29 декабря 2018 года, вечер
Мы смотрим или на нас смотрят?
По милости Гуру и Вайшнавов мы находимся во Вриндавана-дхаме. Мы блуждали по бесчисленным вселенным и наконец по беспричинной милости Вайшнавов получили общение со спутниками Господа в Его трансцендентной обители. Нароттама дас Тхакур поет:
гора паху на бхаджия майну
према-ратана дхана хелая хараину
адхане джатана кори’ дхана теягину
апана карама-доше апани дубину
Господь милостиво посылает в этот мир Своих спутников. Они проливают на нас милость, даруя свое общение. Но молимся ли мы им о благословениях?
Если мы отправимся к Хари, Гуру или Вайшнавам, то будем молиться только о мирском: защитите меня от холода, жары, даруйте мне счастье, умиротворение. Мы не просим их о благословениях, о том, чтобы попасть в вечную обитель Господа и развить отношения с ними там. Кришна говорит Арджуне:
сукха-духкхе саме критва
лабхалабхау джаяджаяу
тато юддхая юджьясва
наивам папам авaпсьяси
(Бхагавад-гита, 2.38)
Не переживай ни о счастье, ни о горе, ни о чести, ни о бесчестье, победе или поражении. Оставь общество противников религии и встань на сторону дхармы. Все войны случаются ради одного – оставить адхарму и прийти к дхарме.
Господь милостиво посылает к нам Своих спутников, маха-пурушей. Даже если мы издалека увидим этих Вайшнавов, и они бросят на нас милостивый взгляд, то мы сможем получить кришна-прему. Сами мы не в силах их увидеть, они полностью трансцендентны. Нам остается только ждать их милостивого взгляда.
Шрила Гурудев говорил: для чего мы приходим к врачу – чтобы он назначил нам лечение или чтобы мы сами его полечили? Мы требуем от врача: «Дайте мне сладкое лекарство, я не хочу принимать горькие пилюли». Либо врач хочет провести нам операцию или сделать укол, а мы пытаемся увильнуть от лечения, потому что боимся боли. Врач объясняет: «У вас гангрена, надо резать! Следует выдавить весь гной, наложить лекарство и тогда вы пойдете на поправку». Однако мы просим такие таблетки, чтобы не менять свой образ жизни и питание, и при этом выздороветь.
Мы смотрим на Гуру и Вайшнавов или они смотрят на нас? Мы хотим проверить их. Но они что, чатни или халава, чтобы мы их проверяли «на вкус»? Их невозможно увидеть своими материальными глазами! Нам нужно стремиться к тому, чтобы стать объектом их милости, развить с ними отношения.
Адхане джатана кoри’ дхана теягину. Мы стремимся к чему угодно, но не желаем поклоняться Гаурахари и обрести трансцендентное сокровище премы. Так мы растрачиваем свою драгоценную жизнь, упуская возможность возвышенного общения.
Если он что-то решил…
В навами, девятый лунный день, Шрила Гурудев ушел из этого мира, а мой Гуру Махарадж, наоборот, пришел в этот мир. Сегодня также день явления Бхакти Кевалы Аудуломи Махараджа. Многие ачарии явились в навами.
После Картика-враты Шрила Гурудев отправился в Дели, а оттуда в Джаганнатха Пури. Мы готовились к вьяса-пудже моего Гуру Махараджа, а также к вьяса-пудже Шрилы Гурудева в мауни-амавасью, у нас были билеты, чтобы приехать к нему в Пури. Каждый день в два часа утра мы отправлялись на Говардхан, поклонялись ему, совершали абхишеку и молились о здоровье Шрилы Гурудева. Я приносил воду из Радха-кунды и поливал ею Гирирадж, проводил ему арати, предлагал бхогу, а затем совершал парикраму, молясь лишь о том, чтобы Гурудев был здоров.
29 декабря в три часа утра, когда мы проводили абхишеку Гирираджу, раздался звонок – Шрила Гурудев вошел в нитья-лилу.
