23 августа 1996 года, Матхура

[Представленный ниже текст является переводом лекции Шрилы Гурудева, нитья-лила правишта ом вишнупада аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа, данной им на хинди.]

1990-KB gopas running

Поглощенный настроениями гопи, Парикшит Махарадж поведал своей матери, Уттаре-деви, о славе Кришны. Глазами, умащенными бальзамом бхавы (бхава-нетра), он видел и слышал, как Кришна играет на флейте. Его взору открылось, как Кришна входит в лес, а птицы и звери в это время всячески служат Ему.

Гопи думали: «Все служат Кришне, кроме нас. Ямуна, мужья олених… Гирирадж Говардхан служит Кришне».

 

хантаям адрир абала хари-даса-варьо

яд рама-кришна-чарана-спараша-прамодах

манам таноти саха-го-ганайос тайор ят

пания-суяваса-кандара-кандамулаих

(Ш.-Б., 10.21.18)

[Дорогие подруги! Этот Гирирадж Говардхан – лучший среди слуг Шри Хари! Он дает Кришне, Балараме и Их коровам, телятам и мальчикам-пастушкам все необходимое: чистую прохладную воду, нежную зеленую траву, изумительной формы пещеры для отдыха, разнообразные плоды, съедобные коренья и цветы. Так он выражает Господу свое почтение. От прикосновения лотосных стопы Кришны и Баларамы Говардхан сияет от счастья.]

 

Глазами, умащенными бальзамом бхавы, гопи видели, как Кришна играл с друзьями на Гирирадже, а коровы между тем паслись на лугу. Коровы всегда хотят сочную траву, именно ее они всегда ищут.

[Звук прервался]

…колючки никогда не ранят коров, поскольку Бхагаван сделал их копыта твердыми. Коровы не смотрят назад – их взгляды устремлены только на траву. В то время Говардхан нагрелся под лучами солнца, и его шилы стали горячими. Даже песок накалился! Но коров это не смущало – они охотно щипали травку. Что же увидели гопи? Они увидели, как облака, нависнув над Кришной, устроили для Него прохладную тень.

 

дриштватапе враджа-пашун саха рама-гопаих

санчараянтам ану венум удираянтам

према-правриддха удитах кусумавалибхих

сакхьюр вьядхат сва-вапушамбуда атапатрам

(Шримад-Бхагаватам, 10.21.16)

 

[Стоит облакам увидеть, как Шри Кришна и Баладева в компании пастушков пасут коров под палящими лучами солнца, и услышать сладостную мелодию флейты, они тотчас собираются над Ними. Поднявшись ввысь, они раскидываются по всему небу, чтобы защитить собственными телами, словно зонтиком, своего любимого друга. Когда же облака начинают проливаться небольшими каплями дождя, кажется, будто они осыпают Его прекрасными белыми цветами.]

 

Есть много видов коров и телят. Шрила Санатана Госвами и Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур в своих комментариях описали их. Баладева Прабху и мальчики-пастушки (Дхама, Шридхама, Васудама, Стока-кришна, Лаванга, Арджуна, Уджджвала, Субал, Мадхумангал и другие) тоже находились с Кришной. Там собралось столько коров и телят, что их просто невозможно было сосчитать.

У гопи на сердце стало неспокойно, когда они подумали: «Должно быть раскаленная поверхность Гирираджа причиняет боль лотосным стопам Кришны, но Он, несмотря на это, продолжает пасти коров!»

Вдруг они увидели, что за Кришной плыли облака. Они отбрасывали на Него прохладную тень и, подобно зонтику, не пропускали жгучие солнечные лучи. Когда коровы устремлялись на другое пастбище, Кришна следовал за ними, а когда они разбредались в поисках сочной травы, Кришна начинал играть на флейте, чтобы собрать их. После того как коровы окружали Его и сакхов, Кришна продолжал выводить сладостные мелодии на флейте.

