ПРАБХУДЖИСЛАВА ШРИЛЫ ГУРУДЕВАNarayana Goswami

Служение Божествам

По милости Гурудева мы все находимся здесь, в Радхе-кундже. Каждый день Гурудев посылает преданных из самых разных мест и за всеми с большой радостью наблюдает. Он охотно принимает прасад и всех кормит. 

Врачи прописывали Гурудеву определенную диету. Да и сам он не любил острое, а также блюда, в которых было большое количество имбиря или черного перца. Он предпочитал чрезвычайно саттвичную пищу. Если мы готовили сабджи с локи, то непременно с молоком. Тесто для роти мы также замешивали на молоке. Гурудев кушал одну-две тоненькие горячие роти, на которых практически не было пятнышек. Ему не нравились слишком поджаренные роти – он от них отказывался. 

Он учил, как правильно готовить, как развивать любовь к Богу. Примет ли Господь что-либо без любви? Можно сварить что-то и бросить Ему – но Он вам буйвол что ли? Попрошайка на улице ждет, когда ему бросят краюшку хлеба, но неужели Богу кушать нечего?

Учитесь все делать правильно. Когда мы готовили, Гурудев стоял на пороге кухни и указывал, что и как делать. То же самое происходило во время шрингара Божеств. В алтарную было два входа, и Гурудев стоял с одной стороны и наблюдал, как украшают Божества. Он не позволял открыть алтарь до тех пор, пока Божества не выглядели надлежащим образом: чтобы на Радхарани красиво сидело сари, чтобы Кришна выглядел как непревзойденный танцор, натавара.

В Матхуре мы каждый день делали шрингар, потому что таково было желание  Гурудева. Затем уже мы учили преданных других храмов делать шрингар. Это величайшая сева, непосредственное служение Тхакурджи, наполненное большой любовью. Цветочная сева, плетение гирлянд и шрингар в трех этих видах служения можно больше всего выразить свою любовь к Господу. 

Гурудев сам покупал тонкие шелковые ткани, потом из них шили одежды, и Гурудев наряжал Божеств. Как искусно он это делал! Он всегда говорил:  «Служи Тхакурджи, подготовь наряды для Них на Радхаштами, Джанмаштами, Гуру-пурниму и другие фестивали». У наших Божеств было столько нарядов! Целые ящики с одеждами и украшениями.

Как-то раз пуджари пошел за бхогой и забыл закрыть алтарь, а там лежала золотая флейта, которую на Джанмаштами подарили Кришне. Вернувшись, он увидел, что флейта пропала. Пуджари стал сокрушаться, а Гурудев объяснил: «Это не проблема! Тхакурджи просто не нравится золотая флейта. Кришна сейчас хочет бамбуковую флейту – Ему не нравятся звуки Его золотой флейты, вот кто-то и украл. Кришна кому-то отдал ее».

Через несколько дней кто-то пожертвовал золотую флейту еще бОльшего размера, еще прекраснее, чем предыдущая. Гурудев сказал: «Видишь, Ему не нравилась старая флейта. Кришне захотелось новую золотую, потому Он старую и отдал».

Любовь через наказание

Гурудев всегда был очень строгим. Если кто-то совершал ошибку по незнанию, он не наказывал строго. Но тех, кто знали правила и по какой-то причине допускали промах, Гурудев сильно наказывал. Однако потом он звал провинившегося преданного к себе в комнату и окружал любовью. Оба плакали… «Я не хочу тебя ни ругать, ни наказывать, но делаю это ради твоего же блага. Не трать свою жизнь впустую», – объяснял он. И после этого он давал еще больше любви. Никто не окружал такой любовью, как он!

Право наказывать есть у тех, кто обладает любовью. Благодаря этому развивается мамата. Если Гуру наказывает, значит он считает вас своим. Тот, кто ругает, берет на себя таким образом ответственность. Мы даже не можем себе представить, насколько Гурудев возвышенный ачарья! Не будь он таким, мы никогда бы не узнали, кто такие Гуру и Вайшнавы, и не обрели сева-вритти.