Он проснулся ранним утром, прочитал гаятри, а потом сказал севакам: «Сегодня день явления Ваманы Махараджа, нам нужно поехать в Навадвипу».
– Но Махарадж, сейчас очень холодно, – ответили они.
– В Пури не так холодно.
– Мы можем полететь на самолете или поехать на машине.
– Но мы уже здесь все приготовили, украсили храм, много Вайшнавов придет. Давайте проведем вьяса-пуджу здесь.
– Нет. Мы должны поехать в Навадвипу.
– Но у нас нет билетов.
– Мы все можем устроить, неужели не можем достать билеты? Вы не хотите ехать, а я все равно поеду.
Он не слушал других, и если что-то решил, его невозможно было переубедить…
В три часа утра Шрила Гурудев вошел в нитья-лилу. Севаки посадили его в прекрасно украшенную машину и отвезли в храм Джаганнатхи, где ему принесли прасади-малу от Господа Джаганнатхи, в Гамбхиру, Сиддха-бакул и главные храмы Джаганнатха Пури. Затем они отправились в Навадвипу.
Мы же вернувшись с абхишеки Гирираджа, быстро приготовили и предложили бхогу Тхакурджи, затем раздали прасад всем приглашенным Вайшнавам и гостям и тут же поехали в Дели. Взяв билеты, мы полетели в Навадвипу. Мы прибыли вечером. Гурудев к тому времени уже несколько часов как был в Навадвипе.
Он говорил: «Я хочу всегда быть рядом с моим Гуру Махараджем, Гангой и Вайшнавами».
Всю ночь преданные пели киртан, а утром трансцендентное тело Шрилы Гурудева принесли в место Парам-гурудева, его стхан, затем омыли на Ганге, устроили самадхи-питх. Гурудев вошел в нитья-лилу в Навами, в Дашами его поместили в самадхи, а в Двадаши состоялся вираха-махотсав.
В то время для самадхи-мандира Шрилы Бхактиведанты Тривикрамы Махараджа ничего не было построено, хотя со времени его ухода прошло восемь лет. Только когда его самадхи-мандир проявился, мы начали строить самадхи-мандир Шрилы Гурудева. Он всегда говорил, что не хочет быть один, поэтому в его самадхи-мандире находятся Парам-гурудев, мой Гуру Махарадж, Свами Махарадж, Шрила Прабхупада, Шрила Бхактивинода Тхакур, Шесть Госвами, Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур – самадхи-кунджи всех ачарий нашей парампары, Сева-кунджа. В самадхи-мандире представлены игры Шри Чайтаньи Махапрабху и Шри Радхи-Кришны.
Сердце Гурудева – это Сева-кунджа
В пранама-мантре Гурудева говорится:
сева-кунджа врадже рамье говардхана гирау сада
радха-кунде расананде тат тат сева прадаякам
Гурудев вечно присутствует в Сева-кундже. Что такое Сева-кунджа? Это лесная беседка, в которой Радха и Кришна совершают Свои игры. В Сева-кундже обучают служению Божественной Чете. Кто это делает? Шрила Рупа Госвами, Шрила Санатана Госвами – Шесть Госвами, наши ачарьи.
Шрила Свами Махарадж Прабхупада жил в храме Радха-Дамодара, который находится на территории Сева-кунджи.
Если вы хотите войти во Врадж, то в первую очередь вам необходимо научиться служить в Сева-кундже. Кто будет вас обучать? Виласа-манджари, Рупа-манджари, Рати-манджари, Раса-манджари, Рамана-манджари, Канака-манджари, Кастури-манджари, Лалита-деви, Вишакха-деви… Все сакхи и манджари находятся там. Это место трансцендентного служения, сева-никетана, где Шрила Гурудев обучает своих последователей.
Далеко не везде можно обрести никунджа-севу Шри Шри Радхе-Кришне. Мы можем пойти в храм, мечеть, гурудвар, но там мы не получим желаемое.
