Лекция, прочитанная в день явления Шрилы Гурудева

30 января 2014 года, Джаганнатха Пури

Гурудев Нигде Нет Такого Как ОнМы находимся в месте, известном как Чакра-тиртха. Именно отсюда, по приглашению Сударшаны, Шрила Гурудев решил отправиться в свое путешествие в вечную обитель. Сударшана пришел со всеми своими паршадами (спутниками) и забрал его на Голоку Вриндавану.

Шрила Гурудев пришел в этот мир в новолуние (мауни-амавасью), в 1921 году, на берегу Ганги, а в момент ухода он был здесь, в Пури, с Чакрой Сударшаной. Всем, кто приходит сюда, Сударшана дает су-даршан, а не ку-даршан, и помогает в духовной жизни. Шрила Гурудев показал нам это, именно отсюда отправившись в вечную Навадвипа-дхаму и  вечный Вриндаван.

Много раз он планировал свой божественной уход и хотел уйти на Говардхане, но преданные не отпустили его. Шрила Гурудев не мог оставить их в то время. После этого он еще несколько раз пытался уйти, но в итоге дождался дня явления моего Гуру Махараджа. Мой Гуру Махарадж пришел и, взяв своего брата за руку, увел его. Теперь они оба служат в нитья-лиле.

Несмотря на это, Шрила Гурупад-падма всегда смотрит на своих последователей, учеников, гостей и всех, кто собирается вместе на день его явления. Это дает нам, страдающим дживам, надежду.

Многие мошенники хотят украсть наше сердце. «Я буду в твоем сердце», – сладко говорят они. Но оно предназначено только для Шри Гуру и его иштадева. Как же нам очистить сердце? Самостоятельно мы не можем отречься и стать чистыми. Махапрабху учил, что в этом нам поможет процесс чето дарпана марджанам.

 

шринватам сва-катхах кришнах

пунья-шравана-киртанах

хридй антах-стхо хй абхадрани

видхуноти сухрит сатам

(Шримад-Бхагаватам, 1.2.17)

[Во время слушания лила-катхи Шри Бхагавана все несчастья джив рассеиваются. Те, у кого есть горячее желание обрести беспримесную према-бхакти к лотосным стопам Шри Кришны, обязательно должны постоянно слушать Его лила-катху.]

Шрила Гурудев говорил: Шринватам! Слушайте! Но как слушать хари-катху? Если вы не приглашаете гуру-варгу в свое сердце, если вы далеко, тогда что появится в нем? Если в сердце только духи и ведьмы, то они и будут посылать вам плохие советы.  Поэтому шринватам – слушайте! Но что мы должны слушать? Сва катху – кришна-катху. Кто дает ее? Только гопи, манджари, враджа-деви и враджаваси.

Гурудев пришел из вечного мира, только чтобы поделиться с нами кришна-катхой, враджа-катхой.

ГопиВ «Шримад-Бхагаватам» описаны признаки нирматсара садху (святого, лишенного зависти). Шрила Гурудев говорил: «Слушайте меня! Вам не нужно прилагать слишком много усилий – просто слушайте катху, приходите на мои лекции». О чем же была эта катха? Прославлял ли он себя? Нет! Он только давал катху о Кришне и враджаваси. Иначе  из сердца не уйдут хридй антах-стхо абхадрани анартхи, ложное эго, грехи и оскорбления. Никакой другой процесс не поможет.

Поэтому говорится:

кришна-бхакти-джанма-мула хая‘садху-санга’

кришна-према джанме, тенхо пунах мукхья анга

(Чайтанья-чаритамрита, Мадхья, 22.83)

ришна-бхакти рождается в общении с возвышенными преданными. Но даже когда в человеке пробуждается дремлющая любовь к Кришне, садху-санга по-прежнему очень важна.]

Кришна-бхакти приходит благодаря садху-санге. А кто является садху? Враджаваси – истинные садху, а все остальные – сваду, наслаждающиеся.

Сегодня, в день явления Гуру-пада-падмы, настоящие ученики создадут для него место в своем сердце. Махапрабху упомянул три места, где Он всегда будет присутствовать, даже после завершения Его игр: «Если Мой бхакта привязан ко Мне и всегда повторяет Мои имена, я проявлюсь на Его языке, где буду вечно танцевать и распространять харинаму. Если кто-то сделает Мое Божество и будет поклоняться Ему с любовью, Я Сам проявлюсь в нем и буду принимать служение. И, наконец, Я буду пребывать в сердце того бхакты, который думает обо Мне, а также служит Мне как внутренне, так и внешне. Таким образом Я буду помогать всем».

