На Говардхане
Шрила Гурудев служил во всех ашрамах: во Вриндаване Матхуре, на Говардхане, в Навадвипе, Джаганнатха Пури. Прежде на Говардхане мы останавливались в Моди-бхаване. Гурудев говорил, что нужно провести Аннакут-махотсав для Гирираджа. Как мы его устраивали? Требовалось приготовить 365 блюд (за 365 дней), но если больше, то еще лучше – например, 1008 блюд.
Шрила Гурудев наставлял: «Не нужно гордиться: “я севак, я все делаю”. В действительности все делает гуру-варга. Молись им о милости, и тогда гордыня не коснется тебя, и Бхагаван примет твое служение. Оставь гордыню и самонадеянность. Все происходит по воле Господа, Он милостиво все устроит, если у тебя есть молитвенное настроение. Поэтому не стоит ни о чем переживать. Ты войдешь в эту трансцендентную обитель. Когда гуру и вайшнавы будут довольны, Господь все от тебя примет».
Гурудев регулярно ездил с бхактами на автобусе из Матхуры на Говардхан. Он рассказывал там хари-катху и вместе с преданными совершал парикраму. Гурудев с такой любовью прославлял все места на Говардхане! Летом порой он всю ночь проводил парикраму с санкиртаной. Однажды Гурудев провел на Говардхане четыре месяца. Он ежедневно совершал полную парикраму по Говардхану, повторял лакх харинамы, читал вслух «Шримад-Бхагаватам», затем собирал мадхукари и предлагал бхогу Гирираджу. Гурудев не пропускал ежедневную парикраму, даже если шел проливной дождь. В то время там не было дороги, просто джунгли.
Парикрама или служение?
Однажды преданные позвали меня на парикраму: «Ты никогда с нами не ездишь на парикраму, всегда остаешься в храме. Поехали сегодня!» Меня подхватили и посадили в автобус. Гурудев всегда заходил в автобус самым последним и садился в кабине с водителем, следя за тем, кто зашел. И в тот раз, увидев меня, он тут же взял свою данду и вышел из автобуса, направляясь в храм. Я все понял и побежал за ним. Позже я сказал брахмачари: «О, хотели заставить меня поехать? Я знаю сердце Гурудева, знаю, чего он хочет».
Гурудев объяснил: «Пойми, кто-то должен взять на себя ответственность за служение и остаться здесь. Что бхакты будут есть, когда вернутся с парикрамы? Нужны свежая вода, прасад. Нужно, чтобы кто-то заботился о храме и Тхакурджи. Кто будет служить здесь, если ты уедешь?»
Во время Картики Гурудев всех брал на парикраму. Когда он возвращался и видел, что со мной было двое брахмачари, он бил их рукой или дандой: «Для чего мы приезжаем сюда – чтобы совершать парикраму или наслаждаться? Почему вы остались с ним на кухне?» В итоге я оставался в храме один, а если кто-то хотел помогать, вместо того, чтобы идти на парикраму, или хотел побольше поспать под предлогом служения, то Гурудев их ругал. А если они сетовали: «О, он же совсем один», то Гурудев отвечал: «Кто об этом позаботится – ты или я? Это моя ответственность».
Гурудев хотел, чтобы все погружались в хари-катху и хари-киртан, развивали веру в святую дхаму и преданных.
Порой Гурудев спрашивал брахмачари, которые помогали мне на кухне: «Вы не слышали хари-катху?» – «Нет, мы слышали, просто сидели сзади». – «А почему впереди не садились? Если вы будете сидеть перед гуру и вайшнавами, на виду у них, они будут наполнять нас своей крипа-шакти. Что там, позади? Только майя».
Молитесь о таком шикша-гуру
Как-то раз Гурудев рассказал о важности шикша-гуру. Например, у отца есть сын. Он получает у дикша-гуру посвящение, но дикша-гуру не обучает его, как правильно выражать почтение родителям. Научить этому сможет хороший учитель. Таким же образом, если вы получите дикшу, но у вас не будет шикша-гуру, то вы не поймете дикша-гуру – какова его природа, как развить с ним отношения и как оказывать ему почтение.
шикша-гуруке та ‘джани кришнера сварупа
антарьями бхакта-шрештха – эи дуи рупа
(Чайтанья-чаритамрита, Ади, 1.47)
[В шикша-гуру следует видеть Самого Кришну. Господь Кришна проявляется в образе Сверхдуши и в образе Своего величайшего преданного.]
Шикша-гуру – анарьями и величайший бхакта, он очень дорог Господу, а дикша-гуру – это рупа Кришны.
гуру кришна-рупа хана шастрера прамане
гуру-рупе кришна крипа карена бхакта-гане
(Чайтанья-чаритамрита, Ади, 1.45)
[Все богооткровенные писания утверждают, что духовный учитель неотличен от Господа Кришны. В облике духовного учителя Кришна дарует освобождение Своим преданным.]
