Мы очень удачливы, поскольку находимся во Вриндавана-дхаме и следуем Пашанкуша Экадаши. Кроме того, сегодня к нам пришли экспансии Гуру-пада-падмы. С рассветом солнечные лучи распространяются повсюду, и все, кто выходит на солнце, получают свет и тепло. Во Вриндавана-дхаме присутствуют все Вайшнавы и гуру-варга. Здесь очень легко можно получить их даршан и милость. Но одного даршана недостаточно: дети нуждаются в заботе, питании, жилье и многом другом. Вайшнавы обладают ватсалья-снехой, родительской любовью, они приходят, благословляют нас и помогают.
Шрила Гурудев знает, что его дети бродят повсюду, подобно сиротам. Из сострадания к нам он послал свои экспансии, Пуджьяпада Бхактиведанту Неми Махараджа и Пуджьяпада Бхактиведанту Вайкханаса Махараджа. Они пришли сюда, чтобы подарить нам свою любовь. Кто примет ее с искренним сердцем, станет прогрессировать в бхакти. Отвергая милость Гуру и Вайшнавов, мы лишаем себя духовного блага. Материалисты распространяют только яд. На первый взгляд он очень заманчив, но на самом деле таит в себе огромную опасность – он отравляет наши жизни, одну за другой. С другой стороны, бесценные дары Гуру и Вайшнавов освобождают нас из материального рабства и взращивают душу. Одна капля их милости сделает вашу жизнь успешной.
Экадаши описывается как Мадхава-титхи и Бхакти-джанани. Кришна обещает, что придет в этот день вместе с Бхакти-деви и обязательно поможет всем, кто почитает Экадаши-деви. У каждого Экадаши есть свое имя и особое лечение для обусловленных душ. Не преданные, а Сам Кришна дает эти имена в зависимости от того, как Экадаши-деви помогает в тот или иной день.
Сегодня Пашанкуша Экадаши. Паша означает «веревка, нить», а анкуша – «крючок». За миллионы жизней, проведенных в самсаре, дживы неосознанно накопили огромное количество грехов. Где бы ни прятались их анартхи, прарабдха и апрарабдха, папа, биджа, кута, рага, двеша, абхиневеша и т.д., Пашанкуша Экадаши-деви ловит и связывает эти грехи, а потом выбрасывает их очень далеко, освобождая джив от этого груза.
Скоро начнется Дамодара-врата, Урджа-врата. Во множестве уголков наших тонкого и грубого тел хранится несметное количество анартх. Для нас будет практически невозможно следовать Дамодара-врате надлежащим образом, пока мы не очистимся.
Многие Гаудия-матхи и Бабаджи-сампрадаи сегодня начинают Урджа-врату, Нияма-севу и Картика-врату, а завершают врату на Девоттхана Экадаши, не соблюдая бхишма-панчаку.
Наша гуру-варга, Прабхупада Сарасвати Тхакур, Парам-гурудев и Шрила Гурудев дают наставление следовать бхишма-панчаке. Поэтому мы соблюдаем Картику от пурнимы до пурнимы. Для Вайшнавов вся жизнь, каждый их день, является вратой. В отличие от обычных людей они не тратят свое время попусту.
У нас нет любви и уважения, нет истинного предания и мы не воспринимаем всерьез даршан Кришны и Вайшнавов. Гуру-варга и Вайшнавы всегда вместе, всегда заняты хари-бхаджаном. Чем мы можем покорить их? Только желанием служить Шри Кришне, анукула-анушиланой. В таком случае Вайшнавы примут нас и останутся в нашем сердце.
Кришна может дать нам Свой даршан, милостиво взглянуть на нас, но Он не останется с нами навсегда. Пашанкуша Экадаши устраивает особую программу. «Дамодара» означает дама-удара, «живот Кришны, связанный веревкой мамы Яшоды». Чем Он связан на самом деле – этой веревкой или же любовью? Связующей силой является любовь. Нанда Баба распутал узел, завязанный мамой Яшодой. Однако гопи связывают Кришну с Радхарани таким крепким узлом, который никогда не развяжется. Радха-Дамодара навечно остаются вместе: Кришна не может уйти от Шримати Радхарани, связанный Ее любовью.
Пашанкуша Экадаши милостиво связывает джив с Кришной узами любви так крепко, что Он никогда не оставит их. В ответ на просьбу Ваманандева отдать три шага земли Бали Махарадж отдал самого себя. Он связал Ваманадева своей любовью и оставил Его в своем царстве, совершая для Него настолько прекрасное служение, что Ваманадев не смог уйти. Экадаши-деви дарует эту отличную возможность, поэтому разумные преданные молятся ей в этот день и получают ее благословение.
