О Шриле Тривикраме Махарадже

Тривикрама Махарадж ПРАБХУДЖИ

Отрывки из хари-катхи Шрипада Премананды Прабху

Шрипад Премананда Прабху (ученик Шрилы Бхактиведанты Ваманы Госвами Махараджа, ачарьи «Гоудия Веданта Самити», по указанию своего Гурудева и Шрилы Нараяны Махараджа уже много лет заботится о Кешавджи Гоудия Матхе) сказал эту катху 20 января 2004 года, на следующий день после праздника по случаю дня явления Шрилы Б.В.Тривикрамы Махараджа.

            «Однажды Гурудев рассказывал о Свами Харидасе, который жил в Нидхуване, во Вриндаване. Он очень любил Божество (Шри Банке-) Бихариджи. Бихариджи был очень доволен Харидасом, поэтому Он проявился в Нидхуване и дал Свами Харидасу Свой даршан. У Свами Харидаса было два ученика, одного из них звали Баиджубавар. Свами Харидас учил своих учеников петь для Бихариджи (Кришны). Они играли на вине, тампуре и других музыкальных инструментах. Они установили взаимоотношения с Господом и не отклонялись от указаний Свами Харидаса.

            В тот период Индией правили мусульмане, и у императора был придворный певец, который возомнил себя великим поэтом и заявил, что без его разрешения никто во всей Индии не должен петь. Этот поэт пел ради удовольствия царя, царь был им доволен и, находясь под его влиянием, подписал указ, что без его разрешения никто не должен петь.

Ученики же Свами Харидаса воспевали для удовлетворения Бихариджи и стали, в то время, известны по всей Индии. Но когда вышел этот указ, они подумали: «О, наш Гуру пел только для Бихариджи, а теперь он не может петь». Они отправились к императору и спросили: «Почему ты принял этот указ?» Тот ответил: «Вы должны состязаться с моим певцом, и если вы выиграете, я отменю свой указ». Баиджубавар сказал: «Я готов. Пусть все министры отправятся со мной в лес. Если этот певец превзойдет меня в пении, я предамся ему, а если я спою лучше, ты сделаешь так, как я скажу». И они подписали этот договор и отправились в лес, в тихое, уединенное место.

            Баиджубавар начал петь. Он пел для Бихариджи (Кришны), и, услышав его пение, все животные и птицы окружили его. Они слушали и теряли сознание. Царь и все остальные, слушая его, плакали и забыли обо всем. Сердце царского поэта растаяло, и он тоже забыл обо всем. Во время пения Баиджубавар раздал тиграм, обезьянам, павлинам и другим птицам и животным все гирлянды, которые были у него на шее. Когда же он замолчал, все животные разбежались, а люди стали хлопать в ладоши. Они восклицали: «О, мы никогда не слышали такого чудесного пения». Царь тоже высоко оценил это прекрасное пение.

            Теперь настала очередь поэта петь. Баиджубавар сказал: «Теперь ты пой, и пусть твоё пение заставит хотя бы одно животное вернуть гирлянду, а иначе мы не признаем тебя победителем».

            Царь возразил: «Разве животные могут вернуться? Это невозможно». Баиджубавар ответил: «Все животные следуют Кришне, а вы следуете мусульманам. К тому же у тебя много жен – поэтому твой ум осквернён и у тебя нет разума». Поэт начал петь, но никто не стал счастливым от его пения, ничьё сердце не растаяло, и ни одно животное не вернулось. Закончив петь, поэт сказал: «Просто эти животные иногда приходят, а иногда нет». Тогда опять запел Баиджубавар, и снова все животные окружили его, принялись обнюхивать его, лизать его стопы, и принесли обратно все гирлянды. Сердце царя полностью растаяло, и он опять забыл обо всём. Животные не уходили, деревья сбросили листву, затем появились новые листья, пролился дождь, и наступила весна. Почему? Потому, что Баиджубавар пел только для счастья Господа и Гуру. Слова и мелодии его песен были совершенны, и все стали счастливы – Господь, Гуру и Вайшнавы. А когда Господь счастлив (Он – Параматма в сердце каждого), то все счастливы.

             И тогда все начали прославлять Баиджубавара: «Ты великий певец, великая личность!» Он ответил: «Это мой Гурудев великий, а я лишь следую моему Гурудеву». Царь подумал: «Как же прекрасно тогда должен петь его Гурудев?!», и сказал: «Я хочу пойти с тобой и встретиться с твоим Гуру Махараджем». Баиджубавар сказал: «Хорошо. Тогда ты должен оставить свои старые привычки и последовать моим указаниям. Если кто-то поет для счастья Господа, не должно быть никаких ограничений».