Кришна приходит в облике дикша-гуру, чтобы давать милость, а шикша-гуру – это как сварупа Кришны, он воплощает в себе все настроения и качества Кришны. Он дарует сварупа-гьяну, знание о нашем духовном облике, знание о гуру и Господе, отношения с ними. Без такого гуру жизнь пройдет впустую. Поэтому нужно молиться Бхагавану, чтобы обрести общение сад-вайшнавов и сад-гуру. Иначе у нас будут только материальные представления о гуру и вайшнавах и в итоге мы убежим от гуру.
Величайшая милость Господа проявляется в том, что мы встречаем истинного учителя. Шикша-гуру всегда достоин почитания. Поэтому шикша—гуру нужно всегда выражать почтение. В «Шри Чайтанья-чаритамрите» объясняется слава шикша-гуру. Мой Гуру Махарадж, будучи ачарьей, давал дикшу, а Гурудев был нашим шикша-гуру, он заботился о нас. Хотя Гурудев не являлся ачарьей, мой Гуру Махарадж всегда равно праздновал его вьяса-пуджу. Когда Гурудев приезжал, Шрила Вамана Махарадж отдавал ему все подарки с вьяса-пуджи. Он учил нас вайшнавскому этикету.
Завтра также день явления моего Гуру Махараджа… Гурудев ушел не в какой-то другой день, а именно в день явления моего Гуру Махараджа. Почему? Мой Гуру Махарадж пришел за ним. Он сказал: «Пойдем со мной», и Гурудев ушел.
В 1996 году Шрила Вамана Госвами Махарадж пригласил всех членов Гаудия Веданта Самити и утвердил Гурудева ачарьей. Он поставил ему тилаку, надел гирлянду и при всех объявил: «Я уже в преклонном возрасте и не могу везде путешествовать. Я вижу, Гуру Махарадж хочет, чтобы ты проповедовал по всему миру. Долгое время ты будешь проповедовать повсюду учение нашего Гуру Махараджа и Махапрабху. Ты отдашь этому всю свою жизнь и всех сделаешь квалифицированными. По желанию Гурудева ты всех приведешь к лотосным стопам Рупы Госвами, Рупы-Рагхунатхи. Ты способен это сделать».
Чтобы обрести возвышенного шикша-гуру, нужно молиться Кришне.
Во вступительной шлоке к «Кришна-карнамрите» Билвамангала Тхакур написал:
чинтаманир джаяти сомагирир гурур ме
шикша-гуруш ча бхагаван шикхи-пинчха-маулих
ят-пада-калпатару-паллава-шекхаре
лила-сваямвара-расам лабхате джаяшрих
[Вся слава Чинтамани и моему дикша-гуру Сомагири! Вся слава моему шикша-гуру Господу Кришне, чья корона украшена павлиньими перьями! Под сенью Его лотосных стоп, подобных деревьям, исполняющим желания, Джаяшри [Шримати Радхарани] наслаждается божественной сладостью вечной любви.]
Он прославляет Чинтамани, отрезавшую его привязанности к уму и телу. Она прогнала его со словами: «Ты настолько привязан к этому телу, состоящему из плоти и крови. Если бы у тебя было столько любви к Бхагавану!» Затем Билвамангала Тхакур встретил Сомагири и в итоге Кришна стал его шикша-гуру. Этот шикхи-пинчха-маули Кришна привел его во Вриндаван.
Огромная удача заключается в том, если мы встретим шикша-гуру такого уровня. Где бы Гурудев ни проповедовал, он всегда говорил: «Откуда у нас возьмется адхикара служить в Сева-кундже без шикша-гуру? Откуда мы узнаем о манджари-бхава-упасане, служению Радхарани в настроении манджари? Как мы научимся служить Кришне?»
Легче свернуть горы, чем разрушить гору абхимана, то есть ложного представления о себе, и сделать смиренным, дина-хина-акинчана и тринад-апи-суничена, наделить желанием служить, сева-вритти. Без сева-вритти мы никогда ничего не получим, миллионы лет проживем впустую.
Служение вайшнавам
После Навадвипа-парикрамы, в Гаура-пурниму, Гурудев говорил мне: «Никому не говори. Отправляйся по Гаудия Матхам и всем раздай подарки: пранами, бхогу…» Шрила Гурудев посылал подарки во все матхи в честь Гаура-пурнимы.
Зимой он раздавал людям одеяла и теплые чаддары. Когда к нему приходили панды и брахманы, он давал им дакшину, одеяла, свитера, носки и шапки. Он брал меня с собой в Нандагаон к Кришнадасу Бабаджи Махараджу и другим ученикам Прабхупады Сарасвати Тхакура.
Бабаджи Махарадж жил на Павана-сароваре: оттуда он ходил на Говардхана-парикраму и порой оставался в Кунджа-бихари Гаудия Матхе, храме Прабхупады. Там жил еще один маханта, ученик Шрилы Прабхупады.
