[Ниже приведена вторая часть лекции о святом имени, прочитанной на бенгали Шрилой Бактиведантой Нараяной Госвами Махараджем, 3 ноября 1991 года в Индии]
Если повторение святого имени войдет у вас в привычку, тогда:
яд-брахма-сакшат-крити-ништхаяпи
винашам аяти вина на бхогаих
апаити нама! спхуранена тат те
прарабдха-кармети вираути ведах
(Шри Кришна-намаштакам, 4)
«О Нама! Веды громко провозглашают: стоит Тебе появиться на языке у преданного, как вся его прарабдха-карма, которую невозможно уничтожить медитацией на безличного Брахмана, тотчас бесследно исчезает».
мадхура-мадхурам этан мангалам мангаланам
сакала-нигама-валли сат-пхалам чит-сварупам
сакрид апи паригитам шраддхая хелая ва
бхригу-вара! нара-матрам тарайет кришна-нама
(Сканда-пурана)
«Имя Кришны слаще сладостного и благоприятнее всего благоприятного. Это зрелый плод цветущей лианы Вед и воплощение божественного знания, чит-шакти. О лучший из династии Бригу! Если кто-то повторит святое имя единожды с верой или равнодушием (хела), он немедленно будет спасен из этого океана рождений и смертей!»
Сакрид апи паригитам. Что произойдет, если хотя бы раз повторить его без оскорблений? Шреях. Среди всех благоприятных занятий лучшими являются шравана, киртана и другие составляющие бхакти. Бхакти подобно лотосу, и святое имя дает этому лотосу расцвести.
Видья-вадху-дживанам. Видья означает знание. В данном случае это означает трансцендентное знание. В чем разница между мирским и трансцендентным знанием? Мирское знание порабощает нас, тогда как трансцендентное знание освобождает от оков материального существования и приводит к лотосным стопам Господа Кришны.
Тот, от кого скрыто трансцендентное знание, не может увидеть все в истинном свете. В таком положении невозможно увидеть ни Господа, ни свое духовное тело. Единственное, что может быть зримо, это майя. На самом деле знание означает только трансцендентное знание, знание о преданном служении, которое ведет к памятованию о Кришне. Человек в преданном служении проходит стадии от шраддхи до ништхи, ручи, асакти, бхавы, премы, затем снехи, мана, пранайи, раги, анураги, махабхавы.
Шримати Радхика — махабхава-сварупини. Она – сварупа-шакти Кришны, которая обладает тремя типами вритти: хладини, самвит и сандхини. Она пара-видья-сварупа, воплощение трансцендентного знания. Итак, святое имя — это луч, который направляет обусловленную душу по этому благоприятному пути, начинающемуся со шраддхи. Это сама жизнь, дживана, этой видьи. Если кто-либо хочет совершать бхакти, но не повторяет святые имена, саму жизнь знания, он не сможет достичь ничего благоприятного.
«Шримад-Бхагаватам» – это трансцендентное знание, видья. Существует два типа бхагаваты: бхакта-бхагавата и грантха-бхагавата.
Анандамбудхи-вардханам. Оно увеличивает океан нашего блаженства.
Прати-падам пурнамритасваданам. Дает возможность каждое мгновение вкушать совершенный нектар.
Это святое имя так могущественно – оно может дать нам все, что угодно. Оно может привести нас не только на Вайкунтху – даже на Голоку Вриндавана! Этого нельзя достичь другим путем. Погруженный в блаженство, садхака достигает лотосных стоп Кришны.
Сарватма-снапанам. Оно полностью очищает и успокаивает душу. Того, кто повторяет святое имя, майя больше не может коснуться – он полностью погружен в трансцендентное.
Парам виджаяте шри-кришна-санкиртанам. Мы молимся, чтобы святое имя, неотличное от Кришны и всегда одерживающее победу, проявилось в наших сердцах.
Рупа Госвами сказал в «Шри Кришна-намаштакам»:
судиташрита-джанарти-рашайе
рамья-чид-гхана сукха-сварупине
нама гокула-махотсавая те
кришна-пурна-вапуше намо намах
(Шри Кришна-намаштакам, 7)
«О Кришна-нама, освобождающая от бесчисленных страданий всех, кто нашел у Тебя прибежище! О воплощение восхитительного трансцендентного блаженства! О великий праздник для обитателей Гокулы! О вездесущая! О Кришна-нама, снова и снова я почтительно кланяюсь тебе, вместилищу всех достоинств!»
вачьям вачакам ити удети бхавато нама! сварупа-дваям
пурвасмат парам эва ханта карунам татрапи джанимахе
яс тасмин вихитапарадха-нивахах прани самантад бхавед
асьенедам упасья со ‘пи хи саданандамбудхау маджджати
(Шри Кришна-намаштакам, 6)
«О Нама! В этом мире Ты являешь себя в двух образах: как вачья – Параматма в сердце каждого, и вачака, звуковая вибрация имен Кришна и Говинда. Мы знаем, что Твой образ вачаки более милостив, ибо позволяет погрузиться в океан блаженства даже тем, кто пренебрег Твоим образом вачьи».
Когда солнце святого имени взойдет в нашем сердце, все страдания уйдут. Когда появляется его тень, материальные арти (страдания) дживы уменьшаются, но когда само святое имя приходит в сердце, тогда появляется вираха—арти Кришны, боль разлуки с Ним. Рамья-чид-гхана-сукха-сварупине. Это воплощение концентрированного блаженства. Это великий праздник Гокулы. Что такое Гокула? Гопа, гопи, го-дхана. Это их праздник. Что подразумевается под праздником Гокулы? Имеется в виду, что святое имя дарует ананду, блаженство, им всем.
итидрик сва-лилабхир ананда-кунде
сва-гхошам нимадджантам
(Дамодараштакам, 3)
«Своими играми, подобными этой, Он дарует высочайшее блаженство жителям Гокулы».
Те кришна пурна-вапуше намо намаха. Вновь и вновь я почтительно склоняюсь перед святым именем.
Это все на сегодня.