18 января 2013 года

Учение Махапрабху и наших Госвами

Как мы можем приблизиться к Госвами? Как развить с ними отношения и следовать по их стопам, если у нас нет знания о процессе рагануга-бхакти? Чьи-то собственные представления и догадки не являются бхакти. Все принципы вайдхи-бхакти приемлемы и для рагануга-бхакти.

Чтобы соблюдать правила и предписания рагануга-бхакти, необходимо следовать стопам Рагхунатхи даса Госвами. Почему? Во времена Чайтаньи Махапрабху он находился со Сварупой Дамодарой, а затем в своей сиддха-сварупе совершал вечное служение под руководством Шрилы Рупы Госвами. Непрерывно вознося молитвы, он записал, объяснил и сберег для всех нас процесс рагануга- и рупануга-бхакти, что очень помогает садхакам, особенно тем, кто находится в линии Шри Чайтаньи Махапрабху.

В линии Махапрабху вайдхи-бхакти не имеет особой ценности. Необходимо изучать процесс садханы в рагануга-бхакти и следовать ему. Не беда, если вы чего-то не понимаете или чувствуете, что у вас нет адхикары. В сердце каждого есть анурага, любовь, но когда с ней неправильно обращаются, теряют или используют не по назначению, приходят страдания. Вернуть эту любовь с помощью вайдхи-бхакти невозможно, даже если следовать этому пути миллионы лет. Можно обрести  лишь некоторый контроль над чувствами, но войти во Враджа-мандалу и получить там положение будет невозможно. Если же вы практикуете анурагамайи-бхакти под руководством Госвами, следуя по стопам враджадеви, постепенно, шаг за шагом направляя эту анурагу на Кришну, ваша анурага вернется, и после этого не будет никаких проблем.

Допустим, я анадхикари, у меня нет никакой квалификации, но так или иначе я стараюсь следовать этому процессу, и если кто-то оскорбляет меня или насмехается надо мной, – это их личное дело. Шастры этому не учат. В них сказано: дети не знают, что нужно ходить в школу и следовать этикету. Они идут туда по настоянию родителей, без особого желания учиться. Однако постепенно, посещая школу день за днем, они приобретают некоторый вкус к учебе и тогда уже сами стараются следовать всему. Аналогичным образом, если мы не следуем по стопам Госвами, кому мы будем следовать? Пойдем к обычным обусловленным душам? Продвинемся ли мы тогда в духовной жизни, очистимся ли?

Кто поможет нам с чето дарпана марджанам? Люди ставят запрет обусловленным душам: «Не стремись к лучшему и не иди дальше вайдхи-марга. Не пытайся вступить на путь рагануга-бхакти и обрести рага-бхакти, раз у тебя нет адхикары».

Как же тогда адхикара сможет прийти? Я думаю, что эти люди очень жестокие и бессердечные, они безжалостные обманщики. Они всегда ставят дживам препоны: «Не ходи, не следуй, не смотри!» Тогда кто поможет? Если мы не будем следовать по стопам наших Госвами и гуру-варги, их советам и указаниям, как мы сможем выбраться из оков майи? Мы долгое время повторяем святые имена, читаем и бегаем туда-сюда, идя по ложным следам, пока наконец не сдадимся и, побежав к майе, не прыгнем к ней на колени, бессильные выбраться из ее объятий. Почему так происходит? Только потому, что мы не следуем нашей гуру-варге и Госвами. Итак, не сомневайтесь в процессе рагануга-бхакти. Эта бхакти очень сладостная, легкая, благоприятная и естественная!

У джив от природы есть любовь к Богу, но в результате плохого общения они начинают использовать эту естественную любовь не по назначению. В мире существуют разные учения. Кто-то, например, говорит: «Управлять своей любовью – это хорошо. Отрекись от всего. Этот мир иллюзорен». Но что делать дальше? Как использовать эту любовь вечно, направляя ее в нужное русло? Те, кто учит простому отрицанию, не имеют никакого понятия о предписанной истине. Поэтому мы оказываем почтение и предлагаем пушпанджали пути вайдхи-бхакти, но, оставляя его в стороне, следуем по стопам Госвами. Почему?

 

эи чхай госай джабе врадже коила васа

радха-кришна-нитья-лила корила пракаша

(Шрила Нароттама дас Тхакур)

«Живя во Врадже, Шесть Госвами описали божественные игры Радхи и Кришны».

 

Они раскрыли вечные игры Радхи-Кришны во Вриндаване и подарили их нам – обусловленным душам.

 

эи чхай госаир кори чарана вандана

джаха хоите вигхна-наша абхишта-пурана

(Шрила Нароттама дас Тхакур)

 

«По беспричинной милости Шести Госвами можно преодолеть все препятствия на пути бхакти и обрести служение Божественной Чете, исполнив все свои столь долго лелеемые желания».

 

Если молиться Госвами и следовать по их стопам, все беспокойства и препятствия (вигхна) будут уничтожены, – тогда почему же я не следую им?

