30 мая 1996 года, Лестер, Англия

Убийца души

Шрила Гурудев: Я хочу рассказать об «Упадеше» (наставлениях) Шрилы Прабхупады Сарасвати Госвами Тхакура. Те, кто не воспевают святое имя, не памятуют и не служат Радхе-Кришне – просто глупцы. Они губят собственную душу. Самоубийцы не попадают в категорию атма-гхати, они не являются убийцами своей души. Понимаете? Но те, кто не стремится служить Кришне, Гурудеву и Вайшнавам, являются таковыми.

Есть два вида атма-гхати. Охотник убивает много животных и птиц, поэтому попадает в категорию атма-гхати. Так же и те, кто не слушают хари-катху и не служат Кришне, – глупцы и губители своей души, атма-гхати.

Только в человеческом теле можно совершать кришна-бхаджан. Конечно, вы можете наслаждаться женщинами, вином, богатством. Для мужчин источником удовольствий служат женщины, а для женщин – мужчины. Вы знаете, кого можно назвать мужчиной, а кого женщиной? Желающие ублажать свои чувства, независимо от того, к какому полу принадлежат, являются мужчинами, или наслажденцами. Обусловленные души склонны потакать чувствам. Поэтому, если женщины хотят наслаждаться, они также считаются мужчинами. Все обусловленные души рассматриваются именно так. Мужчинами считаются не только те души, которые находятся в мужском теле.

Мы должны знать, что единственный бхокта, наслаждающийся – это Кришна, а наше предназначение – приносить Ему удовольствие, неважно, в мужском ли мы теле или в женском. Поэтому не стремитесь наслаждаться!

Нараяна Госвами ПрославленияПамятовать святое имя – это то же самое, что получать даршан Кришны. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати говорит об этом. Воспевая харинаму, думайте: «Я служу Кришне. Его имя – Акшар-Брахман». Следовательно, если вы разговариваете с кем-нибудь и одновременно повторяете джапу, знайте, что вы пренебрегаете Кришной и не повторяете Его имя должным образом. Не делайте так.

‘бхиннатван нама-наминох – имя Кришны – это Он Сам. Язык не способен произнести Его имя, поскольку оно находится за пределами ума и чувств. Святое имя войдет в сердце, когда у нас появится настроение служения. Желающие поклоняться Ганеше, Шанкаре, Дурге-деви и обществу наряду с Рамой и Кришной не смогут служить Кришне. Нам нужно сосредоточиться только на поклонении Кришне. Вы понимаете? Желающие угодить всем не угодят никому. Поймите это, вы не сможете удовлетворить всех и вся, даже муравья! Но если Кришна доволен, каждая душа в каждом уголке Вселенной будет довольна. Это главный постулат. Если вы не хотите радовать Кришну, а вместо того стараетесь угодить окружающим, у вас ничего не получится. Возможно, вы убедились в этом на своем опыте.

Проповедники, не имеющие реализаций, просто совершают карму, мирскую деятельность. Сначала осознайте что-то, а потом рассказывайте об этом – тогда это бхакти. Воспевание святого имени следует рассматривать таким же образом. Прежде всего поймите, кто вы и кто такой Кришна, а затем проповедуйте и старайтесь принести благо (упакару) другим.

Мы распространяем «Гиту», но не знаем, в чем заключается ее сокровенный смысл. Таким же образом осел носит много мешков с зерном, но не может попробовать ни зернышка. Нужно знать, что такое «Гита» и каково ее послание, что Кришна дал в «Гите» и «Бхагаватам», а затем рассказывать другим. Такая проповедь – это служение Кришне. Но вы ничего подобного не делаете. Однажды я прочитал в книге Шрилы Бхактиведанты Свами, что распространение книг само по себе – не служение, но может дать какое-то сукрити. Поэтому такая деятельность не лишена пользы.

Не только распространяйте книги, но и старайтесь постичь их суть. Стремитесь понять «Гиту» и «Шримад-Бхагаватам». Зачем вы читаете все эти книги? Что содержится в них? Какова природа любви гопи? Что такое сакхья-раса? В первую очередь нам нужно узнать ответы на эти вопросы, а затем уже пытаться помочь другим. Тогда это будет хорошей проповедью и практикой чистого бхакти, а иначе это не бхакти.

Возможно, вы накопите сукрити, распространяя книги на протяжении сотен тысяч жизней. Находясь в садху-санге, постепенно вы сможете правильно следовать. Но не теряйте время только на это. Вам необходимо знать ответы на вопросы: «Кто такой Кришна? Что такое бхакти? Как развить бхакти?» Тогда вы сможете проповедовать.

Прохожий может спросить вас: «Что это за книга?»

Вы ответите: «Это “Шримад-Бхагаватам”».

«Что такое “Шримад-Бхагаватам”?» – спросит он.

Если вы скажете: «Ох, я не знаю», – какой от этого толк?

