21 декабря 2014 года, утро
Служение Махапрабху и гуру-варге
По беспричинной милости Шри Гуру-пада-падмы мы находимся во Вриндаване с гуру, вайшнавами, бхактами и стараемся обсуждать особые качества Гурудева. Он забирает всех во Враджа-дхаму, к враджаваси: больше не нужно искать временный приют, блуждая повсюду. Гурудев обладает враджа-бхакти, враджа-премой, а потому у тех, кто связан с ним, пропадает стремление к мирской любви. В погоне за наслаждениями люди собирают анартхи, но поможет им только парамартха. Наслаждения всегда связаны с обманом и двуличием, а в процессе служения Господу приходит смирение, Его нектар.
С 1991–92 годов Гурудев стал уезжать на лето в Джаганнатха Пури или иногда в Ришикеш, Уттара-канду. Почему? У него было много служения, связанного с грантхами. В Матхуре летом очень жарко, потому он и уезжал писать книги в те места. Зимой на один-два месяца он ездил на бхикшу для Навадвипа-дхама-парикрамы – это была его гуру-сева.
Ачарьи нашей гуру-варги непрестанно занимают каждого в служении Махапрабху, а также приглашают весь мир на день явления Махапрабху, чтобы дживы – не только люди, но и животные, даже насекомые и бактерии, получили Его любовь. Люди очень чувствительны и обидчивы, не хотят приходить даже к отцу с матерью, поэтому гуру-варга так или иначе зовет всех в место явления Махапрабху, Его святую дхаму, место Его санкиртаны и непрерывно раздает там Его любовь. Таково особое служение гуру-варги в Кали-югу, Господа не порадуешь никаким другим служением. Харинама-санкиртана питает душу, ум, чувства и тело, приносит окружающим радость. Привидения и ведьмы не любят воспевать харинаму, слушать и памятовать. Даже если им снова и снова говорить это делать, они не смогут воспевать и слушать, поскольку у них аллергия на харинама-санкиртану.
Гуру-варга предоставляет людям все условия (питание, жилье, необходимые удобства) и приглашает: «Приезжайте на 10–15 дней, здесь не нужно работать! Слушайте хари-катху, участвуйте в парикраме и хари-санкиртане. На девяти островах Навадвипы раздают навадха-бхакти (девять составляющих бхакти)!» В Навадвипе Бхакти-деви меняет природу джив, их поведение, характер, иначе они всю свою любовь, бхакти, потратят на родственников и друзей… Бхакти принадлежит только Бхагавану и бхактам. Тот, кто ворует собственность Бога, самый настоящий обманщик и демон. Ямарадж для таких уже подготовил наказание в аду. Господь дал жизнь, энергию, воздух, воду, огонь и все остальное, а кто-то ворует Его собственность, использует не по назначению и еще страдает: «Почему Бог не делает меня счастливым?» Как же в таком случае можно быть счастливым?
Перед Гаура-пурнимой Гурудев каждый год ездил на проповедь, собирал много джив на святой день явления Махапрабху. Он ходил от двери к двери, от дома к дому, от деревни к деревне и каждого просил: «Пожалуйста, пожертвуйте на фестиваль Гаура-пурнимы, на Навадвипа-парикраму». Обычно жертвовали рупию или пятьдесят пайс, максимум пять рупий. На свой день рождения или день рождения сына, жены, мужа, на юбилей или свадьбу люди готовы тратиться сколько угодно, но на фестиваль Гаурахари им жалко даже копейку дать.
По окончании Катьяяни-враты Гурудев на три месяца (с декабря по февраль) уезжал в Балрампур, иногда в Калькутту или Мединипур… Там было холодно, никаких условий. Преданные пили воду из озер, использовали ее для приготовления пищи, там же стирали и мылись. Даже после туалета там мылись, потому что не было никакой другой воды или насоса, не было электричества. От одного дома до другого был один-два километра. Местные жители давали понемногу риса, и брахмачари все это несли. Дороги были грязные, на ночь и остановиться негде было.
Гурудев до десяти-одиннадцати вечера давал лекцию – только начиналась хари-катха, и все местные жители дружно засыпали. Почему? Они тяжело работали весь день. В киртане они так или иначе участвовали, а во время хари-катхи крепко спали. Поэтому Гурудев всегда брал с собой «шутника» – своего духовного брата, Триданди Махараджа, который был ему как ученик. Он громовым голосом вещал: «Э-э-э-й Прахлада, я Хираньякашипу, я для тебя Господь! Кто твой следующий отец? Скажи мне, я проверю его!»
Это производило на простодушных сельчан такое сильное впечатление, что они говорили: «Бара Махарадж приехал, Гуру Махарадж! Хорошо, мы приедем на Гаура-пурниму, но только ты давай хари-катху, никто другой. А то старые люди говорят медленно, мы не можем их понять. Ты же так прекрасно изъясняешься!»
Знаете, сколько ел Триданди Махарадж? Его завтрак состоял из килограмма чаны и пяти литров молока. У него было больше двадцати котят. На обед он раскладывал на огромной тарелке пять килограмм риса, сабджи, кхир и ел все это вместе с котятами – они были его учениками. Триданди Махарадж ездил на прачар с Гурудевом и собирал людей, все его уважали. Деревенские жители не могли воспринимать никакую философию, зато катху Триданди Махараджа любили. Что это была за катха? Гурудев говорил, что он “лепил” вместе голову от осла, копытца от коровы, рожки от оленя, а туловище от буйвола, то есть собирал отовсюду разные истории, и людям это казалось нектаром.
