Лекция, прочитанная в день явления Шрилы Гурудева

30 января 2014 года, Джаганнатха Пури

День явления Шрилы Гурудева благоприятен, но день его ухода еще более благоприятен. Он теперь в вечном мире. Я уже объяснял, что ранее Гурудев давал нам даршан в пределах физического пространства и времени, но сейчас он проявляется повсюду. Теперь Шрила Гурудев присутствует в тонкой форме и знает все, что мы делаем.

Кришна говорит:

йе ятха мам прападьянте

тамс татхаива бхаджамй ахам

мама вартманувартанте

манушьях партха сарвашах

(Бхагавад-гита, 4.11)

[О Партха! Как человек предается Мне, так Я и вознаграждаю его. Каждый во всем следует Моим путем.]

 

Кришна оценивает, как мы поклоняемся Ему, и отвечает соответственно. Но для тех, кто памятует имя Гурудева, Кришна не будет ничего «взвешивать на весах» – он сразу одарит желанием совершать бхаджан.

Поэтому мы очень удачливы. Эта прекрасная возможность приходит каждый год. Не упускайте ее! Находитесь ли вы в поезде, в самолете, на корабле или в любом другом месте, почитайте этот день. Как? Если нет цветов, красивых тканей и сладостей, значит ли это, что мы не можем выразить почтение Гурудеву в этот день? Настоящий способ следовать этому дню так, чтобы доставить радость Гурудеву, – это исполнить его желание. Чего он хотел? Он всегда просыпался рано утром и повторял прекрасные молитвы. Вы должны помнить, как Гурудев молился, и следовать по его стопам.

Каждое утро он начинал с молитвы Йогамайе:

радхеша-кели-прабхута-винода

виньяса-вигьям враджа-вандитангхрим

крипалутадьякхила-вишва-вандьям

шри-паурнамасим шираса намами

(Става-калпа-друма, Рагхунатха дас Госвами)

[Я в глубоком почтении склоняюсь перед Шри Паурнамаси-деви, которая с непостижимым искусством устраивает самые возвышенные развлечения Кришны, дорогого возлюбленного Шримати Радхики. Лотосным стопам Паурнамаси-деви поклоняются все жители Враджа. Она необычайно добра и в полной мере наделена всеми другими божественными качествами. Поэтому она почитается во всей вселенной.]

Далее он молился Гопишваре Махадеву:

вриндаванавани-пате! джая сома сома-мауле

санака-санандана-санатана-нарадедья

гопишвара! враджа-виласи-югангхри-падме

према праяччха нирупадхи намо намас те

(Санкалпа-калпадрума, 103,

Шри Вишванатха Чакраварти Тхакур)

[О страж Вриндавана! О Сома, вся слава тебе! Твою голову венчает полумесяц, тебе поклоняются святые во главе с Санакой, Сананданой, Санатаной и Нарадой! О Гопишвара! Снова и снова я приношу тебе свои поклоны с одним лишь желанием –  надели меня премой к лотосным стопам Шри Шри Радхи-Мадхавы, которые вечно наслаждаются божественными играми на земле Враджа-дхамы.]

 

Затем он молился Шримати Радхике и всем враджа-деви, а после этого отправлялся по всей Враджа-мандале, возносил молитвы, предлагал пранамы и пушпанджали. В уме он ежедневно обходил Враджа-мандалу, Кшетра-мандалу и Гаура-мандалу, где служил гуру-варге.

Благодаря такой практике Гуру и Вайшнавы естественным образом будут рядом с вами и благословят вас. Только посмотрите: кто вчера пригласил столько Вайшнавов? Мы не посылали им приглашения,  и все же более тысячи человек пришли на праздник. Как это получилось? Это сила притяжения Шрилы Гурудева. Он притягивает всех и всех любит, считая всех своей семьей. А свою семью он никогда не покидает.

