В месяц Пурушоттам приходят два Экадаши: Падмини и Парама. Сегодня Парама Экадаши.
Общие правила в месяц Пурушоттам
В “Шримад Бхагавад-гите” (9.11) Кришна говорит:
аваджананти мам мудха, манушим танум ашритам
парам бхавам аджананто, мама бхута-махешварам
[Глупцам неведома Моя природа Верховного Повелителя всего сущего, и потому они оскорбляют Меня, когда Я нисхожу в материальный мир в облике, подобном человеческому.]
У глупых людей нет никакого представления о себе. Если они не знают себя, тогда как они поймут, кто такой Господь? Поэтому их концепции в корне неверны. Невежды ограничиваются только материальными представлениями, им невдомек, что находится за пределами этого мира, что такое душа и Сверхдуша.
В Пурушоттам нужно повторять мантру Пурушоттамадеву, думать о Нем, прославлять Его, слушать о Его славе и поклоняться Ему. Следовать врате лучше на берегу океана или святых рек (Ганги, Ямуны, Годавари, Тапти, Кавери, Синдху, Нармады), либо рядом с садху, риши, махариши, тапасви, или в святой дхаме. Если же не получается, надо поселиться в таком месте, где проходит нама-санкиртана и бхагават-шравана (слушание о славе Господа). Каждый день нужно служить Божествам. По возможности нужно сделать золотое Божество Пурушоттамадева, каждый день на берегу океана или святой реки проводить абхишеку, киртан, предлагать бхогу и прославлять Его.
Пурушоттамадев – наш вечный Отец
В Парама Экадаши много брахманов и садху собрались в Шри Пурушоттама-дхаме. Они совершали парикраму вокруг Пурушоттамадева, пели киртан, слушали о Его славе. Среду них был один молодой ученый брахман. Из хари-катхи он узнал, что физическое тело приходит от родителей, а душа – от Господа. Пурушоттамадев – Отец нашей души, Он вечный и неизменный. Материальные родители, в отличие от Него, временны: каждую жизнь мы получаем новых отца и мать, и так проходят миллионы жизней.
Наш истинный родитель, отец нашей души – это Пурушоттамадев.
Мамаивамшо джива-локе, джива-бхутах санатанах. Душа – вечная частичка Господа. Почему же в таком случае мы, души, все свое время отдаем служению не Ему, а своему физическому телу?
История про брахмана и Пурушоттама
Месяц Пурушоттам приходит через каждые 2 года 8 месяцев и 11 дней. Этот месяц считается дополнительным, поскольку дает кое-что дополнительное.
Например, в этот месяц вы твердо решаете: “Я не буду в этот месяц служить своему телу и развивать отношения с родственниками и друзьями. Все свое время я посвящу служению Пурушоттамадеву”. Через месяц такой практики у вас уйдут все привязанности и появятся новые, особые возможности. Больше не надо будет рождаться в этом мире и страдать. Пурушоттамадев заберет вас в Пурушоттама-дхаму, на Голоку Вриндавану. Вы примете там рождение и погрузитесь в вечное служение Ему.
Тот молодой брахман послушал хари-катху о Пурушоттама-врате и, когда она закончилась, вернулся домой. Родители женили его, но он неустанно думал о Пурушоттамадеве и служил Ему. Родителям это совершенно не нравилось. Жена постоянно требовала: “Служи мне! Слушайся меня! Дай мне ребенка!”, а он только и отвечал: “Мне не нужны дети, я люблю Пурушоттамадева, Господа Шри Хари”.
Много времени прошло. Однажды у его жены лопнуло терпение. Она поставила ему ультиматум: “Раз ты не даешь мне детей, тогда купи мне ребенка на рынке”. Раньше в Индии везде на рынках продавали детей: и новорожденных, и одномесячных, двухмесячных. Сейчас тоже продают, только скрытно. В прошлом году можно было купить за два лакха, а сейчас уже нужно заплатить пять лакхов. В Ориссе, например, было принято продавать ребенка в настоящее рабство: его кормили объедками, он днем и ночью трудился в поте лица и никто о нем не заботился. В Индии так делают: продают ребенка в чужую семью, и там он пятнадцать лет работает, не имея права вернуться домой.