никунджа-юно рати-кели-сиддхьяй
йа йалибхир юктир апекшания
татрати-дакшьяд ати-валлабхасья
ванде гурох шри чаранаравиндам
(Шри Гурваштака, 6)
Шрила Гурудев устраивает встречу Радхи и Кришны в Сева-кундже. Как нам войти в Сева-кунджу? Кто же тот духовный учитель, который даст адхикару для этого служения?
Шрила Апракрита Госвами Махарадж пришел во Вриндаван и утвердил там манобхишта стхан Шрилы Прабхупады – Имлиталу, которая тоже находится на территории Сева-кунджи. В Имлитале Махапрабху провел три дня и три ночи. Сева-кунджа – это место всех наших ачарий.
Во Вриндаване находился Радха-Вриндавана-чандра-мандир, он принадлежал людям из Калькутты. Они решили продать его за шесть лакхов рупий. Шрила Гурудев был намерен так или иначе получить это место. Он сказал, что если мы поселимся у входа в Сева-кунджу, то сможем служить там.
Если вы посмотрите, то все ачарьи нашей Гаудия-сампрадаи, то есть весь Радхика-ган, открыли на территории Сева-кунджи свои храмы: Госвами Махарадж (ранее Апракрита Прабху), потом Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махарадж, Шрила Гурудев, Шрила Бхакти Прамод Пури Госвами Махараджа, Шрила Бхакти Вайбхав Пури Госвами Махарадж. Они смотрят, кто поступил в школу Сева-кунджи, кого нужно обучить.
Лила-раса
Как-то раз наш Шрила Гурудев позвал Шрилу Бхакти Вайбхаву Пури Махараджа рассказать хари-катху, и тот посетовал, что Вриндаван покрыли камни и кирпичи. В Сева-кундже можно обучиться, как украшать кунджу и служить там. В наши дни люди приносят Вриндавану одни беспокойства. Следуя моде, они застраивают Вриндаван.
Когда Шрила Гурудев давал кому-то дикшу, он вручал им изображение Сева-кунджи со словами: «Сделайте свой дом частью Сева-кунджи и молитесь о том, чтобы обрести служение Радхарани». Кришна Сам молится о радха-дасье – об этом можно прочитать в «Шри Гита-Говинде» Шрилы Джаядевы Госвами.
Составляя стихи «Гиты-Говинды», Джаядева Госвами написал: смара-гарала-канданам / мама шираси манданам – и отложил перо в сторону, не решаясь продолжить. Кришна Сам пришел и дописал последнюю строчку этого стиха – дехи пада-паллавам-ударам – Свою собственную молитву к Шримати Радхарани: «О Деви Радхика, пожалуйста, помести Свои лотосные стопы Мне на голову». Он сказал: «Я Сам прихожу в Сева-кунджу для того, чтобы под руководством манджари обучаться служению Шримати Радхарани».
В молитве Шриле Гурудеву говорится:
шри кришна лила катхане судакшам
аударья мадхурья гунаиш ча юктам
варам вареньям пурушам махантам
нараянам твам шираса намами
Другие ачарьи давали наму – махапрабху-наму, кришна-наму. Нама-ачарьи распространяли наму, исполняя желание Махапрабху. Рупа и гуна включены в наму. Но кто раздавал повсюду шри кришна-лила-расу? Шрила Гурудев. Он наполнял всех кришна-лила-расой, посредством которой можно обрести служение Кришне. Но где найти лила-расу? Кто обучит этому? Наша единственная молитва – чтобы поток милости Гурудева никогда не прерывался.
Самый прекрасный даршан
Я помню из своего детства, что деревенские жители, особенно из низшей касты, приходили в Гаудия Матх, потому что там не делали различий. Общество отвергало таких людей, но они приходили в Гаудия Матх и легко получали там дикшу, становились брахманами, служили там, и к ним относились с почтением. В школах тоже учились дети из разных семей: кто-то был из брахманической семьи, кто-то – из семьи шудр. Их родители приходили в Гаудия Матх. На самом деле люди из низшей касты, получившие посвящение в Гаудия Матхе, считались еще выше брахманов, потому что они следовали вайшнавскому этикету, не пили чай и не курили, не ели лук и чеснок, носили брахманский шнур, тилаку, кантхималы.
