Нарада Риши – гуру Шри Уддхавы

15 августа 2003 года, Матхура, Индия

В экстазе добравшись до Двараки, Нарада первым делом прошел в зал собраний к Уграсене. Услышав там еще раз о славе Уддхавы, он быстро устремился на встречу с ним. Так Нарада Муни попал в изумляющий своей роскошью дворец Шримати Рукмини-деви. У входа в ее покои он увидел поразительное зрелище. Уддхава, Баладева Прабху, Рохини-маийя, Рукмини-деви, Сатьябхама-деви и другие царицы Кришны, их многочисленные служанки, Падма, мать Камсы – все собрались там, крайне обеспокоенные и расстроенные, потому что Господь Кришна, несмотря на позднее утро, все еще спал в Своей постели.

КришнаКогда все собравшиеся увидели, в каком экстазе находится Нарада Муни, они омыли ему лицо водой, пытаясь успокоить, чтобы он не потревожил Кришну. Они спросили, что с ним случилось и как у него возникло такое состояние. Он ответил: «Водой меня не успокоить. Я хочу только одного – встретиться с парама-бхагаватой Уддхаваджи и взять пыль с его стоп».

Уддхава мог понять настроение Нарады, причину его прихода и цель, ведь это было внутреннее желание Самого Кришны – явить миру самых великих восприемников Его милости, а также показать, насколько прекрасна и удивительна према враджаваси и особенно гопи.

Свой разговор со всеми присутствующими Нарада начал с прославления Уддхавы, назвав его лучшим из преданных. В «Шримад-Бхагаватам» Кришна Сам прославил Уддхаву: «Из всех преданных Я – Уддхава», а также: «Он не меньше, чем Я». Лично Уддхаве Он сказал:

 

на татха ме приятама

атма-йонир на шанкарах

на ча санкаршано на шрир

наиватма ча ятха бхаван

(Ш.-Б., 11.14.15)

 

«О Уддхава, ты очень дорог Мне (приятама). Ты дороже Мне, чем Мой сын Брахма, Мой самый дорогой Шанкара, который неотличен от Меня, Мой брат и экспансия Санкаршана, и ты более дорог Мне, чем Шри».

 

«Шри» здесь относится к Шри Лакшми-деви и Шримати Рукмини-деви, а не к Шримати Радхарани.

Кришна добавил: «О Уддхава, ты так дорог Мне! Даже Мое собственное тело не так дорого Мне, как Ты».

Нарада продолжал: «О Уддхава, ты так велик, что Господь Кришна непрерывно описывал твою славу в “Шримад-Бхагаватам” и различных Пуранах».

Кришна Бхагаван для поездки во Вриндаван выбрал именно Уддхаву, потому что он обладал исключительными качествами и был очень «зрелым». Кришна попросил его попытаться успокоить Нанду Бабу, Яшоду-маийю и гопи, которые горели в огне разлуки с Ним. По мере того, как Шри Нарададжи объяснял все это, Уддхава все больше догадывался о его намерении и желании Самого Кришны.

Продолжая свой рассказ, Махарадж Парикшит объяснил Уттаре-деви, что когда Уддхава услышал прославления в свой адрес от Шри Нарады Муни, он тут же подумал о славе враджаваси и почувствовал себя пристыженным. С плачем он крепко обхватил его стопы. Тут же Шри Нарада Муни, опустившись, поднял его и крепко обнял.

Следуя сокровенному желанию Господа Кришны явить миру и прославить Его самых дорогих преданных, Риши Нарада странствовал из одного места в другое: из Праяга он отправился в Джаганнатха Пури, затем побывал на Брахмалоке и, наконец, прибыл в Двараку. Будучи всезнающим, он отлично понимал высшее положение враджаваси. Но желая раскрыть всем их славу, он искал среди преданных самого возвышенного, и поиски привели его в Двараку, где вечные спутники Шри Кришны описали славу враджаваси и, в частности, гопи.

Мы должны понять также, почему Уддхава обхватил лотосные стопы Нарады. Во Врадже Нарада Риши – это Мадхумангал. Он, как и Субал, является прия-нарма-сакхой Кришны, следовательно ему открыт доступ в сокровенные развлечения Кришны. Именно поэтому Уддхава считает Нараду Риши своим гуру. Слушая прославления в свой адрес, Уддхава так глубоко памятовал славу враджаваси, что начал плакать. Мы не можем сказать, плакал ли он от огорчения или от большого ликования.

