В священных писаниях широко раскрывается слава Кешава-враты. Следование этой врате непременно принесет вам огромное благо. Она не является плодом чьего-то воображения и не подразумевает упасану (поклонение) Кали, Дурге, Чанди или Бхайрави-деви. Эта врата совершается не ради тела, она ради блага души. Как дживе обрести отношения со всеми предыдущими ачарьями и гуру-варгой? Для этого в первый день враты необходимо совершить санкалпу.

Первый день Кешава-вратыВсе забыли о своих отношениях с гуру-варгой. На протяжении миллионов жизней все очарованы преходящей, бренной природой этого мира. Обусловленные души стараются освободиться, но никак не могут ни обрести освобождение, ни отбросить желание наслаждаться.

Как только обусловленная душа задумывается о том, чтобы оставить эту порочную наклонность, недремлющие солдаты гнева и похоти в тот же миг набрасываются на нее и берут под арест. Они душат ее, и она не может спастись. Поэтому говорится, что Господь Шри Хари, Кешавадев, находится рядом с обусловленной душой, в какой бы форме жизни она ни приняла рождение.

Раз в год Кешавадев дает отличный шанс соблюдать Кешава-врату. Особенно удачливы те, кто находится в Навадвипа-дхаме на берегах Ганги. Он предоставляет возможность быть с гуру-варгой, Вайшнавами и Вриндой-деви. Навадвипа-дхама, Вриндавана-дхама и Джаганнатха Пури-дхама – это святые дхамы. Места явления маха-бхагавата Вайшнавов также являются дхамами. То же относится к тиртхам, святым местам.

Как же развить отношения с дхамой и Абсолютной Истиной? Как не забыть и не потерять эти отношения? Мы соблюдаем эту врату и с верой принимаем обет, преследуя единственную цель – развить отношения с Абсолютной Истиной. Однако какое благо дарует следование Кешава-врате?

В Двапара-югу Господь Шри Хари жил в Двараке. После того как Кришна вошел в Свои непроявленные лилы, Его внук Ваджранабха пришел во Враджа-мандалу. Он встретился с Уддхавой, Видурой и Майтреей Риши.

Уддхава сказал Ваджранабхе: «Ты пришел во Враджа-дхаму. Теперь ты должен установить здесь Божества Шри Кришны».

«Как я могу сделать Божества, ведь я ничего не знаю? – ответил Ваджранабха. – Кришна мой прадед. Когда я встретился с Ним, императором всей земли был Парикшит Махарадж. Но в силу того, что люди невежественны и недостаточно разумны, служение Кришне не происходит на должном уровне».

Ваджранабха вместе с Уддхавой стал совершать аскезы во время месяца Вайшакха (апрель-май). Вишакха-деви – шикша-гуру этого месяца. Как Уддхава совершал аскезы в надежде обрести милость Вишакхи-деви и враджа-деви, так и Махарадж Ваджранабха подвергал себя аскезам на протяжении всего этого месяца. По беспричинной милости Кришны и враджа-деви Махарадж Ваджранабха проявил Божества Кришны: сначала Кешавадева, затем Говиндадева, Харидева и Баладева. Он установил четыре Божества.

Где он нашел их? Кешавадева он обнаружил в Матхуре, месте явления Кришны, Харидева на Говардхане, и последним он нашел Говиндадева, это произошло во Вриндаване. Также он установил божество Дауджи (Баладевы Прабху). После этого Махарадж Ваджранабха почувствовал себя очень счастливым.

Он думал: «Насколько же милостив Кришна!»

Говиндадев присутствует во Вриндаване.

 

три-бханга-бхангима рупа, вамши-дхари апарупа

 (Джанама сапхала та’ра, Шрила Бхактивинода Тхакур)

 

«Изящно изогнутый в трех местах, с флейтой в руках, Кришна являет Свою несравненную красоту».

 

Кешавадев присутствует в Матхуре в четырехруком облике (чатур-бхуджа). Он не дви-бхуджа (двурукий). Он предстал перед Деваки и Васудевой. Он Матхурадхиш и Дваракадхиш. Почему Ваджранабха в первую очередь установил Божество Кешавадева? Потому что у него были отношения с четырехруким Дваракадхишем. Он знал, что его прадед Кришна был четырехруким. Позднее он нашел во Вриндаване Говиндадева.

После васанти-расы приходит Мадхава-мас. Джива Госвами написал книгу «Мадхава-махотсав», и в ней он описал исключительно паракия-расу.

