Истинная чистота
Говорится, что самые удачливые – те, кто в течение года следует 24 Экадаши и 6 дням явления Верховного Господа, воздерживаясь от употребления зерновых. Бхагаван будет настолько доволен садхакой, который посвящает Ему целый месяц в году, что посчитает Себя его вечным должником.
В году 24 Экадаши. Почему же они носят разные имена: Путрада Экадаши, Камада Экадаши, Мокшада Экадаши, Джая Экадаши и Мохини Экадаши? Экадаши-деви одна, но она проявляет разные особенности, поэтому каждый раз у неё другое имя.
Сегодня Павитра-рупини Экадаши. Если мы примем у нее прибежище и постараемся пригласить в наше сердце, несомненно Экадаши-деви придет и очистит нас. Вследствие материальной обусловленности сердце осквернено качествами тамасика и раджасика.
Омовение в Ганге или Ямуне не поможет поддерживать внутреннюю чистоту, поскольку, выходя из реки, мы сразу покрываемся «пылью» нечистых мыслей и общения.
Необходимо выражать почтение Экадаши-деви, хранить в сердце место для нее – тогда она придет и очистит нас. Она не станет насильно это делать. Проблема заключается в том, что мы чрезмерно привязаны к оскверненному материальному состоянию: даже на один день мы не можем оставить служение чувствам. В Экадаши нужно постараться не потакать им хотя бы полдня, посвятив эти часы Экадаши-деви, непрестанно практикуя бхакти. Но для обусловленных душ это практически невозможно.
Например, мы думаем, что не сможем жить без еды, и потому еще с вечера готовим на утро в Экадаши. Не успев проснуться, мы уже думаем о завтраке, а пропустив его, чувствуем, будто жизнь вот-вот покинет нас. Некоторым не под силу продержаться без еды даже полдня.
Тот, кто правильно соблюдает пост, посвящая весь день Экадаши-деви, непременно очистится. Наша неудача в том, что мы не желаем этого и черпаем счастье, плавая, как червь, в сточной канаве. Как же чистая любовь проявится в нашем сердце – катхам садхух према спришати шучир этан нану манах [Манах-шикша, стих 7]? В нем живут ведьмы вожделения, зависти, лицемерия, желания престижа, богатств и роскоши.
Из чувства сострадания Бхагаван каждые пятнадцать дней посылает нам на помощь Экадаши-деви. Он говорит ей: «Каждые пятнадцать дней проводи особый курс лечения для джив. Сами они настолько малы, что им не хватает ни разума, ни силы, чтобы вызволить себя из этого плачевного положения. Когда глаза приказывают им: “Посмотри на этот привлекательный объект”, а уши говорят: “Послушай эти чарующие звуки”, они с легкостью повинуются. Помоги им очиститься и пробудить их истинную природу, исполненную блаженства и любви!»
Чувства всегда неудержимо стремятся к объектам чувств. Пока человек не очистится, он полагает, что жить в грязи здорово. Нас захлестывают волны гнева, вожделения, жадности и иллюзорной привязанности, анартхи атакуют со всех сторон, но мы счастливо танцуем, не сознавая весь ужас своего положения. Живущий рядом со сточной канавой привыкает к смрадному запаху и даже не может спать без него.
Материальная обусловленность живых существ достойна сожаления. Чтобы вырваться из нее, нужно принять прибежище Экадаши-деви, которая относится к дживам, словно мать. Мы так погрязли в нечистотах, что нам очень нравится слушать богохульство, жалобы и критику. Мы выкладываем все эти гадости на фейсбуке и с жадностью читаем все негативное, что пишут другие. Внутренняя скверна не дает нам стремиться к хорошему. Такова наша природа, и сами мы не способны выбраться из этого положения. Бхагаван хочет очистить нас и привести к Себе, но мы упрямо держимся за выгребную яму материального мира!
Шрила Гурудев дал очень хорошие наставления, как следовать Экадаши и получать вдохновение для преданного служения. В этот день бегите туда, где есть сат-санга и хари-катха, с твердой верой находитесь там и следуйте составляющим практики бхакти. Тогда Экадаши-деви возьмет полную ответственность за ваш прогресс. В этот день в ее руках хранятся ключи от сокровищницы с бесценным богатством – чистой любовью к Кришне.
Сегодня мы празднуем начало фестиваля качелей Радхи-Кришны в месяц Шравана. Когда наши сердца очистятся, мы сможем создать для Радхи-Кришны прекрасные качели, и, раскачивая Их, будем петь и танцевать в трансцендентном блаженстве.
Среди всех существ, скитающихся по материальным вселенным и бесчисленным формам жизни, самыми удачливыми являются те, которые встретили настоящего Гуру и Вайшнавов. Если какая-то удачливая душа разовьет отношения с ними, они уже никогда не оставят ее. Старайтесь в этот день общаться с возвышенными Вайшнавами, ходите в храм, получайте даршан Божеств и преданных.
Шрила Рупа Госвами и Канджа Кришнадас
Шрила Гурудев рассказывал одну историю. Однажды во Вриндаване жил человек по имени Канджа Криншнадас, провозгласивший себя садху. Тилака на теле, бритая голова, шикха и одежды Бабаджи никого не делают садху – нужно обрести необходимые качества. Как-то раз Канджа Кришнадас отправился на даршан Шрилы Рупы Госвами. «Рупу Госвами прославляют как лучшего садху, я пойду, увижу его и так очищусь», – думал он.
Канджа Кришнадас был хромым и передвигался, опираясь на палку. Когда он приближался, Рупа Госвами начал громко смеяться. Канджа Кришнадас подумал, что Рупа Госвами смеется над ним и, развернувшись, в гневе поспешил в свою хижину. Хотя он шел увидеть садху и очиститься, на самом деле еще больше осквернился, поскольку не смог понять положение и характер Шрилы Рупы Госвами.
