[Дорогие читатели, примите наши поклоны. Вся слава Шри Шри Гуру и Гауранге! Мы представляем вам лекцию Шрилы Гурудева, которую он дал в первый день Картики в Матхуре. К сожалению, мы не знаем, когда именно была прочитана эта лекция. Спасибо Двиджа-кришне прабху за предоставленную запись и Карунамайи даси за транскрибирование и перевод той части, которая была на хинди. Также наша безмерная благодарность Хариприе даси за сверку перевода.]

 

Этот день, шарадия-раса-пурнима (полнолуние, начало осеннего танца раса Кришны), очень значим для нас по многим причинам. В этот день мой Гурудев вошел в нитья-лилу, вечные игры Шри Шри Радхи-Кришны. Именно поэтому мы обращаемся к нему нитья-лила правишта ом вишнупада аштоттара-шата Шри Шримад Бхакти Прагьяна Кешава Госвами Махарадж. Он один из самых близких спутников джагад-гуру Шрилы Бхактисиддханты Госвами Тхакура. Всю свою жизнь он посвятил служению Шриле Прабхупаде.

Он ушел в этот особенный день, во время шарадия-расы, когда луна взошла на небосклоне Навадвипы. Несмотря на то, что эта дхама неотлична от Вриндавана, все-таки кое в чем она превосходит его.

Навадвипа-дхама (Гаура-дхама) и гаура-нама (святое имя Шри Чайтаньи Махапрабху) не принимают никакие оскорбления. По Их милости мы можем получить милость Вриндавана и Божественной Четы Шри Шри Радхи-Кришны, а без благословений Гаура-Нитьянанды мы не вступим в обитель бхакти.

Мы соблюдаем дни явления и ухода Вайшнавов и Гуру, но никогда не празднуем день ухода Кришны, Махапрабху и Их воплощений. Можно отмечать день явления Кришны, а также таких Его инкарнаций, как Рама, Нрисимхадев, Калки, Ваманадев… Однако нигде в шастрах не описывается празднование дня Его ухода. Для этого есть множество причин.

Мы празднуем дни явления и ухода Гурудева и Вайшнавов. В день явления Гурудева проводим вьяса-пуджу, потому что он – проявление Шрилы Вьясадевы, литературного воплощения Кришны. Также мы отмечаем дни явления и ухода Шрилы Рупы Госвами и ачарий в нашей линии ученической преемственности. Но никогда не празднуем день ухода Кришны и Его  воплощений.

Шрила Нараяна Госвами О ХаринамеКогда Вайшнав принимает рождение, его слава еще не проявлена. Никто еще не знает, что за возвышенная душа озарила мир своим рождением, в то время как о славе Кришны и Махапрабху (или любых инкарнаций Господа) известно уже в момент Их нисхождения в материальный мир. С Вайшнавами происходит иначе. Например, когда родился парам-пуджьяпад Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж, его слава была сокрыта. Она немного проявилась после того, как он принял санньясу, и стала заметна, когда Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж начал проповедовать по всему миру. Затем, после его ухода, все узнали о его величии. Теперь мы можем вспоминать о его необыкновенных деяниях. Таким образом, день ухода Вайшнава и Гуру более значим для нас, чем день явления, поскольку позволяет вспоминать их игры и говорить о разнообразных гранях их славы.

Сегодня, в день ухода нашего Гуру Махараджа, я вспоминаю его деяния с самого начала – как он начал проповедовать во всем мире, как он был дорог своему Гурудеву, а также как он отдавал все, ничего не оставляя для себя .

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада с любовью называл его [Шрилу Бхакти Прагьяну Кешаву Махараджа] докла («очень глупый»), потому что он никогда не думал о себе, всегда только о своем Гурудеве. В духовном плане это означает не «глупый», а «тот, кто не думает о себе». Он никогда не брал себе ни копейки.

Гуру Махарадж, в свою очередь, называл своего Гурудева бокар джахадж (джахадж – «корабль», бокар – «глупый»). Так же как корабль всегда везет много груза, так и бокар-джахадж означает «ум, полный всякой глупости». Почему он называл Шрилу Прабхупаду бокар джахадж? Потому что сердце Прабхупады было наполнено нежной любовью. Он никогда ничего не делал для себя, никогда! Прабхупада отдал всего себя Гурудеву и его ученикам. Благодаря этому качеству бокар-джахаджа он затопил милостью моего Гуру Махараджа, и теперь ему поклоняются во всем мире.