В «Шримад-Бхагаватам» заключена суть игр и учения Кришны. Эта книга рассказывает, как обрести любовь к Нему. В истории об Аджамиле вы услышите о славе святого имени. Какова суть хари-катхи о Читракету Махарадже? Нужно знать все эти истории, тогда вы сможете проповедовать и рассказывать хари-катху другим. Люди, которые возьмут эти книги, поймут: «О, эти книги очень хорошие, в них столько нектара». В противном случае они возьмут книгу, только поддавшись вашей настойчивости, и закинут ее в шкаф пылиться. Или, еще хуже, неудачливый человек может даже выкинуть ее в урну!

Я знаю, что большинство преданных, к которым вы обратитесь за книгами, в первую очередь спросят, какие именно книги вам нужны.

Вы ответите: «Я хочу несколько экземпляров “Гиты”». Но что, если вам вручат сто “Гит”, чтобы распространить? Как вы будете это делать? У прохожего нет времени читать книгу, и вы должны заинтересовать его. Например: «Если вы прочитаете “Гиту”, ваша жизнь увенчается успехом. Так говорит “Гита”». Тогда он возьмет у вас «Гиту» и внимательно прочтет.

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорит: «Наше высшее призвание – служить жителям Враджа, страдающим в разлуке с Кришной, когда Он уехал в Матхуру». Кто испытывал разлуку? Враджаваси: Нанда Баба, Яшода-маийя, Субал, Шридама, гопи… Как же им служить? Вы можете это делать, находясь в возвышенной садху-санге.

Постарайтесь все свои усилия направить на то, чтобы оставаться в садху-санге. Всегда слушайте хари-катху из уст садху. Это и есть садху-санга. Находиться в ней может любой, независимо от того, к какой касте он принадлежит или какую религию исповедует. Нужно постараться следовать этим принципам. В садху-санге мы сможем развиваться в сознании Кришны и обрести кришна-прему. Садху-санга дает только это.

«Что делать? Как справляться с трудностями? Как всем управлять? Где брать деньги, если центры не окупаются? О, нужно разработать план на сотню кроров рупий, построить центр, где будет огромное стадо коров…» Я не слышал, чтобы Рупа Госвами имел хотя бы одну корову!

(Смех)

Если вы служите коровам, в следующем рождении вам придется стать коровой, если собакам – то собакой. Бхарата Махарадж привязался к оленю, и поэтому родился оленем. Старайтесь медитировать и воспевать, следуя по стопам Рупы Госвами и Рагхунатхи даса Госвами. Вначале у вас может не получаться, но не оставляйте попыток, наша цель – обрести их настроение. Постепенно вы осознаете, что коровам нужно служить, потому что они дают молоко для служения Кришне. Но не следует расходовать на них всю свою энергию.

Например, вот цветок, который вы сорвали и предложили Кришне и Гурудеву. Предлагать цветок – хорошо, это бхакти. Но если вы посвятите свою жизнь садоводству и потратите всю энергию на это, вместо того, чтобы использовать ее на садху-сангу, тогда знайте: это занятие бесполезно. Вы получите лишь некоторое сукрити.

Мы можем делать что-то: воспевать, памятовать, служить и в то же время выращивать цветы и овощи, однако всю свою энергию следует задействовать в садху-санге и стараться развивать сознание Кришны. Наша ученическая преемственность пришла именно для этого. Чайтанья Махапрабху пришел только с этой целью. Бхакти часто смешивают с кармой и гьяной. Последователи мишра-бхакти стремятся служить коровам и заниматься другой подобной деятельностью. Мы должны знать, что такое вишуддха-бхакти. Иметь такие планы – это не сварупа-сиддха бхакти, а бхакти, смешанная с кармой и гьяной. Карма-гьяна-бхакти – это мишра-бхакти, смешанная форма преданности. Рупа Госвами отверг ее.

 

аньябхилашита-шуньям гьяна-кармадй-анавритам

анукульена кришнану-шиланам бхактир уттама

 

Старайтесь практиковать чистое бхакти, иначе ваша жизнь пройдет впустую. Если вы хотите развить сознание Кришны, не пытайтесь всем угодить. Это невозможно! Лучше радуйте Гурудева, шикша-гуру, чистых преданных и Радху-Кришну, этого будет вполне достаточно. Если Кришна доволен, все будут довольны. Если Кришна недоволен, никто не будет доволен. Поймите эту истину.

Итак, давайте действовать соответственно. Лучше миллионы раз рождаться животным, птицей или насекомым, чем прибегнуть к капате, обману. Мы не должны быть двуличными. Не пытайтесь никого обмануть, используя деньги, власть или иные средства, не прячьте истину от других. Лучше родиться животным или представителем любого другого вида жизни, чем стать лицемером и обманщиком.

Можете выразить одним предложением то, что я сказал?

Преданный: Лучше оставаться в низших формах жизни, чем быть лицемером и обманщиком.

Шрила Гурудев: Да, это правда. Если вы говорите собаке: «Иди сюда», – она прибежит, она никогда не обманет. В наше время в каждой семье есть собака. Но человек может обмануть. Следовательно, нужно быть осторожными с этим. Вайшнавы – это те, кто прост душой. Не надо иметь два языка и два сердца.

