Настоящая дикша

Нараяна Госвами Махарадж Гурудев1996 ПЕРВЫЙ ЗАПАДНЫЙ ТУР (1996)

21 июля 1996 года, Бовен, Голландия

Преданный: Махарадж, у меня есть еще один вопрос, он касается дикши. У меня есть некоторые сомнения…

Шрила Гурудев: Я не могу рассеять все сомнения, я не настолько возвышен.

Преданный: Может быть это сомнение вы сможете рассеять. Я слышал, вы говорили: «Настоящая дикша – это брахманадикша. Нама дается всем, но она ненастоящая».

Шрила Гурудев: Нет, я такого не говорил. Мое видение следующее. Инициация бывает двух видов: внутренняя и внешняя. Стремитесь получить посвящение в сердце, не ограничивайте себя внешними формальностями дикши. Да, огненное жертвоприношение проводится, но какая связь между ним и дикшей? Оно проводится для преданных, которые получили посвящение – после ягьи они будут думать: «О, теперь я инициирован!» Будет устроен большой праздник, придет много преданных, нужно будет провести поклонение Тхакурджи и огненное жертвоприношение. На это понадобится больше тысячи долларов. Все это внешнее, но без этого каништха-адхикари не поверит в церемонию посвящения. Он будет думать: «У меня нет настоящей дикши».

Я слышал, что однажды Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур позвал одного преданного вечером, после прасада, и дал ему посвящение, а также объяснил смысл, заключенный в мантрах. Не было никакого огненного жертвоприношения, не было потрачено ни одного доллара, и этот человек не сбривал волосы – ничего! Однако он стал истинным преданным.

058-SBNM_Portrait_0125 resizedС другой стороны, мы наблюдали много огненных жертвоприношений, на которые было потрачено более десяти тысяч долларов и на которые пришло много преданных, получивших посвящение. Опять же, мы видели, как некоторые принимали отреченный образ жизни со всеми внешними формальностями инициации, но через некоторое время они выбросили все [что получили во время церемонии санньясы] в Атлантический океан и женились. Или, если не женились, то завели премику (любовницу), перестали воспевать и все оставили. Что это? Преданный был инициирован три раза, со всеми ягьями и остальными формальностями, но не смог понять свою внутреннюю природу и не получил посвящение по-настоящему, вот почему он стал таким.

Для человека, который получил инициацию без ягьи или чего-либо еще, но отдал свое сердце: «Я отдаю себя Тебе (сваха)», этого достаточно, он стал истинным преданным. Вот почему я сказал – на самом деле не я сказал, а писания и Шрила Прабхупада Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, что дикша бывает двух видов: видвад и авидвад. Видваддикша означает внутреннее посвящение, а авидваддикша – внешнее: мота мота паитха, паитха. Знаешь, что это такое?

Преданный: Брахманский шнур.

Шрила Гурудев: Толстый брахманский шнур и обритая голова. Все эти внешние формальности необходимы, но внутреннее посвящение важнее. Преданный уровня каништха будет обращать внимание только на внешние факторы, но по мере продвижения к уровню мадхьяма и выше он сосредоточится на внутренней дикше.

Преданный: Мой Гуру Махарадж однажды сказал: «Настоящая инициация происходит, когда преданный получает прему – это и есть настоящая инициация». Возможно, вы сможете мне это объяснить.

Шрила Гурудев: Когда процесс инициации завершен, приходит према. Предположим, мальчик начинает ходить в школу с букварем, полным картинок. Он ходит туда и говорит: «Я – ученик». Человек, который учится в аспирантуре, тоже говорит: «Я – ученик». Так кто же такой ученик? Инициация завершается, когда человек утверждается в определенном настроении, к которому стремится, когда он осознает свои отношения с Кришной и все проявляется в его сердце.

(Шрила Гурудев повторяет на своей джапамале) Харе Кришна Харе Кришна…

Еще вопросы?

Преданный 2: Гурудев, он говорил о харинаме, дикше, упанаяне. Тем не менее мантрадикша – это следующая стадия после харинамадикши, и вы упоминали в своей книге, что бхаджанакрия начинается с:

 

гуру-падашраяс тасмат кришна-дикшади-шикшанам

вишрамбхена гурох сева садху-вартману-вартанам

(Бхакти-расамрита-синдху, 1.2.74)

 

Шрила Рупа Госвами говорит: «кришнадикшади». Что здесь означает дикша: упанаяну или харинамадикшу?