Мой Гурудев никогда не брал для себя ни копейки, но сейчас ученики стали очень «мудрыми». Крайне редко можно встретить тех, кто ничего не кладет себе в карман, нынче все очень сообразительные – с одним, двумя, тремя или четырьмя карманами. Это и есть самая настоящая глупость, бокар. Оставляя что-то себе, невозможно понять, что такое гуру-сева.

[В 1965] Один из друзей моего Гурудева, парама-пуджьяпад Шри Шримад Бхактиведанта Свами Махарадж, приехал в Америку и заложил для его проповеди очень прочный фундамент. Шрила Свами Махарадж сказал ему: «Теперь ты можешь приехать и во всем мире тебе будут поклоняться искренние преданные». [В 1940], когда Гурудев основал в Калькутте Гаудия Веданта Самити, его близкий друг Абхай Чаранаравинда прабху [имя Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа до принятия санньясы] был одним из учредителей. Таким образом, Гаудия Веданта Самити – это общество и Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа, поскольку он участвовал в его основании.

[В 1959] Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж принял санньясу здесь, в Матхуре. Я был священнослужителем, Кришнадас Бабаджи – киртанией, а Шешашайи Прабху и другие участвовали в киртане. На этой церемонии присутствовали также Ранганатха Баба, Кунджа-бихари Прабху, Падманабха Махарадж, Муни Махарадж и многие другие санньяси.

[В 1968] вечером, во время полнолуния, мы совершали киртан – пели разные бхаджаны. Я исполнял «Охе Вайшнава Тхакура», «Гауранга болите хабе», «Хари харае нама кришна ядавая намаха», «Джая Радхе, джая Кришна, джая Вриндавана» и другие молитвы. Мы совершали гуру-вандану и Вайшнава-вандану, а Гурудев слушал.

Увидев, что он вот-вот покинет этот мир, мы начали воспевать «Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе». Во время киртана мы поставили перед ним фотографию Шрилы Прабхупады, Радхи-Кришны и Махапрабху. Он повторял «Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе…»

Все заплакали.

ПарамгурудевКогда пуджари проводил вечернее арати Божествам Шри Шри Радха-Винода Бихари, внезапно с Божества Шримати Радхарани упала гирлянда. Пуджари со слезами на глазах побежал к нам и предложил гирлянду Гурудеву. Мы позвали пуджьяпада Шрирупу Сиддханти Махараджа и других Вайшнавов. Ночью мы положили Гурудева в самадхи, а утром вспоминали и прославляли его удивительные деяния – как он служил Радхе и Кришне, Махапрабху, Нитьянанде Прабху и своему Гурудеву.

Обычно слово вираха понимается как разлука. Но каково его глубинное значение? Наш Гурудев объяснил это следующим образом. Ви означает «особым образом», а раха – «встреча». Таким образом, слово вираха означает «встречаясь в сердце благодаря преме». Например, Шримати Радхика и гопи встречались с Кришной во Вриндаване, когда Он был в Матхуре. Они непрестанно думали о Нем и были полностью погружены. Кришна Сам появлялся во Вриндаване и они встречались с Ним. Гопи казалось, что они видят Его во сне или в спхурти (видении), но Он на самом деле приходил к ним.

В Гамбхире Махапрабху полностью пребывал во внутреннем настроении Радхи и, в вирахе, был глубоко погружен в игры Кришны.

Все, что я говорю, пришло ко мне от моего Гурудева. Он так много объяснил о вирахе! Я хочу опубликовать книги для Вайшнавов, в которых описана слава Вайшнава вирахи (истинного настроения разлуки  с возвышенными Вайшнавами).

В разлуке присутствует встреча – в этом слава вирахи. В разлуке, которую испытывали гопи и Махапрабху, нет горечи, какую чувствовали Сита-деви и Шри Рамачандра. Их игры полны тяжелых испытаний.