Люди сами находятся в темноте и принуждают к этому других. Они говорят: «О, оставайся со мной в этом темном и глубоком колодце, не выходи наружу, не смотри на свет». Они пытаются сделать вас ленивыми, сумасшедшими и одурманенными. Давая вам вино и пиво, они парализуют вас, и вы лежите день и ночь в своей комнате без движения, словно в коме. Разве это жизнь, достойная человека? Разве это процесс духовного пробуждения? Как же мы можем пробудить любовь и привязанность нашей души к Сверхдуше? Госвами учат этому своим собственным примером, своей садханой. Глупо и бессмысленно не следовать им.

Поэтому мы должны каждый день молиться стихами этой «Вилапа-кусуманджали»: «Как я могу обрести свое истинное служение? Как я могу выучиться и приблизиться к Госвами, гуру-варге и враджадеви?» Этому процессу нужно следовать очень серьезно, тогда я буду садхакой, тогда я буду в линии гуру-варги и их последователем.

Благоприятные молитвы

В первой шлоке Рагхунатха дас Госвами предлагает мангалачарану. По правилам сначала предлагается мангалачарана – благоприятная молитва. Но кому? Гуру. Если Гуру доволен, тогда все будет хорошо. Все делается ради его удовлетворения.

Как в рагануга-марге предлагается пранама и мангалачарана? В вайдхи-марге поклонение совершается с помощью падьи, аргхьи, ачамана, пушпанджали,  мадхупарки, асаны и т.п., но в рагануга-бхакти это делается по-другому.

 

твам рупа-манджари сакхи пратхита пуре ‘смин

пумсах парасья ваданам на хи пашьясити

бимбадхаре кшатам анагата-бхартрикая

 йат те вьядхайи ким у тач чхука-пунгавена

(Вилапа-кусуманджали, 1)

 

«Моя дорогая подруга Рупа Манджари! По всему Враджу ты известна своим целомудрием. Ты даже не взглянешь в лицо другим мужчинам! Кто же укусил твои алые, как плоды бимба, губы, если твоего мужа сейчас нет дома? Не иначе как лучший из попугаев?»

 

Так Рагхунатха дас Госвами предлагает пранаму Рупе Госвами Прабху. Как он это делает? Не припадая к стопам, не принимая чаранамриту и не совершая парикраму десять раз. Что говорит Дас Госвами Прабху? Молясь Рупе Госвами, Дас Госвами Прабху входит в настроение своего вечного служения – и перед ним открывается видение игр Враджа: «О, Рупа Манджари здесь! Чем она известна во Враджа-мандале? Своей честностью и целомудрием. Она никогда не посмотрит ни на одного мужчину. Рупа Манджари всегда со Шримати Радхарани. Она самая близкая и дорогая для Нее».

Радха КришнаДас Госвами удивляется: «О! Что же случилось с лицом Рупы Манджари?» Он не смотрел на ее стопы, а сразу взглянул в ее лицо и увидел, что кто-то поранил ее губы, оставив на них след.

– Что же произошло? – подумал он. – Кто это сделал? Откуда появился и каким образом? Что это за шука-пакши (попугай), который, привлекшись ароматом спелого плода, прилетел, надкусил его, испил сок и улетел? Рупа Манджари очень близка и дорога Радхарани, она исполнена потока расы, которой служит своей Госпоже. Но кто же пришел вкусить ее, тем самым осквернив, а потом убежал прочь?

Здесь Дас Госвами учит, как правильно предлагать пранаму, мангалачарану Гурупада-падме. Гуру-стути и гуру-пуджа необходимы. Наставник рага-марга говорит нам: «Кто дает мантру Радхарани? Кто советует воспевать святые имена и помнить их? Это делает Рупа Госвами Прабху».

Дас Госвами Прабху  в своей сиддха-авастхе, совершенном состоянии, понял, что Радхарани рано утром сказала Кришне: «Иди к Рупе Манджари. Она день и ночь непрерывно служит Мне, доставляет Мне удовольствие и помогает. Она целомудренная и никогда и ни с кем не встречается и не говорит, даже не смотрит ни на кого и не знает ничего, кроме служения Мне. Иди же к ней».

Если у ученика есть глубокие отношения со своим Гуру, он понимает, как много любви у его Гуру к Кришне, и как много любви у Кришны к его Гуру. Тогда он сможет понять, как сильно Кришна любит Рупу Манджари, как она близка и дорога Ему, и как Шримати Радхарани довольна ею. Поэтому Она посылает Кришну: «Кришна! Неужели ты не знаешь эту Рупу Манджари? Почему бы Тебе не пойти и не одарить ее Своей нежной любовью?»

Сердце Радхарани растаяло, и Она послала Кришну принять служение от Рупы Манджари. Все готово, но если Кришна не примет, это не будет прасадом, все будет бесполезно. Все, что Кришна принимает, становится Его прасадом. Тогда это всем приносит благо.