Жадный человек думает, что все в этом мире такие же жадные, как он. Вор видит всех ворами, а похотливый видит во всех похоть. Политикан полагает, что все вокруг него плетут интриги. Так и гопи видят в сердцах других свое собственное настроение служения. Они чувствуют, что каждый служит Кришне, как они сами.

Облака – это друзья Кришны. Почему? Они темного цвета, как и Он. Когда Кришна играет на флейте, они отзываются раскатами грома. Жизнь каждого зависит от облаков. Не проливай они дожди, все бы умерло. Точно так же Кришна является жизнью и душой для каждого. В шастрах говорится, что человек заводит дружбу с людьми, мыслящими похожим образом. У тех, кто мыслит по-разному, будут натянутые отношения.

Что произойдет, если очень некрасивый человек жениться на красавице? Тогда в семье не миновать ссор. Подобное происходит в наше время, но прежде такого не было. Мужчина может отдать огромную сумму денег за руку невесты. Но каков будет результат? Она никогда не полюбит его. Взаимное притяжение возникает только между родственными душами. По такому принципу образуются семейные пары.

Поэтому облака думали: «Кришна темный, как и мы. Он заботится обо всех, так же, как и мы. Он такой же милостивый, как и мы».

Облака беспричинно проливают милость, они на всех смотрят одинаково. Точно так же милость Кришны проливается на каждого. Облака следовали за Кришной, куда бы Он ни пошел, и обеспечивали Его прохладной тенью. Кришна тоже беспричинно проливает Свою милость на каждого. Поэтому гопи сравнили облака с Кришной.

Они сказали Уддхаве: «Наша любовь и любовь Кришны была беспричинной и безусловной. Мы любили друг друга бескорыстно, но куда все ушло? Кришна женился на 16 108 принцессах, и теперь у Него много детей. Он счастливо живет в Двараке. Почему это произошло, ведь наша любовь была безупречной?»

Уддхаваджи потерял дар речи.

Гопи продолжали: «Что ж, спроси об этом Шьяму (Кришну). Он ответит тебе, а затем ты поведаешь нам о природе премы, которая бескорыстна и беспричинна. Но сначала пойми прему, у которой есть причина, поскольку лишь тогда ты сможешь понять природу чистой любви».

Мы можем только поверхностно судить о некоторых признаках премы, но понять или определить, что такое настоящая према, нам не под силу. Хотя мы можем любить друг друга, никто не увидит наши чувства. Окружающие способны оценить степень нашей любви лишь по определенным признакам. Например, человек кого-то любит, но его любовь невидима чужому глазу. Однако когда родители после долгой разлуки встречаются с сыном, их любовь к нему проявится самыми разными способами: они будут гладить его по голове, обнимать с большой нежностью… Слезы заструятся по их щекам. Но это внешние признаки любви. Влюбленные и друзья скрывают свои чувства от посторонних, и тем не менее их обоюдная любовь очевидна: она выдает себя через слезы и другие признаки.

В этом мире не найти чистую, настоящую любовь. Продажные женщины любят клиентов за их деньги. Опустошив кошелек богача, блудница непременно бросит его. Похотливый человек будет любить женщину до тех пор, пока она удовлетворяет его страсть, а потом разорвет с ней отношения. Шмель кружит над цветком, потому что его привлекает нектар. Собрав желаемое, шмель никогда больше не вернется к этому цветку. Множество птиц садятся на дерево, пока оно обеспечивает их фруктами, листьями и тенью. Но как только дерево высыхает, птицы покидают его.

Нищий заходит к домохозяевам со словами: «Радхе Радхе!»

Домохозяин дает ему немного пожертвований и еды, а потом просит: «Бабаджи, пожалуйста, расскажи нам хари-катху».

Нищий ответит: «У меня нет времени. Мне нужно уходить».

Однако на то, чтобы выпрашивать милостыню, у него найдется время.