У скольких людей есть любовь к Гуру-пада-падме? У скольких в сердце есть для него место? Кто понимает, в чем его уникальность? Кто серьезен? Некоторые люди думают, что станут упитанными и здоровыми, питаясь продуктами с любого поля. Но это невозможно. Эта пища вредна для нас. Тот, кто всегда пьет фильтрованную воду, не сможет пить сточную или водопроводную воду. Насколько же редка возможность в этом мире услышать прославление враджаваси! Только те, кто является враджаваси, могут по-настоящему прославить враджаваси.

То, что Шрила Гурудев рассказывал нам, чрезвычайно редко. Это сокровище нашей жизни и этой линии. Парам-Гурудев однажды сказал ему: «Я очень удачлив, что у меня есть такой ученик, с которым я точно знаю – моя парампара не остановится. Ты истинный враджаваси и ты будешь постоянно распространять славу враджаваси, враджа-расу, бхакти-расу, према-расу».

Многие следуют бхакти, но это бхакти является смешанным. Люди не знают, что такое чистое бхакти. Они поклоняются, служат, соблюдают различные враты, но все это только для поддержания тела. Они ничего не знают о душе и о том, как она может получить рождение.

Вы не можете просто посеять любые семена в любом месте в любое время года, немножко полить, а потом собрать урожай. Профессиональный садовник точно знает, когда, где, как сажать разные семена и какой уход им необходим.

Шрила Гурудев был послан Божественной Четой, чтобы распространить учение рагануга и рупануга-бхакти по всему миру. Таково было желание Махапрабху, когда Он явился в этом мире:

 

према-раса-нирьяса карите асвадана

рага-марга бхакти локе карите прачарана

расика-шекхара кришна парама-каруна

эи дуи хету хойте иччхара удгама

(Чайтанья-чаритамрита, Ади, 4.15–16)

[Господь пожелал явиться в этом мире по двум причинам: вкусить нектар према-расы и обучить обусловленные души преданному служению, основанному на спонтанной любви, рага-бхакти. Поэтому Он известен как лучший знаток расы и океан милости].

 

Махапрабху сказал: «Я пришел вкусить према-расу и обучить рага-маргу». Но многие ли, придя в Его линию, дают эту анурагу? Душа может получить удовлетворение, только обретя анурагу, без нее она никогда не родится по-настоящему, и маленькое семя ее вечной природы навсегда останется в спящем состоянии, страдая в тюрьме материальных тел. Она не будет удовлетворена даже высвобождением из материального рабства. Как душе пересечь океан материального бытия и отправиться к враджаваси в вечный Вриндаван? Это возможно благодаря Шриле Гурудеву, воплощению милости. Он принимал всех, независимо от их социального положения и уровня духовного развития, и дарил им анурагануга-бхакти-расу, враджа-расу.

Сейчас люди пытаются все смешать… Не бегите из этой линии, иначе ваше сердце станет сухим! Вы можете пострадать, если сбежите из-под укрытия Шрилы Гурудева. Никто не сможет дать вам эту враджа-бхакти-расу!!! Вы попросите ее у кого-то, но никто и никогда не даст ее. Гораздо лучше, если вы будете  со слезами молиться об этом Шриле Гурудеву, поскольку он непременно услышит ваш плач, придет и возродит вас к жизни. Он обязательно даст вам враджа-расу и враджа-бхакти.

Столько преданных сейчас ищут новое прибежище. Но что в итоге они получат? Все, что угодно, кроме враджа-бхакти и враджа-расы! Они станут последователями вайкунтхия-бхакти, правил и предписаний вайдхи-бхакти, но не рупануга-бхакти. Почему? Другие не следуют враджа-деви постоянно, не думают о них. Их мысли не устремлены исключительно к враджа-деви. Шрила Гурудев не только открыто прославлял враджа-деви и манджари – он смело заявил, что сам является их верным последователем, и у его последователей будет только одно желание – стать кинкари, служанками Шримати Радхики.