             Царь подчинился и приехал во Вриндаван, встретился там со многими Вайшнава-ачарьями, а потом пришел к Свами Харидасу в Нидхуван и предложил ему дандават. С ним пришло много мусульман, и все они выразили почтение Свами Харидасу. Но он даже не взглянул ни на кого. Царь спросил: «Почему Свами Харидас не поёт?» Ему ответили: «Потому что он поёт только для Господа и ни для кого другого».

             Баиджубавар подумал: «Этот человек приехал с почтением к моему Гурудеву. Как же мне быть?» Тогда он взял «Гиту» и нарочно стал петь неправильно, с ошибками. Гурудев услышал – «О, Баиджубавар, как ты поешь?!», и, выхватив книгу у него из рук, стал петь сам. Свами Харидас находится под руководством Шри Лалиты-деви. Таково его настроение. И когда он запел, Сам Бихариджи начал танцевать, и все обитатели Вриндавана, включая павлинов, тоже стали петь и танцевать. Таково было его могущество. Когда Сверхдуша (Господь) танцует, все

забывают о своем теле и уме и начинают танцевать. Так и царь – он забыл обо всём: где его корона, драгоценное ожерелье и само его тело. Он танцевал и катался по земле, все его тело покрылось пылью. Он видел только Бихариджи. Когда он пришел в себя, он подумал: «Что это за чудо?»

             Почему я рассказал историю о том, как Свами Харидас не смог вынести неправильного пения Баиджубавара и начал петь сам совершенным образом? Потому что Шрила Тривикрам Махарадж поступал по отношению к Шриле Нараяне Махараджу как Баиджубавар. Тривикрам Махарадж с начала и до конца был с Нараяной Махараджем. Как он любил его! Они были духовными братьями. Но это только внешне. Внутренне они знали, кем является каждый из них – Тривикрам Махарадж, Нараяна Махарадж и Вамана Махарадж. Когда они одновременно заболели и лежали в одной больнице, Тривикрам Махарадж сказал Нараяне Махараджу: «Я оставлю тело сейчас, а ты продолжай проповедовать».

             И вот так он ушел – Тривикрам Махарадж. Но когда он был с вашим Гурудевом (Нараяной Махараджем), он всегда говорил что нибудь против него: «Ты не правильно слушаешь, ты неправильно следуешь». Поэтому Нараяна Махарадж часто говорил нам: «Не ходите на катху Тривикрама Махараджа, вы его не поймете».

             Однажды я спросил Тривикрама Махараджа: «Преданные беспокоятся, что Вы всё время говорите что-нибудь против Нараяны Махараджа и говорите совершенно неправильно». На это он ответил: «Если палкой проткнуть большой улей, оттуда потечет мёд, а если просто смотреть на него, ничего не произойдет. Так же и я, когда говорю что-нибудь против вашего Махараджа, он начинает волноваться и говорит всё больше и больше, и льётся больше мёда. Я специально так себя веду, чтобы он больше пролил нектара. Но если он действительно сердится, я склоняюсь к его стопам, приношу дандават и принимаю пыль с его лотосных стоп себе на голову».

            Обычно утром Тривикрам Махарадж приносил поклоны Гурудеву, и они кланялись друг другу: «ванчха-калпатарубхьяш ча…». Тривикрам Махарадж говорил: «Главное не мой вопрос, а твой ответ. Но без моего вопроса мы бы не услышали твой ответ. Я стремлюсь к благу, чтобы все разногласия были разрешены открыто, чтобы поддерживалась дружба». Но обусловленные души не могли понять их взаимоотношений.

            Одна преданная (сын которой тоже преданный) однажды попросила рассказать Тривикрама Махараджа о славе Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа, и он начал «прославлять» его. Он высказался о Свами Махарадже настолько не лестно, что женщина была в шоке. Ей сказали: «Иди к нему снова». Она пошла, а он еще строже с ней – отругал, накричал: «Зачем ты опять пришла, неразумная? Уходи, не приближайся ко мне». Она была в полном недоумении и стала бояться подходить к нему. Но я сказал ей: «Иди снова, не бойся, иди с почтением, принеси цветы или еще что-нибудь. Если Вайшнав видит, что ты следуешь вайшнавскому этикету, что ты смиренна и правильно ведешь себя, то он поймет, что ты следуешь наставлениям своего Гурудева. А если Вайшнав видит, что ты приходишь в соответствии со своими собственными прихотями и пониманием, то он тебя не примет. Многие приходят и с тилаком, и кантхималами, но в действительности ничему не следуют, и поэтому Вайшнавы сторонятся их. Ты должна следовать правилам и предписаниям не только внешне. Если вы не предлагаете великому Вайшнаву поклонов и не приносите подарков, то где же ваша вера? Например, вы идете на Говардхан. Кришна сказал: «Враджабаси, предложите Говардхану рабри, молоко, халаву, масло, йогурт. Всё это устройте, потому что Он достоин поклонения». Кришна сказал – «почитайте», а если мы просто приходим и ничего не приносим, это неправильно.