Ученики служат в школе своим учителям только до тех пор, пока не получат образование. Закончив школу, они никогда больше не навестят их. Например, Кришна жил в Удджаине в ашраме Сандипани Муни, но нигде не упоминается, что, обучившись разным искусствам, Он снова встречался с Сандипани Муни. Мы тоже учились в школе и в то время очень старались угодить учителям, однако после окончания школы ни разу не встречались с ними. Мы не знаем, живы ли они сейчас или нет. Итак, ученик забывает о своих учителях, как только учеба подходит к концу.

Подданные любят царя только до тех пор, пока тот жив. Стоит царю оставить трон или умереть, они его забудут. Олени любят лес из-за богатой растительности, воды и пропитания. Сгори же лес дотла, олени покинут его. Подобная любовь несет в себе определенную корысть, что диаметрально противоположно бескорыстной любви. Только любовь, направленная на Кришну, может быть безусловной и беспричинной. А Вайшнавом можно назвать только того, кто на самом деле культивирует такую бескорыстную любовь к Кришне.

В безусловной любви нет и следа эгоизма. В этом мире можно найти только подобие такой любви.

Например, одна женщина очень любила мужа, несмотря на то, что тот страдал проказой. Однако даже любовь Шравана Кумара к своим родителям не была полностью безусловной. Но любовь, которую гопи испытывают к Кришне, безусловна, несравненна и кристально чиста. Прахлада Махарадж также обладал чистой любовью к Бхагавану, в его сердце не было эгоизма. И тем не менее его любовь не настолько возвышенна, как любовь враджаваси или гопи. Любовь Рукмини и Сатьябхамы также не столь высока: в ней есть примесь желания своего собственного счастья. Любовь гопи другая. Они все делают для Кришны и никто не может служить так, как они.

Санчараянтам ану венум удираянтам. Кришна играет на флейте и следует за коровами. Мелодией флейты Он хочет собрать коров вместе, чтобы они испили воды. Облака, увидев, что Кришна пасет коров, несмотря на сильную жару, начали служить Ему. Обычно они добродушно проливают капли дождя на всех. Облакам нечего взять у Кришны, но Кришне есть, что взять у облаков. Облака служат Ему. Слугам и друзьям не подобает ждать награды после служения, оно должно быть бескорыстным. Например, облака служат Кришне бескорыстно, как дорогие Его сердцу друзья. Нам стоит взращивать в душе такую же любовь и привязанность к Вайшнавам, служить им, как эти облака, то есть безо всякого двуличия. У слуг Кришны должно быть настроение дружеской любви (сакхья-бхава).

Допустим, у гуру пятьдесят учеников. Каждый из них сам по себе, и они постоянно ссорятся друг с другом. Почему? Они не развили полноценную любовь к своему гуру, а потому не могут любить других бескорыстно, все время тратят на склоки. Но если мы примем прибежище у такого гуру, как Агастья Риши, тогда подобное не произойдет. Ученик должен быть, как Валмики.

Ни у кого нет сомнений относительно Шрилы Прабхупады. Он истинный гуру.

Преданный имеет безграничную духовную силу.

 

брахманда тарите шакти дхаре джане джане

э веда пуране гуна гая джеба шуне

(Вайшнава-вандана, 7)

[Я знаю об их величии из Вед и Пуран, провозглашающих, что каждый из преданных Гауранги Махапрабху способен освободить целую вселенную.]

 

Однако тех, кто положит глаз на деньги и богатство гуру, нельзя назвать идеальными учениками. Поэтому нужно бескорыстно служить гуру. Не будьте двуличными, всем жертвуйте ради него. В «Гите» упомянуто множество святых качеств, которыми должен обладать садхак. Например, садхак должен сохранять невозмутимость как в счастье, так и в горе.

Шрила Прабхупада основал матхи, чтобы помочь всем культивировать чистую преданность. Матханти васанти чхатра. Матхи – это центры трансцендентного знания. Далеко не все являются освобожденными душами. Обусловленные души склонны создавать различные концепции.