Деревенские жители, приезжавшие на парикраму, при напоминании, что завтра Экадаши, начинали запасаться рисом. В четыре утра они впрок наедались риса, считая, что Экадаши наступает днем, а не ночью. На парикраме курили в кустах, пока никто не видит, и не проходили мимо рыбных пакор, баклажанов и курицы. Им говорили: побудьте неделю вегетарианцами, однако им это казалось суровой аскезой. Они думали: «Как это – отказаться от мясного? Такую хавишью едят, только когда родители умирают [в Индии есть традиция поститься девять дней, питаясь только хавишьей – прим. ред.]. У нас что, получается, отец с матерью умерли? Мы приехали на фестиваль Гаура-пурнимы и не будем есть рыбу?» Коверкая учение Нитьянанды Прабху, они говорили: «Ешь рыбу – нет проблем! Если нет подходящей девушки для женитьбы, заведи себе несколько вдов – нет проблем. Но только воспевай Харибол Харибол, это хорошо для тебя!»
Несмотря ни на что Гурудев всех звал на парикраму, устраивал пандалы для паломников. Парам-гурудев видел, как преданные тяжело трудились, подготавливая все. Вместо покрытий использовали солому – люди на ней и спали, и ели. Все совершали парикраму, хари—киртан, слушали хари-катху и почитали маха-прасад. Перед отъездом по своим деревням они брали из дхамы Махапрабху прасадам – священную пыль. За эти семь дней по милости Махапрабху в обители навадха-бхакти Бхакти-деви, гуру-варга, харинама меняли всех, наделяли духовной силой. В день явления Махапрабху Джаганнатха Мишра, Шачи Мата, Адвайта Ачарья, Шривас Пандит, Мурари-гупта, Субудхи Рай – все спутники Махапрабху одаривали благословениями. Голокера према-дхана харинама-санкиртана рати на джанмило кене тая [Прартхана, Нароттама Тхакур]. Канай Прабху, Садху Махарадж, Гауранга Прабху и другие вайшнавы прекрасно исполняли бхаджаны «Эмона дурмати», «Дурлабха манава-джанма», а если люди не могли понять, то объясняли их простыми словами.
Гурудев с бхактами на лодках пересекал Гангу. Сейчас Ганга маленькая, а тогда была очень полноводной. В моем детстве с одного берега до другого был целый километр! Но потом власти перекрыли воду, и теперь она подобна канаве. Гурудев сначала пел «Пар каренге найяре, бхаджа кришна канхаия». Гангу можно переплыть, но как пересечь бхава-сагар, бхава-самудру, океан материального бытия? В то время, пока заполненная паломниками лодка медленно плыла по Ганге, Вайшнавы пели и объясняли киртаны. Гурудев полчаса сидел на одной стороне лодки, потом полчаса на другой.
Все паломники слушали хари-катху, получали даршан каждого места, принимали прасад. Раньше на каждом острове проводили ночь, а жители деревни по вечерам устраивали программы с замечательными спектаклями и прасадом.
Гурудев все это делал ради удовольствия Парам-гурудева и всей гуру-варги, он не думал о собственном счастье. Ежегодно он отправлялся на бхикшу с преданными, и их критиковали: «Зачем каждый год приходите к нам? Достаточно одного раза». Сколько нужно было терпения, тринад апи сунич… Сейчас брахмачари не выдержит, если его начнут критиковать, да и не только брахмачари, любой бхакта. А на бхикше чего только не говорили!
Тринад апи суничена
Однажды Гурудева пригласили провести программу в одном доме. Дочь и зять этих домохозяев, увидев преданных, стали возмущаться: «Эй, прекратите свою программу! Зачем бабаджи приходят сюда и поют Харе Рама Харе Кришна? Нам такого не надо!» Тогда глава семьи пошел на рынок, купил несколько рыбин по 10–20 килограмм каждая, чтобы выдворить садху, но брахмачари по указанию Гурудева начали киртан. Тогда в доме стали готовить рыбу, и повсюду распространилось редкостное зловоние. То есть те домохозяева сначала пригласили, а теперь были против бхакт. У женщин природа чуть мягче, и они расстроились: «Дайте бабаджи какую-то бхикшу, и пусть идут с миром», а глава семьи ответил: «Здесь нет ничего вегетарианского, пусть едят рыбу».
Какие странные люди! Богатые люди очень странные…
Другой человек пригласил к себе домой негодяев, они выпивали и курили. Он также специально нанял повара, чтобы тот готовил. Они козла забили, кровь по всему дому текла. Его мать уважала садху – она плакала и плакала, но никто не обращал на нее внимание. Гурудев с преданными терпеливо продолжал киртан, хотя никто так и не пришел. После обеда та женщина сварила для них картофель, дал, рис, брахмачари предложили бхогу, почтили прасад и ушли в другую деревню. Что произошло потом? История как с Рамачандрой Кханом. Тот дом в итоге сгорел дотла, а у его хозяина половина тела обгорела. Брахмачари сообщили об этом: «Гурудев! Махапрабху, Нитьянанда Прабху очень сурово наказали тех людей!» Гурудев сильно расстроился. Тем же вечером он отправился в то место, организовал и врача, и больницу, и одежду дал, словом, предоставил всю помощь. Он объяснил преданным: “Если нашего обидчика постигла расплата, и мы хлопаем в ладоши, то мы не лучше животных. Нельзя просить у Бога, чтобы Он наказал обидчиков. Мы только хотим, чтобы их сердца поменялись”.