…Тот брахман отказывался покупать ребенка, однако она все равно дала ему одну рупию и отправила на рынок: “Купи светленького, новорожденного и принеси домой”.
Муж взял деньги, но пошел не на рынок, а к плотнику.
– Сделай маленькое Божество Пурушоттамадева, – попросил он плотника. – Сколько дней тебе нужно на Его изготовление?
– Один месяц.
– А сколько будет стоить работа?
– Десять пайс.
Он подумал: “Жена дала мне одну рупию. Получается, у меня еще останется девяноста пайс. Это очень хорошо!”
Когда он вернулся домой, жена уже ждала его на пороге:
– Где ребенок?
– Подожди, он только родился. Ему нужно напиться молока у матери. Через месяц я тебе его принесу.
Жена уже все подготовила для ребенка: зонтик, люльку, соску, бутылочку, водичку с медом. Ей так не терпелось поскорее его увидеть, что она послала мужа через неделю:
– Пойди и проверь, как там ребенок.
Брахман пошел, поговорил с плотником, а плотник сказал:
– Я могу сделать быстрее, только дай мне еще двадцать пайс.
– Я дам тебе пятьдесят пайс!
Так плотник быстро сделал очень красивое Божество.
Неся домой это Божество, брахман размышлял: “Должно быть, это мой последний день. Она возьмет метлу в руки, побьет меня и выгонит из дома навсегда”. Но у этого брахмана была твердая вера в Божество. Он соблюдал Пурушоттама-врату, поклонялся Пурушоттамадеву, и вся любовь, которую он прежде испытывал к своему телу, к окружающим, исчезла. Он стал равнодушен к мирскому, поскольку каждый день проводил арати, предлагал бхогу, участвовал в ягье, слушал хари-катху. Его жизнь полностью изменилась.
Муж все не возвращался, а она не могла дождаться ребенка. Наконец вечером, когда уже стемнело, он пришел.
– Вот, забирай своего ребенка.
– Чего ты так поздно?
– Материнская любовь… Та женщина никак не хотела с ним расставаться.
– Ладно, молчи. Ребенок спит – утром поговорим. Иди по своим делам.
У женщин природа – чуть что не так, они могут взять веник или железную палку, и побить до смерти. И поэтому брахман сразу отошел подальше, чтобы, когда жена увидит Божество, не убила его. А она пошла в комнату, раскрыла пеленки, а там был ребеночек. Он смотрел на нее и улыбался.
– Как его зовут?
– Пурушоттам.
– Пурушоттам? Какое хорошее имя!
И она позвала его:
– Эй, Пурушоттам, ты почему так долго спишь?
И она его то в люльку положит, то на руках подержит, целует, обнимает, и такая счастливая!
Муж ждал снаружи и думал: “Вот удачливая женщина. Я у плотника заказал Божество, и теперь это Божество разговаривает с ней. Оно ожило!”
Только он зашел внутрь, посмотрел на этого ребенка – и он тут же превратился в Божество.
Жена сразу разозлилась:
– Зачем ты пришел сюда? Глупец! Ребенок играл со мной. Ты взглянул на него – и он превратился в деревяшку. Убирайся отсюда, чтобы я тебя больше не видела.
Схватив веник, она стала прогонять мужа.
– Убирайся! Чтобы больше твоей ноги не было в доме.
“Ладно, Прабху, на то Твоя воля… Стало быть, я больше не вернусь сюда”, – подумал брахман и побрел на берег Ганги. Там он стал повторять мантру, памятовать Господа, читать “Гиту”, “Бхагаватам”, совершать хари-киртан. Он был так счастлив!
А что же ребенок? Ребенок рос. Ему исполнился годик, потом два, три… Наступил месяц Пурушоттам.
Он спросил у матери: “Где мой папа?”
– Ты про папу своего даже не заикайся. Когда папа на тебя посмотрит, ты в деревяшку превратишься. Вот такой он грешник! Даже имени его не упоминай. И не думай никогда о нем.