Вот это называется враджа-стути. Кажется, что Дас Госвами поддразнивает. Во Врадже есть такие хитрости – ничего не говорится прямо. Со стороны можно подумать, что он говорит обидные вещи, но это не так. Это враджа-стути.

Севака в сиддха-васту понимает положение Гурупада-падмы, его служение и сладость. Тогда под руководством Гурупада-падмы он начинает совершать свое служение. Садхака должен молиться и памятовать своего Гурупада-падму. Гурупада-падма является сиддхой, вечно совершенным маха-бхагаватой. Если стать близкими к нему, из его сердца придут благословения – и тогда садхака увидит свою сиддха-сварупу, а также сиддху-сварупу Гурупада-падмы, осознает служение и особенности Гурупадa-падмы. Он поймет это и преисполнится страстного желания служить. Эта жажда чрезвычайно важна. Без нее бхакти никогда не сможет развиться.

Итак, этой первой шлокой Рагхунатха дас Госвами предлагает пранаму Рупе Госвами в его вечном облике Рупы Манджари, памятуя ее качества и ту милость и благословения, которыми одарил ее Кришна.

Такого просто не может быть, чтобы Кришна без указания Шримати Радхарани поцеловал и поранил губы Рупы Манджари. Это невозможно. Почему? Кришна не независим от Радхарани. Рупа Манджари также не хочет и не ждет этой любви от Кришны. Однако Шримати Радхарани знает, как раздать любовь и благословения Кришны каждому. Поэтому Она все устраивает самым чудесным образом.

Удивительный лотос

В следующем стихе говорится:

 

стхала-камалини юктам гарвита канане ‘смин

пранаяси вара хасьям пушпа гуччхач чхалена

апи никхила латас тах саурабхактах са мунчан

мригаяти тава маргам кришна-бхринго йад адья

(Вилапа-кусуманджали, 2)

 

«О Стхала-камалини (лотос, растущий на земле)! Ты по праву гордо улыбаешься своими соцветиями! Хотя все цветы в лесу источают удивительный аромат, черный шмель Кришна, оставив их, ищет только тебя одну!»

 

Обычно лотосы расцветают в воде, в какой-либо реке или озере, но здесь говорится стхала-камалини – этот прекрасный лотос расцвел на земле, в саду, совсем не нуждаясь в воде. Вода – это раса. Везде, где много расам алаям, цветут лотосы самых разнообразных цветов, источающие благоухание и полные нектара. Лотосы расцветают в воде, подтверждая тем самым, как много в ней силы и расы. Однако в этой стхала-камалини столько расы, что ей не нужен никакой источник воды. Этот лотос расцвел на священной земле сада Вринды-деви.

Это не игра воображения, так оно и есть. Рупа Манджари намного прекраснее миллионов лотосов. Ее очаровательная улыбка, благоухание, цвет, изящность – всё в ней в миллионы раз превосходит красоту лотосов. Особые качества Гурупада-падмы проявляются только в сердцах его совершенных последователей, сиддха-садхаков. Не достигшие совершенства ученики молятся и предлагают пранамы с мирскими идеями и словами, не понимая истинного положения своего Божественного Учителя.

Здесь Рагхунатха дас Госвами говорит: «стхала-камалини юктам гарвита канане ‘смин – в этом саду есть один лотос, который очень гордится своей удачей. В саду так много цветов, но этот лотос расцвел здесь только сегодня».

Там было много других цветов – других манджари и сакхи, но Шримати Радхарани, увидев этот лотос, воскликнула: «О, какой цветок!» Вара хасьям – Радхарани засмеялась и подошла к цветку, но не одна – за Ней следовал Кришна-бxринга, черный шмель. Кришна очень ненасытный. Он подобен шмелю, который летит к озеру, чтобы испить нектар лотосов. Но сегодня Он увидел лотос, источающий сладчайший аромат, в саду. Саурабхактах сугандхи юкта – этот аромат был очень сильным и притягательным. Обезумевший от такого благоухания, Он подбежал, не сводя с него глаз: «Откуда появился этот лотос? Он такой привлекательный, сладостный и красивый, и такого удивительного цвета!»

ЛотосВзволнованный Кришна бродил вокруг, как безумный. Почему? Этот лотос с прекрасными лепестками, восхитительным ароматом и полный нектара расцвел среди многих других цветов, но как же Ему дотронуться и взять его? У Кришны возникло такое желание, потому что Он очень жаден. Он стал высматривать: «Как же мне подойти?» Затерявшись среди сакхи, Он подошел к Шримати Радхарани. Тогда Радхарани позвала Рупу Манджари, которая была поблизости.

Рагхунатха дас Госвами наблюдал за Рупой Манджари в своей сиддха-сварупе. Радхарани видела, что там было множество сакхи и манджари, но подозвала к Себе именно Рупу Манджари. Рупа Манджари, немного гордясь своей удачей, подошла. На ее прекрасном лице сияла улыбка. Радхарани указала Кришне-бхринге: «Только взгляни, как прекрасен этот цветок! Посмотри же и вдохни его аромат! Никогда раньше Ты не видел такого стхала-камала – лотоса, расцветшего в этом саду. Насладись его ароматом, но не касайся, не срывай и не убегай с ним!» Радхарани дала такое указание.