Когда Рама выслал Ситу из Своего царства, Лакшман привел Ее в ашрам Валмики. Перед завершением Своих игр в этом мире Рама позвал Ее. Тогда Валмики привел Ситу и двух Ее сыновей в собрание Рамы. Сотни тысяч жителей Айодхьи присутствовали там, включая Каушалью, Сумитру и Кайкею.

На наполненное благоговением собрание первым вошел Валмики. За ним шла Сита с опущенной головой, держа за руки Лаву и Кушу. Рама подал знак усадить Ее, после чего сели Валмики, Лава и Куша.

Господь Рама объявил: «Я знаю, что Ситаджи чиста. У Меня нет никаких сомнений в том, что ее целомудрие незапятнано. Однако, будучи царем, Я должен поддерживать дхарму, поэтому Мне пришлось выслать царицу из государства, но Сита всегда была в Моем сердце. Я желаю, чтобы все удостоверились в Ее чистоте».

Услышав это, Сита застыла на месте и со сложенными руками произнесла: «Все еще нужны какие-то доказательства? Хорошо, Я предоставлю их».

Тогда она трижды сказала: «О Притхиви-деви (Мать Земля), если Я чиста, пожалуйста, разверзнись и прими меня. Если Я никогда в жизни, даже в мыслях, не притрагивалась ни к кому, кроме Рамы, разверзнись и посади Меня к себе на колени. Я не могу сказать, касался ли кто-то Моего тела, когда я была беспомощна, но в моем сердце всегда только Рама. О Притхиви-деви, пожалуйста, разверзнись!»

И тут недра земли распахнулись, и оттуда на золотой колеснице поднялась Притхиви-деви. Она посадила Ситу к себе на колени, и обе исчезли.

Лава и Куша начали плакать по матери. Все царицы и подданные плакали. Рама также плакал. Взяв Свой лук со стрелами, Он воскликнул: «О Притхиви-деви, о Мать! Помни, что Я наказал океан. Верни Мою Ситу, иначе Я и тебя разнесу на кусочки».

Тогда Валмики подошел к Раме и сказал: «Время вышло. Я дописал только до этого места. Пожалуйста, успокойся. Твое время подошло к концу. Сита ушла первой, и теперь Ты тоже должен уйти».

Все зрители, которые приходят в театр на спектакль по этим играм, горько плачут. На следующий день на тот же самый спектакль проходит еще больше зрителей. Если в плаче сокрыто столько боли, почему еще больше людей приходит на следующий день? И почему даже те же самые люди возвращаются и плачут? Потому что в этом плаче сокрыт особый вид счастья.

Сердце человека, который не чувствует подобную разлуку по своему гуру, подобно камню. В нем нет и следа бхакти. Гуру-ништха – это основа, без которой бхакти не может существовать. Такое сердце подобно пустыне.

Гуру Махарадж всегда служил своему духовному учителю всей жизнью и душой. Ради его удовольствия он был готов броситься в огонь и воду.

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур однажды совершал Навадвипа-парикраму с тысячами паломников. На третий день он пришел к храму Праудха Майи. Это очень многолюдное место. Все местные так называемые брахманы и кастовые Госвами были настроены против Шрилы Прабхупады, поскольку думали, что он считает себя выше брахманов. Они составили заговор,  чтобы убить его. Около тысячи таких брахманов стали бросать палки, кирпичи, камни, лить горячую воду из всех домов на проходившую процессию во главе со Шрилой Прабхупадой. О случившемся сообщили в полицию, но она бездействовала, встав на сторону кастовых брахманов.

У паломников не было возможности где-то укрыться. Шрила Прабхупада был один, все его старшие ученики разбежались. Только один брахмачари остался с ним – в белой одежде, не в шафране. Он тут же подал сигнал Шриле Прабхупаде. «Пожалуйста, откройте дверь! Мы всего лишь на секунду!» – умолял он, стуча в двери одного дома. Когда им наконец открыли, он поменялся со Шрилой Прабхупадой одеждами, взяв одежды санньяси и данду. Фактически именно там он и принял санньясу. Затем он отправил Шрилу Прабхупаду в Маяпур.