– А где он? – не унимался мальчик.
– Он живет на берегу Ганги, совершает аскезы. Но мы к нему не пойдем.
Мальчик был очень хороший, окружающие в нем души не чаяли и всегда так и называли: “Пурушоттам”.
Затем у этой женщины родился свой ребенок. Никто не знает, как это произошло. Пурушоттам кусал, щипал, постоянно беспокоил этого новорожденного. И женщина веником стала прогонять Пурушоттама: “Убирайся отсюда! Не трогай моего ребенка! Кто ты такой? Неизвестно, чья кровь течет в твоих жилах. Иди к своему папаше”.
Заплакав, Пурушоттам направился к Ганге. Там на берегу сидели садху, брахманы. И он снова превратился в Божество.
Господь в форме Божества постоянно смотрит, чем мы заняты, сколько любви отдаем Ему, сколько питаем веры и почтения. Пока у той женщины не было своих детей, она любила Пурушоттама, но ее любовь была эгоистичной. Брахман, увидев Божество, решил: “Она Тебя прогнала, а я буду Тебе служить”.
Пурушоттамадев все устроил для брахмана. Брахман недоумевал: “Кто помыл мой ашрам? Кто постирал мою одежду? Кто принес мне провизию?”
Каждый день на киртан собиралось много людей. А потом, через какое-то время, на берегу Ганги сделали большой храм для Пурушоттамадева. Если есть любовь к Богу, вера в Него, то Он Сам всё устроит.
аваджананти мам мудха, манушим танум ашритам
парам бхавам аджананто, мама бхута-махешварам
Он всё и вся, Он Бог богов. Мы считаем, будто от нас что-то зависит, думаем о себе как о властителях мира, но эти идеи настолько глупы.
Раньше брахман жил один, ничего у него не было. А теперь пришел этот ребенок и стал плакать: “Мой дорогой отец! Мама прогнала Меня”. Брахман Его обнял и Тот стал Божеством.
Кажется, что Божества безмолвно стоят на алтаре и ничего не делают. Но на самом деле именно Они всё делают: ездят за продуктами, готовят, следят за порядком, строят храмы, дают нам кров и пищу, одежду. А у нас, глупых, нет веры.
Поэтому Господь говорит: аваджананти мам мудха. Насколько же люди глупы! Каждый считает, будто родился на свет от родителей, но ведь это только тело родилось, а оно не вечное. Тело рано или поздно умрет, мы его потеряем. Оно даже не принадлежит нам. Но душу мы никогда не потеряем. Весь смысл в том, чтобы не потерять себя. Почему я не завожу отношения с Параматмой, моим истинным родителем? Почему я не служу Господу? Почему я не предлагаю Ему всю свою любовь и время? В этом и заключается наш недостаток.
Парама – высшее
Второй Экадаши месяца Пурушоттам называется Парама. Парам бхавам аджананто. Парам бхава означает “высшее понимание”. В “Бхагавад-гите” Господь Кришна говорит: “дадами буддхи-йогам – Я наделяю разумом, чтобы прийти ко Мне”. Благодаря этому живое существо сможет отличить главное от второстепенного, истинное от ложного, бренное от бессмертного. Но этот разум Господь дает только тем, кто следует Ему.
В Парама Экадаши Пурушоттамадева несут на паланкине, устраивают большую санкиртану. Хари-киртан не смолкает даже ночью!
Амбариша Махарадж приезжал из Хастинапура в Матхуру в каждый Дашами для того, чтобы достойно провести Экадаши. Он все устраивал для проведения ягий, слушания “Шримад-Бхагаватам”, приглашал брахманов, садху, тапасви, риши, махариши. В Экадаши он ранним утром сначала принимал омовение в Ямуне, а потом начинал хари-санкиртану. И как он это делал?