Уддхава вспомнил: «Према враджаваси – Нанды Бабы, Яшода-маийи и особенно гопи, словно бескрайний и бездонный океан. А кто я? Я никто. Ядавы с Уграсеной считали меня великим преданным, и я тоже так думал, но когда я пришел во Вриндаван, моя ложная гордость была полностью разбита».

Вспоминая, как все враджаваси, особенно гопи, рыдали по Кришне день и ночь, Уддхава и сам плакал без остановки. Он удивлялся, как Кришна мог оставаться здесь, в Двараке, когда во Врадже все испытывают к Нему гораздо большую любовь. Баладеваджи и некоторым другим, присутствовавшим во дворце Рукмини, с трудом удалось его успокоить.

Уддхава чувствовал к Риши Нараде некоторую саттвика-матсарью, трансцендентную зависть, потому что Риши Нарада был посвящен в самые сокровенные тайны игр Кришны. Матсарья означает зависть, а саттвика – полная свобода от гун материальной природы. Так, саттвика-матсарья бхава в ссорах между Шримати Сатьябхамой и Рукмини или между Шримати Радхикой и Чандравали – это чистая трансформация кришна-премы. Мы не должны принимать их соперничество за обычные мирские сентименты. Хорошенько уясните, что всё это проявления шуддха-саттвы, чистой духовной реальности.

Когда мы воспеваем под руководством Хари, Гуру и Вайшнавов, эта шуддха-саттва входит в наши сердца, и тогда мы можем осознать все эти глубокие истины. Это еще называется тадатма-бхава. Когда железо опускают в огонь, оно приобретает качества огня – так и предавшаяся душа осознает настроения этих личностей.

Вспоминая высочайшую анурагу гопи, их махабхаву к Господу Кришне, Уддхава разволновался. Еще в большее волнение он пришел, когда в его памяти всплыло, как Шримати Радхика в состоянии великой разлуки пела стихи «Бxрамара-гиты». Он хранил в сердце Ее проявление дивьона-мады, трансцендентного безумия, и других различных стадий махабхавы. Не только Уддхава, но и все дваракаваси и даже Сам Кришна – все рыдали от нахлынувших воспоминаний.

Гопи обладают великой према-сампатти-вайбхавой, драгоценным сокровищем кришна-премы. Чтобы скрыть свои страдания от обычных людей, они искали уединения в лесах Вриндавана и, особенно, на Ямуне, однако эти места напоминали им о лилах Кришны – и они рыдали еще сильнее. Памятуя о Нем днем и ночью, они плакали без остановки и катались по земле.

Шри Чайтанья Махапрабху Сам явил эти признаки, когда пришел в этот мир. Ночью вместо отдыха Он вспоминал настроения гопи и их разнообразные игры с Кришной. Испытывая духовный экстаз, Он горько плакал.

В вирахе, разлуке, из глубины сердец гопи всплывали воспоминания о встречах с Кришной, и они восклицали: «О, как мы встречались с Ним, как мы разговаривали с Ним!» В этом настроении разлуки в их телах проявлялись восемь признаков экстатических духовных преобразований (ашта-саттвика-бхавы). Уддхава также вспоминал, как Шримати Радхарани в состоянии божественного безумия пела «Бxрамара-гиту», выражая Свои глубокие чувства через праджалпу, париджалпу, виджалпу и другие виды читра-джалпы (десять разновидностей бессвязной, безумной речи), Ее трансцендентный гнев сменялся завистью, смирением, гордостью и т.д.

Чтобы принять санньясу, Господь Чайтанья оставил дом и все остальное в этом мире. Он покинул Свою маму Шачи, которая стояла неподвижно, словно статуя. Шачимата не сказала ни слова, только слезы катились по ее щекам, хотя она чувствовала нестерпимую боль. Господь Чайтанья коснулся ее стоп и поместил пыль на Свою голову. Затем он почтительно обошел вокруг нее и навсегда покинул дом. Невозможно представить, насколько тяжело было Его жене, Шримати Вишнуприи-деви, она тоже горько плакала. Однако гопи чувствовали гораздо большую разлуку и любовь к Кришне, чем Вишнуприя к Господу Чайтанье.