Облакам нечего взять у Кришны, но они следуют за Ним, поскольку очень любят Его. Кришна так же бескорыстно служит коровам. Он постоянно идет за ними немного позади, готовый удовлетворить все их потребности. Каждую из них Он считает Своей матерью. Он обеспечивает коров зонтиками, обувью и всем остальным. Облака, услышав песнь флейты Кришны, проливают потоки дождя. Особенно они тянутся к Нему, когда Кришна играет на флейте мелодию, напоминающую раскаты грома.

Према-правриддха удитах кусумавалибхих. Кришна продолжал выводить трели на флейте, и облака, слушая их, проливали потоки дождя все интенсивнее. Так они обеспечивая прохладой Кришну и Его сакхов. Дети всегда очень радуются дождю, особенно если его давно не было. Дождь всем дарует прохладу. Так, облака проливали дождь ради удовольствия Кришны… У нас должны быть дружеские чувства, как у облаков. Если вы кого-то презираете, тогда все пойдет насмарку. Никого не презирайте! Тогда в вашем сердце всегда будет царить мир.

Сакхи c радостными песнями следовали за Кришной.

Облака проливаются дождем, когда их останавливают – поэтому необходимы сильный ветер и горы. Игрой на флейте Кришна остановил облака: они застыли в небе и начали проливаться освежающим дождиком.

Гопи сказали: «Облака – это друзья Кришны. Они следуют за Ним и дарят охлаждающий дождь».

Обладают ли облака сознанием или нет? Обычно облака не являются сознающими существами, но в духовном мире всё имеет сознание, даже облака. Гирирадж, трава – Во Врадже всё обладает сознанием. А прему можно найти там, где есть сознание.

[Звук прервался]

Сестры, встретившись после долгой разлуки, очень радуются друг другу. Когда Кришна играет на флейте, облака обычно отзываются глухими раскатами грома, которые созвучны нотам флейты Кришны. При виде друга из их глаз текут слезы, а волоски на теле встают дыбом. Иногда можно наблюдать, как облака меняют цвет, а также можно рассматривать цвет облаков из иллюминатора самолета. Облака приходят в экстаз, когда слышат, как Кришна играет на флейте.

Кришна извлекает из флейты сладостные мелодии, чтобы коровы попили воды или же собрались вместе. Облака парили очень высоко в небе, но постепенно опускались, чтобы быть поближе к Кришне. И вот, нависнув прямо над Его головой, они потемнели и стали плотными, а когда услышали игру Кришны на флейте, пролили потоки дождя. При виде Кришны их счастье и любовь усилились.

Не каждое сердце растает от созерцания облика Кришны или от слушания Его игры на флейте. Смягчилось ли сердце Камсы, когда он увидел Кришну или услышал Его мелодии флейты? Агхасура и Бакасура тоже наверняка слышали флейту Кришны, но их сердца не растаяли. Наоборот, они хотели причинить Кришне вред.

Чтобы услышать, как Кришна играет на Своей флейте, нам нужно иметь чистое сердце, иначе это никогда не произойдет. Даже если мы и услышим Его игру на флейте, у нас может быть враждебное отношение к Нему. Поэтому наша прайоджана (цель) – это према. Нам нужна только према. Без нее для нас останется загадкой, кто такой Кришна, как сладостны Его облик (рупа-мадхури) и Его игра на флейте (вену-мадхури).

Слушая, как Кришна играет на флейте, человек может восхититься: «Как прекрасно!»

Другой скажет: «Что такого особенного в Его игре на флейте? Я бы лучше обсудил брахма-гьяну (эмпирическое знание)».

А у третьего может быть склонность к таттва-сиддханте или «Бхагавад-гите». Все зависит от самскар (впечатлений, накопленных в прошлых и нынешней жизнях).

Красота и игры Кришны крадут сердце каждого. Как?