И у Тривикрама Махараджа такая же природа. И та преданная снова подошла к нему, но на этот раз уже правильно – вначале предложила ему поклон, потом тихо села, ни о чем не спрашивала, молчала. Сидела полчаса. Он спросил: «Кто ты?». Она ответила: «Я ученица Нитья-лила-правишта Ом Вишнупад Аштоттарашата Шри Шримад Бхактиведанты Свами Прабхупады». «О, ты его ученица?!» – «Да, я приехала сейчас на парикраму». – «Что же ты хочешь?» – «Вы можете рассказать что-то о моём Гурудеве?» Он сказал «хорошо» и начал говорить. Плакал и прославлял его целый час. Она всё записала.

            Если вы подходите к Вайшнавам, не имея правильного вайшнавского поведения, в настроении контролирующего всё вокруг, и думая, что «они мне всё отдадут», – нет, так не получится. Это невозможно.

            Много раз, когда Тривикрам Махарадж подходил к Парам-Гурудеву (Шриле Кешаве Госвами Махараджу), чтобы задать вопрос, Парам-Гурудев был по отношению к нему очень строг, как гром и молния, ничего не отвечал, говорил только: «Читай эту книгу, смотри там, ты всё узнаешь из книг, и все твои вопросы разрешатся». Но когда к нему подходил ваш Гурудев (Шрила Нараяна Махарадж), он как бы сажал его к себе на колени и отвечал на все его вопросы. Нараяна Махарадж много раз говорил мне: «Если бы мой Гурудев не отвечал мне, я был бы в беспокойстве, не ел бы несколько дней, и, в результате, было бы еще больше беспокойств. Поэтому, когда бы я ни приходил, Гурудев всегда отвечал на все мои вопросы. А в случае с Тривикрамом Махараджем – еще до того, как тот успевал подойти, Гурудев спрашивал его: «Ты зачем пришел? Что ты тут делаешь? Уходи отсюда». Тривикрам Махарадж смиренно всё переносил и поэтому сам был строг».

            Гуру и Вайшнавы – не мирские люди. Они служат только Чайтанье Махапрабху, Нитьянанде прабху. Как Свами Харидас – он пел только для Бихариджи (Кришны) и учил этому своих учеников. Так и Парам-Гурудев – он учил своих учеников, как служить Гуру, как служить Чайтанье Махапрабху, как служить Шри Радха-Винода-Бихариджи. Такая же природа была и у Тривикрама Махараджа. Он наблюдал за брахмачари. Если он видел, что они приходят в матх, но не имеют настроения служения, или что они безумны от гнева, то он был с ними очень строг – тяжелее грома Индры.

            В Уддхаран Гаудия Матхе в Чинсуре (рядом с Калькуттой) однажды был период, когда брахмачари рано не вставали, не приходили на мангалаарати, не посещали Хари-катху, не ходили на бхикшу (сбор пожертвований для матха). Тривикрам Махарадж им ничего не говорил. Однажды он просто собрал животных в храме. Он нашёл попугая, голубя, собак, кошек, крыс, коров и даже одного мангуста. И вот, в один прекрасный день, он никому из брахмачари не дал прасада, а накормил прасадом животных. Мангуст облизывал Тривикрама Махараджа и прыгал по его телу. Тривикрам Махарадж дал ему сандеш, голубю – рис, кошку напоил молоком, крысам дал сухой рис, а ленивым брахмачари ничего не дал. Он говорил им: «Почему вы не приходите? Вы больны? Я дам вам лекарство. У вас проблемы? Почему на Хари-катху не приходите? Почему на арати не приходите? Подходите сюда. Я вам дам лекарство. Примите прасад Махапрабху».\

           Это лишь немногое из того, что я успел сейчас вспомнить о Шриле Тривикраме Махарадже. Пуджьяпад Шрила Бхактиведанта Тривикрам Махарадж ки джай!

(Приносим свои извинения за возможные неточности в транскрипции и переводе этой лекции Шрипада Премананды Прабху, язык которого не всегда просто понять.)

Отрывок из сборника «Враджа-према-3»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями!:

Куратор сайта. Блогер

Оцените автора
Бхакта Бандхав Друг Каждого
Добавить комментарий