Тот человек, восстановившись в калькуттской больнице, приехал в Навадвипа-дхаму. Он плакал перед Гурудевом, Парам-гурудевом и у всех просил прощения. Он толком и говорить не мог – лицо обгорело, ел с трудом. Знаете, как все произошло? Он закурил, а спичку положил в карман, коробок загорелся, и вся одежда начала полыхать…
Парам-гурудев дал ему благословения и чаранамриту. С тех пор в той семье вот уже как два-три поколения не просто принимают только вегетарианскую пищу – они в принципе кроме прасада ничего не едят. Теперь их дом всегда открыт для вайшнавов, кто бы ни приехал, они всех принимают.
Что такое бхагават-парампара и паракия-парампара
Периодически летом Гурудев жил в Джаганнатха Пури, в доме Сингхании. Утром он принимал омовение в океане, потом писал книги, а вечером на протяжении часа давал даршан. В то время много людей приходило, а в доме была крошечная кухня, поэтому не получалось всех угощать прасадом. Я в то время жил в Нилачала Гаудия Матхе. Однажды к Гурудеву пришла большая группа преданных: санньяси, брахмачари из Гаудия Матхов, грихастхи. Они задали ему вопрос: какая дхама более великая – Навадвипа-дхама или Джаганнатха Пури?
Первые двадцать четыре года Махапрабху в основном провел в Навадвипе (иногда Он отправлялся в Бангладеш или в другие места), а после принятия санньясы поселился в Джаганнатха Пури. В течение шести лет Махапрабху путешествовал по Южной Индии, и затоплял всех нектаром. Во Вриндаван Махапрабху шел по лесам, где раздавал дживам према-бхакти. Что это были за дживы? Медведи, тигры, львы, слоны, змеи, мангусты, мыши, коты… Во время Чатурмасьи все преданные из Бенгалии и Ориссы жили с Махапрабху в Джаганнатха Пури. Он обучал их харинама-санкиртане, а после Картики они разъезжались по домам. Однажды Махапрабху провел Чатурмасью в Южной Индии, в доме Гопала-бхатты. В каком бы месте ни находился Махапрабху, Он Сам строго следовал и учил других, как практиковать, чтобы получить према-бхакти, чтобы она навсегда осталась в сердце.
Поэтому преданные и задали Гурудеву вопрос: в каком же месте можно получить према-бхакти?
Гурудев ответил, что Джаганнатха Пури – это випраламбха-кшетра, место, подобное полю, где высаживают разные культуры. Если разрыхлить почву, посадить семена, ухаживать за всходами, то рано или поздно придет урожай.
В Навадвипа-дхаме же все работает безо всякой медитации и условий. Махапрабху сделает сердце каждого, кто отправится в Навадвипу, местом Своего явления. Человек позабудет родственников, детей, друзей, возлюбленных, подготовит в сердце место для игр Махапрабху, и Он Сам придет с харинама-санкиртаной. Своей любовью Он привлечет, украдет, и уже невозможно будет вернуться. В Навадвипа-дхаме нет необходимости ни в какой садхане – достаточно просто желания отправиться туда!
Кшетра-дхама – это випраламбха-кшетра, тренировочный центр. Там Махапрабху обсуждал сладчайшую катху с квалифицированными личностями: Сварупой Дамодарой, Райем Раманандой, Шикхи-махити, Мадхави-деви, Тапан-мишрой, Гопинатхой, Ванинатхой, Каши Мишрой, Сарвабхаумой Пандитом.
Гурудев ежегодно уезжал на Запад проповедовать. Он говорил: «Тех, кто выучит эти два стиха и будет им следовать, я могу назвать своими учениками, а иначе нет». Что это за стихи? Амнаях праха таттвам («Даша-мула-шикша») и арадхйо бхагаван враджеша-танаяс.
арадхьо бхагаван враджеша-танаяс-тад-дхама вриндаванам
рамья качид-упасана враджа-вадху варгена йа калпита
шримад-бхагаватам праманам амалам према пумартхо махан
шри-чайтанья махапрабхор матам идам татрадаро нах парах
(Чайтанья-манджуша, Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур)
«Высшим объектом поклонения является Шри Кришна, сын Нанды Махараджа. Шри Вриндавана-дхама – это Его трансцендентная обитель. Она почитается так же, как и Сам Господь. Самый лучший способ поклонения Кришне – тот, которым Ему поклонялись девушки-пастушки Враджа, и “Шримад-Бхагаватам” безупречно и наиболее авторитетно доказывает это. А наивысшая цель жизни – это кришна-према. Таково мнение Шри Чайтаньи Махапрабху. Мы доверяем только ему и не принимаем никакое другое мнение, отличное от него».
Рамья качид упасана враджа вадху варгена йа калпита. Каким правилам и предписаниям следуют враджа-деви? Как они служат? Чему обучают? Как говорят? Какому следуют процессу? Гамбхира-лила Махапрабху состояла в том, что Он слушал, практиковал и обучал. В Южной Индии, да и куда бы Махапрабху ни отправился, Он повсюду обучал амная праха-таттве.