 

тава катхамритам тапта-дживанам

кавибхир идитам калмашапахам

шравана-мангалам шримад ататам

бхуви гринанти йе бхури-да джанах

(Ш.-Б., 10.31.9)

 

[О Кришна, Твои слова и повествования о Тебе, словно нектар бессмертия, спасают страждущих в материальном мире. Они полны красоты и духовной силы. Поведанные устами Твоих чистых преданных, они освобождают от грехов и даруют вечное благословение кришна-премы тем, кто внимает им с верой. Несомненно, провозвестники, несущие их повсюду, – самые великодушные и сострадательные из людей.]

 

Летняя жара очень сильно изнуряет человека: от нее иссыхает все тело, а сердце начинает отчаянно биться. Но порывистый ветер, провозвестник дождя, приводит в чувства. Таким же образом Махапрабху возвращает всех к жизни Своим взглядом. Точно так же даршан Кришны вливает силы в изможденных от зноя материальной жизни душ. По Его милости улетучиваются все их страдания. Люди всегда радуются при виде облаков, это охлаждает их сердца. Поэтому облака и Кришна имеют схожую природу. Они – друзья.

Облака, как настоящие друзья, бескорыстно любят Кришну. Если Он испытывает какие-то трудности, они тут же приходят на помощь. Они защищают Кришну своими телами, словно зонтиком, непрерывно обеспечивая Его тенью.

Кусумавалибхих. Их капли воды подобны нежным цветам, которые осыпают Кришну. Облака действуют как зонтик. Они также роняют дождевые капли, словно цветы. Они служат не только Кришне, но и Баладеве Прабху и всем сакхам.

Однажды, когда Рамануджачарья с учениками проходил через лес, их пригласили поучаствовать в дебатах. Ученик Рамануджачарьи, Куреш, сказал своему гуру, что пойдет вместо него в царский дворец. Куреш одержал там победу, но царь сделал его слепым. Тем временем Рамануджачарья с учениками пришли в деревню, где у Рамануджачарьи было трое учеников: один сказочно богатый, а двое других – нищая супружеская пара.

Рамануджачарья подумал: «Если мы пойдем к супружеской паре, то доставим им беспокойства. Как им, бедным, накормить нашу большую группу?»

Поэтому он послал двух своих учеников к богатому ученику. Тот, услышав о прибытии Гурудева, очень обрадовался. Он зашел в дом и начал готовиться к встрече. Однако он настолько погрузился во все эти хлопоты, что забыл про своих духовных братьев, которые продолжали стоять на пороге. Подождав какое-то время, они в итоге подумали: «Он игнорирует нашего Гурудева, раз не возвращается».

К Рамануджачарье они вернулись со словами: «Гурудев, мы рассказали ему о вашем прибытии. Он очень обрадовался и зашел в дом. Мы долго его ждали, но так и не дождались».

У богатого ученика была сильная любовь к своему Гурудеву, но никаких чувств по отношению к духовным братьям. Рамануджачарья оставил его и попросил учеников пойти в дом бедной семейной пары.

Какой из этого следует вывод? Гурудев будет крайне счастлив, когда служат его ученикам. Но Гурудев должен быть истинным. Кришна тоже будет доволен, когда служат не только Ему, но и Его последователям.

Кришна сказал: «Меня не порадует тот, кто служит только Мне. Я очень счастлив, когда служат Моим слугам. Преданные Моих преданных неообычайно дороги Мне».

 

мадж-джанманах пхалам идам мадху-каитабхаре

мат-прартхания-мад-ануграха эша эва

твад-бхритья-бхритья-паричарака-бхритья-бхритья-

бхритьясья бхритьям ити мам смара лока-натха

(Мукунда-мала-стотра)

 

[О враг Мадху и Кайтабхи, о Повелитель вселенной! Совершенством жизни моей станет момент, когда Ты признаешь меня слугой слуги слуги слуги слуги Твоего слуги. Лишь об этом я горячо молю Тебя.]

