Шива Тхакур — лучший из Вайшнавов
Сегодня Мокшада Экадаши. История, которую я сейчас расскажу, не является плодом моего воображения, я не писал ее и тем более не писал шастры. Вайшнавы во всех Гаудия-матхах, смарты и бхакты отмечают в своем календаре дату начала и окончания Катьяяни-враты. Что это за особая врата? Зачем ее включают в календарь, независимо от того, следуют ей или нет? Почему у нее такое название – Катьяяни?
В этот месяц Шива Тхакур попросил: «О Сати, пожалуйста, не общайся с личностями, которые могут дурно повлиять на тебя, и не сомневайся во мне. Если ты усомнишься во мне, придет очень плохой результат, ибо у меня есть отношения с бхактами, бхакти и Бхагаваном». Но она усомнилась.
Шрила Гурудев много раз рассказывал, что Шива предложил Сати асану перед собой, как своей матери, а не слева, как супруге. Как же она страдала! Шива Тхакур давал ей множество наставлений, повторяя: «Пожалуйста, попытайся следовать этому. Не сомневайся во мне. Разве я желаю тебе зла? Я всегда забочусь о твоем благополучии».
Сати все-таки пошла в дом своего отца, оскорбителя Шивы Тхакура.
гурур на са сьят сва-джано на са сьят
пита на са сьядж джанани на са сьят
даивам на тат сьян на патиш ча са сьян
на мочайед ях самупета-мритьюм
(Ш.-Б., 5.5.18)
«Тот, кто не способен вызволить своих подопечных из круговорота рождения и смерти, не имеет права становиться духовным учителем, мужем, отцом, матерью или полубогом, которому поклоняются простые смертные».
«О Сати, общение с твоим отцом неблагоприятно для тебя, это асат-санга! Не ходи в его дворец. Там никто не любит бхакти, бхакт, бхаджан и Бхагавана», – предупреждал Шива Тхакур.
Сати была свойственна женская природа: она была легкомысленна и плаксива. Она пренебрегла советом Шива Тхакура и пошла к отцу. Вместе с ней Шива Тхакур отправил своих севаков, Нанди, Вирабхадру и других.
Услышав, как ее отец Дакша громогласно оскорбляет Шиву Тхакура, Сати, не выдержав оскорблений в его адрес, предала свое тело огню. Она не смогла терпеть сильную зависть и гнев отца по отношению к Шиве Тхакуру, чистому преданному и ее мужу. Ведьона слушала от него столько хари-катхи!
Узнав об этом, Шива Тхакур рассвирепел: «Эти люди против бхакти, бхакт и Господа. Они демоны!» Затем он проявил Вирабхадру, который пришел вместе с Нанди и многими грозными воинами, его преданными, к Дакше. Они разрушили место, где проводилась ягья, вырвали усы Бхригу и выбили зубы Пуше, а Вирабхадра снес Дакше голову.
Шива Тхакур славится как вайшнаванам ятха шамбхух (лучший из Вайшнавов), но почему он тогда был так зол? Потому что невозможно бесконечно терпеть тех, кто против бхакти, бхакт, бхаджана и Господа. Из-за их непочтительного отношения Сати пришлось совершить самоубийство.
Он уже был готов разрушить всё творение, но Господь Вишну кое-как успокоил его. Обезумев, Шива Тхакур начал танцевать с телом Сати, дорогой его сердцу преданной, на руках. Шива Тхакур повсюду ходил с телом великой преданной Сати на руках, и наконец Вишну послал Сударшана-чакру, приказав отделить Сати от Шивы. Сударшана-чакра разрубил тело Сати на пятьдесят две части и разбросал по всей Индии. Каждое место, куда попала частичка ее тела, стало святым.
Шива Тхакур начал искать, куда пропала Сати, и, не в силах переносить разлуку с ней, в итоге прыгнул в Ямуну. От того, что его тело было темным, ее воды почернели. Джива Госвами описал это в «Мадхава-махотсаве».
‘духкха-мадхье кона духкха хая гурутара?’
‘кришна-бхакта-вираха вина духкха нахи декхи пара’
(Ч.-ч., Мадхья, 8.248)
«Шри Чайтанья Махапрабху спросил: “Какое страдание из всех самое мучительное?” Шри Рамананда Рай ответил: “Я не знаю большей муки, чем разлука с преданным Кришны”».
Разлука с преданными – величайшее горе для души. Сати слушала хари-катху Шивы Тхакура, вместе они совершали преданное служение. В этот месяц она получила освобождение.