Шрила Гурудев: Нет-нет! Настоящая дикша – это то, о чем я только что рассказал ему. Дикша начинается, когда человек приходит к Гурудеву и начинает от него слушать. Слушание – это дикша, и через это приходит осознание. Гурудев дает мантру, но если вы безо всякого почтения иногда практикуете [составляющие бхакти], а иногда не практикуете, толку не будет. Харикатха очистит все. Тогда, если у нас есть дикша, мы сразу поднимемся на стадию мадхьямаадхикари, это точно. Но что, если вы не достигли уровня мадхьямаадхикари, не понимаете, кто такой каништха, мадхьяма или уттама вайшнав, и думаете: «Что делать? Что такое кришнататтва? Что такое дживататтва? Что такое майятаттва? Что такое бхактитаттва? Что такое Шримати Радхика таттва? Что такое гопитаттва? Что такое Субала-сакха таттва? Что такое ватсальятаттва?»?

Если вы не знаете ответы на эти вопросы, это означает, что в действительности вы не получили посвящение. Поэтому нужно стараться развиваться. Всё откроется благодаря харикатхе. Без нее вы на многие годы так и останетесь каништхаадхикари. Дикша продвинет вас к стадии мадхьямаадхикари.

Итак, признак мадхьямаадхикари – это знание всех вышеупомянутых таттв. Тот, кто знает все это, по-настоящему инициирован и стал мадхьямаадхикари.

Преданный 3: Махарадж, наш Гуру Махарадж говорил: чтобы принимать учеников, нужно быть по крайней мере на стадии ништхи. Учитывая то, что вы говорите (если у нас нет еще ништхи), то мы даже не получили дикшу, то есть если…

Шрила Гурудев: Я не понял.

Преданный 3: Наш Гуру Махарадж говорил, что до тех пор, пока преданный не будет находиться на уровне ништхи, он не может давать посвящение – принимать учеников. То есть в соответствии с тем, что вы говорите, каништха недостаточно продвинут [в духовной практике], он не осознал свои отношения с Кришной.

Шрила Гурудев: Он не должен давать дикшу, и не нужно принимать у него дикшу. То, что сказал ваш Гурудев, правильно. Если не удалось найти настоящего гуру, можно принять мадхьямаадхикари, обладающего ништхой, поскольку благодаря общению с ним мы будем идти вперед. Когда придет уттамаадхикари или мадхьямаадхикари [более высокого уровня – прим. ред.], этот гуру скажет своему ученику: «О, ты должен идти к нему, потому что я не настолько возвышен». Если такой гуру простосердечен, искренен и квалифицирован, он станет мадхьямаадхикари и продвинется дальше. Но иногда, например, я могу сказать кому-то из вас: «Иди и скажи ему повторять кришнанаму». Вы можете дать кому-то малу от моего имени и рассказать, как воспевать. Это всего лишь помощь, это не означает, что теперь вы выполняете роль гуру. Нельзя думать: «О, я стал гуру!», иначе вы падете.

Что-нибудь еще? У кого-нибудь есть вопросы?

Гьяна Прабху (теперь Шрипад БВ Неми Махарадж): Если у нас дома есть неустановленные Божества Гаура-Нитай, есть ли какое-то благо от поклонения Им?

Шрила Гурудев: Продолжайте поклоняться им с почтением, это даст вам садхусангу, и когда придет чистый преданный, вы сможете обратиться с нему: «Ох, я Их не установил, установите вы, пожалуйста». Если так или иначе у вас появилось Божество, вам нужно с почтением проводить арчану и все остальное, потому что Кришна видит: «О, он поклоняется Мне, но не так, как нужно». Если Божества установлены настоящим вайшнавом, Он будет принимать служение. Мы должны стараться следовать всему этому, поскольку мы все вайшнавы. Божество, которое мы берем, должно быть установлено возвышенным вайшнавом.

Но вы должны знать, что в Кали-югу не стоит делать акцент на поклонении Божествам. Делайте акцент на воспевании, поскольку с поклонением Божествам появится много проблем. При повторении святого имени не возникает так много проблем. При поклонении Божествам можно совершить оскорбления. Поэтому лучше повторяйте святое имя и памятуйте. Шри Чайтанья Махапрабху никогда не поклонялся Божествам, только в детстве, а потом Он ходил к Джаганнатхадеву – но не для того, чтобы поклоняться Ему. Шрила Рупа и Санатана Госвами во Вриндаване каждую ночь проводили под разными деревьями.

Разве есть необходимость поклоняться Божествам, когда Радха и Кришна находятся в сердце? Подобные преданные – уттамаадхикари, но для каништхаадхикари поклонение Божествам очень важно, поскольку они не видят Кришну и преданных. Они убеждены, что Кришна пребывает в Божествах, и считают себя самыми возвышенными вайшнавами. Если придет уттамаадхикари, каништхаадхикари не коснется его лотосных стоп, поскольку подумает, что осквернится, и это помешает его арчане Божествам. Поэтому, когда он подает гирлянду Кришны, он делает так [Гурудев имитирует движения каништхаадхикари, чтобы показать, как тот избегает прикосновения к уттамаадхикари], поскольку боится оскверниться.