Мы приходили туда, совершали парикраму, принимали прасад, а потом возвращались в Нандагаон. У враджаваси было столько любви к нему! Они говорили: «Баба, Баба, где ты был утром? Мы тебя не видели!» И они брали этого Бабаджи Махараджа на руки и несли на Павана-саровару. Однажды они несли его, а он неожиданно для всех, прямо на руках враджаваси, отправился в духовный мир. Узнав об этом, мы тут же поехали на автобусе в Нандагаон с Гурудевом в его самадхи.
Он брал нас с собой, чтобы мы служили таким преданным.
Гурудев раздавал одеяла, чаддары, носки, служа таким образом всем ученикам Прабхупады во Враджа-мандале. Он брал меня во все места, где садху совершали бхаджан, и мы раздавали им теплые вещи, чтобы они не мерзли зимой. Сингхания Прабху и другие приносили в храм одеяла, одежду и чаддары для всех преданных. Меня поражало то, что Гурудев все это раздавал. У нас в храме брахмачари даже свитера не носили – Гурудев не позволял нам носить теплые вещи. Мы обычно сшивали старую одежду и использовали как одеяла. Летом Гурудев не разрешал нам использовать вентиляторы. На весь храм было только два вентилятора – в алтарной и в комнате Гурудева, и то летом Гурудев спал на веранде, чтобы не тратить электричество.
В Джаганнатха Пури Гурудев как-то раз сказал: «Если у вас нет желания служить гуру, вайшнавам и дхаме, значит вы живете в дхаме, как животные. Какой смысл в такой жизни? Как Господь даст вам Свою милость? Как вы получите отношения? Ашрам – это место для всех. Если в храм придут преданные из Рамануджа-сампрадаи или другой сампрадаи, пусть даже майявади – всем нужно дать прасад. Даже врагам нужно почтительно предложить прасад».
Храм в Матхуре располагался рядом с главной дорогой, и туда постоянно приходили бабаджи. Шрила Гурудев учил нас, что сначала необходимо покормить гостей – если нужно, брахмачари потом себе что-нибудь приготовят. Вначале было трудно, но позже у нас стало получаться служить всем. Приходило много людей, они приносили разные подношения, и стало столько прасада, что брахмачари не нужно было поститься. У Гурудева была такая ништха, он всегда всем служил!
Примером для него было его Гуру Махарадж. В прежние годы Парам-гурудев отправлялся с группой паломников в Бхадринараян, Двараку, Айодхью или во Врадж. Шрила Гурудев, Шрила Тривикрама Махарадж и мой Гуру Махарадж, а также Кунджа-бихари Прабху, Мурали Прабху были искусными поварами. Все тяжело трудились. Парам-гурудев велел всегда готовить дополнительно сорок килограмм риса и сабджи. Он садился на улице на стуле с несколькими севаками и приглашал всех на прасад, а затем наблюдал, как все с большой радостью принимают прасад.
Парам-гурудев родился в семье землевладельцев, и для него было привычным заботиться о многочисленных людях, живших на их землях. Но он говорил, что гораздо важнее помогать всем, раздавая маха-прасада, потому что любой, кто примет маха-прасад, получит духовное благо.
В 60-е годы Шрила Свами Махарадж Прабхупада приехал с западными учениками в Девананда Гаудия Матх. Западные преданные на дух не переносили чили и масляную пищу, а бенгальцы только это и ели. В итоге для западных нужно было готовить отдельно.
Кто-то спросил Свами Прабхупаду, почему он принимает учеников. В то время Парам-гурудев, его санньяса-гуру, еще присутствовал в этом мире. Свами Прабхупада ответил: «А что я должен делать? Если кто-то принимает санньясу, у него появятся дети – ученики. Если отец женил сына, неужели он запретит ему обзаводиться детьми?» Парам-гурудев, услышав об этом, обрадовался. Он был очень доволен проповедью Свами Махараджа.
Гурудев долгое время не принимал учеников. Когда ученики все-таки стали появляться, он однажды сказал мне: «Если кто-то делает что-то неправильно, это твоя вина». И действительно, стоило кому-то провиниться, Гурудев всегда ругал меня: «Почему ты не научил их, как делать правильно? Почему ты не помогаешь им? Все их ошибки – это твои ошибки, поэтому я буду ругать не их, а тебя. Тебе придется все выслушивать».
Еще он всегда мне напоминал: «Вайшнавы присутствуют в прошлом, настоящем и будущем. Не думай, что кто-то является Вайшнавом, а кто-то нет. Хоячхена хоибена прабхур джата даса сабара чарана вандо данте кори’ гхаса – нужно выражать почтение Вайшнавам прошлого, настоящего и будущего, зажав в зубах соломинку».
Кто-то мнит себя старшим преданным и считает, что не нужно относиться к новичкам с уважением. Но Гурудев предостерегал меня никогда не быть таким. Любой, кто пришел в храм, к Гуру и Вайшнавам, уже несет в себе милость Господа. Нужно уважать их. Через служение им вы получите огромное благо.