са ваи манах кришна-падаравиндайор
вачамси ваикунтха-гунануварнане
карау харер мандира-марджанадишу
шрутим чакарачьюта-сат-катходайе
мукунда-лингалая-даршане дришау
тад-бхритья-гатра-спарше ‘нга-сангамам
гхранам ча тат-пада-сароджа-саурабхе
шримат-туласья расанам тад-арпите
падау харех кшетра-паданусарпане
широ хршикеша-падабхивандане
камам ча дасье на ту кама-камьяя
ятхоттамашлока-джанашрая ратих
(Шримад-Бхагаватам, 9.4.18–20)
[Махарадж Амбариша всегда поклонялся Кришне, сосредоточив ум на Его лотосных стопах. Речь свою он посвящал прославлению Господа, руками убирал храм Кришны, а ушами внимал повествованиям о Нем. Взор Махараджа Амбариши всегда был обращен на Божества Кришны. Чувство осязания Махарадж Амбариша занимал тем, что прикасался к стопам чистых преданных Господа, носом он вдыхал аромат поднесенных Господу листьев Туласи и чанданы, а языком ощущал вкус Его прасада. Ноги Махарадж Амбариша задействовал в парикраме по святым местам, а голову ‒ чтобы склоняться перед Господом и Его преданными. Таким образом он занимал свое тело и чувства в служении Бхагавану.]
Амбариша Махарадж предлагал Господу свои одиннадцать чувств как параферналии, подарки.
Посмотрите, сколько в этом мире физических тел: мужчин, женщин… Но кто на самом деле смотрит на душу? У многих ли есть духовное зрение? Если вы любите свою душу, то естественным образом будете любить и Высшую Душу, Сверхдушу. У вас уже не будет стремления к пище, одежде и всему остальному. Останется только тяга к хари-картану, мантре, хари-катхе, хари-севе. Вы будете очень активны в служении Господу. Люди считают служение обычной работой. Но Вайшнавов не связывает карма.
В “Падма-пуране” говорится:
на карма-бандханам джанма вайшнаванам ча видьяте
вишнур анучаратвам хи мокшам ахур манишинах
[Законы кармы не могут связать Вайшнавов. Они приходят в этот мир и покидают его по воле Всевышнего. Мудрецы знают, что Вайшнавы, целиком отдающие себя служению Господу, неподвластны законам материальной природы. Они вечно свободны.]
Вайшнавы – вишну-анучара, слуги Господа, они все делают для Его удовольствия. Они не стремятся угодить никому, кроме Господа.
В чем заключается высшее служение? Амбариша Махарадж учит нас: манах кришна-падаравиндайор. Беспокойный ум, который невозможно подчинить, нужно предложить в служении Господу и душе. Иначе егоневозможно обуздать.
Пурушоттамадев дает великий шанс в этот месяц.
Один брахман служил Божеству Господа Джаганнатхи. С годами он постарел. Однажды он сильно заболел: у него поднялась температура.
Он сказал:
– Прабху, как же я сегодня смогу Тебе служить? Я не могу предложить Тебе бхогу, провести абхишеку, не могу Тебя нарядить. Сегодня мое тело не дает мне этого сделать.
Господь ему ответил:
– Ты каждый день служишь, поэтому дай Мне шанс послужить тебе.
– Нет-нет! Ты объект моего поклонения. Ты мой Господин.
– Я твой лучший друг. Ты уже долгое время служишь Мне.
А как Яшода Мата и Нанда Баба любят Кришну! Они постоянно служат Ему, как и все враджаваси. Говорят ли враджаваси когда-нибудь Кришне: “Помогай нам, служи”? Но что делает Кришна? Разве Он не спасает враджаваси, когда приходят беды и невзгоды? Но Он хочет служить им вечно.
Кришна уехал в Матхуру и Двараку, а враджаваси остались во Врадже. Они думали: “Какой толк в этом теле, если мы не можем служить Кришне. Проще расстаться с жизнью…” Но Кришна на самом деле даже на расстоянии постоянно их поддерживал, служил им, все делал для них.
Шрила Свами Прабхупада, Шрила Гурудев сначала были одни, никто им не помогал. Но сколько у них потом появилось сыновей и дочерей! Родных сыновей может быть двое-трое, да и те могут жить далеко, но сколько детей (последователей) у садху? Так и Господь Джаганнатха устроил, что к тому брахману пришло много последователей. С самого утра они начинали киртан, готовили бхогу для Господа.
