038-SBNM_Portrait_0033

Нельзя выказывать неуважение к своему Гуру.

 пратхамам ту гурум пуджья

таташ чайва мамарчанам

курван сиддхим авапноти

хи аньятха нишпхалам бхавет

(Хари-бхакти-виласа, 4.344)

[Господь говорит:] «Если ты хочешь развивать бхакти ко Мне, сначала поклоняйся и доставляй радость своему гуру. Тогда под его руководством ты сможешь поклоняться Мне, и твоя деятельность станет бхагавад-бхакти. Иначе твое поклонение будет бесполезно».

Гуру нельзя считать обыкновенным человеком. Кришна, наверное,  тоже ходит в туалет. Кришна тоже плачет. Кришна чувствует голод. Кришна ворует и дерется. Он также и не беспристрастен. Но, тем не менее, Oн совсем не обычный.

Поэтому не считайте, что гуру — обычный человек. Он просто ведет себя подобно обычным людям. Однако поведение и подлинная сущность — это не одно и то же. Все гуру на разном уровне. Некоторые гуру менее квалифицированы — они дают наставления другим повторять харинаму, но сами не достигли совершенства. Они направляют людей к Кришне, и поэтому считайте, что они тоже являются проявлениями (пракашами) Кришны. Но кто гуру на самом деле?

Святые, подобные Нараде, способны лишь коснуться рукой чьей-то головы и сказать: “Пусть в этот миг в тебе проявятся все знания и любовь к Богу”, — это уттама гуру. Они совсем другие. Но в то же время тех гуру, которые не настолько возвышенны, тоже следует уважать. Даже карми уважают своих гуру.

Даже если гуру всего лишь ненамного выше нас, мы должны быть им благодарны. Они все же пытаются повернуть нас в сторону Господа. Таким образом, следует оказывать почтение всем в соответствии с их уровнем.

Один из видов апарадхи вайшнава-апарадха, оскорбления вайшнавов. Другой вид апарадхи — это бхагават-апарадха, оскорбление Господа. Еще один — нама-апарадха, оскорбления святого имени. Сева-апарадха — оскорбления, совершаемые в процессе служения. Это четыре вида апарадхи.

Если позволит время, я разъясню их позже.

Среди этих четырех от последствий севы-апарадхи можно легко избавиться, повторяя харинаму, молясь и служа Тхакураджи. Приложив небольшие усилия, мы можем избежать севы-апарадх, а также избавиться от их последствий с помощью харинамы и молитвы.

А вот вайшнава-апарадха очень опасна. Кто такой Вайшнав? Тот, кто принял прибежище намы, кто считает наму Самим Господом, кто обладает некоторой таттва-гьяной: “Это инертное, а это — имеющее сознание”, а также тот, кто имеет некоторую самбандха-гьяну. Что такое самбандха-гьяна? Я — слуга слуги, а Он — Прабху, Верховный Повелитель. Если у человека есть это понимание, он может войти в царство бхакти.

Существует много уровней. Некоторые — мадхьяма-адхикари, в то время как другие — уттама-адхикари. Даже уттама-адхикари имеют много уровней. Там есть много едва уловимых понятий. Например, Шукадева Госвами является Бхагаватой, однако Нарада выше него. Всему этому есть хорошее объяснение.

Все мы разные. Хотя листья Туласи кажутся одинаковыми, на самом деле это совершенно не так. Точно так же и все вайшнавы разные. В наши дни люди смешивают все вместе и делают папады. (смех) Считать, что все одинаковые — это aпарадха.

Тот, кто считает, что его мама и проститутка — это одно и то же, и оказывает им одинаковое почтение, не понимая между ними разницы, таким образом наносит оскорбление своей матери. Таким же образом мы должны быть осторожны, чтобы не совершить апарадхи по отношению к Вайшнавам. Поэтому говорится:  никоим образом, никогда не оскорбляйте вайшнавов, особенно тех, кто обладает самбандха-гьяной, слушает о славе Господа и предался Ему. Никогда не критикуйте их, даже случайно. Не критикуйте их ни при каких обстоятельствах. Даже если у них есть недостатки, не обращайте на них внимание.

 

Господь сказал:

апи чет сударачаро

бхаджате мам ананйа-бхак

садхур эва са мантавйах

самйаг вйавасито хи сах

(Б.-г., 9.30)

 

“Если человек, поклоняющийся Мне с безраздельной преданностью, совершает даже самые неблаговидные поступки, его все равно следует считать святой личностью (садху), ибо он исполнен решимости идти по пути бхакти”.