Брахманов это сильно раздражало. Люди говорили: «Посмотрите только на этих выходцев из низшей касты! Насколько они чистоплотны, сведущи, всем правилам следуют, носят тилаку и кантхималы. А брахманы что делают? Козлов режут, мясо едят». Тем не менее представители высших сословий ничего не брали из рук бывших шудр.
Дети дружили между собой. У меня были друзья из низшей касты. Однажды я их спросил: «Куда вы идете?» – «Мы идем в храм, пойдем с нами!» Так они привели меня в храм. Я увидел там Махараджей: они были такие красивые, высокие, румяные. Гурудеву тогда было лет 45. Он был очень-очень сведущим, говорил на хинди, бенгали, английском, санскрите. На меня все произвело огромное впечатление.
Когда мы уходили, Гурудев дал немного сладкого риса. Я раздумывал, кушать или нет, потому что в семье тоже были приняты различения по кастам и нас учили, что мы принадлежим к брахманической линии. Но так или иначе я взял этот прасад.
Как-то раз летом, в самую жару, я увидел, что в храм Гаура-Гададхара, который находился неподалеку от моего дома, идут Гурудев, Вамана Махарадж и многие другие Махараджи. Мне тогда было восемь-девять лет. Громко звучали мриданги, караталы. Это был такой грандиозный киртан! За Махараджами шли брахмачари и множество паломников. Они совершили парикраму в храме и рассказали там хари-катху. Я тогда не понимал, о чем они говорили, но предложил им кокосы, бел и апельсины. Они предложили их Тхакурджи и продолжили парикраму.
Мне захотелось подойти и поклониться Махараджам. Люди говорили мне, что не надо им кланяться, потому что неизвестно, брахманы они или нет. Родители тоже учили меня с самого детства: ты сын брахмана, ни перед кем не склоняй голову, особенно перед теми, кто не являются брахманами.
Было очень жарко, земля раскалилась от жары, но Махараджи шли такие сияющие. У них не было денег, они ступали по горячему песку. Я позвал водителя рикши и сказал: «Довезите этих Махараджей до храма, я заплачу».
Шрила Гурудев и Шрила Вамана Госвами Махарадж сели на одну рикшу с дандами, а в другую посадили их севаков. В тот раз мне не повезло – я не прикоснулся к их лотосным стопам. Они уехали, но я не мог забыть тот прекрасный даршан. Эти воспоминания навсегда останутся в моем сердце.
Толкование «Бхагавад-гиты»
Порой из школы мы заходили с мальчиками в храм. Там был Гурудев, он рассказывал нам разные истории. Как-то раз он спросил: «Ты изучаешь “Гиту”?» Я ответил, что да. Тогда он велел мне прочитать какие-либо шлоки, а когда я произнес одну из шлок и объяснил ее, как меня учили, Гурудев сказал: «Это неверное значение, не в этом истинный смысл шлоки».
Я ему говорил то, чему меня учили брахманы, а Гурудев объяснял ту или иную шлоку совсем по-другому. Я внимательно слушал Гурудева, запоминал все, что он говорил, а дома пересказывал своему отцу и спорил с ним. Мой дедушка был школьным учителем. На больших собраниях дедушка вместе с моим отцом объясняли значение стихов «Гиты», поклонялись «Гите», проводили ей пуджу, поскольку они были священниками. Oни и меня обучали толкованию «Бхагавад-гиты», но когда я приходил к Гурудеву, он совершенно по-другому раскрывал смысл ее стихов. И я спорил с отцом.
Сва-дхарме нидханам шреях̣ пара-дхармо бхаявахах. Они учили, что лучше умереть за свою дхарму, чем принять чужую; что у каждой касты своя дхарма: есть дхарма брахманов, дхарма шудр… Дхарма шудр не может быть дхармой брахманов, а дхарма брахманов не может быть дхармой шудр. Манговое дерево принесет плоды манго, а на дереве ним вырастут горькие листья нима. То есть, если согласно своей карме вы родились в семье, которая принадлежит к определенной касте, значит вы должны выполнять обязанности этой касты. А что говорил Гурудев? Тело, состоящее из пяти материальных элементов, не является брахманом. Душа – брахман. Душа – частичка Парабрахмана, поэтому она обладает чистыми качествами брахмана.