Кто в сердце живет?
Гауридас Пандит служил Божествам Гаура-Нитая. Постарев, он задумался: “Как мне служить Гаура-Нитаю? Они любят горячее молоко, фрукты, рабри, халаву и другие вкусные блюда и красивые наряды”. Гауридас Пандит был один. В итоге Махапрабху отправил к нему одного бхакту и велел дать ему дикшу. Этот бхакта с самого детства служил Господу Шри Хари. Поэтому все знали, что у него в сердце почтение к Господу. Все его так и хвали Хридаянандой. Он пришел к Гауридасу Пандиту, тот дал ему дикшу, и после этого он начал служить Гаура-Нитаю.
Накануне праздника холи Гауридас Пандит сказал: “Мне нужно кое-куда пойти и все подготовить для фестиваля Гаура-Нитая. Придут тысячи людей. Будет нама-санкиртана. Большая программа. А ты, Хридаянанда, служи здесь”.
Когда он ушел, Хридаянанда пригласил очень много людей, как будто со всей Индии. Гауридас Пандит пришел и увидел – стоят большие пандалы, тысячи людей поют киртан. Он сказал своему ученику: “Что, не дождался меня и начал программу? Почему ослушался? Уходи!” Гауридас Пандит был очень обеспокоен. Хридаянанда пошел на берег Ганги и там начал киртан. Гауридас Пандит утром открыл алтарь, а там нет Гаура-Нитая. Куда они делись? Он услышал звуки громкого киртана, доносившиеся с Ганги. Взяв палку, он пошел посмотреть, что его ученик там делает. Издалека он увидел Гаура-Нитая, танцующих в окружении всех Своих спутников: Адвайты Ачарьи, Шриваса Пандита, Гададхары Пандита… Гаура-Нитай увидели приближающегося Гауридаса Пандита с палкой и спрятались в сердце Хридаянанды. И Гауридас Пандит, подойдя, не смог найти, куда Они делись. Тогда ему сказали: “Гаура-Нитай спрятались в сердце Хридаянанды”.
– Ах, ты не только украл моих Гаура-Нитая, но еще и хранишь Их теперь в своем сердце! Так, быстро пошли в храм!
Они пришли в храм, и Гаура-Нитай вышли из сердца Хридаянанды и вернулись на алтарь.
В тот день Гауридас Пандит дал ему имя – Хридой Чайтанья, поскольку в его сердце находятся только Чайтанья и Нитьянанда. Он сказал своему ученику: “Я больше никогда ничего тебе не буду говорить и перечить”.
А что в наших сердцах? Если кто-то нас чуть-чуть оскорбит, из наших сердец вырвется сколько львов и тигров!
Его звали Хридой Чайтанья, поскольку в его сердце были Гаура-Нитай. У Хридоя Чайтаньи учеником был Шьямананда Прабху. Вначале его звали Дукхи Кришнадас. Потом Джива Госвами изменил его имя на Шьямананду Прабху. А его учеником был Расикананда Прабху. Такая парампара.
Говорится, что если у вас есть любовь к Пурушоттамадеву, если в сердце есть место для Него, если ваше сердце – это место Его игр, то все будут вам помогать. Никто не будет против вас. Если мы служим обывателям, то придут зависть, ревность, неприязнь к окружающим. Люди ведь эгоистичны по своей природе. За вами будет следовать пратиштха. Желание славы и почестей сродни обжигающей ослиной моче. А что такое вайшнава-пратиштха? Это когда я служу Господу, гуру и Вайшнавам, не имея ложной гордости. Такая пратиштха охлаждает сердце и делает его мягким.
В месяц Пурушоттам приходит Парама Экадаши. Этот Экадаши дает высшие концепции, идеи, разум, самые великие плоды, но только если вы следуете Пурушоттамадеву. Пурушоттамадев не дает дхарму, артху, каму и мокшу.
