Проповедь в Джайпуре
Все Гаудия-вайшнавы очень любили Гурудева и верили в него. По их просьбе он часто ездил в Джайпур заказывать божества. В те дни это было непросто. Гурудев следил за тем, чтобы на мраморе не было пятен и трещин. А иногда божества, сделанные из большого куска камня, трескались уже через полгода-год, и их приходилось возвращать.
Гурудев жил в Джайпуре порой по целой неделе. Он давал лекции во многих матхах, в том числе в храме Говиндадева, Гопинатхи, Радхи-Дамодара, Радхи-Винода, Радхи-Мадхавы. Часто он брал меня с собой, потому что остальные брахмачари занимались служением, а я был бесполезным слугой. В Матхуре мы закупали муку для чапати, специи, масло, сами готовили и предлагали бхогу – все для того, чтобы никому не создавать беспокойства. Кроме того, Гурудев знал, что пища, приготовленная людьми, у которых нет харинамы и дикшы, осквернит сознание.
Однажды я спросил Гурудева: «Все покупают в магазине сладостей йогурт и ладду. Почему вы не разрешаете мне купить для вас что-нибудь?» Он решительно ответил: «Никогда!», а затем рассказал о «Хамсадуте» Рупы Госвами.
Когда Кришна уехал в Матхуру, все сакхи и манджари погрузились в глубокую печаль. В поисках утешения они отправились на берег Ямуны. Увидев ее темные воды, Радхарани сразу потеряла сознание. Лалита-деви и другие сакхи пытались охладить Ее водой, обмахивали опахалом, но Она не приходила в чувства. Подруги подумали: «Наверное, сейчас Она покинет нас».
В то время в Ямуне росло много благоухающих лотосов, а по глади воды скользили стаи белоснежных лебедей с алыми клювами. Лебеди питались нектаром лотосов и маленькими, похожими на фрукты, минералами. Аромат лотосов не мог сравниться с благоуханием, исходящим от лотосных стоп Радхарани. Слезы Радхарани текли в Ямуну, отчего ее воды стали горячими. Не выдержав этого жара, лебеди вышли на берег, где увидели горько плакавших сакхи и манджари. Ямуна прониклась глубоким чувством разлуки, которое они испытывали, и наводнилась. Она не в силах была стерпеть ни одной их слезинки.
Лалита-деви обратилась к одному лебедю: «У тебя прекрасное тело и ум. Ты питаешься только минералами и нектаром. Теперь ты пришел к Радхарани, однако можешь ли ты понять Ее разлуку, вираху? Как ты можешь понять… Я передам через тебя послание – лети в Матхуру и передай Кришне, в каком состоянии Радхарани. Почему Он так жесток? Почему Он не думает о Своих враджа-деви и враджаваси? Лети же туда, о лебедь хамса, но не садись рядом с Кришной, не касайся Его! Просто опусти с небес это послание для Него, но не вдыхай воздух Матхуры и не пей ее воды. Не смотри на матхураваси, они обладают мистической силой: крадут тех, кто к ним приходит. Они сами чрезвычайно жестоки и Кришну сделали таким же. Прежде Он кушал масло, и сердце Его было мягким, но сейчас Он не ест масло… Поэтому Кришна забыл любовь враджаваси. Лети, лебедушка!»
Лебедь обошел вокруг Радхарани и, устремив взор ввысь, стал молиться: «О Кришна! Ямуна хранит чаранамриту с Твоих лотосных стоп. Все враджа-деви пьют ее, и от этого их сердца исполнены сладости. Но сегодня сакхи и манджари вместе с Радхарани горят в разлуке. Более того, от их слез воды Ямуны стали горячими, как кипяток. Разве у Тебя нет жалости к ним? Ты хочешь, чтобы все погибли?»
Лалита-деви ждала… Наконец, Радхарани сделала вдох, чему все сакхи очень обрадовались.
Гурудев сказал: «Сердце тех, кто принимает бхагават-прасад, будет сладостным и нежным. С другой стороны, тот, кто ест пищу в тама-, раджа- или саттва-гуне, осквернится и станет жестоким. Таких людей будут одолевать зависть, сонливость, гнев и вожделение. Сначала нужно контролировать язык, иначе все чувства выйдут из-под контроля. Поэтому принимайте ниргуна бхагават-прасад – не просто для поддержания тела, а с целью следовать бхакти, практиковать бхаджан и служить Богу. Прасад – это не что-то обычное. Если человек с почтением, верой и любовью принимает его, сердце станет мягким, сладостным, и он сможет помогать другим».
– Хорошо, – согласился я. – Тогда я пойду в Говинда-мандир, там пуджари дважды в день раздает прасад от Божеств.
– Да, но не спорь с ними. Что бы они ни дали, прими с почтением.
С тех пор утром и вечером я стал приносить прасад из храма, иногда готовил сам. А когда Гурудев оставался в Джайпуре на какое-то время, чтобы помочь с заказом Божеств, Он просил меня готовить прасад и раздавать его. К нему всегда приходили посетители со множеством блюд, но он никогда ничего не принимал. Хорошо, когда кто-то готовит прасад. Но зачастую, хоть люди и не употребляют мясо, они пьют чай, едят морковь, лук, чеснок. Будьте очень осторожными, принимая от кого-то прасад.