Амная-вани – учение Вед, полученное через гуру-парампару. Какая парампара имеется в виду? Бхагават-парампара, не дикша-парампара. Иногда можно принять мантры и у каништха-адхикари в дикша-парампаре, они сработают. Корова может давать и литр, и пять, и десять литров молока – все равно она будет коровой. Таким же образом и каништха, и мадхьяма, и уттама – все они вайшнавы. Можно получить дикша-мантры у каништха-адхикари, нет проблем. Например, Бхактивинода Тхакур получил дикшу у кула-гуру Випина-бихари Госвами. Прабхупада Сарасвати Тхакур велел Нимананде Прабху, грихастхе, давать дикшу, и у него было много учеников, даже когда Прабхупада присутствовал на планете. Гурудев перед уходом также дал приказ всем санньяси давать дикшу. Те, кто будет повторять мантру, получат связь с мантра-деватой, и тогда поймут, кто такие сварупа-сиддха-враджаваси, чему необходимо следовать, и придут в паракия-бхагават-парампару.
У паракия-гуру столько любви и притягательной силы, что если вы к нему придете, то никогда уже не сможете его оставить или забыть. Это просто невозможно!
У него есть гуру-шакти, према-бхакти – он любовью похищает сердца. Вы получите сварупа-сиддхи и разорвете связь с физическим телом, не останется материальных привязанностей. Но как узнать, кто относится к паракия-парампаре, кто маха-бхагавата? Рамья качид-упасана враджа-вадху варгена йа калпита. Личности, следующие программе враджа-деви, являются паракия-гуру и ачарьями паракия-парампары, бхагават-парампары. И нет необходимости даже в получении дикши.
Есть много разных школ – поступайте в любую, однако везде действует один и тот же принцип. Если ребенок занимается с репетитором, то он будет прекрасно успевать по школьной программе. Точно так же и в духовной жизни – подобный репетитор называется шикша-гуру. Представители бхагават-парампары, паракия-парампары в основном являются шикша-гуру. Шикша-гуру может давать дикшу, а дикша-гуру – шикшу, не думайте, что это разные вещи. Когда вы получите шикшу, к вам придет жадное стремление идти по стопам гопи, и вы сможете обрести сварупа-сиддхи.
Тат тат сева прадаякам, дамодара прасидати. Как получить такое настроение севы? Раньше люди лишь наслаждали свои чувства, однако с получением сварупа-сиддхи и тенденции служить они даже минуту впустую не будут тратить, всегда только служение, служение без остановки. Почему? Потому что в них стремительно течет поток духовной энергии, хладини-шакти, сварупа-шакти, они связаны с враджа-деви. Такие садхаки умны, талантливы, они всегда погружены в творческий процесс и не прячутся по углам.
Гурудев говорил, что есть нитья-сиддхи и садхана-сиддхи. Нитья-сиддхи – рагатмики, они обладают анурагой, могущественной любовью, с которой постоянно служат Кришне и повелевают Им. Садхана-сиддха-садхаки следуют рамья качит упасане. Как они практикуют? Как Шрила Рупа Госвами, Санатана Госвами.
сева садхака-рупена, сиддха-рупена чатра хи
тад-бхава липсуна-карйа, враджа-локанусаратах
(Бхакти-расамрита-синдху, 1.2.295)
«На пути рагануга-бхакти садхак должен служить Шри Кришне как в садхака-рупе (внешнем, физическом теле, то есть в нынешнем положении преданного), так и в сиддха-рупе (внутреннем, совершенном духовном теле), следуя по стопам вечных жителей Враджа, обладающих тем же настроением служения, которое он хочет обрести».
Шрила Гурудев объясняет этот стих Шрилы Рупы Госвами: сева садхака-рупена – садхак с утра до вечера занят в арчане, пудже, он собирает цветы, плетет гирлянды, проводит арати, повторяет харинаму, готовит, совершает киртан – все служение происходит естественным образом, сварасики. Куда бы садхак ни отправился, он думает: «Это для моего Шьямасундара, для моего возлюбленного Кришны, для Радхарани» – и в таком настроении следует по стопам враджа-деви. Это настроение паракии, сварасики. Санкхья-пурвака-нама гана натибхих – садхаки совершают садхану, всегда молятся и других занимают в служении. Сиддха-рупена чатра хи – они горят желанием служить. Например, ягья-патни с утра думали о том, как враджа-деви готовят, убирают, наряжаются, плетут цветочные гирлянды. Они непрерывно и спонтанно медитировали на это, а внутренне служили.
«Говинда Дамодара Мадхавети»
Как сделать так, чтобы подобное настроение пришло в сердце? Риши Дандакараньи, Шрути-чари, Смрити-чари, Упанишады, Веда-мантры, жены полубогов и многие другие родились во Врадже и стали совершать там садхану. Какую садхану? Говинда-даршана, говинда-киртана. Мы слышали, что Гурудев раздавал «Говинда Дамодара Мадхавети». Но что вам даст «Говинда Дамодара Мадхавети»? Как связать Дамодару Кришну? В сердце вольется поток нектара, придет желание служить Ему, любовь к Нему. Вот тогда и будет
улукхале самбхрита-тандуламш ча
сангхаттаянтьо мусалаих прамугдхах
гаянти гопьо джанитанурага
говинда-дамодара-мадхавети
(Шри Говинда Дамодара-стотра, 4, Билвамангала Тхакур)
«Обмолачивая рис в своих ступах, гопи, полные анураги к Кришне, пели: “О Говинда, Дамодара, Мадхава!”»