Но мы убегаем в другие семьи… Это западный метод. Так много учеников «развелись» со Шрилой Гурудевом. Он очень рад видеть членов своей семьи и своих детей. Но если в нашем сердце нет места для него, мы почувствуем сухость и будем страдать. Если у вас есть хоть немножко уважения к нему, молитесь каждый день, как он:

вриндаване вихаратор иха кели-кундже
матта-двипа-правара-каутука-вибхрамена
сандаршаясва ювайор ваданаравинда-
двандвам видхехи майи деви! крипам прасида

(Шри Гандхарва-сампрартхана-аштака, 1)

[О Деви Радхика! Словно опьяненный царь слонов, резвящийся со своей царицей-слонихой, Шри Кришна предается с Тобой нектарным любовным забавам в тенистых кунджах Вриндавана. О Гандхарвика! Будь довольна мной и милостиво позволь увидеть Ваши лотосоподобные лица.]

Затем Шрила Гурудев молился:

радха-мукунда-пада-самбхава-гхарма-бинду-
нирманчханопакарани-крита-деха-лакшам
уттунга-саухрида-вишеша-вашат прагалбхам
девим гунаих сулалитам лалитам намами

(Шри Лалита-аштака, 1)

[Я выражаю почтение гордой и независимой Шри Лалите-деви, исполненной множеством несравненных достоинств (сулалита). Она в совершенстве владеет всеми видами искусств (лалита), и потому ее служение всегда спонтанно. Она вытирает блестящие капельки пота с лотосных стоп Шри Радхи и Мадхавы, когда Они встречаются в уединенных рощах, и все время поглощена самой возвышенной саухрида-расой: всю себя отдает тому, чтобы исполнить сокровенные желания своей дорогой подруги Шримати Радхики.]

ниджа-пати-бхуджа-данда-чхатра-бхавам прападья
прати-хата-мада-дхриштод-данда-девендра-гарва
атула-притхула-шаила-шрени-бхупа! приям ме
ниджа-никата-нивасам дехи говардхана! твам

(Шри Говардхана-васа-прартхана-дашака, 1)

[О прекрасный Говардхан, великий царь гор! Никто не может сравниться с тобой. Прошу, исполни мое заветное желание: позволь мне поселиться у твоего склона. Приняв форму зонтика, ручкой которого послужила поднятая рука твоего Господа, ты сокрушил гордыню Индры, одурманенного райским богатством и роскошью].

кришна-прасадена самаста-шаила-
самраджьям апноти ча ваирино ’пи
шакрасья ях прапа балим са сакшад
говардхано ме дишатам абхиштам

(Шри Говардхана-аштака, 1)

[Пусть холм Говардхан исполнит мое самое сокровенное желание, даровав возможность созерцать лилы Шри Шри Радхи и Кришны. По милости Кришны Говардхан стал царем гор и громовержец Индра, заклятый враг всех гор, у всех на виду совершил ему обряд поклонения].

Если я не совершаю бхагавата-севу, не следую  маха-бхагавате, моему Гуру-пада-падме,  то где я? Я потерял все.

Таким образом, каждую секунду своей жизни посвящайте гуру-пудже. Это не означает только подносить гхи, цветы и благовония. Пуджа – это притхиви дана, то, что приносит радость объекту поклонения. Поэтому мы должны действовать исходя из того, что доставит радость Гурудеву. Когда мы стремимся следовать наставлениям Гурудева и его учению, он даст нам силы для этого. Многое из того, что мы делаем, навязано нашим умом, это не нитьям бхагавата-севая.

Сегодня день явления Гурудева. Мы все должны дать серьезное обещание сохранить для него место в сердце. Если у человека настроение: «Я сберегу свое сердце только для Шрилы Гурудева, его возлюбленных Повелителей и вечных спутников», то Гурудев будет с нами и все даст. Преданный будет связан с потоком враджа-бхакти, враджа-расы.

«Будьте рупанугами, следуйте по стопам Рупы Госвами», – постоянно говорил нам Шрила Гурудев. Мы должны спросить себя, выполняем ли мы это его желание, молимся ли мы таким образом.

 

прия-сварупе дайита-сварупе према-сварупе сахаджабхирупе

ниджанурупе прабхур эка-рупе татана-рупе сва-виласа-рупе

(Чайтанья-чаритамрита, Мадхья, 19.121)

[Поистине, Шрила Рупа Госвами очень дорог Сварупе Дамодаре Госвами, Махапрабху и Божественной Чете Шри Радхе-Кришне. Он воплотил в себе экстатическую любовь Махапрабху и неотличен от Него. Он твердо следовал наставлениям Махапрабху и был именно тем, кто мог превосходно объяснить игры Господа Кришны. Шри Чайтанья Махапрабху пролил на Шрилу Рупу Госвами Свою милость, чтобы тот мог служить Ему, создавая трансцендентные произведения].