ят-кинкаришу бахушах кхалу каку-вани

 нитьям парасья пурушасья шикханда-маулех

тасьях када раса-нидхер вришабхану-джаяс

тат-кели-кунджа-бхаванангана-марджани сьям

(Радха-раса-судханидхи, 8,

Прабодхананда Сарасвати)

[О дочь Махараджи Вришабхану, океан расы! Верховный Господь, источник всех воплощений, носящий павлинье перо в волосах, припадает к стопам Твоих служанок, пытаясь умилостивить их Своими смиренными, отчаянными мольбами, чтобы они пустили Его в Твою кунджу, где Ты обычно предаешься с Ним любовным развлечениям. Если бы я смог стать прутиком в метле, которой Твои сакхи подметают Твою восхитительную кунджу, моя жизнь увенчалась бы успехом!]

 

Многие ли Вайшнавы поют эти молитвы? Многие ли день и ночь погружены в настроения враджа-деви, как Шрила Гурудев? Кто еще так молится ежедневно? Кто учит этому? Каждый день Шрила Гурудев молился и всем дарил это настроение.

Вы можете пойти куда угодно, но нигде не найдете такое сокровище. Есть много рынков и больших магазинов, где доступно абсолютно все, кроме этой расы. Даже на «Большом базаре» нет такой расы. Никто не молится так, как Гурудев во время мангалачараны перед каждой лекцией:

таваивасми таваивасми на дживами твая вина

ити вигьяя радхе твам ная мам чаранантикам

(Вилапа-кусуманджали, 96,

Шрила Рагхунатха дас Госвами)

[Я Твой! Я Твой! Я не могу жить без Тебя! O Деви Шри Радхика, знай это и даруй мне прибежище у Своих лотосных стоп.]

 

Сколько людей молится подобным образом? Сколько учат этому настроению? Кто-то говорит: «Вы анадхикари. У вас нет достаточной квалификации для этого». Но кто адхикари? Сможет ли душа обрести свое настоящее рождение без враджа-расы? Невозможно! Прорастет ли семя души с помощью какой-то другой, мирской расы? Нет!

Самвит и сандхини еще можно найти, но хладини – нет. Только последователи Шримати Радхики – манджари и враджа-деви – распространяют хладини-шакти, ибо только они обладают ею. Человек, который не следует враджа-деви, находится вне нашей линии рупануга гаудия. Гаудия-вайшнавы являются единственными последователями Гаури, Шримати Радхики, и стремятся быть Ее служанками.

Как человек получит квалификацию, если он не ходит в школу, не посещает занятия и не следует постепенному процессу? Как он обучится этому? Поэтому мы молимся Гурудеву:

 

сева кунджа враджа рамье  говардхана гирау сада

радха-кунде расананде  тат тат сева прадаякам

Где он находится? Он всегда в Сева-кундже, на Говардхане и Радха-кунде. У него нет отношений ни с какими другими местами. Его хари-катха всегда завершалась прославлением Враджа-мандалы, враджаваси и враджа-деви. Так было везде: в Индии, Америке, Австралии, России или в любой другой стране. Повсюду он давал эту враджа-расу.

До самого последнего момента все наставления, которые он давал, относились к враджа-бхакти. И  наша большая удача заключается в том, что мы соприкоснулись с таким рагатмика враджаваси. Но если мы не помним его и не следуем по его стопам, стремясь исполнить его желание, практикуя тад-анураги-джананугами, то мы самые настоящие мошенники и лицемеры. Мы недостойны носить титул «ученик Шрилы Гурудева».

Постоянно находясь в анугатье, под руководством манджари, мы можем превратить сердце в место явления Шрилы Гурудева в его вечном облике. Он дал нам такую прекрасную возможность. Это анарпита-чарим чират. Миллионы и миллионы лет никто не распространял эту враджа-расу столь открыто! Махапрабху пришел вкусить и распространить ее, а Шрила Гурудев был первым, кто открыто и бесстрашно распространял ее по всему миру.

Если бхакта создает в  сердце место для Шрилы Гурудева и приглашает других на праздники, посвященные ему, то и он сам, и все, кто принимал в них участие, очистятся от всего неблагоприятного: хридй антах-стхо хй абхадрани – это относится не только к материальным грехам и оскорблениям, ибо они совершаются только материальными телом и умом. Что такое абхадра и амангала (неблагоприятное)? Заточенные в тела, состоящие из пяти материальных элементов, мы ничего не знаем о нашей душе и ее служении. Кто может вытащить нас отсюда? Кто покажет нам нашу гуру-парампару? Кто научит нас, как принять у них прибежище и следовать им?