дхармах проджджхита-каитаво ‘тра
парамо нирматсаранам сатам
ведьям ваставам атра васту
шивадам тапа-трайонмуланам
(Шримад-Бхагаватам, 1.1.2)
Давать дхарму, артху, каму и мокшу – это все только капата, лицемерие и обман. Но Господь Пурушоттамдев дает панчама-пурушартху, пятую цель жизни, конечную – бхагават-прему, кришна-прему, бхагават-анурагу, кришна-анурагу. Тогда возможно тад-анураги джананугами. Иначе никак. Так что анурага-майи-бхакти можно получить только в месяц Пурушоттам.
Что же сегодня за день? Мадхава-титхи, бхакти-джанани, джатане палана кори кришна-васати, васати боли. В Парама Экадаши не надо просить ни о чем другом, кроме панчама-пурушартхи – бхагават-премы, према-бхакти, враджа-анураги. Вначале в месяц Пурушоттам приходит Падмини Экадаши – Экадаши-деви освобождает от всех проклятий и анартх, очищает и закладывает основу, чтобы можно было следовать.
Весь месяц у нас была парикрама, и мы даже не заметили, как пролетело время, остались считанные дни. Во время последней парикрамы нужно будет провести арати Радха-кунде и предложить 1008 фитильков. Вечером устроим Аннакут. На Радха-кунде споем “Муниндра-вринда-вандите”. Почему? Потому что нужно следовать по стопам Шрилы Гурудева, он всегда пел эту аштаку. А потом нужно спеть “Дамодараштаку” и предложить бхогу.
Не будьте жадными, не ссорьтесь из-за прасада. Всем все раздайте – брахманам, пандам, пуджари. Гирираджу нужно предложить одежды, Радхарани – сари, Кришне – желтые одежды. Тогда это будет врата. А иначе, если мы жадные, ничего не хотим делать, даже капельку своего пота отдать, тогда что это? В последний день Пурушотта-враты нужно молиться, чтобы вся наша жизнь прошла в служении Господу. Чтобы эта была не так называемая врата, когда один-два дня мы только показываем, что служим. Нет, мы будем молиться:
падабджайос тава вина вара-дасьям эва
наньят кадапи самайе кила деви яче
сакхьяя те мама намо’сту намо’сту нитьям
дасьяя те мама расо’сту расо’сту сатьям
(Вилапа-кусуманджали, 16)
[О Деви Шри Радхика! Я никогда не попрошу Тебя ни о чем другом, кроме служения Твоим лотосным стопам. Вновь и вновь я приношу бесчисленные поклоны положению Твоей подруги, но сокровенное желание моего сердца – быть Твоей служанкой.]
таваивасми таваивасми на дживами твая вина
ити виджная радхе твам ная мам чаранантикам
(Вилапа-кусуманджали, 96)
[O Деви Шри Радхика! Я Твой! Я Твой! Я не могу жить без Тебя! Зная это, пожалуйста, даруй мне прибежище у Твоих лотосных стоп.]
Это настоящие молитвы.
В последний день надо все раздать и предложить пранамы.
чинтамани-мой, радха-кунда тата,
тахе кунджа шата шата
Радха-кунда – это вечное духовное место. По беспричинной милости Шрилы Гурудева и Вайшнавов мы оказались в этой жизни у подножья Говардхана, на берегу Радха-кунды и Шьяма-кунды. Не думайте, что это что-то обычное. Это такая удивительная возможность! Как нам развить вечные отношения с Господом? Наша цель – это панча-пурушартха, любовь к Богу, бхагавата-према, анурага-майи-бхакти. Нужно плакать и молиться об этом. И тогда жизнь увенчается успехом.
Есть много разных врат: Катьяяни-врата, Кешава-врата… У каждой враты свои особенности. Сейчас идет Пурушоттама-врата. Мы проводим ее с Гирираджем Говардханом, Радха-кундой, Шьяма-кундой, Гуру и Вайшнавами. Наша цель – стать вечным слугой, гуру-дасом, вайшнава-дасом, бхакта-дасом, дасом-анудасом.
О чем молился Махапрабху?