Когда я рассказал это своему отцу и деду, они тут же спросили, кто меня этому научил. Я объяснил, что этому меня научил Гурудев. Не готовые принять это, они спорили со мной, и тогда я просто перестал с ними делиться услышанным.
Шрила Гурудев давал такие прекрасные комментарии к «Гите» и другим книгам!
В то время он полгода проводил во Врадже и полгода в Гаура-мандале. После завершения Картика-враты вместе с брахмачари Гурудев отправлялся на бхикшу в Маяпур и другие места Гаура-мандалы, чтобы подготовиться к предстоящей Навадвипа-дхама-парикраме. Так в течение четырех месяцев он совершал служение Махапрабху.
Гурудев говорил, что если мы не будем совершать служение Махапрабху и не получим Его милость, то никогда не обретем враджа-бхакти. Поэтому мы должны служить в Навадвипа-дхаме.
Место в храме
В храме Гауры-Гададхары президентом был ученик Прабхупады, позже он принял бабаджи-вешу и стал Наяна-ананда Бабаджи Махараджем. Служение в храме Гаура-Гададхары ему поручил сам Прабхупада. Порой я приходил к этому Вайшнаву и под его руководством отправлялся в Чайтанья Матх в Маяпуре, где были Бхакти Вилас Тиртха Махарадж, Вайшнава Махарадж, Бхакти Кусум Шравана Махарадж, Бхагават Махарадж, Тапасви Махарадж… Там было столько брахмачари и санньяси! Каждое утро они проводили мангала-арати, а потом шли к Шриле Гауракишоре дасу Бабаджи Махараджу, совершали парикраму вокруг Радха-кунды и Шьяма-кунды, после чего следовали в Шривас-анган, проводили там парикраму, арати и киртан. Затем они шли в Йогапитх, там также совершали парикраму, арати, киртан, а потом возвращались во Враджа-паттан, где были киртан и хари-катха.
Иногда я видел там Шрилу Бхакти Дайиту Мадхаву Госвами Махараджа и других Махарджей. Они совершали киртан в Чайтанья Гаудия Матхе, а также приходили в самадхи-мандир Прабхупады. Меня всегда поражали эти великие личности: санньяси, брахмачари…
Однажды я подумал: вот бы мне тоже так повезло жить в матхе вместе с ними!
Как-то раз я спросил Махараджа:
– Если я приду, вы мне дадите место?
– Конечно! Весь мир может прийти сюда и для всех найдется место.
– Но я не смогу сидеть сложа руки, мне нужна какая-то работа. Вы дадите мне какое-нибудь служение? Я не хочу сидеть с четками, как бабаджи, и воспевать. Праздная жизнь не по мне. Если я приду в матх, то дайте мне работу потяжелее.
– Не переживай, можешь хоть все служение в храме взять на себя!
– Хорошо! Но вы не живете здесь. Где вы живете?
– Я живу в Матхуре и иногда приезжаю сюда, – ответил Шрила Гурудев.
– А где это?
– Это в Северной Индии, очень далеко.
– А что вы там делаете? Какая там работа в матхе, что мне нужно будет делать?
– Ты приезжай и сам все увидишь! Но если приедешь, то знай – там очень жарко летом, а зимой очень холодно. У тебя не будет там риса покушать, и одежды у тебя хорошей тоже не будет.
– Зачем вы стараетесь меня напугать? Я не боюсь этого.
– Но родственники будут плакать по тебе.
– Я же не возьму их в следующую жизнь.
– О, какой ты мудрый!
– Вы сами научили меня этому из «Бхагавад-гиты».
Я никогда не боялся говорить ему что-то. Другие преданные не решались подойти к Гурудев и разговаривать с ним, но я никогда не боялся.