Как появится эта любовь? Она придет от Гурудева, он дает «Говинда Дамодара Мадхавети».
Люди не понимают, но поют «Говинда Дамодара Мадхавети» во время Дамодара-враты, Катьяяни-враты. Мы молились на протяжении всего одного месяца, а враджа-деви воспевают непрерывно, днем и ночью! Билвамангала Тхакур написал «Говинда Дамодара Мадхавети», молитву, состоящую из 71 стиха. Гурудев повсюду раздает данное настроение. Это не просто мантра – это сварасики, естественная любовь. Люди забыли ее, сейчас никто не поет «Говинда Дамодара Мадхавети».
Гурудев пел:
шри кришна гопала харе мукунда
говинда хе нанда-кишора кришна
ха шри-яшода-таная прасида
шри-валлабхи-дживана радхикеша
(Брихад-бхагаватамрита, 2.4.7)
Враджа-гопи повторяют эти имена с утра до ночи.
нитья-сиддха кришна-према ‘садхья’ кабху ная
шраванади-шуддха-читте карайе удая
(Чайтанья-чаритамрита, Мадхья, 22.107)
«Чистая любовь к Богу вечно присутствует в сердцах живых существ. Она не относится к категории того, что можно получить извне. Эта любовь пробуждается сама по милости сад-гуру в сердце, очищенном практикой различных составляющих бхакти, то есть слушанием, воспеванием и т.д.».
Очень удачливы те, кто примет нектар, раздаваемый Гурудевом. Кришна будет так доволен, услышав, что кто-то повторяет имена нитья-сиддха-гопи и памятует их славу!
кришна-нама-гане бхаи, радхика чарана паи,
радха-нама-гане кришначандра
(Према-бхакти-чандрика, «Радха-ништха»)
«О брат, повторяя имя Кришны, ты достигнешь стоп Радхи, а повторяя имя Радхи, достигнешь стоп Кришначандры».
Не нужно даже звонить в колокольчик – достаточно памятовать то, что гопи делают с самого утра. В таком случае вы даже тарелку не успеете поставить на алтарь – Кришна тут же прибежит и запрыгнет к вам на колени. «Что это ты воспеваешь? “Говинда Дамодара Мадхавети”? Сколько же у тебя любви! Что ты Мне приготовила, давай скорее! Куда спрятала?» – с этими словами Кришна побежит искать ваши ладду. Песни гопи приносят Ему огромное удовольствие! Это и есть упасана, рамья-качид-упасана враджа-вадху-варгена йа калпита – поклонение враджа-деви, и Гурудев каждого учит такому поклонению. Многие ли помнят это? Где найти такое настроение? Кто сейчас дает его? Нужно постоянно памятовать линию Гурудева, его учение, а иначе окажетесь вне его линии и отдалитесь от него.
Сиддха-мантра
Садхана-сиддхи со всей серьезностью совершают садхану. Санкхья-пурвака нама гана натибхих. Они следуют Пурушоттама-врате, Кешава-врате, Дамодара-врате, Чатурмасье и другим вратам, но это общее для всех. Гурудев рассказывал, что только во время Ратха-ятры Махапрабху являл особое настроение:
сеи та парана-натха паину
яха лаги’ мадана-дахане джхури’ гену
(Ч.-ч., Мадхья, 13.113)
«Наконец Я обрела Властителя Моей жизни, в разлуке с которым увядала, сжигаемая Купидоном, богом любви».
Он воспевал «Джа-джа, га-га», падал без сознания и катался по земле.
кахан мора прана-натха мурали-вадана
кахан карон кахан пао враджендра-нандана
(Ч.-ч., Мадхья, 2.15)
«Куда исчез владыка Моей жизни, играющий на флейте? Что Мне теперь делать и где искать сына Махараджи Нанды?»
Гопи пришли на Курукшетру, чтобы забрать Кришну во Вриндаван – это настроение враджа-гопи присутствует в Джаганнатха Пури. Гурудев говорил, что вы приезжаете во Вриндавана-дхаму, к нитья-сиддхам, но не можете установить с ними отношения. Как же это сделать? Нужно плакать на берегу Ямуны, молиться Вринде-деви и Йогамайе:
радхеша-кели-прабхута-винода
виньяса-вигьям враджа-вандитангхрим
крипалутадьякхила-вишва-вандьям
шри паурнамасим шираса намами
«Я в глубоком почтении склоняюсь перед Шри Паурнамаси-деви, которая с непостижимым искусством устраивает самые возвышенные развлечения Кришны, дорогого возлюбленного Шримати Радхики. Лотосным стопам Паурнамаси-деви поклоняются все жители Враджа. Она необычайно добра и в полной мере наделена всеми другими божественными качествами. Поэтому она почитается во всей вселенной».
«О Вринда-деви, о Бхагавати Паурнамаси Йогамайя! Все мы пришли во Вриндаван, но у нас нет любви к Кришне, мы не встречались с Ним и не служили. У нас и желания служить Ему нет. Что же сделать, чтобы Кришна нас принял? Только если Он примет нас, станет возможным с любовью совершать служение», – промолвили гопи, горько плача.
«Не беспокойтесь, я помогу вам! – ответила Паурнамаси. – Я знаю ваше сердце. У меня есть сиддха-мантра».
Эта сиддха-мантра еще мощнее, чем та мантра, которую повторяла Кунти-деви, и потом полубоги даровали ей сыновей!