Катьяяни и Шива Тхакур
Однажды Бхагавати Йогамайя Паурнамаси сказала Шиве Тхакуру: «Не страдай больше в разлуке, ведь ты обладаешь чистым знанием! Сати оставила асат-сангу и приняла рождение в Гималаях, где будет совершать бхаджан. Ее имя многим станет известно как Катьяяни. Она – мохини-майя, она не будет привязана ни к кому, кроме тебя, и больше не усомнится в тебе. Она будет связана с бхакти, бхактами и Бхагаваном и поможет тем, кто желает совершать бхаджан, даруя им мукти. До этого она была немного горделивой, но сейчас осознала свою ошибку и получила новое рождение как Парвати».
На Мауни-амавасью Шива Тхакур прервал обет молчания. Многие годы он хранил молчание, пребывая в полном самадхи. Следуя наставлению Вринды-деви, Йогамайи Паурнамаси, он вернулся обратно во Вриндаван [в первый раз Шива Тхакур пришел во Вриндаван, чтобы получить даршан маленького Кришны – прим. ред.].
Йогамайя Бхагавати даровала ему сварупа-сиддхи и облик гопи во Враджа-бхуми. Это показывает, что не только гопи совершают врату. Шива Тхакур повторял мантру, благодаря которой получил гопи-сварупу, имя Гопишвара и остался во Вриндаване.
Теперь он убирает все препятствия на пути тех, кто поклоняется Катьяяни. В шастрах говорится:
гурур брахма гурур вишнур
гурур дево махешварах
гурур сакшат парам брахма
тасмаи шри гураве намаха
«Гуру – не кто иной, как Брахма. Он – не кто иной, как Вишну. Он – не кто иной, как Шива. В действительности гуру – это высшая Абсолютная Истина. Ему, духовному учителю, я предлагаю свои поклоны».
Является ли наш гуру Брахмой, Шивой или Вишну? Нет. Гуру обладает всем могуществом и их особыми качествами.
Гурур дево махешварах. Махешвара обладает могуществом уничтожать анартхи, ложное эго, прарабдху и апрарабдху. Гуру обладает этим качеством Шивы Тхакура – он может сразу же очистить любого, кто придет к нему. Гуру наделяет особой силой: «С сегодняшнего дня ты – слуга Господа, а не майи. Служи Богу, Верховному Господу Шри Хари. Повторяй харинаму, практикуй бхаджан, соблюдай Экадаши, принимай маха-прасад и будь вегетарианцем».
Гуру разрушает все дурные наклонности. Если у духовного учителя нет такой силы, тогда ученик вместо того, чтобы вернуться домой, к Богу, уйдет обратно в майю.
Также сад-гуру наделен могуществом Вишну поддерживать все: находясь в одном месте, своей милостью и силой он поддерживает всех учеников и все храмы. Домохозяин готовит, проводит арати, предлагает бхогу, зарабатывает деньги и задействует их в служении благодаря энергии Шри Гуру. Без милости сад-гуру, от которого приходит энергия, сила и вкус, невозможно совершать бхаджан.
Однако этого недостаточно. Далее говорится: «гуру сакшат парам брахма». Сад-гуру обладает могуществом Парабрахмана, Парамешвары. Сад-гуру – это джагад-гуру. Он создает не учеников, а гуру, возлагая на них ответственность: «Позаботься о дживах, помоги им. Приведи их на путь бхакти, к лотосным стопам Господа. Тогда ты будешь кришна-дасом. Если же вместо этого ты будешь погружать всех в майю, станешь майя-дасом».
Сейчас идет месяц Катьяяни. Деви Субхадра, сама Йогамайя, приняла рождение в этот месяц. Она родилась из лона Яшоды Маты, а потом, в тюрьме, где Камса попытался убить ее, она показала сварупу Махамайи, Дурги, скрыв свой изначальный облик Йогамайи. Взмыв в воздух, она объявила Камсе, что его убийца уже родился в другом месте.
Позже Йогамайя пришла как Субхадра, младшая сестра Кришны, родившись из лона Деваки. Она всегда находится между Баларамой и Кришной.
Сад-гуру связывает с Йогамайей тех, кто принял у него прибежище, а она в свою очередь впускает их во Врадж, чтобы служить Кришне.
Предыдущий Экадаши назывался Утпанна. Это был день явления Экадаши-деви.
Как нам получить мукти (освобождение)? Шива Тхакур пришел во Вриндаван, молился Бхагавати Паурнамаси, и она даровала ему мукти.
Пуджьяпад Премананда Прабху
13 декабря 2013 года