У Гурудева были кристально-голубые глаза. Он весь сиял изнутри, а тело было золотистого цвета. Гурудев был очень сильным. Если он ругал, то это было по-настоящему: мог побить обувью, зонтиком или дандой! Он не терпел неправильного поведения, и за ошибки всегда наказывал. Поэтому люди боялись подходить к Гурудеву. Если видели, что он проходит мимо, тут же прятались. У него был пронизывающий взгляд, и ругал он на чем свет стоит. Однако я никогда не боялся Гурудева.
Дорога в Матхуру
Однажды Гурудев сообщил мне, когда уезжает в Матхуру. Я пришел в храм попрощаться, но его там уже не было… Я начал у всех спрашивать, где он, и узнал, что он поехал в Чунчуру. Я тотчас прыгнул в поезд и поехал к нему. В Чунчуре мне пришлось поискать его – он находился в доме отца Умы диди. У нее тогда еще не было дикши. Ее выдали замуж в Аллахабаде. Когда Парам-гурудев оставил этото мир, она приняла посвящение у моего Гуру Махараджа.
Мне сказали, что Махарадж проводит домашнюю программу, а на следующий день поедет в Матхуру. При встрече с Гурудевом я произнес: «Куда бы вы ни поехали, я поеду с вами».
– У тебя же нет билета. Чтобы доехать в любое место, нужен билет.
– «Радхе-Шьям» – что еще нужно? Я поеду с вами.
Тогда в разговор вступил Шрила Тривикрама Махарадж:
– Ты не слушал хари-катху, ты не знаешь, что тебя ждет. Через несколько дней ты начнешь плакать по дому.
Повернувшись к Шриле Гурудеву, он добавил:
– Не бери его.
– Если он захотел ехать, почему мы должны его останавливать?
В итоге появился билет, но только до Канака-пура. Мы приехали в Канака-пур, а затем так или иначе добрались в Матхуру. Я воочию увидел Матхуру летом: сильная жара, соленая вода, которую нельзя пить, за питьевой водой нужно идти на Вишрам-гхат. Из еды были только роти, никакого риса… В три часа утра начинали звонить в колокол, чтобы успеть подготовиться к мангала-арати. Мне очень хотелось спать… В храме все говорили на хинди, и я не понимал их речь. Мне даже не с кем было поговорить, кроме 3–4 пожилых преданных и Гурудева. Днем и ночью я носил воду, ходил на бхикшу.
В то время мне не разрешалось готовить, потому что у меня не было дикши – по правилам тем, у кого нет дикши, нельзя было даже заходить на кухню, не то что готовить. С теми, у кого была дикша, запрещалось сидеть рядом во время прасада. Не имевшие посвящения принимали прасад, как дворники, за пределами храма. Они могли мыть посуду и убирать, но не сидеть во время прасада рядом с получившими дикшу. На веревку с развешанной шафрановой одеждой запрещалось вешать белые одежды. Столько строгих правил!
Служи Вайшнавам
В храме порой останавливался Акинчана Кришнадас Бабаджи Махарадж. У Шрилы Гурудева были очень теплые отношения со многими учениками Шрилы Прабхупады, все они приходили к нему.
Гурудев говорил мне: «Всегда с полной отдачей служи Вайшнавам. Они – твоя настоящая семья. Если ты будешь всем сердцем служить, то они дадут тебе любые благословения. Ты поймешь, что такое парамартха, и у тебя начнется духовная жизнь. Постепенно ты сможешь вступить в трансцендентную обитель и совершать свое вечное служение. Вайшнавы – спутники Господа. Не думай, что они обычные люди. На мартья-буддхьясуйета сарва-девамайо гурух ‒ Гуру обладает всеми качествами полубогов. Уважай всех Вайшнавов, они ‒ гуру. Служи им с огромным почтением».
Получив наставления, я остался служить в храме. Когда начиналась Враджа-мандала-парикрама, приезжало много семейных людей, учеников Шрилы Прабхупады, Парам-гурудева. Хотя в матхе я был новичок, тем не менее уже тогда по беспричинной милости Гурудева я делал ему массаж, наносил на его тело масло перед омовением, убирал его комнату, приносил прасад. Все собранное на бхикше я отдавал ему.