«Не отчаивайтесь, я дам вам сиддха-мантру, если будете воспевать ее, то ваши сердечные чаяния исполнятся», – успокоила девочек Паурнамаси.
Она знала, что гопи желают только одного – нанда-гопа сутам-деви, чтобы Нанда-гопа-сута стал их покровителем, защитником, чтобы только Он один поддерживал их. Так гопи стали повторять мантру. Это и есть рамья качид упасана враджа-вадху-варгена йа калпита. Они встретились с нитья-сиддхами, получили от них любовь и тогда стали воспевать «Говинда Дамодара Мадхавети» круглые сутки, никогда не забывали эту мантру. Откуда же приходит такое настроение? Если вы не следуете враджа-деви, то вы ученик не Гурудева, а своего ума и чувств. Вы не в парампаре Гурудева. Парампара Гурудева в настроении паракия, это бхагават-парампара, парампара враджа-деви, манджари-кинкари-парампара, в которой есть сладость и кришна—сева-васана, самое возвышенное, что только может быть.
Как же получить это? Шримад-бхагаватам праманам амалам према пумартхо махан. Если у вас ничего нет, отправляйтесь к «Шримад-Бхагаватам». «Бхагават» это не только шабда-брахман, но также грантха-бхагават и бхакта-бхагават, садху. К бхакта-бхагаватам относятся Дхрува, Прахлада, Нарада, Хануман, Пандавы и выше, выше – до враджа-деви. В «Бхагаватам» описана их слава. Праманам амалам – это доказательство. Куда вы бежите, почему не следуете по стопам враджа-деви? Наша садхана заключается в том, чтобы обрести их настроение служения, другая садхана не принесет никаких плодов. Получите храмы, последователей, пратиштху, богатство, но не настроение девушек-пастушек Враджа.
Поэтому Гурудев называл те два стиха, первый из которых – амная праха таттвам.
амная праха таттвам харим иха парамам
сарва-шактим расабдхим /
тад-бхиннамшамш ча дживан пракрити-кавалитан
тад-вимуктамш ча бхавад /
бхедабхеда-пракашам сакалам апи харех
садханам шуддха-бхактим /
садхьям тат-притим эветй упадишати джанан
гаура-чандрах сваям сах
(Даша-мула-таттва, вступление)
Чья хари-катха будет амнаей, праманом, то есть чьи наставления являются для нас совершенными? Той личности, которая следует всем этим девяти пунктам. В первую очередь харим иха парамам сарва-шактим, тому, что Хари – сарва-шактиман, но кто такой Хари? Кришна, Рама, Говинда, Параматма, Саччидананда, Рамананда, Кродхананда? Хари обладает всем могуществом сварупа-шакти, хладини-шакти и крия-шакти. Хари имеет раса-сварупу, Кришна – расо ваи сах. Однако отношений с одним Кришной недостаточно.
Существует два вида джив: мукта (освобожденные) и баддха (обусловленные). Этого знания достаточно? Нет. Кто желает сладостно служить, кто ждет этой любви, тат-прити? Только гопи, враджа-деви. Гаурачандра пришел даровать это учение. И если гуру, вайшнав следует данному учению, то его знание – истинная амная, и тогда все естественным образом пойдут по его стопам. Не получится даже забыть его наставления.
Разве возможно забыть Гурудева? Любой, кто приходил к Гурудеву, слышал от него эти истины. Он давал основу – настроение гопи, враджа-деви-упасану. Если вы примете наставления Гурудева в сердце, то тем самым порадуете Махапрабху и всю гуру-варгу, и ваша жизнь увенчается успехом. Кто-нибудь может вам советовать: «Читай Веданту, Брахма-сутру, Говинда-бхашью», погрузит в карму, гьяну, йогу и бхогу, но не даст связи с враджа-деви.
Гурудев цитировал шлоки:
дхармах проджджхита-кайтаво ‘тра парамо нирматсаранам сатам
ведьям ваставам атра васту шивадам тапа-трайонмуланам
шримад-бхагавате маха-муни-крите ким ва параир ишварах
садьо хрдй аварудхьяте ‘тра критибхих шушрушубхис тат-кшанат
(Шримад-Бхагаватам, 1.1.2)
«Полностью отвергая всякую религиозную деятельность, преследующую материальные цели, эта “Бхагавата-пурана» провозглашает высочайшую истину, которую могут постичь только те преданные, чьи сердца совершенно чисты. Наивысшая истина – это реальность, не имеющая ничего общего с иллюзией. Она уничтожает тройственные страдания. Этой прекрасной “Бхагавата-пураны”, составленной великим мудрецом Вьясадевой [в пору его духовной зрелости], вполне достаточно для осознания Бога. Зачем же нужны какие-либо другие писания? Как только человек начинает внимательно и смиренно слушать послание “Бхагаватам”, это знание сразу же утверждает Верховного Господа в его сердце».
атхато брахма-джигьяса
(Веданта-сутра, 1.1.1)
«Теперь, получив человеческое тело, ты должен вопрошать об Абсолютной Истине».
джанмадй асья ятах
(Веданта-сутра, 1.1.2)
«Брахман (Высший Дух) – это Тот, кто является причиной создания, поддержания и разрушения вселенных».
Получить рождение не означает родиться в каком-то теле. Сейчас душа находится в форме семени, как ей родиться? Как в сердце придет ади-раса, шрингара-раса, мадхура-раса?
