага на пороге своего дома.
Именно поэтому Ачарья Кешари открыл центр в Матхуре. Этот храм – прекрасное место для духовной практики, где все могут памятовать Враджа-Кришну и враджаваси, устанавливая таким образом отношения с ними.
Чтобы осознать свой вечный духовный облик, практикующему сначала нужно обрести милость вечно совершенных жителей Враджа-мандалы. Нитья-сиддха враджаваси живут во Вриндаване. Перед тем как войти в эту обитель, занимающиеся духовной практикой (садхаки) должны получить милость ее вечных жителей. Господь Шива живет в одном из уголков Враджа – враджадеви так и не дали ему возможность полностью войти во Врадж.
Пурнамаси Йогамайя дала ему место, откуда он может только на расстоянии наблюдать развлечения раса-расика Кришны (Кришны, который наслаждается всеми вкусами любви к Нему) и враджадеви, но он не может непосредственно принимать в них участие. Вриндаван – это обитель для тех, кто духовно совершенен, а Матхура – это лучшее место для практики. У садхака, который живет в Матхуре, уйдут все материальные желания и влечение к мирской жизни, уступив место привязанности к хари-бхакти. Матхура-дхама прославляется в «Падма-пуране» (Патала-кханда):
ахо мадху-пури дханья вайкунтхач ча гарияси
динам экам нивасена харау бхактих праджаяте
«О, как прославлена Матхура! Ее слава затмевает даже славу Вайкунтхи. Всего один день пребывания в Матхуре пробуждает преданность к Господу Хари».
Именно в Матхуре Шрила Гурудев начал раздавать враджа-бхакти, уникальный дар Чайтаньи Махапрабху этому миру.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.