джая навадвипа-нава-прадипа прабхавах пашанда-гаджаика-симхах
сва-нама-санкхья-джапа-сутра-дхари чайтанья-чандро бхагаван мурарих
(Чайтанья-бхагавата, Мадхья, 5.1)
“Вся слава Чайтанья-чандре, который является Самим Бхагаваном Мурари! Он – лучезарное солнце Навадвипы и подобен льву, громящему слонов безбожия. Он держит четки для повторения Своих имен”.
Во Вриндаване присутствуют все расы, это место не только для Радхарани (экантика). Поэтому Шримати Радхарани вместе со Своими ближайшими сакхи пришла в Навадвипа-дхаму. По обоим берегам Ганги расположено по четыре острова, а кунджа Шримати Радхарани, сияющая Антардвипа, в самом центре. Она счастливо живет здесь со Своими сакхи. Каждый остров – это место одной из ашта-сакхи. Бхагаван Мурари покинул Вриндаван, чтобы прийти в кунджу Шримати Радхарани в Антардвипе Маяпуре. Кришна молился Ей о возможности попасть в восемь кундж Навадвипы. Получив милость Шримати, Кришна явился в Антардвипе как Махапрабху.
Устраивая ежегодную парикраму по Враджа-мандале, Навадвипа-дхаме и Кшетра-мандале, гуру-варга показывает, что преданные должны каждый день обходить святые места, где бы они ни жили. Во время садханы и бхаджана мысленно отправляйтесь в дхамы, предлагайте поклоны каждому месту, садитесь там и молитесь всем спутникам Махапрабху и Кришны. Служите в уме: подметайте дорожки, предлагайте подношения Божествам… Пусть вам ум будет непрерывно во Враджа-мандале, Навадвипа-дхаме и Кшетра-мандале! Такая практика вскоре дарует вам совершенство. Ваш ум больше не будет бродить по тропам майя-мандалы. Более того, в вашем сердце проявятся слава дхамы и вечные игры. Так вы станете связанным с Кришной, Махапрабху и Их спутниками.
Шри Гуру и Вайшнавы приглашают всех в святые места, чтобы обучить этому методу и создать в сердцах преданных духовные впечатления. Цель парикрамы не насладить чувства или просто собраться вместе. Нас приглашают в дхаму и учат ежедневно памятовать святые места, чтобы у нас появились отношения с ней.
Однажды один брахмачари спросил Шрилу Гурудева: «Я слышал, что в нашей линии высшей практикой является манаси-сева. Следовательно, зачем из года в год ходить на парикраму? Почему нельзя это делать в уме?»
«Тело создано из пяти элементов. До тех пор пока они покрывают нашу душу, нам нужно задействовать их в бхагавата-севе и тем самым делать их чистыми. Нет хуже болезни, чем леность. Во время парикрамы тело касается пыли дхамы и таким образом очищается», – объяснил ему Шрила Гурудев.
Кроме того, на парикраме нас очищает следование девяти составляющим бхакти. Если мы не возьмем тело на парикраму, оно сделает нас рабом чувств, и наша драгоценная человеческая жизнь пройдет впустую. Во время посещения святых мест памятуйте дхамешвару Махапрабху – и Он наделит вас Своими благословениями и безграничной милостью. Вы не можете достичь совершенства только своими усилиями. Благодаря парикраме придет милость дхамы, Хари, Гуру и Вайшнавов.
Дхама разрывает наши отношения с временным домом и семьей, взамен даруя отношения с нашим вечным домом и семьей. Мы просто беженцы в этом мире – словно заблудшие путники, остановившиеся в этом отеле (нашем теле). Встречая других беженцев, мы называем их своими родственниками. Однако вскоре приходит смерть и мы забываем о них… Материальные отношения временны – нам нужно усвоить этот горький урок. Обязанность садху – приводить людей в дхаму и показывать им их настоящие отношения с Кришной, Его спутниками и обителью.
Шрила Гурудев часто говорил: «Живите в дхаме с Гуру и Вайшнавами. На вас может обрушиться много проблем, но терпите все. Это будет вашей садханой. Если вы не можете физически жить в дхаме с Гуру и Вайшнавами, тогда, просыпаясь по утрам, предлагайте пранамы гуру-варге, а во время повторения гуру-мантр идите по всем святым местам с молитвой Гуру и Вайшнавам: «Пусть я всегда буду под вашим руководством. Я слабый и без вас чувствую себя сиротой. Пожалуйста, не отвергайте меня!»
Как нам развить отношения с Кришной и Его семьей? Душа – это крохотная частичка Кришны. Она страдает, пока у нее нет отношений с Кришной. Находясь в обществе Гуру и Вайшнавов в дхаме, мы естественным образом развиваем отношения с ними, и так постепенно приходит осознание наших отношений с Кришной.
Дхама-парикрама – это не туризм и не прогулки с желанием насладить свои чувства. Предлагайте поклоны святым местам, касайтесь их святой пыли и молитесь о том, чтобы в сердце открылась слава каждого места. Гурудев приводит нас в дхаму и связывает крепкими узами с ней. Тело – это дхама, то есть место, где душа может перемещаться. Сначала нужно порвать отношения с дхамой этого бренного тела, и тогда получится установить отношения с трансцендентной дхамой.
Из хари-катхи Шрипада Премананды Прабху, собранной Расик-моханом дасом
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.