ададанас тринам дантаир

идам яче пунах пунах

шримад-рупа-падамбходжа-

дхулих сьям джанма-джанмани

(Дана-кели-чинтамани, 175,

Шри Рагхунатха дас Госвами)

[Зажав в зубах соломинку, эта падшая душа неустанно молится о том, чтобы из жизни в жизнь осыпать себя пылью с лотосных стоп Шри Рупы Госвами.]

 

шри-рупа-манджари-карарчита-пада-падма-

гоштхендра-нандана-бхуджарпита-мастакаях

ха модатах канака-гаури падаравинда-

самваханани шанакаис тава ким каришье

(Вилапа-кусуманджали, 72)

[О златоликая Радхика! Ты прилегла, положив голову Кришне на колени, а стопы – на колени Шри Рупы Манджари, и она нежно массирует их. Когда же она едва заметным взглядом подзовет меня и передаст свою маха-прасада-севу, служение Твоим лотосным стопам, а сама возьмет в руки опахало, чтобы обмахивать Тебя?]

Шрила Гурудев всегда читал эти молитвы и учил нас этому. Но почему же мы забыли, почему не молимся в таком настроении? Почему это не является нашей медитацией? Воспевайте харинаму и всегда молитесь Гуру-пада-падме. «Как я могу следовать по его стопам?» – благодаря такому настроению вы будете рядом с ним. Старайтесь снова, снова и снова. Это ваша садхана и медитация, ваша тапа, джапа и йога.

шри-рупа-манджари-пада, сеи мора сампада,

сеи мора бхаджана-пуджана

(Шри Рупа-манджари пада, 1)

[Лотосные стопы Шри Рупы-манджари – мое истинное богатство. Им, и только им, я посвящаю свое поклонение. Они – высшая цель моего бхаджана.]

Почему Шрила Гурудев так сильно любил эти киртаны? Потому что в них выражена суть учения нашей парампары.

 

сеи врата, сеи тапа, сеи мора мантра-джапа,

сеи мора дхарама карама

сеи врата, сеи тапа, сеи мора мантра-джапа,

сеи мора дхарама карама

(Шри Рупа-манджари пада, 4)

[Ее лотосные стопы – цель моих обетов и подвижничества, моей харинама-джапы и всей моей духовной практики. Все это я делаю лишь для того, чтобы доставить удовольствие Шри Рупе-манджари.]

 

Думаем ли мы так о Гуру-пада-падме? Садхана начнется, когда подобное настроение станет постоянным, это является фундаментом нашей духовной практики.

Преданные, которые совсем недавно пришли в храм, расстраиваются, думая, что не могут встретиться со Шрилой Гурудевом. Но это не так. В этом мире присутствуют все его последователи, его книги… Все, что связано с ним, здесь.

Однажды в Девананда Гаудия-матхе, когда Шрила Гурудев только пришел, он сказал на своей лекции: «Я знаю Прабхупаду Сарасвати Тхакура». Все ученики Прабхупады, которые были там, пожаловались Парам-гурудеву: «Гаура Нараяна заявляет, что знает и видел Прабхупаду!»

Парам-гурудев позвал Шрилу Гурудева:

– Ты знаешь Прабхупаду? Ты видел его? – спросил он.

– Да, – ответил Гурудев.

– Почему ты так говоришь?

– Это сущая правда. Эти Вайшнавы видели Прабхупаду своими глазами, но я «видел» его своими ушами, по вашей милости. Вы рассказали мне все о Прабхупаде. Я верю в ваши слова и в вас. Таким образом, вы показали мне Прабхупаду.

В «Шримад-Бхагаватам» говорится:

 

твам бхакти-йога-парибхавита-хрит-сароджа

ассе шрутекшита-патхо нану натха пумсам

(Шримад-Бхагаватам, 3.9.11)

[О мой Господь, Tвои преданные видят Tебя ушами в процессе истинного слушания повествований о Tебе. Таким образом сердца таких преданных очищаются, и Tы воцаряешься в них.]