Мой Гурудев, Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Госвами Махарадж, был также прекрасен, как Прабхупада, и поэтому смог взять его санньяси-данду, одежды и чадар. Он рисковал жизнью ради спасения своего духовного учителя. Гурудев был очень дорог Прабхупаде, он сильно любил его.

День ухода Гурудева приходится в месяц Картика, в шарадия-расу. Вам следует знать о славе этого месяца.

Одно из имен Шримати Радхики – Урджешвари (повелительница всех энергий). Весь этот месяц называется Урджа. Урджа означает сила, шакти. Кришна может только изъявить желание, но не в Его силах исполнить его. Он во всем зависит от Шримати Радхики. Он желает, а Она исполняет желания.

Не думайте, что Кришна поднял холм Говардхан! Шримати Радхика сделала это. Кришна может только пожелать что-то. Поэтому Она – Урджешвари. Как говорится в брахма-гаятри-мантре, «савитур вареньям». Именно благодаря урджа-шакти (Радхаджи) солнце может давать свет и тепло. Брахма-гаятри-мантра заканчивается словами «дийо йо на прачодаят». Мы медитируем на Шримати Радхику и молимся о том, чтобы Она проявилась в нашем сердце, чтобы мы воочию увидели, насколько Она прекрасна.

Другое значение слова урджабхакти, или према. Према, чистейшая любовь к Шри Кришне, исходит из сердца Радхики, а Кришна наслаждается этой нежной любовью. Она дарует урджу, силу премы, всем, даже Кришне. Он ни секунды не может прожить без Радхи. Без Нее Кришна был бы нирвишеша-брахмой (лишенным облика и качеств). Вот почему Радхаджи называют Урджешвари. Мы не можем достичь Кришну без поклонения Ей.

Так как Радхика – покровительствующее Божество месяца Картика, Ее еще называют Дамодари. Кришна – это Дамодар, а Радхика – Дамодари. Кроме Радхики никто не может связать Кришну навсегда. Мама Яшода может связать Его лишь на один день, но Радхика может связать Его навечно.

В этот месяц произошло много событий: Кришна поднял холм Говардхан, была проведена Говардхана-пуджа, а в Дипавали мама Яшода связала своего сына.

Дипа переводится как «свет». Истинный свет проявляется в форме бхакти-таттвы, кришна-таттвы, майя-таттвы и джива-таттвы (установленных истин о чистом преданном служении, Верховном Господе Шри Кришне, материальном мире и вечной душе). Знание всех таттв исходит от Шримати Радхики.

В один из дней этого месяца Кришна покинул танец раса. Чувствуя невыносимую боль разлуки с Ним, гопи пели «Гопи-гиту». В этот месяц они также пели «Вену-гиту», и некоторые из этих стихов:

шри-шука увача

иттхам сарат-сваччха-джалам

падмакара-сугандхина

ньявишад вайюна ватам

са-го-гопалако ‘чьютах

(Ш.-Б., 10.21.1)

 

[Шукадева Госвами сказал: Осенью лес Вриндавана был напоен журчанием прозрачных осенних вод. Легкий, прохладный ветер разносил по округе пьянящий аромат лотосов, украшавших гладь чистых озер. Непогрешимый Господь вошел в этот лес в окружении пастушков и коров.]

 

бархапидам ната-вара-вапух карнайох  карникарам

бибхрад васах канака-капишам ваиджаянтим ча малам

рандхран венор адхара-судхаяпураян гопа-вриндаир

вриндараньям сва-пада-раманам правишад гита-киртих

(Ш.-Б., 10.21.5)

[Шьямасундара, окруженный друзьями-пастушками, вошел в лес Вринды-деви. Его тюрбан украшали павлиньи перья, за ухом красовался желтый цветок карникара, Его желтые одежды ослепляли золотым блеском, а на шее покоилась спускающаяся до колен и источающая благоухание пяти видов цветов гирлянда ваиджаянти. Великолепно одетый подобно прекрасному непревзойденному танцору (натавара), Он появился, как появляется на сцене блистательный актер. Нектаром своих уст Он наполнял отверстия флейты, а мальчики-пастушки, следуя за Ним, самозабвенно пели Ему славу. Таким образом, земля Вриндавана, украшенная отпечатками лотосных стоп Шри Кришны, отмеченных знаками раковины, диска и другими символами, выглядела прекраснее, чем Вайкунтха.]