Уддхава обхватил лотосные стопы Шри Нарады Муни со словами:

 

сарвагья сатья вак-шрештха

маха-муни-вара прабхо

бхагавад-бхакти-маргади

гуруноктам твайеха ят

(Брихад-бхагаватамрита, Пурва-кханда, 6.14)

 

«О Нарада, ты всезнающий! О жемчужина среди честных и правдивых людей! Своими благородными качествами ты превосходишь царей Хари-чандану и Юддхиштхиру. О Нарада, гуру всех преданных, включая Шрилу Вьясадеву и Шри Шукадеву Госвами, ты ади-гуру, изначальный учитель всех видов бхакти! То, что ты говоришь обо мне, правда, это известно всем дваракаваси, но к сожалению, ты кое-что упустил.  Мое единственное достоинство в том, что однажды по Своей милости Господь Кришна послал меня во Вриндаван, где я увидел прему враджаваси. Во Врадже открыт Университет Божественной Любви, ректор в нем – Шримати Радхика, а Шримати Лалита-деви и Шримати Вишакха-деви – профессора двух факультетов. В таком предмете, как према, моя квалификация настолько низка, что мне не удалось даже поступить туда. Недостойный касаться пыли с лотосных стоп гопи, я просто издалека предлагаю ей поклоны. Благодаря этому опыту моя ложная гордость была буквально стерта в порошок, и я осознал, как Господь Кришна был милостив ко мне и сколько благословений Он мне дал.

Я знаю, что враджаваси – самые возвышенные преданные из всех, но гопи превосходят всех. Безусловно, я очень удачлив и на самом деле получил от Кришны много милости, потому что стал свидетелем их переживаний в разлуке, которые невозможно даже описать.

 

гаям-гаям-яд-абхилашата ят тато ‘нуштхитам-ят

тат сарвешам-су-видитам итах сакьяте ‘ньян на вактум

натва-натва муни вара майя прартхьясе какубхис твам

тат-тад-вритта-шравана-расатах самшрайетха вирамам

(Брихад-бхагаватамрита, Пурва-кханда, 6.19)

“Воспевая о них вновь и вновь, я жажду стать их последователем. Все знают об этом. Мне больше нечего сказать. О лучший из садху, я преклоняюсь перед тобой. Я молю тебя: пожалуйста, не жажди так услышать это”.

 

О Нарада, во Вриндаване я погрузился в бескрайний океан счастья! Видя их безупречную прему и слушая их речи, проникнутые горечью разлуки со Шри Кришной, я попытался наилучшим образом прославить их, но мне не удалось сделать это достойно. Во всей вселенной планета Земля наиболее удачлива, потому что там находится Вриндаван, а Вриндаван – самая удачливая обитель, потому что там живут гопи».

Шри Уддхаваджи продолжал:

 

этах парам тану-бхрито бхуви гопа-вадхво

говинда эва никхилатмани рудха-бхавах

ванчханти яд бхава-бхийо мунайо ваям ча

ким брахма-джанмабхир ананта-катха-расасья

(Ш.-Б., 10.47.58)

 

«Гопи обладают рудха-бхавой[1] исключительно к Шри Кришне, душе всего живого. Они находятся на вершине кришна-премы, и поэтому их жизнь совершенна. Об этой бхаве молятся не только те, кто из страха жаждет освобождения от материального бытия, но также и великие махапуруши и такие преданные, как мы. Однако никто не способен ее обрести. Тот, кто глубоко погружен в сладостные повествования о Шри Кришне (хари-катху), не нуждается ни в одном из трех видов рождений: зачатия от семени, рождения при получении брахманского шнура или в результате жертвоприношения. Но какой толк рождаться вновь и вновь миллионы лет, пусть даже в теле Брахмы, не имея вкуса к хари-катхе

 

«Бхава гопи так восхитительна и прославлена, что те, кто боится материального существования, муни, свободные от всех материальных желаний, и даже я сам жаждем обрести такую любовь к Кришне».