джанмадй асья ято ‘нваяд
итараташ чартхешв абхигьях сварат
тене брахма хрида йа ади-кавайе
мухьянти ят сураях
(Шримад-Бхагаватам, 1.1.1)
Нужно пить этот нектар от тех, кто им обладает, и тогда ваша душа родится, то есть вы получите сварупа-сиддхи. Никакая другая раса не поможет. Когда идет дождь, не нужно орошать поля водой – трава вырастет сама. Вы можете пытаться управлять телом и умом с помощью йоги, но это принесет лишь временное облегчение, которое не поможет душе. Гурудев говорил, что души может коснуться только шрингара-раса, мадхура-раса, ади-раса, и, когда это произойдет, она получит духовное рождение, сварупа-сиддхи. И тогда все шесть листочков начнут расти.
клешагни шубхада мокша-лагхутакрит судурлабха
сандрананда-вишешатма шри кришнакаршини ча са
(Бхакти-расамрита-синдху, Пурва-вибхага, 1.17)
«Шуддха-бхакти имеет шесть особенностей: 1) клешагхни – она избавляет от всех видов материальных страданий; 2) шубхада – дарует абсолютное благо; 3) мокша-лагхутакрит – благодаря ей освобождение становится незначительным достижением; 4) судурлабха – она необычайно редка; 5) сандрананда-вишешатма – воплощает в себе самую суть блаженства; 6) шри кришнакаршини – привлекает Самого Шри Кришну».
Живительная влага для этого – шраванам и киртанам, слушание хари-катхи из уст маха-бхагават. В таком случае вы оставите привязанность к телу, уму и чувствам и почувствуете влечение к кришна-бхакти, према-бхакти, к враджа-деви. Любые другие лекарства обернутся для вас ядом. Кто же раздает эту ади-расу? Учителя бхагават-парампары. Не нужно даже дикши, ничего не нужно! Слушание, памятование их хари-катхи – это уже дикша. Дикша подразумевает обещание: «Я буду следовать». Иначе можно ли назвать учеником того, кто не следует? Или стать гуру, просто получив мантры?
Все мы очень, очень удачливы – пришли к маха-бхагавата гуру, вечному враджаваси. Если не можете всему следовать, тогда предлагайте пранамы враджа-деви и памятуйте их. Эй чхай госай джабе врадже коило васа радха-кришна нитья-лила корила пракаша. Шад-Госвами пятьсот лет назад принесли в этот мир нитья-лилу. Памятуйте же их. Однако нет: «Харе Кришна» иногда поют, а «Шри Кришна Чайтанья» – нет, «Шри Рупа-Санатана» тем более, сразу головная боль возникнет. Шад-Госвами разрушают все препятствия, поэтому молитесь им, как учил Шрила Гурудев. Эй чхай госай кори чарана вандана джаха хоите вигхна наша абхишта пурана.
шри-рупа-манджари-карарчита-пада-падма-
гоштхендра-нандана-бхуджарпита-мастакайах
ха модатах канака-гаури падаравинда-
самваханани шанакаис тава ким каришйе
(Вилапа-кусуманджали, 72)
«О златоликая Радхика! Ты прилегла, положив голову Кришне на колени, а стопы – на колени Шри Рупы манджари, и она нежно массирует их. Когда же она едва заметным взглядом из уголков глаз подзовёт меня и передаст свою махапрасада-севу, служение Твоим лотосным стопам, а сама возьмёт в руки опахало, чтобы обмахивать Тебя?»
Если будете так молиться, тогда несомненно придет милость Рупы-манджари, и однажды она даст шанс совершать кришна-севу!
Мы молимся о том, чтобы не забыть, не потерять нашего Гурудева, не отдалиться от его учения. Гурудев дарует знание о нашей сиддха-сварупе и васту-сиддхи, тогда можно будет получить враджа-прему, и жизнь станет успешной. В этом заключается особая слава Гурудева. Думаю, если даже всю жизнь буду прославлять его, и то не смогу закончить. Только иногда размышляю: если мы все будем сваджатия, тогда все будет хорошо.
Гурудев каждый день пел:
муниндра-вринда-вандите три-лока-шока-харини
прасанна-вактра-панкадже никунджа-бху-виласини
враджендра-бхану-нандини враджендра-суну-сангате
када каришьясиха мам крипа-катакша-бхаджанам
(Радха-крипа-катакша-става-раджа, 1)
«О Шримати Радхика! Шукадева, Нарада, Уддхава и все великие мудрецы неустанно возносят молитвы Твоим лотосным стопам. Памятование о Тебе и молитвы о служении Тебе чудесным образом избавляют все три мира от страданий, грехов и оскорблений. Твое радостное лицо расцветает, словно лотос, когда Ты предаешься любовным забавам в рощах Враджа. О дочь Махараджи Вришабхану, Ты безмерно дорога Враджендра-нандане, с которым Вы разыгрываете вечную виласу. Когда же Ты хоть на мгновение одаришь меня милостивым взглядом?»
Он молился о том, чтобы обрести общение с Враджендра-бхану-нандини. Все великие мудрецы молятся об этом, но не достигают желаемого. В наших сердцах теплится надежда, что Гурудев дарует адхикару памятовать Радхарани. Сейчас стоит нам начать памятовать, как тут же засыпаем. Но три-лока-шока-харини – страдания уйдут, вы станете счастливыми и удовлетворенными.