Кришна подобно шмелю кружил и кружил вокруг Рупы Манджари, а затем изловчился и, неожиданно поймав ее, поцеловал в губы. Изумленная, Рупа Манджари тут же быстро убежала, не задерживаясь ни на секунду. Честная и целомудренная, она подумала: «Как же Кришна мог подойти, дотронуться и осквернить меня!?»

Она стремглав выбежала из этого кунджа-кутира. Кришна пытался догнать ее, но она очень быстро прибежала к Радхарани и спряталась под Ее чадаром. Тогда Кришна уже не мог подойти к ней близко. Казалось, что Он потерял что-то очень ценное.

– Зачем же я дотронулся и побеспокоил ее? – подумал Он. – Это было нехорошо с Моей стороны. Теперь все отвернутся от Меня и больше никуда не впустят. Никто больше не заговорит со Мной и не назовет по имени. Теперь Я отвергнут всеми!

Отойдя на большое расстояние, Он сел под дерево кадамба и отложил в сторону флейту.

– Что же Мне теперь делать? – задумался Он. – Я не вижу никакого выхода. Какой же Я ненасытный, лампата, совсем не знаю правил поведения. Она ведь разрешила Мне только подойти к этому цветку, чтобы посмотреть на него, вдохнуть аромат и вернуться, но вместо этого Я попытался силой сорвать его и убежать с ним. Я совершил эту воровскую проделку и буду сильно наказан за это.

Теперь Кришна страдает.

Это гуру-вандана, понимание положения Гуру.

Когда садхака встречается с Гуру в его сиддха-сварупе, он понимает положение Гурупада-падмы, как он служит, как он близок и дорог Шримати Радхарани, и как Кришна жаждет сладостного общения с ним. Это называется гуру-сева, гуру-стути или гуру-пуджа.

Кришна ждал и думал: «Когда же Мне снова выпадет удача о чем-то  спросить ее или поговорить с ней? Если она Мне что-то ответит, и Я услышу хотя бы пару слов от нее, Мне уже станет легче». Но Рупа Манджари никогда никуда не выходит и не делает ничего независимо от Шримати Радхарани. Почему? Рупа Госвами наставлял:

 

аньябхилашита-шуньям гьяна-кармадй-анавритам

анукульена кришнану-шиланам бхактир уттама

(Бхакти-расамрита-синдху, 1.1.11)

«Деятельность, направленная исключительно на удовлетворение Шри Кришны, другими словами, непрерывный поток служения Шри Кришне посредством тела, ума и речи, сопровождающаяся различными духовными эмоциями (бхавами), свободная от влияния гьяны (знания, имеющего целью имперсональное освобождение), кармы (прагматической деятельности) и не преследующая иных желаний, кроме желания принести счастье Шри Кришне, называется уттама-бхакти, чистым преданным служением».

 

Аньябхилашита-шуньям анукульена ану-шиланам. Радха-анушиланам или кришна-анушиланам? Следование Радхарани или Кришне? В этом и весь вопрос.

С одной стороны, кришна-анушиланам, а с другой стороны – радха-анушиланам. Если кришна-анушиланам совершается под руководством Радхарани, тогда это будет совершенно. Но если кто-то пытается доставить Кришне удовольствие без разрешения Радхарани и без Ее руководства, тогда что бы он ни делал, это не будет безупречным.

Рупа Манджари не ходит к Кришне по собственному желанию, не смотрит на Него, не встречается с Ним, не разговаривает и не служит Ему – она полностью преданна Радхарани и все делает ради Ее счастья. Это называется гуру-анугатья.

Многим, кто пришел к Гурудеву и получил у него дикшу и харинаму, Гурудев сказал: «Служи Радхе-Говинде, Гаура-Нитаю, Гаура-Гададхаре или другим Божествам», – и они сразу побежали служить Божествам. Они ничего не делали для Гурупада-падмы, не служили ему и не установили с ним никаких отношений, никакой связи.

Связь с Гуру

Обязанность ученика – все предлагать Гурупада-падме. Гуру проверяет, правильно это или нет, идеально ли. Если все, что мы предлагаем, исполнено сладости, сделано со вкусом, совершенно и благоприятно, тогда Гурупада-падма предложит это старшим, то есть от Гуру это будет передано Парам-гуру, затем Паратпара-гуру и так вплоть до Рупы Манджари, от нее – к Лалите, Вишакхе и, наконец, к Радхарани. Потом, проверив, Радхарани предложит это Кришне.