Сначала Шрила Гурудев не позволял праздновать его вьяса-пуджу. В 80–90-е годы преданные из ИСККОНа: Тамал Кришна Махарадж, Сатсварупа Махарадж, Гиридхари Махарадж и другие санньяси, приходили к Гурудеву. В то время они принимали его своим шикша-гуру и хотели отмечать его вьяса-пуджу, но Гурудев не позволял им это делать. Порой он закрывался в комнате. Даже когда он стал приезжать из западных стран, и мы проводили ему арати, возносили ему молитвы, он сердился и ругал нас. 

В прославление Гурудева проявилось столько шлок! Если вы хотите понять его сварупу, то читайте «Шри Гуру-даршану» – Гурудев сам проявил эту книгу.

 

Служение книгам

В апреле 1996 года Шрила Гурудев находился в доме одного из своих делийских учеников. Этот преданный обратился к нему: «Все ачарьи оставили свои упадешавали, пожалуйста, и вы тоже оставьте наставления, пролейте на нас милость». Тогда Гурудев написал упадешавали, восемнадцать наставлений.

У Гурудева столько книг. Он часто напоминал о своем желании: «Издание моих книг никогда не должно прекращаться. Я настолько счастлив, что книги выходят. Я всегда буду с вами в виде своих книг». Поэтому преданные без устали трудились, выпуская эти книги.

Когда Шрила Гурудев начал проповедь на Западе, порой он по нескольку месяцев проводил на Гавайях и в других местах, работая над книгами. Раньше он занимался этим служением в Пури, проводя там по два-три месяца. Гурудев трудился над книгами днем и ночью, по восемнадцать часов в день, потом эти книги вышли на хинди, английском и других языках. 

Гурудев издал столько книг Госвами! Как они пришли к нему? У спутников Прабхупады, его учеников, было много грантх Госвами. Однажды, уже после того, как Прабхупада ушел, он явился во сне одному из своих учеников и произнес: «Отдай все книги Нараяне Махараджу, он возвышенный Вайшнав, который сможет перевести эти грантхи и распространить повсюду». Так однажды в Матхуру приехал ученик Прабхупады с целым грузовиком, наполненным книгами. Парам-гурудев тоже велел Гурудеву: «Не занимайся ничем другим, переводи и издавай книги. Госвами дали тебе милость, пришли к тебе. Теперь тебе следует служить им. Они хотят, чтобы все эти книги через тебя проявились в этом мире».

«Удджвала-ниламани-кирана», «Бхакти-расамрита-синдху-бинду», «Бхагаватамрита-кана», «Мадхурья-кадамбини»… Столько книг! Он начал издание с «Джайва-дхармы», «Майявада-дживани» и постепенно выпустил огромное количество книг.

Со временем весь мир поймет, в каком большом долгу мы перед Гурудевом за то, что он проявил славу Госвами. 

Дни и ночи незаметно пролетают, но мы не служим Бхагавану, не служим Госвами. Нужно выделить какое-то время на служение им. Господь наделил нас столькими талантами. Я говорил преданным: «Как минимум проявите жизнеописания представителей нашей гуру-варги, установите с ними отношения. Мы ходим тут и там, но не стремимся к парамартхе – не развиваем отношения с ними». Гурудев говорил, что нужно служить Госвами, издавать их книги. Он сам публиковал все эти книги, сначала на национальном языке Индии – хинди, потом на английском, международном языке. Это служение гуру-варге. Не пренебрегайте этим служением. 

Гурудев находится в апракрита-джагад, в нитья-лиле, он всегда присутствует там. Если мы будем должным образом соблюдать все эти дни, то Гурудев непременно прольет на нас милость и мы получим шанс войти в Сева-кунджу и служить там. 

Матхура – Мадхура

Шрила Гурудев проповедовал по всему миру и всех звал во Вриндаван. Он жил в Матхуре. Как-то раз я предложил ему: «Может быть вы переедете во Вриндаван?», но он твердо ответил: «Нет, мой Гуру Махарадж дал мне место в Матхуре, я останусь здесь».