Каништхаадхикари не понимает, что это прикосновение очищает его. Он не знает, что уттамаадхикари поклоняется Божествам в миллионы раз лучше, чем он сам. Каништхаадхикари не может даже представить стандарт его поклонения.

Преданный 2: Махарадж, в последний раз, когда мы были в Индии…

Шрила Гурудев: Сначала дай мне дакшину, а потом задавай вопросы.

(Смех в зале)

Я должен уделить все свое время тебе.

Преданный 2: Вы правы. Я не следую процессу: нужно сначала предаться, а затем смиренно вопрошать. Я же спрашиваю без смирения и без предания. Я лишь эксплуатирую. И теперь я и вовсе забыл, что хотел спросить…

(Смех в зале)

О, вспомнил! Под руководством нашего Гуру Махараджа мы поклонялись двум Божествам.

Шрила Гурудев: Все, что сказал ваш Гуру Махарадж, правильно.

Преданный 2: Махарадж, речь не о том, что сказал мой Гуру Махарадж. Мы работали в одном месте, и однажды нас позвали деревенские жители. Они говорили, что обнаружили Божество Шри Радхи-Гопинатхи времен Сатья-юги. Они рассказали, что один пожилой риши или садху проходил мимо одной песчаной дюны рядом с храмом Аларнатха. Люди всегда приходили туда и кланялись, но никто не знал, что там. Один садху пришел туда и совершал врату двадцать один день, после чего позвал деревенских жителей и сказал: «Раскопайте песок, под ним находится Божество Шри Радхи-Гопинатхи, Его флейта и один лакх шалаграмашил. Подошло время, и Он хочет, чтобы Ему снова стали поклоняться». И они откопали эти большие Божества Радхи-Гопинатхи.

Шрила Гурудев: Где?

Преданный 2: Около Аларнатха, я не знаю точное место. Мы пошли к этой дюне пешком и увидели Божества. Они были из чистого золота и выглядели очень старинными – такие невозможно сделать сейчас. Но вот что я хотел спросить: может быть, вы можете посмотреть, поскольку они попросили нас построить там храм.

Шрила Гурудев: Почему ты сомневаешься? Есть Джаганнатха, есть Шри Чайтанья Махапрабху, есть Божества Аларнатха и Сакши Гопала. Зачем ходить тут и там и иметь так много сомнений? Если нет сомнений, то можно увидеть так много Божеств. Ты можешь приехать во Вриндаван и увидеть Шри Говинду, Гопинатху и Мадана-мохана, а также можешь поехать в Джайпур, чтобы получить даршан изначальных Божеств Шри Говинды и Гопинатха. К чему эта склонность к сомнениям?

Преданный 2: Нет, просто они попросили нас.

Шрила Гурудев: То, что ты рассказываешь – правда, но лично я собираюсь получать даршан Шри Говинды, Гопинатхи и Мадана-мохана – насчет Них нет сомнений. Поэтому не создавай проблем и сомнений. Мы должны не раздумывая идти в истинные места, принятые нашей гуруваргой.

Мы идем смотреть на те же Божества Шри Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры, но остаемся равнодушными. Они настоящие, несомненно, настоящие. Шри Чайтанья Махапрабху плакал, когда видел Джаганнатху, и восклицал: «О Враджендра-нандана! Мое сердце разбито… Приди, приди». Говоря это, Махапрабху плакал и плакал. Вы знаете, что эти Божества пошли сражаться в битве – те же самые Божества Баладевы и Кришны? Но когда мы идем туда, мы видим деревянные статуи, и ничто не приходит в наше сердце. Почему?

Преданный 2: Нет веры.

Шрила Гурудев: Так почему же ты хочешь пойти к Божествам, которые никем не установлены, или даже установлены, но неизвестно кем? Зачем тебе туда идти? Зачем тратить свое время и время твоего духовного учителя? Понимаешь?

Преданный 2: Да, Махарадж.

Шрила Гурудев: Поэтому оставь сомнения.

Преданный 4 (на хинди): Махарадж, ранее вы говорили, что мы не должны принимать прасад из рук тех, кто не следует [принципам] должным образом.

Шрила Гурудев: Мы не должны принимать [прасад] от тех, кто курит сигареты и биди, пьет чай и кофе и при этом поклоняется Божествам. С другой стороны, в храме Джаганнатхи вы увидите панду, которые жуют орехи бетеля или же курят сигареты после поклонения Божествам. Они принимают и другие запрещенные для нас вещи, но сами Божества истинные. Мы ничего не можем поделать с этим и должны принять прасад.

Преданный 4: Что вы думаете о самом храме?

Шрила Гурудев: Это касается таких храмов, как храм Джаганнатхи, храм Шри Говинды, Гопинатхи, Мадана-мохана, не всех храмов.

 

 

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями!:

Куратор сайта. Блогер

Оцените автора
Бхакта Бандхав Друг Каждого
Добавить комментарий