Сейчас все прыгают и бегают повсюду, считая, что в гуру-севе нет нужды: «Гурудев сказал мне это делать. Я теперь великий жрец и пуджари. Я буду стараться доставить удовольствие Кришне и Радхарани своим собственным методом и по своему разумению!» Это ничто, полный ноль! Спустя какое-то время у таких преданных уже не останется никакого вкуса и они убегут от служения, будут служить не Радхе-Говинде и не Радхе-Кришне, а всяким мирским женщинам, мужчинам, детям и т.д. Такова материалистичная природа. Почему они сбегают? Потому что не привязаны к Гурупада-падме. А Кришна-бхринга пьет только эту гуру-севу.

Но что насчет Рупа Манджари? Кришна оставил всех и стал искать ее одну. Почему? Только чтобы получить даршан той, которая наиболее близка и дорога Радхарани.

В следующем стихе говорится:

 

враджендра васати стхале вивидха баллави санкуле

твам эва рати манджари прачура пунья пунджодая

виласа-бхара висмрита пранайи мекхала маргане

йад адья ниджа натхая враджаси натхита кандарам

(Вилапа-кусуманджали, 3)

 

«О Рати Манджари! Ты самая удачливая гопи в обители царя Враджа! Когда твоя Госпожа Шримати Радхика, увлеченная любовной игрой, забывает Свой любимый пояс из колокольчиков, именно тебя Она просит отыскать его в пещере, где оставила его».

 

Кришна, разыскивая Рупу Манджари, пришел в кунджа-кутир. Он обошел все уголочки кунджи, но так и не смог ее найти. Почему? Потому что она убежала и спряталась под чадаром Радхарани. Ища ее в кундже, Кришна повторял и памятовал ее имя. Вдруг Он заметил, что в кундже не Рупа Манджари, а какая-то другая гопи.

«Кто она?» – удивился Он.

Ее голова была покрыта накидкой цвета павлиньего пера. Кришна подбежал и приподнял немного накидку, чтобы увидеть ее лицо. «Кто же эта новенькая, которая пришла в кунджу?» – удивился Он.

Это была Рати Манджари.

Каждый день в дом Нанды Махараджа приходит много гопа-патни, жен гопов. Насколько же они удачливы – они служат там: чистят, моют, готовят разные блюда для Кришны, украшают дом и т.п.

Шримати Радхарани говорит: «Пожалуйста, сделайте это»; «Вы делайте это»; «Вы делайте то». Шримати Радхарани всем дает указания. Ее указания приходят по беспричинной милости Гурупада-падмы, и следовать им – это идеальный процесс, дарующий вкус, настроение, а также силу и энергию совершать это служение.

Совершая бхаджан, преданный входит во Враджа-мандалу в своей вечной сиддхa-сварупе, желая служить и ожидая милости Радхарани. Она дает Свои благословления и милость, которые приходят через Рупу Манджари к Рати Манджари, через манджари к Гурудеву, а затем к его ученикам. Тогда ученикам несложно всему этому следовать, и это уже  будут не догадки, а именно то, что должно быть. И уже не нужно будет читать и повторять: «А-Б-В,  А-Б-В,  А-Б-В», или: «Сэр Исаак Ньютон открыл это, сэр Исаак Ньютон открыл это, сэр Исаак Ньютон открыл это» по десять раз, не запоминая, что же такое он открыл. Это неправильный процесс.

Правильный процесс – следовать по стопам Гурупада-падмы, быть рядом с ним. Он дал мне харинаму и дикшу, я буду повторять эти мантры в брахма-мухурту, буду следовать по его стопам, буду рядом с ним. Тогда его сердце естественным образом растает, в мое сердце хлынет поток милости, и тогда придет все понимание.

Кришна ищет в одной кундже, второй, трeтьей – но нигде не может найти Рупу Манджари. Теперь Он видит, что пришла Рати Манджари.

«Принеси Мою накидку», – велела Радхарани Рати Манджари. Она вышла из кунджа-кутира и, когда уже возвращалась обратно, Кришна встретился ей по дороге.

– Знаешь ли ты Рупу Манджари? Где она? Как Мне ее увидеть? – спросил Он.

Он страстно желал этого.

– Пожалуйста, помоги Мне только раз, – умолял Кришна. – Я хочу лишь попросить прощения. Я поступил недостойно. Это нехорошо для Меня. Она такая честная и целомудренная, Я обещаю больше никогда ее не беспокоить. Пусть она будет довольна Мною.

Однако Рати Манджари скрылась внутри пещеры, не дав никакого ответа. Без разрешения Шримати Радхарани она никогда ни с кем не говорила и не смотрела ни на кого. И сейчас она просто-напросто проигнорировала Кришну.

Рати Манджари – это Рагхунатха дас Госвами, очень скромный, тринад апи сунич, акинчана. В «Гаура-ганодеша-дипике» написано, что Рагхунатха дас Госвами – это Рага Манджари. Некоторые говорят, что Рагхунатха дас Госвами – это Раса Манджари или Туласи Манджари. Они так считают в соответствии со своим положением. Но здесь Рагхунатха дас Госвами именно как Рати Манджари в своей сиддха-сварупе воздает служение Божественной Чете. К ней-то Кришна и обратился, но она ничего не ответила. Только посмотрела на Него и ушла.