Гурудев всегда говорил накануне Враджа-мандала-парикрамы: «Перед тем, как служить мне, сначала послужи всем Вайшнавам. Они приходят с парикрамы уставшие».
У Гурудева была своя комната. Часто к нему приходили Вайшнавы, его духовные братья. Тогда в Матхуре комнаты в храме были маленькие, а народу было огромное количество. И что я делал? Шел к ним, омывал им стопы горячей водой, наносил масло, массировал, и только потом шел к Гурудеву. Гурудев был доволен мною. В итоге я забыл обо всем на свете. Что такое этот мир и что такое общение с Вайшнавами? Небо и земля. Ушел сон, все желания меня покинули. Целыми днями я был занят в служении Вайшнавам.
Гурудев говорил: «Если ты служишь тем, кто находится в самсаре, то отправишься в самсару. Служишь Вайшнавам – попадешь в обитель Господа».
Гурудев давал хари-катху по «Гита-Говинде», «Раса-панчадхьяи», «Вилапа-кусуманджали», «Говинда-лиламрите», «Мадхурья-кадамбини», «Айшварья-кадамбини», «Брихад-бхагаватамрите», «Брихад-бхагаватамрита-кане», «Бхакти-расамрита-синдху-бинду», «Уджжвала-ниламани-киране». Лекции были три раза в день: с шести до семи утра, с четырех до пяти и с восьми до девяти вечера. По одной книге он рассказывал хари-катху на протяжении пяти-шести дней, а потом поднимал брахмачари и спрашивал их о том, что они услышали. Все эти книги находились у Гурудева в одном экземпляре, поэтому слушать нужно было внимательно. Тех, кто не мог ничего сказать, он сильно ругал и давал наказание: например, на протяжении часа стоять в углу, держась за уши.
Гурудев учил: «Служи тому брахмачари, который хорошо рассказывает катху, и всему от него научишься. Если будешь внимательно слушать, тогда к тебе придет шакти от Господа и гуру. Но у тебя нет шакти, ты ничего не помнишь. Тебе нужна милость этого брахмачари. Служи ему, массируй его стопы и тогда получишь его милость. Служи тем, у кого есть шраддха».
Как нам обрести сева-вритти, желание служить в Сева-кундже? Оно приходит по милости спутников Бхагавана. Через служение им мы сможем обрести это настроение.
Молитва Вайшнавам
Шрила Джанардана Махарадж однажды спросил у меня: «Молишься ли ты Радхарани?»
– Нет.
– А чем ты занят днем и ночью?
– Вы молитесь, а я служу вам, поэтому зачем мне самому молиться?
– Нет, этого недостаточно. Ты должен сам молиться, а иначе возгордишься. Тебе нужно стать смиренным, дина-хина. Иначе будешь считать Гуру и Вайшнавов простыми смертными, думать: «О, этот преданный вспыльчивый, этот ленивый, а этот только болтает, но ничему не следует…» Пока ты не начнешь молиться Вайшнавам, никогда не поймешь их истинную природу.
– А как молиться?
– Разве мы не молимся: «Крипа коро вайшнава тхакура»?
– Это молитвы апракрита вайшнавам.
– А разве перед тобой нет Вайшнавов? Разве те, кто рядом с тобой, не апракрита, трансцендентные?
Все это я пересказал Гурудеву. Он объяснил мне: «Кто твои самые дорогие друзья и помощники? Те, кто присутствует в этом мире, или те, кто уже ушел? Те, кто здесь присутствуют, являются нашими непосредственными помощниками, но мы не оказываем им почтения. Мы поклоняемся тем, кто уже ушел, и прославляем их: о вайшнава тхакура, о дояра сагара, о сакала вайшнава госаи доя коро море. Почему же мы не обращаемся с молитвой к тем, кто рядом с нами, кто с большой любовью заботится о нас? Они всегда думают о нашем благе, но у нас нет к ним никакого почтения. Если мы не молимся им, то откуда к нам придет знание о душе? Без веры в них к нам никогда не придет атма-гьяна, знание о душе».
