Кришна идет с враджа-деви в тенистые рощи Нидхувана, чтобы вкусить пьянящий медовый напиток. Он пытается пройти в самую гущу леса. Он лишен покоя и не поддается никому, но прекрасные деревья, лианы и кустарники в Нидхуване пленяют Кришну своей любовью. Исходящий от них аромат меда нежно ласкает нос Кришны. Всю свою сладость они берегут для Него. Почувствовав этот медовый аромат, Кришна не может покинуть лес — как будто Он попал в плен. Так муравей приходит испить меда и полностью вязнет в нем.
Кришна думает, что пора уходить из Нидхувана, но терпкое благоухание меда, которое источают деревья, очаровывает Его. В Нидхуване гопи играют с Ним. Испив чудесный напиток, они говорят Ему сладкие слова, и уши Кришны жадно пьют нектар этих бесед!
Они усаживают Кришну к себе на колени, и Он становится практически невесомым. Затем они усаживают Его на качели, приговаривая: “Садись сюда, мы будем Тебя качать”.
Оглядываясь, Кришна видит, что по всем ветвям деревьев струится мед.
Это приводит Его в смущение: “Они столько всего устроили для Меня, а Я не могу отплатить им. Как же выразить им благодарность?”
От меда, который одна кишори подносит Кришне, Он пьянеет.
В западных странах продается алкогольный напиток на основе меда, но он совершенно не похож на особый медовый напиток Враджа.
Напившись нектара, Кришна не может выговорить имя Лалиты, только: “Ла ла ла Лалита”. Он произносит: “Я видел видел видел”, а сакхи думают: “Что с Ним сегодня?” Он совершенно пьян. Кришна показывает в одну сторону: “Га, га, га”. Иногда он повторяет: “Ла ла аламбите” (“держите меня”). Каждый слог Он произносит четыре-пять раз, но не может сказать слово полностью. Иногда он говорит: “Ви, ви, випинам” (“Я иду в сад”), но не может закончить предложение…
Кришна не в силах выразить то, что Он хочет. Это и называется чистой любовью. Она захватывает Его полностью. Кришна – Парабрахман, Он всем раздает благословения, но сейчас, во Враджа-мандале, Он не способен состязаться с гопи, и только говорит:
на парайе ‘хам ниравадья-самьюджам
сва-садху-критьям вибудхаюшапи вах
йа мабхаджан дурджара-геха-шринкхалах
самвришчья тад вах пратияту садхуна
(Шримад-Бхагаватам, 10.32.22)
«Дорогие гопи, Я никогда не смогу отплатить вам. Я не могу оставить ни одного из Своих преданных, даже садхаку в этом мире, в то время как вы оставили своих отцов, матерей, сестер, богатство, репутацию и мирскую дхарму. Неспособный на это, Я навеки в неоплатном долгу перед вами. Я молюсь, чтобы вы были милостивы ко Мне – пусть же ваши славные деяния и будут вам вознаграждением».
Кришна чувствует себя в вечном долгу перед гопи за их несравненную любовь, Он не сможет отплатить им за миллионы жизней. Теперь Он еще и потерял дар речи…
Шмель перелетает с лотоса на лотос и, напившись меда, засыпает на нем, одурманенный. Просыпаясь утром, он оглядывается: “Где я?” Проведя всю ночь среди лотосов, шмель чувствует, что его твердое тело стало очень мягким. У людей очень твердая голова, поэтому они спят на мягких подушках. Мягкое тело может лежать на камне, но твердой голове нужна подушка.
Кришна сейчас словно этот шмель, уснувший в лотосах. Нидхуван полностью очаровал Его. В садах Вриндавана столько нежных лотосов… По мягкой земле сложно ходить – пытаясь быстро пройти по глине, вы с первого шага увязнете в ней. По твердой земле, наоборот, очень легко ходить и бегать.
Сердца враджа-деви очень мягкие и сладкие. Кришна думает быстро пройти от одного сердца к другому, но, попав в одно сердце, Он не может сделать ни шага. Он переживает: “Все ждут Меня, но как выйти? Этот прекрасный сад полон гопи, и все Они жаждут Моего появления”.
Сердце каждой гопи словно удивительный сад, и Кришна мечтает пройти по этому саду и вкусить его нектар, но каждое сердце берет Его в плен. Он садится перед одной гопи, слушает ее сладостные речи и, полностью зачарованный ее любовью, теряет сознание.
Кришна слушает слова Радхарани, разговаривает с Ней – и затем забывает обо всем. Ночью, когда люди спят очень крепко, они забывают о своем теле. Во сне они думают: “Где я?”
Расположившись под сенью деревьев в Нидхуване, Кришна забывает обо всем на свете. Он не в силах отправиться куда-то еще. Шримати и сакхи понимают Его состояние. Они берут Его к себе на руки и относят в кунджу, где массируют Его тело, обмахивают чамарой, украшают множеством гирлянд из душистых цветов, тюрбанами, браслетами и наряжают в красивые одежды. Они покрывают Кришну с головы до пят своей любовью, выраженной этими цветами, чтобы защитить Его – иначе Кришна растает, уподобившись водам Ямуны.
В кундже Кришна в блаженстве засыпает. Ничто не может потревожить Его, и, опьяненный любовью гопи, Он остается лежать на цветочном ложе. Как только Кришна открывает глаза, гопи подают Ему ароматные напитки, массируют Его тело и покрывают его молодыми зелеными листочками. Они играют с Кришной, предлагают Ему цветы, тамбулу и множество других параферналий.
Кавираджа Госвами описывает: «По беспричинной милости Рупы Госвами, вдохновению от Рагхунатхи даса Госвами, общению с Дживой Госвами и милости всех Госвами я описал кое-что из игр Кришны”.
Лекция Шрипада Премананды Прабху, записанная Расик-моханом дасом