Если кому-то нравится рагамайи-сева, тогда Кришна Сам придет тысячи и миллионы раз. Не нужно будет прибегать ни к какому другому процессу, чтобы доставить Ему удовольствие. Он естественным образом будет очень доволен и счастлив. Кришна еще и спросит: «Чем Я могу помочь?»

Далее Дас Госвами молится:

 

прабхур апи ядунандано йа эша

прия ядунандана унната прабхавах

сваям атула крипамритабхишекам

мама критавамс там ахам гурум прападье

(Вилапа-кусуманджали, 4)

 

«Я принимаю прибежище у своего духовного учителя Ядунанданы Ачарьи. Могущественный и дорогой преданный Ядунанданы Шри Кришны, он лично пролил на меня нектар своей ни с чем несравнимой милости».

 

Один Ядунандана – это Кришна, но Его близкий и самый дорогой, мой возлюбленный Гурупада-падма, также носит имя Ядунандана. Он является воплощением милости Кришны, поэтому он мой Гуру. Он принял меня и дал мне прибежище. Он предложил меня лотосным стопам Чайтаньи Махапрабху, установил мои отношения со Сварупой Дамодарой и затем вдохновил меня на служение под руководством Рупы Госвами.

Дикша-гуру дает кришна-мантру, а шикша-гуру учит враджа-бхакти, рагануга-бхакти и помогает обрести сиддха-сварупу. Иногда дикша-гуру также принимает положение шикша-гуру. По отношению к дикша-гуру  ученик всегда находится в настроении благоговения и почтения, он следует этикету, всем правилам и предписаниям, но шикша-гуру подобен самому близкому и дорогому другу, с которым можно обсудить любые вопросы и получить ответы, высказать сомнения и разрешить их. Если кто-то не следует указаниям дикша-гуру, тогда это большая проблема, но шикша-гуру никогда не огорчится, не рассердится и всегда поможет.

Как он поможет? Он просто разрешит проблему. Мать всегда заботится о своих малышах. Если дети злятся, беспокоят или ломают какие-то вещи, мама никогда не сердится, она всегда пытается помочь. Но шикша-гуру в миллионы раз добрее матери. Шикша-гуру учит, как повторять кришна-мантру, как поклоняться, какому процессу и каким правилам и предписаниям следовать, чтобы обрести рага-бхакти.

Рагхунатха дас Госвами теперь молится своему дикша-гуру, Ядунандане Ачарье. Он произносит гуру-стути: «мама гурум – как я могу понять шикша-гуру без милости моего Гурупада-падмы? Как я могу понять враджа-бхакти и рупа-анугатью, рага-анугатью? Мой Гуру Махарадж вызволил меня из сетей майи, дал мне силы отречься от привязанности ко всему материальному. Если бы мой Гурупада-падма не принял меня, я бы не смог ни от чего отказаться. Мое тело находится со мной на протяжении миллионов жизней, и я очень привязан к нему. Но теперь, благодаря милости и силе моего Гурупада-падмы, я потерял всякий интерес и привязанность к моей прекрасной молодой жене, богатству и всему остальному. Я даже не смотрю больше на все это.

После этого мне стали оказывать столько почтения, все полюбили меня, но Гурудев защитил меня, он всегда устанавливал строгие границы, так, чтобы ничто не могло побеспокоить меня. Если бы Гурупада-падма не защитил меня, я не смог бы понять Рупу-Санатану, не смог бы приблизиться к ним, ничему научиться, никогда не смог бы ничего понять.

Поэтому дикша-гуру-пада-падма – все для меня – мама, мой самый дорогой и любящий друг».

В пятом стихе Рагхунатха дас Госвами говорит:

 

йо мам дустара геха нирджала маха-купад апара кламат

садьях сандра даямбудхих пракрититах сваири крипа раджджубхих 

уддхритйатма сароджа нинди чарана прантам прападья сваям

шри дамодара саччакара там ахам чаитанья-чандрам бхадже

«Я в почтении склоняюсь к лотосным стопам Шри Чайтанья-чандры, милость которого не знает границ. Он спас меня из темного высохшего колодца семейной жизни, наполненного безграничным страданием, из которого так трудно выбраться, и даровал прибежище Своих стоп, превосходящих красоту лотосов. Он поместил меня в океан трансцендентного счастья, поручив заботам Шри Сварупы Дамодары».

 

Кто понимает славу Гурупада-падмы? Если кто-то устраивает обучение бедного беспомощного ребенка, всячески поддерживает его и заботится о нем с большим вниманием, когда придет время, ребенок, окончив школу, станет министром. Он подумает: «Этот человек был так добр ко мне. Я был бедным сиротой, никто мне не помогал. Я страдал, живя на улице, никто не давал мне ни воды, ни еды, но этот человек всегда помогал мне. Теперь, даже когда я министр, он все равно продолжает заботиться обо мне».