 

Тот, кто обладает верой в Шрилу Гурудева, должен каждому описывать его славу и божественную природу, таким образом приводя к нему людей. Тогда люди смогут стать его последователями. Они увидят Гурудева, услышав о его славе и учении, и смогут встретиться с ним и получить его милость, памятуя о нем. Гурудев не ушел из этого мира. Раньше он присутствовал в одной форме, но теперь он присутствует везде, наблюдая, кто его любит и хочет следовать его настроению.

Однажды я спросил Шрилу Гурудева:

– Все повторяют  маха-мантру. Пожалуйста, объясните мне, действительно ли это помогает обусловленным душам?

– Почему я должен говорить тебе? – ответил он.

– Потому что я всегда с вами и ни с кем другим.

– У тебя есть вера в меня?

– Да. Пожалуйста, ответьте мне, что самое полезное для дживы?

– А ты сам как думаешь?

– Я думаю, очень хорошо повторять гуру-мантру и гуру-гаятри. Постоянно повторяя их, я всегда буду с вами.

Шрила Гурудев рассмеялся:

– Как-то раз мой Гуру Махарадж сказал подобное Прабхупаде. Парам-гурудев (в то время Винод) произнес: «Гурудев, вы дали мне кришна-мантру, гаура-мантру и другие мантры – все, кроме гуру-мантры. Неужели мне нужно идти к какому-то другому гуру за этой мантрой?» Улыбнувшись, Прабхупада дал ему гуру-мантру.

Может ли гуру-мантра, которую дает Гурудев, отойти на второй план? Он дал нам и маха-мантру, но это не значит, что гуру-мантра вторична. Мы повторяем ее несколько раз в день, а потом забываем. С кем мы остаемся в таком случае? С духами, ведьмами? Разве Кришна придет так легко и освободит нас?

Аре Баба! Серьезно воспевайте гуру-мантру! Повторяйте ее непрерывно, и вам откроется вечная сварупа Шрилы Гурудева. Почему вы потеряли своего Гурудева? Мантра и сварупа неотличны. ВО время посвящения Гурудев дает гуру-мантру и говорит: «Повторяй эту мантру, и я никогда не буду далеко от тебя».

Но мы не повторяем эту мантру, и, естественно, всегда обеспокоены. Иначе, если повторять гуру-мантру, к вам легко придет маха-мантра. Почему? Гурудев всегда чисто повторяет маха-мантру, а мы нет. Кто является нашим главным помощником в этом мире? Маха-мантра? Каким образом она пришла к нам? Разве Кришна дал ее нам? Или Махапрабху? Может быть, какой-то другой садху пришел и дал нам ее? Нет, с нами только наш Гуру-пада-падма и мы должны следовать только ему. Мы будем повторять его мантру.

Я спросил Шрилу Гурудева:

– Будете ли вы довольны ли, если я буду повторять вашу мантру?

– Нитьянанда Прабху будет счастлив, и Баладева Прабху даст тебе чит-балу, духовную силу.

– А вы разве ничего не дадите? – спросил я.

– Дам… У меня есть любовь к моему Гуру Махараджу, и ты получишь любовь к своему Гуру Махараджу. Это называется гуру-шакти и гуру-бхакти. Без гуру-бхакти у тебя ничего не будет.

В «Хари-бхакти-виласе» (4.344) говорится:

 

пратхаман ту гурум пуджьям таташ чаива мамарчанам

курван сиддхим авапноти хй аньятха нишпхалам бхавет

[Шри Кришна говорит: «Тот, кто сначала поклоняется Шри Гуру, а затем Мне, достигает совершенства. Пренебрежение этим процессом не приносит результата».]

 

Сначала должно прийти гуру-бхакти, а потом уже кришна-бхакти. Гурудев – не только экспансия Баладевы Прабху. Не каждый гуру являются экспансией Баладева Прабху или Нитьянанды Прабху. Некоторые гуру пришли в этот мир по приказу Радхарани, они – прямые последователи Радхарани, Рупы-манджари и Рати-манджари. Сам Кришна удивлен, как Шримати проявляет в этом мире Свою группу и привлекает всех во Врадж, чтобы служить Ему.

