Ученик: В лекциях по «Вилапа-кусуманджали» Шрила Гурудев объяснял, что в первом стихе Кришна прямо поцеловал Рупу Манджари. Однако в своем комментарии к «Рага-вартма-чандрике» Шрила Гурудев говорит, что в первом стихе «Вилапа-кусуманджали» Кришна поцеловал Шримати Радхарани, и след от Его поцелуя оказался и на губах Рупы Манджари. В хари-катхе вы сказали, что Радхарани наказала Кришне только подойти поближе, чтобы увидеть красоту и славу Рупы Манджари, не притрагиваться, не срывать этот чарующий лотос и не убегать с ним. Однако, приблизившись, Кришна был сбит с толку – и поцеловал ее в губы. Это напоминало шмеля, пьющего мед из лотоса. Тогда Рупа Манджари убежала.

Как это правильно понимать?

Прабуджи: Радхарани не будет полностью удовлетворена, пока Кришна не выкажет Свою любовь к тому, кого любит Она Сама. Например, если я тебя люблю, и Гурудев ласков к тебе, это доставит мне столько радости. Так и здесь – Радхарани хочет, чтобы Кришна проявил Свои нежные чувства к Рупе Манджари. Этим Она будет очень довольна. Кришна отправился к Рупе Манджари ради счастья Радхарани.

Ученик: Почему же Рупа Манджари убежала, если таково было желание Радхарани?

Прабуджи: Она убежала, потому что не хотела независимо принимать какие-либо проявления чувств от Кришны. Это природа ее любви. Рупа Манджари в высшей степени близка Шримати Радхарани, как горячо любимая Ею экспансия. Она настолько похожа на Радхарани, что Кришна порой не может различить их. Скажи мне, кто находится в сердце Радхарани?

Ученик: Кришна.

Прабуджи: А в сердце Рупы Манджари?

Ученик: Радхарани.

Прабуджи: Когда Кришна подошел к Рупе Манджари, Он увидел: «Здесь только Радхарани». Ошибся ли Кришна, или Его восприятие было верным? Он был сбит с толку: «Кто же это?» С головы до пят, внутри и снаружи Рупа Манджари – это воплощение Радхарани. В ее сердце нет места для кого-либо еще. Итак, Кришна не допустил никакой ошибки.

Ученик: В таком случае оба момента действительны? Получается, что порой Кришна целует Радхарани, и этот след проявляется у Шри Рупы Манджари, а иногда Кришна приходит в недоумение и целует непосредственно Рупу Манджари?

Прабуджи: Практически да. Кришна не мог четко уяснить: «Кто это? Это Рупа или Радхарани?» Когда Кришна посмотрел на Рупу, Он увидел только Радхарани. Об этом говорится в писаниях:

 

стхавара-джангама декхе, на декхе тара мурти

сарватра хая ниджа ишта-дева-спхурти

(Ч.-ч., М., 8.274)

 

«Маха-бхагавата, преданный, находящийся на высоком духовном уровне, конечно же, видит различные движущиеся и неподвижные объекты, но в его глазах это не просто материальные тела. Куда бы он ни взглянул, его взору предстает облик Верховного Господа».

 

Кришна приходит на Радха-кунду, и во всех лианах, растениях, деревьях и всем остальном вокруг Радха-кунды Он видит только множество сваруп Радхарани. Все изображения Радхарани в их сердцах, танцующие изображения Радхарани отражаются в глазах Кришны. Видя это, Кришна  изумляется и начинает в восторге танцевать.

Вринда-деви приходит к Кришне и спрашивает: «Почему Ты танцуешь?»

— Я учусь искусству танца.

— Кто же Твой учитель?

— Мой Гуру.

— А кто Твой Гуру?

— Радхарани.

радхикара према-гуру, ами шишья ната

сада ама нана нритье начая удбхата

(Ч.-ч., Ади, 4.124)

[Шри Кришна говорит:] «Любовь Радхики — Мой учитель, а Я — Ее танцующий ученик. Ее према каждый раз заставляет Меня танцевать по-новому».

 

Так и здесь – Кришна пришел к Рупе Манджари и, растерявшись, поцеловал ее, думая, что это Радхарани.

Ученик: Вы сказали, что Радхарани Сама послала Кришну к Рупе Манджари.

Прабуджи: Это было для того, чтобы ты понял, чем отличается возвышенная любовь Радхарани к тем, кто принял у Нее  прибежище. Кришна подошел и увидел, что Рупа Манджари внутри и снаружи была воплощением Радхарани. В замешательстве Он подумал: «Кто это? Это Радхарани?» Нет никого другого, так же погруженного в Радхарани. Поэтому Рупа Манджари стала словно воплощением Радхарани.