Тот, кто освободится из оков майи, сможет до некоторой степени понять славу Гурупада-падмы и гуру-мантры. Но положение Гурудева он поймет, лишь обретя сварупа-сиддхи. Шрила Гурудев, чтобы помочь своим ученикам достичь сварупа-сиддхи, позаботится о шикша-гуру для них. Если Гурупада-падма не позаботится об этом, тогда я собьюсь с пути, мое настроение устремится в неверном направлении. В результате будет большая проблема.

Если нет привязанности к Гурудеву, тогда у меня будут отношения только с майей и ее семьей. Мой отец скажет мне: «Вот твоя мама, твоя тетя, твой дядя, дедушка и бабушка, брат и сестра». Таким образом он показывает, с кем у меня должны быть отношения. Гурудев же учит о принадлежности души к ее вечной духовной семье.

«О! Куда же ты идешь? – восклицает он. – Иди во Вриндаван, Джаганнатха Пури и Навадвипа-дхаму. Оставайся с Вайшнавами, они защитят тебя. Воспевай там харинаму, молись по утрам, слушай хари-катху, принимай маха-прасад и этим поддерживай свою жизнь». Все это устраивает Гурудев, это он защищает нас. Он учит нас и помогает нам, давая возможность постепенно совершенствоваться. Это его беспричинная милость! Забывший такого Гурупада-падму потеряет все, но тот, кто всегда предлагает ему поклоны, не постепенно, а сразу пересечет майю и войдет во Враджа-бхуми.

Таким образом, в духовной жизни наиважнейшими являются отношения с Гурупада-падмой и служение ему. Но кто это понимает?

Дас Госвами говорит: «йо мам дустара геха нирджала – увы! Все эти чувства и семья настолько притягательны. Молодость! Богатство! Роскошное царство! У меня все это было. Это маха-купад апара кламат – глубокий высохший колодец,  полный страданий. Как мне выбраться из него? Сам я не могу этого сделать. Садьях сандра даямбудхих – о Гурудев! Ты так добр. Ты – океан милости. Хе Гурудев! С одной стороны пракрититах, природа, тянет меня: “Идем, идем, смотри, какая хорошая постель, красивая жена и все удовольствия! Молодость, богатство – все там”. С другой стороны  сваири крипа раджджубхих – ты кидаешь веревку свой милости в этот колодец семейной жизни и вытаскиваешь меня наверх, наставляя: “Эй, не смотри туда!” Ты послал Харидаса Тхакура, Балараму Ачарью, Адвайту Ачарью и всех Госвами».

Харидас Тхакур никогда и близко не подходил ни к одному царю. Это не в природе садху. Это невозможно! Он никогда не пошел бы ни за каким богатством или милостыней.

Когда я приехал в Матхуру, Шрила Гурудев учил меня: «Никогда не ходи и не проси: “О бабаджи, дайте мне одну пайсу, одну рупию”. Проси только о милости Гуру и Вайшнавов, во Враджа-мандале молись могущественным Гирираджу Говардхану, Ямуне и всем моим Госвами. Молись им. Не будь жадным ни до чего мирского».

Поэтому чтобы помочь Дасу Госвами, Гурудев приглашал в его дворец всех ачарий. Но они приходили не для того, чтобы что-то взять от царя, они приходили для хари-санкиртаны, хари-катхи – чтобы дать совет, а потом уходили. Они укрепляли вайрагью Даса Госвами, делая ее сильной, давали анурагу.

Если Гуру и Вайшнавы не помогут нам в этом мире, тогда мы окажемся в тисках иллюзорной энергии Господа. Она размозжит нас и превратит в  халаву или чатни. И тогда люди съедят нас, превратив в испражнения. Если же Гуру и Вайшнавы защитят нас, мы будем твердо стоять на ногах, и наше здоровье и богатство будут собственностью Господa, используемой только для служения Ему.

Поэтому Рагхунатха дас Госвами молится: «сваири крипа раджджубхих – какова же твоя милость? Уддхритй атма сароджа нинди – Ахо! Ты вытащил меня из этой сточной канавы и предложил лотосным стопам Чайтанья-чандры и Сварупы Дамодары. В то время я не мог понять этого. Чарана прантам прападья сваям – ты не жесток ко мне, ты очень добр. Чайтанья-чандра – сватантра, независимый Господь, Ишвара. Но ты молился за меня – и тогда Он принял меня и до последнего дня заботился обо мне. Он предложил меня Сварупе Дамодаре, который всему меня обучил».