Анкуша означает не только крюк, но и желание служить. Яшода Мата служит Кришне с утра до ночи, движимая своей материнской любовью. Он бежит к ней, прячется под вуалью на коленях и жадно пьет грудное молоко (ее любовь). Любовь Яшоды к Кришне подобна бездонному океану. Кришна не может выпить его до дна.
Он говорит гопи: «Я в долгу перед вами». Такая любовь называется анкуша. Эта чистая любовь и привязанность внешне проявляется как стремление служить. Она очень сладостна и, подобно крючку, ловит Самого Верховного Господа. Такая любовь притягивает не только Кришну, но и всех Его спутников, манджари, сакхи и всех враджаваси.
Мы должны следовать правилам и предписаниям бхакти не по принуждению и не напоказ. Не нужно принимать ложное отречение, словно обезьяна.
марката-вайрагья на кара лока декхана
(Чайтанья-чаритамрита, Мадхья, 16.238)
«Не выставляй напоказ свою преданность Богу. Показное отречение от мира никому не нужно».
Люди показывают, какие они отрешенные: ни собственности, ни одежды, ни дома… Они лежат на улице в пыли, но обладают ли они настоящей любовью или нет? Желают ли они служить Кришне, Гуру, Вайшнавам и дхаме? Те, у кого есть любовь, будут рядом с Кришной и Его спутниками. У них будет хорошее общение, кришна-катха, кришна-киртан, кришна-сева, кришна-даршан… Такое место становится Вриндаваном: садом (ван), где находятся преданные (бхакта-вринда) и анги бхакти распускаются подобно цветам.
Однажды в Девананда Гаудия Матхе в Навадвипе Парам-гурудева спросили:
– У вас такой большой храм, но почему в нем нет сада?
– Разве вы не видите мой огромный сад? Здесь всегда благоухают цветы преданного служения. Все, кто приходит, привлекаются их ароматом и ни за что не хотят оставлять этот сад.
Без гуру-варги и Вайшнавов обычные деревья и растения не станут садом. Трансцендентный сад там, где присутствуют Вайшнавы, погруженные в преданное служение.
Мы очень удачливы, поскольку находимся здесь в Пашанкуша Экадаши. Всем сердцем молитесь: «О Деви! Ты проявилась из одиннадцати чувств Кришны, поэтому тебя зовут Экадаши. Ты воплощение милости Кришны. Пожалуйста, одари меня крупицей своей любви. Тогда я буду занят в служении Кришне, совершаемом в настроении анукульена-анушилана».
Все живые существа заняты в служении, но кому? Обычным людям этого мира. Порой те, кто даже живет во Вриндаване, не служат Кришне.
Рупа Госвами Прабху написал шлоку:
аньябхилашита-шуньям гьяна-кармадй-анавритам
анукульена кришнану-шиланам бхактир уттама
(Бхакти-расамрита-синдху, 1.1.11)
«Деятельность, направленная исключительно на удовлетворение Шри Кришны, другими словами, непрерывный поток служения Шри Кришне посредством тела, ума и речи, сопровождающаяся различными духовными эмоциями (бхавами), свободная от влияния гьяны (знания, имеющего целью имперсональное освобождение), кармы (прагматической деятельности) и не преследующая иных желаний, кроме желания принести счастье Шри Кришне, называется уттама-бхакти, чистым преданным служением».
Также он составил этот стих:
сарвопадхи-винирмуктам тат-паратвена нирмалам
хришикена хришикеша-севанам бхактир учьяте
(Бхакти-расамрита-синдху, 1.1.12)
[«Бхакти – это служение духовными (апракрита) чувствами Шри Кришне, господину этих чувств. Такое бхакти, в котором все усилия направлены на удовлетворение Кришны, свободно от препятствий, создаваемых телом и умом. Это бхакти чисто: оно не покрыто кармой, или деятельностью ради ее плодов, и гьяной, знанием, ведущим к слиянию с безличным Брахманом».]
Как нам занять хриши, одиннадцать чувств, в служении Кришне? Если мы не используем их для Него, они непременно будут служить другим или принимать служение от других. Каждый, кто служит или принимает служение, тем самым создает привязанность. Поэтому лучше служите Кришне, который является Хришикешой, своими хриши, одиннадцатью чувствами! Он Нанда-нандана. Молитесь сегодня Экадаши-деви, и она даст вам хорошую возможность послужить, подготовит вас и сделает сильными, серьезными, вдохновленными и готовыми соблюдать Урджа-врату.
Как нам связать Дамодару? В нашем сердце столько места для других, поэтому наша врата безуспешна. Если сегодня мы искренне помолимся Пашанкуша Экадаши-деви и будем правильно следовать ей, она избавит нас от анартх и свяжет с Кришной отношениями, исполненными вечной любви.
Гаура Премананде! Шри Пашанкуша Экадаши ки джай!
Пуджьяпад Премананда Прабху
15 октября 2013 года