Вы узнаете свой духовный облик, если будете оказывать почтение Вайшнавам и в молитвенном настроении служить им. Я спросил, как это делать, на что Шрила Гурудев дал прекрасный ответ: «Нужно каждый день предлагать им пранамы. Но не просто пранамы, а в уме каждый раз просить их: «О Вайшнав Тхакур, о бхагават-парикар, о гуруджан, пожалуйста, дай мне свою милость, защити меня от гордыни! Я такой негодяй! Нет никого более падшего, чем я».
Где взять прасад и чаранамриту от Вайшнавов?
Когда Шрила Гурудев рассказывал хари-катху, и приходили старшие Вайшнавы, ученики Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, Гурудев садился внизу. Все мы очень расстраивались из-за этого, у нас была такая мамата к нему, ведь он настолько возвышенный. Но Гурудев говорил: «Все они спутники Прабхупады, мы должны выражать им почтение». Однажды я сделал асану для Шрилы Гурудева выше остальных, но как поступил Гурудев? Всех посадил выше, а сам снова разместился внизу.
На фестивали приезжало много гостей, в такие дни мы служили с утра до позднего вечера: раздавали прасад, убирались.
Как-то раз я спросил у Гурудева:
– Нам нужна адхарамрита Вайшнавов и пыль с их стоп:
бхакта-пада-дхули ара бхакта-пада-джала
бхакта-бхукта-авашеша, тина маха-бала
(Чайтанья-чаритамрита, Антья, 16.60)
«Пыль со стоп чистого преданного, вода, которой омывали его стопы, остатки его пищи и слова из его уст (хари-катха) обладают неизмеримым могуществом».
Но если мы попросим у Вайшнава остатки его пищи, адхарамриту, он не даст. То же самое касается пыли со стоп. Как же тогда все это получить?»
– У тебя как будто совсем нет разума! – воскликнул Гурудев. – Подумай: Вайшнавы принимают прасад и уходят, а кто убирает после прасада?
– Я убираю.
– Так весь прасад для тебя и остается! Почему бы тебе не брать эти остатки после прасада, когда моешь пол? Свиньи – насколько они удачливы. В сточной канаве они пьют чаранамриту и кушают остатки трапезы вайшнавов.
В обычные дни у нас был скромный прасад, но во время фестивалей готовили множество различных блюд для Тхакурджи, преданных.
Например, в Нандотсав приходили многие ученые брахманы, пандиты. Они были настолько аскетичны! Их угощали радж-бхогой, расагуллами, а они почитали совсем немного, оставляя на тарелках бОльшую часть. Гурудев собирал все остатки и говорил мне: «Смотри, это для нас. Это наша удача».
Он рассказал, что Прабхупада во время фестивалей никогда не выбрасывал остатки прасада Вайшнавов – он раздавал его преданным, называя его вайшнава-адхарамритой.
Если мы попросим Вайшнавов дать нам остатки их пищи, они никогда не дадут. А если попытаемся омыть стопы бхактам и враджаваси, они никогда не позволят нам это сделать.
Что мы делали в Матхуре, чтобы достать чарана-дхули (пыль со стоп) Вайшнавов? В то время не было вентиляторов: летом пол в алтарной настолько раскалялся, что обжигал ноги. Каждый день мы выливали воду на пол, и Вайшнавы ходили по ней. Так можете себе представить, сколько у нас было чаранамриты? И никто не запрещал ее брать. Так мы принимали пыль со стоп всех Вайшнавов.
Вайшнавы, приходя в храм, оставляют свою обувь. Вот тогда-то и можно незаметно собрать пыль с их стоп, чарана-дхули. Чтобы вы ни делали, должно быть с верой. Не надо делать напоказ. А если у вас нет веры, то вы ничего не получите.
Махарадж учил нас, как служить. Это Сева-кунджа. Он установил Сева-кунджи по всему миру и всем дал сева-правритти, стремление служить преданным.