Через какое-то время он исправится. Почему? Потому что ядовитое жало было убрано. Теперь он не хочет грешить. Даже если он согрешит, он будет очищен. Поэтому ВЫ не критикуйте. Или обращайте внимание только на его хорошие качества, или держитесь в стороне, но не критикуйте. Даже если кто-то на самом деле плохой — не критикуйте. Почему? Если будете критиковать, их плохие качества станут вашими. Поэтому никого не критикуйте.

Не имейте двеши по отношению к кому бы то ни было. Что такое двеша? Двеша — это намеренное совершение чего-то плохого по отношению к кому-либо. Не выказывайте неуважения ни к кому. Что значит неуважение? Если вы не оказываете достаточного почтения кому-либо, не говоря уже об оскорблении — это и есть неуважение. Если вы видите, что пришел человек более высокого уровня, вы должны встать и пригласить его. Когда он уходит, вы должны проводить его, следуя за ним на несколько шагов позади. Если нужно, предложите стакан воды. Вот это уважение.

Если кто-то этого не делает, это и есть неуважение. Такой человек падет. Не следует допускать даже неуважительного отношения к Вайшнавам, что говорить о том, чтобы бить или оскорблять их! Некоторые остаются в нейтральном положении — они и не критикуют, но и не уважают. Но даже такой нейтралитет опасен для вас. Вы не должны быть нейтральными по отношению к Господу и Вайшнавам. Такие люди — последователи войдизма, доктрины, которая была полностью опровергнута нашими ачарьями. Никогда не следует быть нейтральными в бхакти.

Никогда не гневайтесь на Вайшнавов. Никогда не гневайтесь ни на кого, в особенности на Вайшнавов. Если так случилось, что вы разозлились на кого-то еще, вы можете быть прощены, но ни при каких обстоятельствах вы не должны гневаться на Вайшнавов, которые повторяют чистое святое имя и которые приняли прибежище у Господа.

Если, повстречав Вайшнавов, вы не рады, не говоря уже о других возможных негативных действиях с вашей стороны, это также является апарадхой. Вы можете понять это? Если вы рады видеть Вайшнава — это хорошо. Но если мы видим, что идут Вайшнавы, а мы… (Гурудев опускает голову) (смех)

Существует шесть видов вайшнава-апарадхи. Избегайте их все.

Преданный: А что, если это случится по незнанию?

Шрила Гурудев: Даже в этом случае это является проблемой. Если вы неосознанно дотронетесь до огня, все равно обожжетесь.

Поэтому молитесь, чтобы не совершить никаких оскорблений по отношению к Вайшнавам. Почему? Кто рассказывает о превосходстве Господа, о славе намы, о служении Господу и о Его славе? Вайшнавы. Если вы совершите оскорбление по отношению к ним, даже по ошибке, тогда… В наше время это случается не по ошибке, а преднамеренно. Кто-то скажет “О, это наша группа, а это ваша!” (смех)

Преданные не делятся на группы. В какой группе состоит Нарада? А Шукадева Госвами? Любой, кто повторяет харинаму, кто принял прибежище у сад-гуру, кто слушает хари-катху — они все в нашей группе.

“Давайте расширим нашу группу”, — кто-то скажет.

“Он в той группе, а мой Гуруджи в этой группе. Ни за что не позволяй ему приходить сюда. Не хочу даже слышать его имя”.

“Но он такой возвышенный”, — не унимается первый.

“И что теперь? Нам надо содействовать и развивать свою группу”.

Это не бхакти. Вам надо все это учитывать.

Уже поздно. Завтра мы продолжим. Примите всё это с энтузиазмом.

“Это мой ученик, а этот — чей-то еще” — такой ситуации никогда не случалось до сего момента. Но сейчас это происходит. Раньше было так, что ученики другого гуру пользовались большим уважением, чем свои.

Например, если к отцу подошел его сын и чей-то еще сын, тогда, не обращая внимания на своего сына, он подойдет и обнимет другого. Именно так и должно быть. Если нет великодушия, это уже не вайшнава-дхарма.

На сегодня я заканчиваю. Если я каким-то образом кого-то задел своей речью, прошу меня простить.
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

Отправить