Вы можете говорить человеку: «О, ты мой лучший друг». А когда он уйдет, скажете кому-нибудь: «Ой, он очень плохой».

Не будьте такими. Внешнее поведение должно соответствовать вашему настроению сердца, они должны быть едины.

Все богатства мира, пожертвованные на благотворительность, не сравнятся с тем, чтобы привести одно живое существо на путь служения Кришне. Понимаете? Самая благая деятельность, которую можно совершить для души, – это изменить ее умонастроение и расположить к Кришне, Гурудеву и истинным Вайшнавам. Миллионы больниц, образовательных центров, домов благотворительности, ашрамов Ганди и домов престарелых никому не помогут. Кто говорит об этом?

Шрипад Мадхава Махарадж: Шрила Прабхупада Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур.

Шрила Гурудев: Почему он так говорит? Он опирается на «Шримад-Бхагаватам» и «Чайтанья-чаритамриту», цитирует Веды и Упанишады.

Итак, постарайтесь следовать этим наставлениям ради собственного блага. В сат-санге никто никого не контролирует, там нет политики и лицемерия. Оставьте все это и направляйтесь в садху-сангу.

Не ограничивайте себя родственными отношениями. Вы думаете: «Это мой дом, это мой сад», но не сможете взять их с собой в момент смерти. Наше пребывание в материальном мире временно. Нам придется оставить тело, и мы не знаем, когда это произойдет. Поэтому старайтесь всегда повторять «Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе, Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе». Тогда вы с пользой проживете жизнь в этом теле. Богатство, хорошие дети, жена или муж, респектабельное положение наместника короля, премьер-министра или королевы – все это не принесет удовлетворения.

Другое наставление Шрилы Прабхупады: «Место, где идет хари-катха, является святым, тиртхой». Если вы во Вриндаване, но не слушаете хари-катху и постоянно заняты мирскими делами, тогда вы на самом деле не во Вриндаване. Сегодня мы в действительности находимся во Вриндаване, поскольку сейчас вы забыли обо всем кроме того, что я говорю. Сейчас в этом месте звучит только хари-катха.

Преданные: Харибол!

Шрила Гурудев: Не думайте ни о чем другом. Старайтесь помнить все эти наставления и практиковать их в своей жизни. Тогда ваша жизнь будет успешной.

[Запись прервана]

Уддхава пришел во Врадж

Вчера или позавчера в Бирмингеме я рассказывал «Уддхава-самвад». Уддхава пришел во Врадж, чтобы успокоить родителей Кришны и, особенно, гопи. Нанда Баба постоянно думал о Кришне. Он уходил из дома, поскольку все там напоминало ему о сыне: флейта, павлинье перо, одежды и другие вещи…

«Я пошел на Говардхан, но и там повсюду прекрасные отпечатки стоп Кришны, – сказал он Уддхаве. – Они постоянно напоминают мне о Нем».

Нанда Баба также видел деревья, на ветвях которых Кришна любил играть с гопами. Он оставлял коров на пастбище и играл с друзьями. Во Врадже нет ни одного дерева, под сенью которого Кришна не танцевал бы с гопи или не отдыхал с сакхами. Поэтому, вспоминая игры сына, Нанда Баба горько плакал. Он ходил, не находя себе места, и нигде не мог забыть о Кришне. Разговор Нанды Бабы и Уддхавы длился всю ночь. Яшода слушала, и слезы непрерывно текли из ее глаз. Не имея сил произнести ни слова, она упала без сознания.

«Все ли хорошо с моим сынишкой Канхаей?» – думала она.

Поутру Уддхава принял омовение в Кришна-кунде. Если вы были в Нандагаоне, вы видели эту кунду. Уддхава принял там омовение и повторил мантры. По дороге обратно он увидел нескольких гопи, разговаривавших между собой.

Одна гопи сказала: «Перед дворцом Нанды Бабы стоит золотая колесница. Кто на ней приехал? Она такая красивая».

«Ты разве не знаешь? Это колесница Камсы, – ответила другая гопи. – Теперь Кришна завоевал его царство и стал править вместо него. Кришна убил Камсу, и сейчас все празднуют это».

По ведической традиции умершим через одиннадцать дней делается подношение. Поэтому гопи сказала: «Возможно, сегодня одиннадцатый день в Матхуре. Сегодня они хотят сделать подношение, но у них ничего нет. Поэтому они подумали: “Если мы поедем во Вриндаван, то увидим, что все гопи и гопы умерли от разлуки с Кришной. Поэтому мы должны поехать туда и собрать их сердца. Каждое сердце станет подношением Камсе».

Для индийской культуры этот обычай очень трогателен. Возможно, я не смог объяснить вам, что хотел сказать… Пинда означает «взять сердце и предложить его как подношение». Из-за этого гопи говорят: «Кто-то снова приехал, как когда-то Акрура, чтобы забрать наши сердца. И мы готовы».

 

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

Отправить