После васанти-расы Кришна проявил игру холи.

«Во время холи все враджаваси, включая сакхов и Меня Самого, осыпают себя пылью со стоп враджа-деви, – думал Кришна. – А еще мы омываемся водой с их лотосных стоп и брызгаем ею друг в друга. Настроение служения враджа-деви и их любовь не имеют себе равных. Все, что с ними связано, очень особенно. Но Мне Самому их любовь недоступна. Как Мне обрести ее? Я тоже стану служить и практиковать».

Поэтому Кришна пришел в Шрингара-ват. Там Он стал молиться сакхи: «Пожалуйста, дайте Мне шанс служить! Я стану учиться и практиковать. Все поклоняются Мне, служат, предлагают Мне разные подношения, и Я принимаю их. Я делаю это ради удовольствия тех, кто Мне поклоняется. Но Сам Я не могу служить. Пожалуйста, научите Меня, подарите Мне шанс расчесывать волосы Радхарани».

Сакхи удивились такой просьбе Кришны. Они недоумевали: «Что за настроение пришло в сердце Кришны? После холи-лилы и васанти-лилы Он изменился. Он слыл ловким обманщиком, но вдруг стал таким простым, милым, вежливым, смиренным и тихим. Он без конца повторяет: “Пожалуйста, дайте Мне шанс служить Шримати Радхарани”».

Как Ты будешь служить Ей? – спросили они Кришну.

– Я стану расчесывать Ее длинные волосы и украшать их множеством цветов. И тогда Она прольет на Меня Свою милость.

–  А что Ты будешь делать с Ее милостью?

– Все служат Шримати Радхарани, но Я в жизни не делал этого. Каждый в этом мире поклоняется Мне, но Сам Я никогда не служил Шримати Радхарани.

Прежде Кришна размышлял о том, как помочь преданным, но потом решил: «Для помощи Моим преданным в мире существует триста тридцать миллионов полубогов; Мои экспансии также помогают и служат им».

Кришна задумался над тем, что Он никогда не учился служению. Именно поэтому Он пришел в Шрингара-ват и заявил: «В течение месяца Я буду соблюдать врату и учиться, как совершать служение».

Каким же было служение Кришны? Он собирал множество цветов и плел чудесные гирлянды. Он расчесывал волосы Радхарани и украшал Ее собранными цветами. Также Он разрисовывал руки Радхарани и, таким образом, стал очень искусным во многих видах служения.

Радхарани – это махабхава-сварупини; Она сварупа-шакти Кришны. Не думайте, что Она простая девушка или богиня.

 

махабхава-сварупа твам кришна-прия-варияси

према-бхакти-праде деви радхике твам намамй ахам

(Радха-пранама)

 

«О Шримати Радхика, Ты олицетворение махабхавы и самая дорогая возлюбленная Шри Кришны. О Богиня, только Ты способна даровать према-бхакти к Верховному Господу, поэтому я предлагаю Тебе свои смиренные поклоны».

 

Кришна прошел обширную подготовку, чтобы научиться, как поклоняться Радхарани. Под руководством Кришны преданные вечно молятся: «Когда я тоже буду служить Шримати Радхарани? Когда же мне выпадет этот шанс? Когда у меня появится настроение служения?»

Чтобы обрести это, Кришна начал следовать данной врате. Ваджранабха, Уддхава, Нарада и другие преданные тоже начали врату у подножия Говардхана. Они стали поклоняться так же, как Гопала Бхатта Госвами поклонялся шалаграма-шиле. Он умащал шалаграма-шилу сандаловой пастой и предлагал листики Туласи. Гопал Бхатта Госвами проводил это поклонение, и в следующее полнолуние шалаграма проявилась как Радха-раман. Подобным образом Кешавадев явил Себя после того, как Ваджранабха и Уддхава в течение всего этого месяца поклонялись Ему.

Что Кришна делает в этот месяц? В конце весны старые листья опадают, уступая место новым. Множество цветов распускаются по всему Говардхану и Вриндавану. Они источают пьянящий аромат. И хотя вокруг столько цветов, кунджи (рощи) еще не полностью сформированы. Где же в таком случае Кришна будет прятаться?

«Уже долгое время Я не встречался с враджа-деви… Что Мне делать?» – переживал Он.

Кришна сказал Своим сакхам: «Рядом с Манаси-Гангой есть лес, в котором живет лесной бог. Он очень особенный. Он дает много благословений и исполняет любые желания. Но Ему нужно служить, нанося на Его тело сандаловую пасту и предлагая напитки из нутовой муки, пшеницы и ячменя. Таким образом вы Его удовлетворите».