Дас Госвами сначала предложил свои поклоны Гуру, затем маха-бхагавате шикша-гуру и затем Чайтанья-чандре. Это правильный процесс. Без воды рыба будет страдать и через минуту оставит тело. Душа находится внутри тела и постоянно страдает без любви и привязанности. Через какое-то время она оставляет тело, но ты поливал, поливал и поливал меня бхакти-расой, сохраняя мою жизнь, сохраняя мою душу. И ты вытащил меня из маленького колодца и привел к великому океану безграничной милости Чайтаньи Махапрабху, маха-ваданьяя. Он предложил меня Сварупе Дамодаре. Теперь ни в чем нет недостатка. Сколько воды помещается в маленький колодец? Однажды воды станет мало, и он высохнет. Но великий океан милости Чайтанья-чандры никогда не иссякнет. И ты продолжаешь поливать этой бхакти-расой.

Только Гурупада-падма, который является раганугой, рагатмикой, может дать эту анурага-расу своим ученикам. Он сможет защитить и спасти их.

Обычные гуру бессильны! Через какое-то время ученики оставляют своего Гуру, и Гуру оставляет своих учеников, и каждый бегает сам по себе. Почему? У них нет связи, никто не поливает их расой, поэтому-то они иссыхают и страдают. Наш возлюбленный Гурупада-падма не такой. Он дарует бхакти-расу, према-расу, враджа-расу, дает нам жизнь и питает нас, чтобы мы росли и однажды достигли сварупа-сиддхи. Он все устраивает для того, чтобы мы смогли обрести эту расу. Таковы отношения с чистым Гуру. Мирские гуру приходят, берут дакшину, набивают свои карманы и убегают прочь, не думая о духовном развитии своих учеников. Наша маха-бхагавата сварупа-рупанугагуру-варга совсем другая. Поэтому эта линия продолжается.

Младенцы не понимают помощь и силу грудного молока матери. Все, что Гурупада-падма дает обусловленным душам, подобно чистому питательному молоку, но у невежественных душ нет знания об этой великой милости. Встретив шикша-гуру, они обучатся у него и обретут квалификацию – тогда они смогут понять своего Гуру. Гуру можно понять, только обретя сварупа-сиддхи. Гурудев всегда помогает и служит своим последователям без каких-либо условий, он делает все для их прогресса – это его самое важное служение и обязанность. Однако обусловленные души не имеют никакого понятия о славе Гуру. Здесь Дас Госвами Прабху показывает его славу.

Если мы не будем слушать эту «Вилапа-кусуманджали», как мы сможем понять Гуру и бхакти? Те, кто говорит: «Не читай, у тебя нет адхикары», думают: «О, вы прячетесь и страдаете в глубоких и темных колодцах, гниете там в сточных канавах материальной жизни, – это хорошо для вас». И это называется духовными наставлениями?! Нет. Если у кого-то нет стремления встать на путь рагануга-бхакти и следовать по нему, зачем тогда они пришли к Гуру? Если у них нет желания выбраться из майи и войти в вечный мир, тогда зачем они вообще пришли в эту линию?

Гуру-варга очень строго учит нас. Поэтому и существует эта книга, Дас Госвами, его указания, его философия, пример, а также правила и предписания. Следуя этому, вы обретете духовную энергию и силу, любовь, веру и уважение. Тогда ничто не будет потеряно. И вы уже не будете думать: «Я потерял своего Гурудева. Мой Гурудев ушел». Что значит ушел? Гурудев вечен, Бог вечен и отношения с ними также вечны. Как у вас может даже возникнуть такая мысль? Разве Гурудев – это пепел или дым? Разве он пыль или что-то мирское? Нет. Чтобы понять славу нашего Гурудева, мы должны приблизиться к Госвами, которые объяснят нам природу Гурудева и то, как Шрила Гурудев присутствует здесь даже сейчас, даруя свою милость, продолжая постоянно орошать нас бхакти-расой, чтобы мы могли войти в вечный мир.

Самсара-пхукара кане на пошибе – тогда мы не будем слушать разговоры обычных людей и обсуждать мирские темы. Гурудев защитит нас. Он ограждает своих искренних учеников защитной стеной так, чтобы никто не мог прийти и докучать им своими мирскими желаниями: «Пойдем, пойдем со мной, давай завяжем отношения. Я буду твоей возлюбленной (или возлюбленным). Ты мой друг. Пойдем в парк или в кино». Этого больше не случится. Гурудев очень надежно защищает нас. Если будете пить эту бхакти-расу, у вас больше не будет жажды материальной жизни, и вы всерьез станете следовать этой линии. Именно так Гурудев освобождает из этого мира.

Увы, как же это объяснить? Мой Гурудев не безжалостный и не жестокий – он очень добрый. Он все мне дает: процесс обретения вечного служения, отношения, любовь, привязанность, – все-все. Я предлагаю пушпанджали моему Гурупада-падме, жизнь за жизнью он всегда будет со мной. По своей  великой милости он принял меня и никогда не отвергнет.

Молитесь каждый день стихами этой «Вилапа-кусуманджали». Для тех, кто молится, вхождение в вечную жизнь не сложно, но если мы не будем следовать этой линии, то потеряем еще много миллионов жизней.

 

Памятуя Шрилу Гурудева,

Шри Шримад Бхактиведанту Нараяну Госвами Махараджа

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

Отправить