ГопиНе все линии одинаковы. Многие пришли после Наяна-мани-манджари и Виноды-манджари. Кто является истинным последователем линии Шрилы Прабхупады? Очень редко можно встретить того, кто понимает это. Поэтому наша удача заключается в том, что мы находимся именно в этой линии.

Гуру-бхакти является не только основой бхакти, оно дает нам духовную силу и блаженство.

 

 

гурур брахма гуру вишнур

гурур дево махешварах

 гурур сакшат парам брахма

тасмаи шри гураве намаха

 

«Гуру – не кто иной, как Брахма. Он – не кто иной, как Вишну.  Он – не кто иной, как Шива. В действительности гуру – это высшая Абсолютная Истина. Ему, духовному учителю, я предлагаю свои поклоны».

 

 

Означает ли это, что Гуру является Брахмой, Шивой, Вишну или Сакшад Парабрахмой? Что на самом деле означает эта молитва? Ученик или последователь, который полностью предлагает себя Гуру-пада-падме, получает защиту и поддержку Брахмы, Шивы, Вишну, Парабрахмы и других могущественных личностей. Эти личности приходят взять вас под свое крыло и благословить. «Я буду заботиться о тебе, – говорят они, – потому что ты принял прибежище у сад-гуру! Ты так удачлив».

Рамачандра Кавираджа был учеником Шриниваса Ачарьи. Несмотря на то, что он находился с Нароттамой Тхакуром, но его отношения со своим Гурудевом были очень крепкими! Находясь в самадхи, его Гурудев отправился на Радха-кунду, чтобы найти потерянное колечко Шримати. Рамачандра Кавираджа также отправился туда в своей сиддхасварупе и присоединился к Гурудеву в манаси-севе. Вместе они искали кольцо и, когда оно было найдено, вернулись.  Насколько сильны такие отношения с гуру!

Нараяна Госвами Нью ВраджКак мы можем построить отношения с Гурудевом, если мы не повторяем его мантру и не помним о нем постоянно? Если в наших сердцах нет места для него, то мы ненастоящие ученики! Я хочу, чтобы все молились ему, повторяли его имя, следовали по его стопам и исполняли его желание. Что он хочет нам дать? Какова суть его учения? Пусть это будет в центре нашего внимания.

Шрила Гурудев присутствует и сейчас, защищая и помогая нам продвигаться к враджа-бхакти. Он готовит нашу душу к рождению во Врадже, где мы будем в блаженстве служить Радхе-Кришне под руководством враджа-деви. Рождение из чрева матери – это рождение тела, а не души. При рождении души гуру является отцом, питой, а Гаятри – матерью, матой. Через самскару, духовную инициацию, Гуру Пита и Гаятри Мата принимают преданного и дают ему духовное рождение. Душа очень маленькая, она является узницей тела, привязанной к нему кармой. Когда обусловленная душа принимает прибежище у сад-гуру и получает гаятри-мантру, свою духовную мать, Гурудев и Гаятри питают ее и помогают развиваться в духовной жизни. Тот, кто оставляет Гуру Питу и Гаятри Мату, станет беспризорником. Поток духовной жизни остановится, и человек начнет принимать подношения Майя-деви.

Те, кто следует Гаятри Мате и Гуру Пите, никогда не уйдут с духовного пути. Они непременно достигнут сварупа-сиддхи. Памятуя Шрилу Гурудева и Гаятри-деви, мы получаем духовную силу и знания, благодаря которым никогда не привлечемся мирскими объектами. Какие бы действия мы ни совершали, они будут приближать нас к обретению сварупа-сиддхи, вечного духовного облика. Мы перестанем трудиться ради материального мира. Поэтому необходимо серьезно повторять гуру-мантры, гаятри-мантры, харинаму, всегда помнить Гурудева и стараться следовать его линии.

В нашей Гаудия-парампаре существует большая потребность в таких гуру. Шри Гуру никогда не умирает и не рождается. Он приходит в этот мир, чтобы одарить враджа-расой, а когда являет игру ухода, то «привязывает» джив к себе, не позволяя им отдалиться. Однако дживы, пользуясь своей независимостью, пытаются отдалиться от гуру. Их попытки могут привести к катастрофическим последствиям.

 

 

Набор на англ.  – Расик-мохан дас.

Перевод с англ.  – Сурья-путри даси.

 

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

Отправить