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада устраивал большие праздники в честь явления и ухода Шрилы Бхактивиноды Тхакура, на которые приглашал всех Вайшнавов, а затем прославлял этого великого наставника, Саптама-Госвами (Седьмого Госвами). Всех, кто пришел в его линию, он учил следовать дням явлений и уходов наших Госвами и ачарий.

Где бы мы ни были, мы должны организовать фестивали, посвященные памяти Шрилы Гурудева, а также приглашать преданных и бесстрашно описывать настроение и желание Шрилы Гурудева. Так вы почувствуете, как радуется Шрила Гурудев, к вам придет вдохновение и огромное счастье.

Однажды во Враджа-мандале я наблюдал нечто прекрасное. У Прабхупады Сарасвати Тхакура был ученик по имени Бхакти Пракаш Аранья Махарадж, у которого в свою очередь тоже был ученик. На самом деле он не был его прямым учеником – я дал ему этого молодого преданного в качестве его слуги. Юноша был наполовину пагал, сумасшедший, но он всю жизнь верно служил своему Гурудеву.

Когда Пуджьяпад Бхакти Пракаш Аранья Махарадж ушел из этого мира, этот парень, хотя и был один, да к тому же наполовину сумасшедший, каким-то образом пригласил всех во Враджа-мандале на фестиваль разлуки, вираха-махотсаву. Был и киртан, и хари-катха, прославляющая его Гуру Махараджа, и большой пир… О, как же он любил своего Гуру Махараджа!

С тех пор ежегодно он организовывал по два праздника в честь своего Гуру Махараджа: в день его явления и ухода.

«Откуда ты берешь деньги? Кто дает тебе их? Ты ведь пагал», – спросил я его однажды.

Он действительно был сумасшедшим. Никто не знал, когда он встанет, сядет, начнет ходить или что-нибудь вычудит. Он ничего не знал и лишь немного мог контролировать себя. Часто, когда ему давали что-нибудь поесть, он не ел, а ходил погруженным в свой собственный мир. Но несмотря на это, он всегда следовал своему Гуру-пада-падме. У него были такая глубокая вера и сильная связь с ним.

Если преданные следуют Шриле Гурудеву, прославляют его, помнят его настроения, неважно, в каком уголке мира они находятся, сердца Кришны и враджа-деви растают, и преданные будут стремительно развиваться на пути враджа-бхакти. Враджа-деви скажут: «У этой дживы нет реализаций, зато такая большая любовь к своему Гуру-пада-падме!» И тогда без особых усилий и каких-либо условий к нам придет благословение Радхарани.

Однажды я подшучивал над одним учеником Шрилы Гурудева, парнишкой лет пятнадцати-шестнадцати. Это моя природа – дразнить людей, которые приходят ко мне. Я спросил этого мальчика:

– Что за бхаджан ты совершаешь, пагал? Разве ты не знаешь, дасья— и сакхья-раса – самые лучшие. Почему ты повторяешь “Харе Кришна”? Повторяй “Хануман, Хануман”, тогда станешь очень сильным.

– Нет, – ответил он, – мой Гуру Махарадж сказал, что я палья-даси Шримати Радхарани.

Я не могу забыть это. Каково же могущество Гуру Махараджа! Если кто-то освобождает в своем сердце место для Шрилы Гурудева, его советов и наставлений, разве сердце Шрилы Гурудева не растает? Разве сердца враджа-деви не растают?

Каждое утро Шрила Гурудев молился Радхарани и Ее кинкари, обучая нас на своем примере. Он объяснял, что служение должно выполняться с анурагой, любовью. Шрила Гурудев открыл Сева-кунджу, учебный центр для служения Божественной Чете. Крайне редко у живых существ в этом мире появляется возможность встретить такого наставника, как Шрила Гурудев.

Мы все очень удачливы. Давайте же все, даже те, кто пришел совсем недавно, создадим в сердце место для Шрилы Гурудева и не позволим никому другому занять его! Пусть же мы никогда не станем жертвами мошенников, которые хотят, чтобы мы называли их своими родными. Все должно быть только для Шрилы Гурудева. Сарвасвам гураве дадьят – предложите все ему. Любой, кто делает это, будет всегда связан с Гурудевом, и его сердце будет местом явления Гурудева.

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

Отправить