Настоящие глупцы в этом мире – те, кто вместо погружения в эти нектарные темы выбирает семейную жизнь. Они думают, что от этого они будут более счастливы, но на самом деле это очень жалкая идея. Просто сидите и слушайте, а если не понимаете, все равно продолжайте сидеть здесь и слушать снова и снова. Тогда в один прекрасный день вы что-то поймете.

 

квемах стрийо вана-чарир вьябхичара-душтах

кришне ква чаиша параматмани рудха-бхавах

нанв ишваро ‘нубхаджато ‘видушо ‘пи сакшач

чхреяс танотй агада-раджа ивопайуктах

(Ш.-Б., 10.47.59)

 

«Как удивительно, что эти простые женщины, которые бродят по лесу и как будто запятнали себя недостойным поведением, обрели совершенную, беспримесную любовь к Кришне, Высшей Душе! Поистине, Верховный Господь дарует Свои благословения даже невежественному человеку, если тот поклоняется Ему, точно так же как самое лучшее лекарство помогает даже тому, кто ничего не знает о его составе» (см. прим.).

 

Человек, который является вьябхичари – ни на что не годен, совершает недостойные поступки, как, например, женщина, которая оставляет своего мужа, полностью очистится, приблизившись к Кришне. Философский камень, мантры и целебные травы действуют даже на тех, кто не знает об их могуществе и целебной силе. Таким же образом очищаются те, кто слушает о преме гопи к Господу Кришне. В этом нет никаких сомнений.

 

асам ахо чарана-рену джушам ахам сьям

вриндаване ким апи гулма-латаушадхинам

йа дустьяджам сва-джанам арья-патхам ча хитва

бхеджур мукунда-падавим шрутибхир вимригьям

(Ш.-Б., 10.47.61)

«Враджадеви ради лотосных стоп Шри Кришны оставили то, от чего так трудно отказаться: детей, родственников, социальные и религиозные принципы. Этот путь према-бхакти является единственной целью всех Шрути и Упанишад. Я молюсь, чтобы родиться кустиком, лианой или травинкой во Вриндаване – тогда я смогу непрерывно  омываться в трансцендентной пыли с лотосных стоп гопи».

 

Уддхава сказал, что та милость, которую Шри Кришна даровал гопи, недостижима ни для кого другого – что говорить о самых привлекательных женщинах в этом мире, если ее не удается обрести даже Шри Лакшми-деви:

йа ваи шриярчитам аджадибхир апта-камаир

йогешвараир апи яд атмани раса-гоштхаям

кришнасья тад бхагаватах чаранаравиндам

ньястам станешу виджахух парирабхья тапам

(Ш.-Б., 10.47.62)

«Брахма, Шанкара и остальные полубоги поклоняются лотосным стопам Лакшми, в то время как сама Лакшми совершает аскезы, чтобы обрести служение Кришне. Лакшми и все самоудовлетворенные риши и великие йоги, обладающие мистическими силами, могут поклоняться Кришне только в медитации. Однако во время танца раса Господь Кришна поместил Свои стопы на грудь гопи, и, обнимая эти стопы, гопи забыли все свои печали».

 

«Даже великие муни, достигшие совершенства, и такие могущественные личности, как Господь Брахма и Господь Шива, очень редко достигают успеха в попытке медитировать на пыль с лотосных стоп Господа Кришны. Насколько же велика према гопи! Простая медитация на пыль с Его лотосных стоп не принесет им удовлетворения. Они помещают эти самые лотосные стопы, объект медитации лучших из совершенных личностей, себе на грудь, и таким образом избавляются от горечи разлуки».

Уддхаваджи продолжал:

 

ванде нанда-враджа-стринам

пада-ренум абхикшнашах

ясам хари-катходгитам

пунати бхувана-траям

(Ш.-Б., 10.47.63)

 

«Вновь и вновь я предлагаю молитвы пыли с лотосных стоп девушек из деревни Махараджа Нанды. Эта исполненная чувства разлуки хари-катха, украшающая уста гопи, очищает все три мира».

 

«Вся слава гопи, живущим во Вриндаване! – воскликнул Уддхава. – Они в высшей степени могущественны, ибо всегда говорят о Господе Кришне. С большим почтением я поклоняюсь пылинке с их лотосных стоп». Что это за пылинка? Это пылинка с лотосных стоп лишь одной гопи – Шримати Радхики.

