19 декабря 2014 года, утро
Сердечное общение с садху
Во время парикрам по Вриндавану и Говардхану Гурудев предлагал пранамы святым местам, повторял харинаму. На Говардхане он сидел на Радха-кунде, а иногда ходил к Чаклешвару Махадеву. В те годы там было много пандитов: Гурудев заходил к ним за некоторыми книгами, затем возвращался в храм и давал хари-катху. Когда люди дарили ему подарки (например, зимой одеяла, чадары, свитера), он раздавал их Вайшнавам, жившим во Вриндаване и на Говардхане.
В основном мы ходили вместе с ним: я нес все эти подношения, а Гурудев раздавал. Никогда не забуду, как их принимали Вайшнавы, старшие ученики Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады. Сначала они предлагали их стопам Гурудева, а потом усаживали его и говорили: «Пожалуйста, сначала вы используйте это, а потом мы». Шрила Гурудев обсуждал с ними учение Госвами о бхакти, а также спрашивал у них, как следовать ему на практике.
Хорошо, если человек, ничего не знающий о бхакти, задает вопросы. Но Гурудев знал все, и тем не менее задавал вопросы. Как-то раз я спросил его:
– Зачем вы у них спрашиваете? Ведь вы-то в курсе всего, а они нет.
– Если я у них не спрошу, то не придет их милость и благословения. Они поправят меня, если я в чем-то неправ. Когда вы общаетесь с Гуру и Вайшнавами и задаете вопросы, они дадут благословения и духовную силу, подумав: «О, у него есть желание понять науку бхакти!»
Гурудев ходил по разным местам Враджа-мандалы, чтобы получить даршан Вайшнавов и послушать хари—катху. Кое-где, например, в храме Радха-Гокулананда, лекции давали простые обыватели. На них собиралось много слушателей, и иногда даже Гурудев присоединялся.
– Почему вы это слушаете? – поинтересовался я у него однажды.
– Надо уважать хари—катху. Они говорят на хорошие темы, и многие слушают. В чем проблема? – объяснил он.
Свами Махарадж часто звал Гурудева во Вриндаван, посылал за ним машину с шофером. Гурудев приезжал к нему в храм Кришна-Баларама, который находится в районе Рамана-рети. В то время там не было ни самадхи-мандира, ни гестхауса – только сад, строящийся храм, позади него бхаджан—кутир Свами Махараджа и несколько комнат. Позже построили и ресторан, и гурукулу, и гошалы, а тогда все было просто. Свами Махарадж и Шрила Гурудев садились вместе и начинали обсуждать проповедь, хари-катху, книги…
Свами Махарадж попросил его:
– Я не могу всегда здесь находиться. Пожалуйста, помоги моим ученикам, если они обратятся к тебе за помощью в работе над книгами.
– Конечно, Махарадж! Если вы примете мое служение, я буду счастлив, – воскликнул Гурудев.
В другой раз Гурудев сказал:
– Бхактивинода Тхакур написал «Джайва-дхарму» – хорошо бы выпустить ее первой.
– Я перевел «Чайтанья-чаритамриту», «Шримад-Бхагаватам», «Бхагавад-гиту», «Бхакти-расамрита-синдху» – скоро эти книги выйдут в свет, – ответил Свами Махарадж. – Потом я попытаюсь перевести и напечатать книги Госвами, но в этом мне понадобится твоя помощь.
– Только скажите, и я все подготовлю для печати.
– Да, и ты можешь поехать вместе со мной, будешь следующим президентом моего Общества. Пожалуйста, поедем со мной!
Однако Шрила Гурудев покачал головой.
– О, это невозможно. Мой Гуру Махарадж возложил на меня ответственность. К тому же, если не помогать нашему президенту Гаудия Веданта Самити, ему будет трудно одному, и наша гуру—сева остановится. Мы незначительные, но мы помогаем друг другу и таким образом продолжаем гуру—севу, исполняя желание Гуру-пада-падмы.
Забота об ИСККОНе
Когда Свами Прабхупада ушел из этого мира, ИСККОН устроил большой вираха-махотсав, на который пришло много ачарий. Во время лекции Гурудев сказал, что Свами Махарадж – шактьявеша—аватара. Ачарьи и президенты Гаудия Матха в то время и так горели от зависти к Свами Махараджу, а теперь, услышав эти слова, они открыто выразили свое возмущение: «На каком основании вы заявляете, что он шактьявеша—аватара?»
Шрила Гурудев ответил: «В “Чайтанья-чаритамрите” говорится: кришна-шакти вина нахе тара правартана – без помощи могущественной энергии Бхагавана невозможно проповедовать (Ч.-ч., Антья, 7.11). Единственная дхарма в Кали-югу – это санкиртана, однако без кришна-шакти никто не сможет ни воспевать, ни распространять святое имя. Никто не будет вам следовать. Вы скажете: “Воспевайте святое имя!”, но никто не послушает, да и вы сами не станете повторять. Однако если по благословению Шад Госвами и гуру-варги в ваше сердце войдет кришна-шакти, сварупа-шакти, то у вас легко получится распространять святое имя, все будут вам следовать».