Как-то раз Гурудев сказал мне:
– Не смотри на божество до тех пор, пока оно не готово.
– Почему?
– Потому что скульптор во время работы сидит на Нем. Если ты увидишь это, потом начнешь по-мирски воспринимать божества.
То же самое относится и к гуру—варге: невежда будет воспринимать Вайшнавов обычными людьми.
Часто во время Картики все уходили на парикраму, я один готовил и потом посылал прасад. Шрила Гурудев принимал омовение в обед, а затем я делал ему масляный массаж. В тот день я подумал: «Как же я успею все один?» Один преданный пришел, и я попросил его помочь сделать массаж. Он согласился. После массажа Гурудев начал повторять ставы и стути, и этот человек сказал: «Гурудев, у меня есть вопрос». «Хорошо, можешь спросить», – ответил Гурудев. Тогда этот глупец произнес: «А Рупе и Рагхунатхе Госвами тоже каждый день делали массаж с маслом? Это вайрагья или рупа-анугатья?» Гурудев встал и молча пошел в ванну. Позже он подозвал меня и объяснил: «Не приводи ко мне анадхикари». Подобные глупцы даже у Гурудева найдут недостатки, начнут его осуждать.
Иногда Гурудеву приходилось долгое время ждать в Джайпуре, пока будут готовы божества. Некоторые считали, что у него какой-то бизнес есть, раз постоянно ездит в Джайпур. Они не понимали, как трудно заказать божества. Шриле Гурудеву приходилось тщательно готовить божества к отправке. Если бы они разбились по дороге или не достигли места назначения, возникло бы много проблем. Бхакти Дайита Мадхава Махарадж из Чайтанья Матха, Шрила Бхакти Виласа Тиртха Махарадж, Шрила Бхакти Дживана Джанардана Махарадж и многие другие санньяси полагались на Гурудева. В большинство храмов посылал божества именно он: все знали, что он берет на себя ответственность и прекрасно справляется со всем. Кунджа-бихари Прабху или я обычно ездили и проверяли, на какой стадии находятся работы.
Одно время в Джайпуре было много талантливых скульпторов, которые в основном происходили из брахманских семей в линии Вишвакармы. Они обладали искусством изготовления божеств и могли точно выполнить заказ из любого материала по рисунку, однако не следовали брахманическим правилам.
Однажды Гурудев обратился к мастерам:
– Вы хорошо работаете, но можно ли считать вас брахманами, если вы не повторяете гаятри и харинаму?
– Гурудев, мы уже не брахманы. Мы рабочие, карми.
– Нет. Господь – Парабрахман, Параматма, Парамешвара, а дживы – Его частички. Вы приняли рождение в касте брахманов и работаете с божествами. Просто не превращайте это в торговое предприятие. Вы ваяете божества, но не служите им и не памятуете их, как это полагается. Просыпайтесь рано утром, воспевайте гаятри и харинаму.
– Мы так устаем за день, что не можем просыпаться рано.
– А во сколько вы встаете?
– В половину девятого, иногда в девять утра, а работаем до часа ночи. Спим, быстро собираемся и снова идем работать. Иногда омываемся, иногда нет.
– Разве это жизнь? Так не пойдет. Завтра пойдемте вместе со мной на мангала—арати к Говиндадеву.
– Гурудев, мы не сможем так рано встать! – воскликнули они.
– Я все устрою, – заверил их Гурудев.
По его милости все скульпторы действительно пришли на мангала—арати. В храмах Кришны существует такое правило: после утренней службы местные жители обычно раздают прасад от Божеств: ладду, макхан, теплое молоко, халаву… Гурудеву также давали много прасада, а он угощал им этих скульпторов и объяснял: «Почитайте этот прасад и молитесь Говиндадеву. По Его милости вы сможете приходить на мангала-арати каждый день!»
– Получится ли у нас? – засомневались они.
– Конечно. Сначала нужно получить даршан мангала—арати и нишанта—лилы Говиндадева.
– Гурудев, а как же мы тогда будем работать? Мы настолько устанем, что заснем.
– Главное, приходите.
Гурудев остался в Джайпуре на 6–7 дней. Все рабочие приходили к нему на киртан, слушали хари—катху, принимали прасад, а потом шли работать. Когда Шрила Гурудев приехал в следующий раз, они приняли у него харинаму, а многие также и дикшу. Но как Гурудев дал дикшу? Без ягьи, без пурашчараны, просто дал маха-мантру и гопала-мантру – этого было достаточно. И они начали повторять гопала—мантру и xaринаму даже во время работы.
Через полгода-год эти скульпторы разбогатели: у каждого появился двух- или трехэтажный дом из мрамора. Когда Гурудев вернулся в Джайпур, они обратились к нему: «Гурудев, вы так милостивы! У нас теперь отличные дома, мотоциклы, машины…» Каждый приглашал его в свой роскошный особняк. Когда Гурудев приходил к скульпторам, они откладывали работу в сторону и устраивали большую программу.
Поэтому старайтесь выполнять наставления маха—бхагават, гуру—варги, и к вам придет их шакти. Вы думаете: «Это невозможно», но только попытайтесь следовать, и сразу увидите, что возможно все! Единственное условие – ваше желание следовать их наставлениям.
Пуджьяпад Премананда Прабху
19 декабря 2014 года, утро