Радхарани хотела, чтобы Кришна проявил Свою любовь к Рупе Манджари, поэтому-то Кришна и отправился к Рупе. Однако взглянув на нее, он смутился, не понимая, это Радхарани или Рупа Манджари. Рагхунатха дас Госвами увидел, что Кришна пошел к Рупе. Почему? Здесь есть один момент. Кришна всегда целует Радхарани, и одним лишь разом не ограничивается. Но тогда что же особенного здесь в Рупе Манджари? Эта молитва Рагхунатхи даса Госвами описывает особые качества Рупы Манджари.

Кришна всегда с Радхарани и наслаждается с Нею играми, но то, что Он пошел к Рупе Манджари, показало особенность Рупы.

Ученик: На лекции вы сказали, что Дас Госвами Прабху показывает в этом стихе, как совершенным образом прославлять Шри Гуру. Этот пример относится только к Шри Рупе Манджари или же эту концепцию можно применить и ко всем истинным рупануга гуру?

Прабуджи: В «Арчана-дипике» сказано:

 

радха-саммукха-самсактим сакхи-санга-нивасиним

твам ахам сататам ванде мадхавашрая виграхам

 «О Гурудев! Снова и снова я предлагаю тебе свои поклоны. Ты всегда рядом со Шримати Радхарани и очень предан Ей. Ты всегда находишься в обществе Ее близких подруг, гопи, и ты – обитель любовной преданности Шри Мадхаве».

 

Это гуру-вандана и стути. Как много признаков указано здесь? Ты не знаешь этого. Однажды Шрила Гурудев после арати завел меня в свою комнату и, отпустив всех остальных, спросил: «Эй, ты знаешь, что такое кришнанандая-дхимахи

– Что я знаю?

Кришнананда означает, что Шри Гуру дарует ананду Кришне, ? сказал Шрила Гурудев. – Это также относится к Радхарани, которая известна как КришнА.

Как Гурудев доставляет наслаждение (ананду) Радхе-Кришне? Как он служит? Как он близок Им?

 

никунджа-юно рати-кели-сиддхьяй

йа йалибхир юктир апекшания

татрати-дакшьяд ати-валлабхасья

ванде гурох шри чаранаравиндам

(Шри Гурваштака, 6)

«Я возношу молитвы лотосным стопам Шри Гурудева, который в образе прекрасной сакхи обсуждает со своими подругами, как лучше устроить любовные развлечения (рати-кели) Божественной Четы в рощах Вриндавана. Он необычайно искусен в служении Шри Шри Радхе-Кришне и поэтому очень дорог Им».

 

Это высший из всех этих стихов. Рупануга гуру очень искусно совершает служение в сокровенных играх Радхи-Кришны. Как он служит? Кришна-ананда означает сева-ананда. Это служение доставляет  Кришне большое удовольствие. Как Кришна может быть удовлетворен? Что это за служение? Когда вы действительно приблизитесь к Гуру, тогда сможете понять эти темы. У манджари есть только одно желание: «Как я могу устроить встречу Радхарани с Кришной?» Ни у одной манджари нет желания независимо встречаться с Кришной.

 

Выдержки из лекций Шрилы Гурудева по «Вилапа-кусуманджали»

«Почему Шрила Рагхунатха дас Говами говорит таким образом? Его слова связаны с играми. Ранее в своей сварупе как Рати Манджари он встретился с Рупой Манджари, которая в то время была преисполнена радости. Возможно, это было время раса-лилы, и вскоре после расы они встретились. Внутреннее значение ее обращения таково: «Я видела сегодня, что Кришна пришел и встретился с тобой, и поэтому твои губы поранены. Можешь ли ты объяснить, что произошло?» Сразу же Рупа Манджари обняла Рати Манджари и начала вспоминать ту игру. Она не могла ответить напрямую, но ее глаза и настроение говорили: «Да, Кришна сделал это».

«Это не так, что они никогда не встречаются с Кришной.  Кришна иногда встречается с ними и тем самым исполняет желание Радхики. Здесь, по желанию Радхики, Кришна встретился с Рупой Манджари. После этого Рати Манджари встретилась с Рупой Манджари и произнесла слова этой шлоки.

Читали ли вы стих шри рупа манджари карарчита падападма? Все шлоки «Вилапа-кусуманджали» подтверждают эту идею. Все рупануга гаудия-вайшнавы памятуют и ежедневно повторяют эти шлоки. Это наша конечная цель. Вы будете так удачливы, если через тысячи и миллионы рождений у вас появится хоть какая-то жажда к этому!

Адхикара (квалификация) к этому придет по милости гопи, которая явится в этом мире как рагануга Вайшнав. Тогда вам будет очень легко памятовать все эти молитвы и игры. Сейчас вам непросто делать это, но потом памятование будет легко приходить само собой, безо всяких лишних усилий».
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

Отправить