Почему Матхура? Гурудев объяснял: «Кришна приехал в Матхуру, а все враджаваси остались во Врадже. Они были вместе, и вместе они делили боль разлуки. Но с кем был Кришна? Кришна остался один. Он хотел что-то рассказать Уддхаве, но Уддхава ничего бы не понял. Поэтому будет хорошо, если мы поддержим Кришну, разделив с Ним Его вираху, разлуку, и пригласим сюда враджаваси». 

В Матхуре наш храм стоит рядом с темницей Камсы – и именно там Гурудев утверждал славу Радхарани. Мой Гуру Махарадж и Шрила Тривикрама Махарадж поражались: в Матхуре раньше никто не говорил «Радхе Радхе» и никогда не соблюдал Радхаштами. Но стоило Гурудеву поселиться в Матхуре, как все изменилось. В Радхаштами на улице яблоку негде было упасть, так много людей шли в храм с подарками для Радхарани! «Ты исполнил желание Кришны, позвал Радхарани в Матхуру! Она бы никогда Сама не отправилась туда, но ты привел Ее», – восхищались дорогие духовные братья Шрилой Гурудевом.

В Радхаштами в Шри Кешаваджи Гаудия Матхе проходила абхишека, все приходили с подарками для Радхарани. Однажды накануне Джанмаштами туда приехал Нимай дас Бабаджи Махарадж из Камай-Карехлы. Он был уже в преклонном возрасте, и тем не менее стоило ему услышать в Матхуре киртан «нанда ке ананда бхайо джай канайя лала ки!», как он радостно воскликнул: «Удивительно! В Матхуре все обычно поклоняются Деваки-нандане, а здесь поклоняются Кришне во Врадже», – и начал восторженно танцевать. Нимай дас Бабаджи Махарадж сказал: «Махарадж проявил тайны Гаудиев! Все забыли Деваки-нандану. Теперь в Матхуре Его называют Нанда-нандана и Яшода-нандана, Яшомати-нандана, Враджа-вара-нагара, Гокула-ранджана-кана». 

Шрила Гурудев – враджаваси и расика-вайшнав, враджа-раса-расик, поэтому в его пранама-мантре говорится: 

 

ванде хам шри гуру-варам шри рупануга праварам 

враджа-раса-расикам ча нараянам там прапаннам

 

Шрила Гурудев раздает враджа-расу. Благодаря ему мы постигаем славу Враджа и гуру-варги

В своей жизни я видел стольких спутников Прабхупады! По милости Гурудева я мог получить их даршан и шанс служить им, а иначе как бы я узнал о них? Все они так любили Гурудева. 

Шрила Бхакти Прамод Пури Махарадж называл нашего Шрилу Гурудева своим учеником. Почему? Одно время, когда он ходил на Гангу принимать омовение, Гурудев его сопровождал. У Гурудева была лота, и однажды ее унесло сильным течением Ганги. Гурудев сказал: «У меня была одна лота, и она ушла…» Тогда Пури Махарадж ответил: «И хорошо, зато теперь ты стойкий санньяси». Так он шутил.

Гурудев служил всем ученикам Прабхупады, и они очень любили его! Он дал всем нам трансцендентное служение. Настроение служения – это богатство нашей жизни. Если есть возможность послужить садху, Вайшнавам, то служите, а свои круги дочитаете потом. Вайшнавы трансцендентны. Мы должны служить им с большой любовью и почтением. Учитесь выражать почтение каждому, тогда придут их качества. Вы естественным образом погрузитесь в харинаму, хари-севу и хари-бхаджан. Даже если угостить кого-нибудь роти, уже установятся сердечные отношения. Если будете предлагать Вайшнавам пранамы, то придут их благословения. 

хоячхена хоибена прабхур джата даса

сабара чарана вандо данте кори’ гхаса

Выражайте почтение всем Вайшнавам прошлого, настоящего и будущего. В этом заключается ваша дхарма

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

Отправить