Они возразили:
– А кто дал разрешение Свами Махараджу?
– Прабхупада Сарасвати Тхакур дал разрешение, Рупа-Рагхунатха и все Госвами, Нитьянанда Прабху. И поэтому, когда он начал распространять святое имя, все принимали его. Получится ли у вас такое?
Сколько вкусов было в той лекции! И сладость, и кислинка, и горечь, и острый чили. Многие так и пылали от гнева, их лица покраснели, будто прекрасные цветы во Вриндаване распустились. По очереди вскакивали, один за другим, произносили жаркие речи… А потом все замолчали. Кто-то пошел жаловаться Шридхару Махараджу, писал ему письма с жалобами. Махарадж отвечал, что подумает над этим вопросом.
На следующий вираха-махотсав ИСККОН пригласил много важных лиц, в том числе министра внутренних дел. Шрила Гурудев, как всегда, был среди приглашенных.
Во время программы предоставили слово министру. «Когда я не был министром, никто меня не звал, – неожиданно начал он свою речь. – ИСККОН идет только к богатым людям, они не помогают беднякам и сиротам. Почему? Они приглашают богачей только ради своих интересов».
Он многое сказал против ИСККОНа. Гурудев не выдержал и встал. «Я вам сейчас отвечу! – воскликнул он. – Подождите, не уходите. Сначала послушайте. Я знаю, что вы министр, и в вашей власти посадить меня в тюрьму. Меня это не страшит. Мне кажется, что вы не индус. Ваши родители не любили Господа и, видимо, не приходили в храм. Они не научили вас чтить дхарму. Теперь ИСККОН милостиво пригласил вас, чтобы помочь и очистить, но вы выступаете против нашей священной индийской культуры».
Министра затрясло. «Я отвечу!» – подскочил он и вырвал микрофон, но как раз в этот момент пропало электричество. Все зааплодировали: «Джай Махарадж! Джай Махарадж!» Наконец, когда свет появился, министр произнес:
– Я не против Индии, индуизма и вайшнавизма. Мои родители ходили в храм и учили меня…
Но Гурудев прервал его:
– А теперь вы учите всех критиковать? Вы пришли в храм и вместо того, чтобы укреплять в людях веру, вы только усиливаете в них злобу и зависть. Зачем же вы пришли? Есть ли в вашем поступке здравый смысл? Вы же министр.
Какое это было собрание! После него началась настоящая революция. Все официальные лица тогда разбежались. Гурудев объяснил потом: «Парам-гурудев и ачарьи нашей гуру—варги никогда не приглашали политиков, потому что они приходят, едят и все уничтожают. Цель их визита – не помочь людям, а разрушить их веру».
Когда преданные ИСККОНа начали строительство самадхи, они приехали в Матхуру к Гурудеву со всеми чертежами и заявили:
– Мы хотим сделать храм самадхи очень высоким, как подобает знаменитому ачарье.
– Это невозможно.
– Почему? – удивились они.
– Здесь храм Радхи-Шьямасундары, Гаура-Нитая и Кришны-Баларамы. Вы хотите построить храм для вашего Гурудева еще выше? Но это невозможно, он должен быть хотя бы немного ниже.
Они обсуждали этот вопрос между собой, но, несмотря на желание построить высокий самадхи-мандир, оставили эту затею, поскольку в то время следовали наставлениям Гурудева.
Свами Махарадж при жизни не раз говорил им: «После моего ухода ничего не делайте, не посоветовавшись с Махараджем. Хотя он не занимает пост ачарьи, фактически он уже является таковым и для меня, и для всех вас».
До 1995 года преданные ИСККОНа следовали Шриле Гурудеву, советовались с ним по всем вопросам, встречались, приглашали на праздники, ходили на его лекции и читали его книги.
В то время Шрила Гурудев давал хари—катху по книгам Госвами. Он начал с «Мадхурья-кадамбини», «Айшварья-кадамбини», «Бхакти-расамрита-синдху-биндху», «Удджвала-ниламани-кираны», «Брихад-бхагаватамрита-каны», «Хамсадуты», «Вилапа-кусуманджали»… Преданные всегда приезжали к 7:30–8 утра, до десяти слушали хари-катху, потом принимали прасад и возвращались к себе. Я каждый день готовил для них особые блюда. Иногда Гурудев брал их с собой на парикраму на Сурья-кунду, в Бхандирван или по другим местам по Враджа-мандалы. Таким образом он давал дживам отношения с Враджа-дхамой. Иначе они сделают из нее туристический центр, так и не увидев настоящего Вриндавана.