 

Поэтому служите не только Гурудеву, но и его слугам. Гурудев не будет счастлив, если вы пренебрегаете ими.

Кто-то может сказать: «Мы принимаем Кришну, но не Баладеву», а другие: «Мы принимаем Баладеву, но не Кришну». Кто-то принимает Гаурачандру, но не Нитьянанду, либо Нитьянанду, но не Гаурачандру… Что это такое? Это не иначе как оскорбление. Поэтому мы должны принимать во внимание вышесказанное, когда совершаем служение. Кришна будет очень счастлив, даже когда вы почитаете гопи, а Его не признаете. Что такое сева? Это твердый настрой: «Я исполню желания моего Прабху. Я исполню желания Его сакхов».

Служение нужно совершать в благоприятном настроении.

 

аньябхилашита-шуньям гьяна-кармадй-анавритам

анукульена кришнану-шиланам бхактир уттама

 (Бхакти-расамрита-синдху, 1.1.11)

[Деятельность, направленная исключительно на удовлетворение Шри Кришны, другими словами, непрерывный поток служения Шри Кришне посредством тела, ума и речи, сопровождающаяся различными духовными эмоциями (бхавами), свободная от влияния гьяны (знания, имеющего целью имперсональное освобождение), кармы (прагматической деятельности) и не преследующая иных желаний, кроме желания принести счастье Шри Кришне, называется уттама-бхакти, чистым преданным служением.]

 

Служите, чтобы порадовать Кришну и Его друзей! Не руководствуйтесь собственными прихотями.

«Мы самые неудачливые! – воскликнули гопи. – Мы не можем служить так, как это делают облака. Мы не можем охладить тело Кришны и служить Его лотосным стопам. Мы ничего не можем сделать для Его друзей и коров. Нам нечем порадовать Кришну. Жизнь облаков сегодня увенчалась успехом, поскольку они служат Кришне всеми возможными способами. Они не просто облака, они – друзья Кришны. А мы всего лишь девушки, и потому никак не можем служить Ему. Все против нас, однако для облаков созданы все условия… Они не сталкиваются ни с какими препятствиями в своем служении Кришне. У нас же есть родители, свекры и свекрови, мужья, братья и сестры, общество… И каждый из них против нас.

Когда Кришна пасет коров, облака, птицы и звери получают Его даршан.  А мы – нет. Хотя наши дома находятся рядом с домом Кришны, мы не можем Его увидеть. Даже если мы получаем Его даршан и слышим Его игру на флейте, мы падаем на землю без чувств. Как же нам служить Ему? Наши глаза не позволяют нам непрерывно видеть Его, потому что постоянно моргают.

Мы не можем никак послужить Ему. Нас охватывает сильное желание побежать и послужить Кришне, однако сделать это мы не в состоянии. Наши тела становятся бессильными. Мы не можем создавать для Кришны тень, собирать воду и охлаждать Кришну, как облака. У нас нет таких способностей. Поэтому облака совершают такое чудесное служение Кришне! А мы самые неудачливые… После смерти мы хотим стать облаками: тогда мы сможем служить Кришне, как они.

Хотя мы слышим флейту Кришны, мы не можем выйти из дома. Увы! Мы самые неудачливые! Эти облака служат Кришне с такой любовью».

Так сокрушаются гопи. Описывая эти настроения гопи, Махарадж Парикшит тоже погрузился в них. Когда Уттара-деви услышала об этом, она также погрузилась в их настроения. Ее сердце стало единым с их сердцами.

Гаура Премананде! Хари Харибол!

 

ванча калпатарубхьяш ча крипа-синдхубхья эва ча

патитанам паванебхьо вайшнавебхьо намо намах

 

[Я в почтении склоняюсь перед Вайшнавами, которые подобны древу желаний. Исполненные безграничного милосердия, они спасают падшие души.]