Такова наша природа: куда ни идем, везде собираем только плохое. Канджа Кришнадас хотел получить даршан чистого преданного, но в итоге в его сердце вспыхнул огонь гнева. Он не мог забыть образ Рупы Госвами, который, как ему казалось, смеялся над ним. Ему было неведомо, что Рупа Госвами в тот момент полностью погрузился в созерцание игр Радхи и Кришны. Чтобы пролить милость на Канджу Кришнадаса, который шел с благими намерениями, Шримати Радхарани приостановила памятование ашта-калия-лилы в сердце Рупы Госвами.
В «Чайтанья-чаритамрите» Шрила Кавирадж Госвами говорит, что совершивший вайшнава-апарадху столкнется в духовной жизни с величайшими трудностями. До тех пор, пока вина не будет искуплена, он не сможет совершать бхаджан.
В итоге Рупа Госвами, Санатана Госвами, Джива Госвами и другие Вайшнавы пришли к Кандже Кришнадасу. Почему они так поступили? Он совершил оскорбление Рупе Госвами, и избавить его от последствий мог только визит старших Вайшнавов, которые открыли бы ему истинное положение дел и помогли понять, что он сделал не так. Тогда он смог бы раскаяться и просить прощения.
Увидев их издали, Канджа Кришнадас зашел в хижину. Приблизившись, Вайшнавы предложили ему пранамы и сказали: «Мы пришли получить твой даршан и прибежище!»
– Я не садху и страдаю за мои прошлые деяния, – ответил он. – Я калека и посмешище для всех.
– Душа по своей природе – вечная служанка Кришны. Атма не мужчина и не женщина, она не велика и не лишена значимости, – ответил Санатана Госвами.
– Ох, на словах вы можете говорить много высокого, но как насчет практики?
Санатана Госвами взмолился: «Человек может правильно практиковать, когда наделен энергией и милостью Бхагавана. Мы крайне незначительны, пожалуйста, прости нас за любую ошибку, которую мы могли совершить».
– Вы великие души. Каждый отзывается о вас так, – ответил Канджа Кришнадас. – Огонь может сжечь все, но сам при этом не оскверняется. Если один человек толкнет другого, они идут в суд выяснять отношения, но если солдат убивает тысячи людей на войне, то получает уважение и награды. Вы спутники Бхагавана, разве могли вы в чем-то провиниться?
– О брат, мы допустили ошибку! Никто не может этого избежать. Ты великий и милостивый. Пожалуйста, прости нас и расскажи, чем мы оскорбили тебя, – сказал Санатана Госвами.
Тогда Канджа Кришнадас признался:
– Я пошел увидеть Рупу Госвами, но когда я приблизился, он начал громко смеяться надо мной.
«Это правда, Рупа?» – спросил Санатана Госвами.
– Я никогда не видел его! – ответил Рупа Госвами. – Я повторял святое имя и наблюдал, как Радхарани с гопи собирает цветы на Кусума-сароваре. Кришна пришел туда еще до них. Он взобрался на дерево и пригнул одну из ветвей вниз. Радхарани взялась правой рукой за эту ветку, чтобы сорвать цветок, и тогда Кришна убрал ногу, а Радхарани взмыла вверх. Она стала звать: «Кришна, спаси меня! Кришна, спаси меня!» Но откуда там взяться Кришне? Сакхи стали хлопать в ладоши и смеяться: «День и ночь Ты думаешь только о Кришне. Могла бы нас позвать, мы же тут, с тобой. Но ты зовешь Кришну». Тогда Кришна спрыгнул вниз и подхватил Радхарани на руки. Все гопи хлопали в ладоши и смеялись. Я тоже смеялся, наблюдая за этой игрой.
Услышав это, Канджа Кришнадас стал сокрушаться: «О, значит, это я ошибся! Поэтому мое сердце горит с тех пор. Я нанес оскорбление великому Вайшнаву».
Если бы Шримати Радхарани не остановила бхаджан Рупы Госвами, Канджа Кришнадас потерял бы миллионы жизней за оскорбление Рупы Госвами.
Павитра Экадаши — чтобы очистить
Садху и Бхагаван очень милостивы, они лично приходят помочь людям. Экадаши-деви говорит: «Я приду и помогу». Радхарани тоже говорит: «Я пойду и помогу им понять свои ошибки. Пусть они постараются очиститься и обрести отношения с Бхагаваном!» Пока джива не осознает, в чем она повинна, она не сможет вступить на путь бхаджана. Если она неспособна понять свои недостатки, о каком бхаджане может идти речь? Бхаджан не так прост, не стоит относиться к нему легкомысленно.
Шрила Гурудев говорил обычно: «Экадаши-деви приходит на Павитра Экадаши, чтобы очистить всех живых существ. Сколько бы джива ни прилагала усилий достичь Бхагавана, Бхагаван прилагает в сто раз больше усилий, чтобы вернуть дживу к Себе. Садху дали даршан Кандже Кришнадасу и очистили его от грязи, накопившейся за миллионы жизней».
Экадаши-деви непременно поможет тем, кто правильно следует ее дню и принимает у нее прибежище. Нужно оставить привязанность к еде, питью и ко всем материальным объектам. Не принимайте прибежище у материи. Дайте обет: «Сегодня я полностью принадлежу Экадаши-деви». Тогда она очистит вас.
Цель каждого Экадаши – привести живых существ к лотосным стопам Бхагавана.
Шрипад Премананда Прабху
17 августа 2013 года