айи нанда-тануджа кинкарам
патитам мам вишаме бхавамбудхау
крипая тава пада-панкаджа-
стхита-дхули-садришам вичинтая
(Шикшаштака, 5)
Нужно молиться стихами “Шикшаштаки”, “Манах-шикши”. Дас Госвами находится на Радха-кунде. В этот день хорошо быть рядом с ним. Молитесь всеми шлоками, которые он написал. Он будет счастлив, и милость его придет. Молитесь:
гурау гоштхе гоштхалаишу суджане бхусура гане
сва-мантре шри-намни враджа-нава-йува-двандва-шаране
сада дамбхам хитва куру ратим апурвам атитара-
айе свантар бхраташ чатубхир абхияче дхрита-падах
(Манах-шикша, 1)
[О дорогой брат, мой глупый ум! Припадая к твоим стопам, я ласково и смиренно прошу тебя: пожалуйста, отбрось всякую гордыню и быстро развей в себе возвышенную и постоянную рати к Шри Гурудеву, Шри Враджа-дхаме, жителям Враджа, Вайшнавам, брахманам, своим дикша-мантрам, святому имени Верховного Господа, а также к Кишора-Кишори, Шри Шри Радхе-Кришне, вечно юной Божественной Чете Враджа.]
вачо вегам манасах кродха-вегам
джихва-вегам ударопастха-вегам
этан веган йо вишахета дхирах
сарвам апимам притхивим са шишьят
(Упадешамрита, 1)
[Мудрый, владеющий собой человек, способный подчинить шесть побуждений – желание говорить, импульсы ума, порывы гнева, требования языка, желудка и гениталий – достоин наставлять весь мир.]
Не устраивайте лошадиные бега – приехали и побежали. Нет! Задействуйте каждое мгновение в молитве о вечных отношениях. Тогда вы будете постоянно связаны с вечным миром. А иначе только и будут мысли: “Когда уже это все закончится? Когда я вернусь и буду отдыхать? Когда буду есть? Когда открою мой любимый фейсбук?”
Вы думаете, что у вас много друзей. А разве Кришна – не ваш друг? Разве Радха-кунда и Говардхан вам не друзья? Почему у вас с ними нет отношений? Почему Госвами не являются вашими друзьями и родственниками? Поэтому постоянно делайте все возможное, чтобы обрести анурагу. Тогда это будет врата.
сеи врата, сеи тапа, сеи мора мантра-джапа,
сеи мора дхарама карама
Я следую всем правилам и предписаниям только для того, чтобы доставить радость Рупе-манджари. Тогда будет Пурушоттама-врата. Но глупые и невежественные не хотят вообще ничего делать. Поэтому Кришна, как Божество, просто стоит или сидит, и смотрит, кто к Нему придет и поклонится, что-то предложит. Он просто смотрит. Но если я делаю что-то хорошее, тогда Он не станет меня подкупать, не будет давать мне никакие мистические совершенства или наказывать. Он устроит все для моего прогресса. Он пошлет мне садху-сангу в настоящем тренировочном центре, где я буду становиться все более серьезным и всему следовать.
Парама Экадаши – это очень особый Экадаши. Это самый высший день для того, чтобы дать анурагу. Сегодня Господь приходит для этого. Поэтому название этого Экадаши – Парама.
Молитесь, просите. Нужно предлагать лампаду с гхи для того, чтобы сгорали анартхи. Молитесь: “Пожалуйста, простите меня и примите”. Дипавали также означает: “Я памятую Лалиту, Вишакху и всех остальных спутниц Шримати Радхарани, всех спутников Кришны”. Нужно предлагать лампаду не только Кришне и Радхарани, но и всем Их последователям, всей Враджа-мандале. Следуйте серьезно дипавали, тогда появятся реализации, мы будем постоянно чувствовать себя хорошо, никогда у нас не будет никаких печалей, ум станет спокойным. Ум – это еще не всё. Он нам не указ. Он не может управлять душой, ею управляет только Сверхдуша, Чистая Душа. Поэтому, если я предложу свой ум Господу, то Он и будет держать мой ум в подчинении. Те, кто вручают себя гуру, очень удачливы. Они предлагают себя Вайшнавам, и завязывается сладкая дружба. Но кто такой Вайшнав? Это тот, кто постоянно думает о нашем благе и помогает. Такие личности – гуру. У них есть акаршана-шакти. Они никогда не бросят нас в майю, наоборот, они приведут нас в святую дхаму,задействуют в служении Господу.