 

 

гопьях ким ачарад айам кушалам сма венур

дамодарадхара-судхам апи гопиканам

бхункте сваям яд авашишта-расам храдиньо

хришьят-твачо ‘шру мумучус тараво ятхарьях

(Ш.-Б., 10.21.5)

[Другая гопи обратилась к своей подруге: «О дорогая подруга! Эта флейта – просто кусок сухого дерева. Невозможно даже представить, какие благочестивые поступки совершила она в прошлых жизнях, если прямо у нас на глазах наслаждается нектаром уст Дамодары, который по праву принадлежит только нам одним. Она не оставляет нам ни капли расы. Видя благую удачу этой флейты, Манаси-Ганга и другие озера испытывают экстатическое состояние, отчего на их поверхности появляются цветущие лотосы. Бамбуковые деревья ликуют от счастья, сознавая, что являются старшими членами семьи флейты. Нектар, источаемый ими, – это в действительности слезы блаженства».]

 

В этот месяц, хотя малыш Кришна и был привязан к ступе, Он даровал мукти (бхакти) Налакувере и Манигриве. Как утверждается в «Шри Дамодараштакам», Он не только освободил их, но и дал им положение певцов – Мадху-канты и Снигдха-канты, на Голоке Вриндаване.

 

кувератмаджау баддха-муртьяива яд-ват

твая мочитау бхакти-бхаджау критау ча

татха према-бхактим свакам ме праяччха

на мокше грахо ме ‘сти дамодареха

(Шри Дамодараштака, 7)

[О Дамодара! Хотя Яшода привязала Тебя к ступе, Ты милостиво освободил Налакувару и Манигриву — двух сыновей Куверы, которые из-за проклятия Нарады стали деревьями-близнецами арджуна, — и удостоил их наивысшего дара, према-бхакти. Одари же и меня этим сокровищем! Это единственное, чего я жажду; мне не нужен никакой другой вид освобождения.]

 

Во время Картики Шри Кришна со Своими спутниками враджаваси поклонялся коровам и телятам (проводил го-пуджу), брахманам и холму Говардхану, а также провел Говардхана-парикраму.

Когда Индра наслал проливные дожди на Вриндаван, чтобы разрушить его, Кришна поднял холм Говардхан. На самом деле это был хитрый план Кришны — так гопи в пурва-раге могли подойти к Нему совсем близко. Хотя мама Яшода и Нанда Баба тоже были там, но в тот день все юные гопи никого не стеснялись и не испытывали стыда. Впервые они подошли к Кришне так близко.

Индра, чью гордость сокрушил Кришна, провел Ему абхишеку и дал имя Говинда. Говиндам ади пурушам там ахам бхаджами [Все преданные пропели этот стих со Шрилой Гурудевом, затем Шрила Гурудев попросил преданных спеть этот стих на мотив, который поют в храмах ИСККОНа, после чего сказал:] Мы вспомнили Свамиджи.

В этот месяц началась шарадия-раса. Она продолжалась далеко не один  месяц. Даже Сам Кришна и гопи не могли понять, сколько она длилась. Об этом знала только Йогамайя. Луна застыла на месте, а солнце осталось на противоположной стороне расы, иначе раса не смогла бы продолжаться.

Все эти игры проходили в месяц Картика. Этот месяц очень возвышенный.

В четыре часа вечера мы соберемся здесь и прославим бесценный дар моего Гуру Махараджа этому миру. Сейчас мы отправимся на Ямуну, чтобы принять обет (санкальпу) и помолиться об удачном проведении парикрамы и исполнении всех наших желаний. Ямуна – это спутница Кришны, сама Вишакха-деви. Приготовьтесь идти. Во Вриндаване, на Кеши-гхате, мы снова дадим обеты.

 

[Прим. англ. ред.: Для ясности мы добавили некоторые детали того, как Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Госвами Махарадж обменялся одеждами со Шрилой Прабхупадой (из книги Шрилы Гурудева «Сокровенные истины Бхагаватам»)]

 

 

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

Отправить