кункумакта-канчанабджа-гарва-хари-гаурабха
питананчитабджа-гандха-кирти нинди-саурабха
баллавеша-суну-сарва-ванчхитартха-садхика
махьям атма-пада-падма-дасья-дасту радхика
(Радхика-аштака III, 1)
«Ее кожа красотой и ароматом затмевает душистый золотистый лотос с оттенком шафрана. Она исполняет все желания царевича Враджа. Пусть Шримати Радхика позволит мне всегда служить Ее лотосным стопам».
«О Радхика, сделай меня слугой слуг слуг Твоих служанок!» Если я молюсь так, то я на самом деле ученик Гурудева. В скором времени вы получите желаемое.
То, что я рассказываю, не моя хари-катха, это памятование Гурудева. Молитесь Гурудеву. Он так добр! Он всегда готов помочь, нужна лишь шраддха, вера.
эк-бар декхле чакше джал
«гоур» боле нитаи дена сакала самбал
«Если Нитай увидит слезы у тебя на глазах, когда ты произносишь имена Гауры, Он наделит тебя духовной силой».
Шраддхаван джана хе, шраддхаван джана хе!
Молитесь Гурудеву, он дает все, что нужно.
Однажды в матхурском храме Гурудев задремал, пока мы его обмахивали. Думая, что он заснул, мы ушли спать. Вдруг почти в полночь я увидел, что Гурудев направился в одну из комнат. Там кто-то при свете тайно писал письмо. Гурудев посмотрел и ушел. Ранним утром он подозвал того преданного. «Прошлой ночью ты писал письмо – отдай мне его. Это было любовное письмо, ведь так?» – спросил он.
Преданный молчал.
«Почему ты используешь возможность писать не для служения?» – добавил Гурудев.
Так или иначе он забрал письмо и воззвал его к совести: он живет в храме как брахмачари, слушает «Лалита-Мадхаву», «Видагдха-Мадхаву», «Дана-кели-каумуди», а потом «молитвы» ночью пишет девчонкам!
В наши дни даже не нужно письма большие писать, достаточно послать смс-сообщение. Однако если всю ночь и весь день мы думаем о Шримати Радхарани и Ее последователях, тогда мы ученики Гурудева, и Радхарани одарит нас благословениями. Если вы будете памятовать других деви, то придут Дурга, Чанди, Бхавани, Рудрани, Кали, Маха-Кали. Например, брат Рамачандры Кавираджа не хотел повторять святое имя Кришны, потому что поклонялся Кали-Дурге. Когда он был уже на пороге смерти, брат снова попросил его: «Хотя бы в последний момент воспевай харинаму!» Тот, отказавшись, стал призывать Кали: “О Ма, пожалуйста, даруй мне мукти!”
– Я не даю мукти – это дает только Мукунда, – произнесла она.
Тогда он начал сокрушаться: «Ах, почему я не прислушивался к просьбам брата, столько тебе поклонялся, а ты мне мукти даже не дашь!» С того момента он начал повторять харинаму и выздоровел, помолодел. Позже его стали звать Говинда Кавирадж, он написал много прекрасных киртанов, например, «Бхаджа ху ре мана шри нанда-нандана», «Джая нанда-нандана гопи-джана-валлабха».
Если будете памятовать каких-то других деви, ракшаси-деви, то все потеряете. Храните в уме только враджа-деви. Гурудев на лекциях словно молотком вбивал эти истины, всегда давал только один путь, одну линию, и очищал сердца от скверны. К тем, кто практикует подобным образом, приходят умиротворение, благие качества и особые силы, а кто не памятует враджа-деви, будет постоянно беспокоиться, страдать. Памятование враджа-деви охлаждает сердце.
Когда в Матхуре появился третий этаж, я жил рядом с Гурудевом. Однажды в час ночи я ходил по коридору, читал харинаму. Гурудев, выглянув из комнаты, сказал: «Эй, кого ты там высматриваешь? Брахма-ракшасов? Или тебя кто-то ищет? Почему ходишь?»
«Нет, Гурудев, ваших благословений жду», – ответил я.
«О, мои благословения ждешь? Тогда иди спать, чтобы проснуться на мангала-арати. Следуй правилам бхакти».
Нам все время дается шанс практиковать, но мы разговариваем с кем-то, где-то ходим и теряем время. Гурудев всегда говорил: не тратьте жизнь впустую! Энергия, которая у вас есть, эта кровь, что течет в ваших жилах, – это прасад Гурудева и Вайшнавов. Не отдавайте ее другим, иначе для вас создадут особый ад.
Семейным людям можно простить – они тяжело трудятся и не понимают, что упускают, но для брахмачари непростительно терять время. Гурудев порой хватал брахмачари за шикху! Когда во время принятия прасада брахмачари разговаривали перед комнатой Гурудева, он выходил и давал им хорошую затрещину, чтобы во время прасада все молились и молчали. Не надо кричать за прасадом, никого критиковать, а если не можете так, то не ешьте. Гурудев не терпел, когда кто-то начинал возмущаться из-за качества прасада. Он всегда был прямолинейным и строгим в правилах, а также давал духовный заряд. Почему? У него было на это право. Если же вы только поучаете других, а сами втайне грешите, то несомненно к вам придет наказание. Оно на самом деле является очищением. Огонь вайшнавов сжигает анартхи. Молитесь гуру-варге, и тогда к вам придет огромная духовная сила для бхаджана.