Я снова и снова прошу: пожалуйста, приходите на Радха-кунду и Шьяма-кунду с почтением. Не надо прыгать в воду и купаться, как черепахи, рыбы или змеи. Это не бассейн и не место, где обмывают грязное тело. А если нет почтения, тогда все равно что свинья помылась. Поэтому приходите с почтением, будет гораздо лучше.
Дас Госвами сначала в колодце принимал омовение, а уже потом в Радха-кунде. Что говорил Прабхупада Сарасвати Тхакур? Как молились ачарьи нашей гуру-варги? Следуйте этому. Тогда вы станете серьезными.
Пурушоттама-врата подходит к концу, осталось всего три-четыре дня. Мы не знаем, где будем, когда наступит следующая врата. Пока мы здесь, мы как будто подаем заявку: “О Пурушоттамадев, я грешник, оскорбитель. Я постоянно всем пренебрегаю и ничего не могу делать правильно. И хотя я знаю, что делаю неправильно, мне даже не стыдно за это!” Поэтому молитесь, особенно в последний день враты, и тогда все будет хорошо. Сегодня также молитесь Экадаши-деви.
За храмом Джаганнатхадева также есть храм Экадаши-деви. Знаете, что с ней сделали? Вверх ногами за ноги привязали веревкой. Почему? Когда она приходит, то говорит, что нужно поститься. Но люди не хотят отказываться от зерна. Самые удачливые приходят к Экадаши-деви и молятся.
Мы этому телу уже столько давали зерна, столько пищи, но оно нам так и не помогает.
камадинам кати на катидха палита дурнидешас
тешам джата майи на каруна на трапа нопашантих
утсриджьяитан атха яду-пате сампратам лабдха-буддхис
твам аятах шаранам абхаям мам ниюнкшватма-дасье
(Чайтанья-чаритамрита, Мадхья, 22.16)
[О Господь! Как долго я шел на поводу у вожделения, гнева, жадности, безумия, иллюзии и зависти. И хотя я верой и правдой служил этим господам, потакая всем их прихотям, они были жестоки ко мне, а я нисколько не стыдился и не хотел оставить их. О Господь, о повелитель династии Яду, разум вернулся ко мне, и теперь я решил покинуть их. Я всецело предаюсь Твоим лотосным стопам, дарующим бесстрашие. Пролей же на меня Свою милость, сделай меня Своим слугой.]
Сколько раз в день мы кормим это тело? Три-четыре-пять раз? Сколько даем ему сна? Вроде бы помогаем ему, а что тело делает – в ответ дает вожделение, постоянно беспокоит. Оно делает из нас животных. И никакой радости, никакого удовлетворения не приходит. Никогда до последнего дня оно не оставит нас в покое. И никогда оно не сделает нас счастливыми и удовлетворенными. Мы пичкаем его едой. Если попробовать один день ничего ему не давать, то придут какие-то изменения.
ясья прасадад бхагават-прасадо
ясья прасадан на гатих куто ’пи
Я больше не буду принимать никакую обычную пищу. Я буду принимать только то, что мне даст Господь, то есть Его прасад. Тогда уйдут вожделение, жадность, гнев, перестану совершать оскорбления. Сердце успокоится. Поэтому процесс в нашей сампрадае очень сладостный. Кормите тело. Но чем? Давайте предложенные листики Туласи, чаранамриту, адхарамриту, то есть прасад Господа, тогда на душе у вас всегда будет хорошо.
Сегодня Парама Экадаши дает высшую силу. Этот Экадаши приходит только в месяц Пурушоттам. Удачливые будут молиться о милости Пурушоттамадева, и Он примет эти молитвы.
Пуджьяпад Премананда Прабху
13 октября 2020 года