В глубокой разлуке Уддхава заплакал: «А у меня нет такой бхавы…»

Шри Чайтанья Махапрабху вкушал все эти настроения гопи. Однажды во время Ратха-ятры, пока Он отдыхал в саду, туда тайно пришел Махарадж Пратапарудра, переодетый в обычные вайшнавские одежды. С глубоким смирением он, массируя Его лотосные стопы, пел стихи из «Гопи-гиты».

 

тава катхамритам тапта-дживанам

кавибхир идитам калмашапахам

шравана-мангалам шримад ататам

бхуви гринанти йе бхури-да джанах

(Ш.-Б., 10.31.9, Гопи-гита, 9)

«О Кришна, Твои слова и повествования о Тебе, словно нектар бессмертия, спасают страждущих в материальном мире. Они полны красоты и духовной силы. Поведанные устами Твоих чистых преданных, они освобождают от грехов и даруют вечное благословение кришна-премы тем, кто внимает им с верой. Несомненно, провозвестники, несущие их повсюду, – самые великодушные и сострадательные из людей».

 

Господь Чайтанья, услышав эти стихи, поднялся в экстазе любви и произнес: «Я простой санньяси-попрошайка, Мне, к сожалению, нечего предложить тебе взамен. Единственное сокровище, которое Я могу дать тебе, – это Мои объятия». Он обнял Пратапарудру Махараджа, и тот по милости Шри Чайтаньи Махапрабху тоже погрузился в прему.

Писание «Шримад-Бхагаватам» подобно океану, интенсивно взбитому Шрилой Шукадевой Госвами. Благодаря этому со дна океана на поверхность поднялись прекрасные жемчужины – прославления гопи, представленные в «Раса-панчадьяе», пяти главах «Бхагаватам»: «Вену-гите», «Праная-гите», «Гопи-гите», «Югала-гите» и «Бхрамара-гите». Мы очень удачливы, что соприкоснулись с этими темами, потому что они являются бесценными сокровищами «Шримад-Бхагаватам».

Можно ли прославить гопи еще лучше?

 

Примечание: «Слово ква, использованное в первых двух строках, подчеркивает резкий контраст между двумя, казалось бы, несовместимыми вещами: якобы низким положением в обществе и даже запятнанной репутацией гопи, о чем говорится в первой строке, и тем, что они достигли высшего совершенства жизни, о чем говорится во второй. Шрила Вишванатха Чакраварти описывает в связи с этим три вида неверных женщин. Первый – это женщина, которая наслаждается и мужем, и любовником, изменяя и тому и другому. Такое поведение осуждают как обычные люди, так и священные писания. Неверные женщины второго типа бросают своих мужей, чтобы наслаждаться с любовником. Общество и писания осуждают и такое поведение, однако у такой падшей женщины есть хотя бы одно достоинство: она посвящает себя одному мужчине. Последний вид – это женщина, которая бросает своего мужа и объявляет своим возлюбленным Верховного Господа, черпая наслаждение лишь в Нем одном. Шрила Вишванатха Чакраварти объясняет, что, хотя обыватели по глупости своей и критикуют такое поведение, знатоки духовной науки одобряют такое поведение. Таким образом, мудрецы и священные писания превозносят такую бескомпромиссную преданность Господу. Гопи вели себя именно так. Поэтому термин вьябхичара-душтах, “запятнанный отступлением от норм”, указывает лишь на кажущееся сходство между поведением гопи и обычных женщин, нарушающих супружескую верность» (Ш.-Б., 10.47.59, комм.).

 

 

 


[1] «Рудха-бхава – это према, украшенная мадхурья-бхавой и свободная от всякого чувства почтения и благоговейного страха. Это любовь к Кришне, лишенная каких-либо обозначений и ничего не ожидающая взамен. Рудха-бхава проявляется на высших уровнях махабхавы» («Шри Бхаджана-рахасья», гл. 6, стих 25).

Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями!:

Куратор сайта. Блогер

Оцените автора
Бхакта Бандхав Друг Каждого
Добавить комментарий