Сакхи рассказали всем об этом, и враджаваси вдохновились приготовить множество напитков. Они сделали напитки из обжаренных зерновых, меда, пахты, манго и других фруктов, а потом разлили их в глиняные горшки. Лесной бог необычайно обрадовался, получив сандаловую пасту и все эти напитки. Враджаваси попросили благословения, и Он с удовольствием даровал им желаемое. Тело божества было полностью покрыто сандаловой пастой. Даже теперь вы можете увидеть Его лежащим на Говардхане.

Враджаваси думали: «Сначала Кришна велел нам поклоняться Гирираджу Говардхану, а сейчас Он сказал нам служить этому божеству леса».

Они молились лишь о благополучии Кришны и мечтали только о служении Ему. Гопи принесли воду с Манаси-Ганги и сказали лесному божеству: «Мы омоем Тебя этой водой и нанесем на Тебя свежую сандаловую пасту. Зачем Тебе оставаться покрытым старым слоем чанданы

Начав чистить божество, гопи увидели, что их руки почернели. Они очень удивились и подумали: «Как божество станет золотым от сандаловой пасты? Оно как было, так и осталось черным». Кришна наслаждался прикосновением рук гопи, которые покрывали Его сандалом, стараясь сделать золотым, но сколько бы пасты они ни использовали, Он оставался черным. Кришна являл эти игры благодаря могуществу Своей шакти Йогамайи. Тогда гопи принялись строго разговаривать с божеством, и вдруг лесной бог подпрыгнул, быстро обнял и поцеловал девушек. Гопи немедленно вылили на Него все принесенные напитки и убежали прочь. Таким образом, в этот месяц было проявлено множество игр.

Туласи-деви пришла вместе с шалаграма-шилой в начале Сатья-юги. Риши и махариши поклонялись Кешавадеву, чтобы в их сердцах проявились духовные отношения.

Брахма размышлял: «Я не могу контролировать своих сыновей: Бхригу, Маричи, Атри, Пуласу, Ангиру, Кави, Хави, Антарикшу, Пиппалаяну, Прабуддху, а также других риши-махариши, рожденных из моего ума. Все хотят быть независимыми».

«Вы любите Бога, но вся моя любовь направлена только на вас. Как мне измениться?» – спросил Брахма сыновей.

– Ты должен служить Богу и молиться Ему.

Когда Господь пришел к Брахме, тот признался: «Я привязан к своим последователям».

Однако его последователи твердили одно: «Следуй Богу, не привязывайся к нам».

Отвергнутый своими последователями, Брахма осознал природу этого мира и принял прибежище Бога. Тогда он вознес молитвы, ставшие известными как «Брахма-самхита». Многие риши и махариши молились вместе с Брахмой. Памятуя о своем возлюбленном Господе, Брахма произнес:

 

преманджана-ччхурита-бхакти-вилочанена

сантах садаива хридайешу вилокаянти

йам шьямасундарам ачинтья-гуна-сварупам

говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами

(Брахма-самхита, 5.38)

 

«Я поклоняюсь предвечному Господу Говинде, обладателю непостижимых качеств. Чистые преданные, глаза которых умащены бальзамом премы, всегда созерцают Господа в глубине своего сердце в Его вечном образе Шьямасундары».

 

чинтамани-пракара-садмасу калпа-врикша

лакшавритешу сурабхир абхипалаянтам

лакшми-сахасра-шата-самбхрама-севьяманам

говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами

(Брахма-самхита, 5.29)

 

«Я поклоняюсь предвечному Господу Говинде, прародителю всех живых существ, чья божественная обитель украшена беседками из драгоценных камней чинтамани, в чьих садах среди калпа-врикш пасутся миллионы коров изобилия, и миллионы богинь процветания с беззаветной любовью служат Ему».

 

венум кванантам аравинда-далаятакшам

бархаватамсам аситамбуда-сундарангам

кандарпа-коти-камания-вишеша-шобхам

говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами

(Брахма-самхита, 5.30)

 

«Я поклоняюсь предвечному Господу Говинде, искусно играющему на флейте, чьи прекрасные удлиненные глаза подобны лепесткам лотоса, чья голова увенчана убором из павлиньих перьев и чье несравненное тело, напоминающее цветом темное грозовое облако, сводит с ума миллионы Купидонов».

 

Услышав молитвы Брахмы, Кешавадев подумал: «Теперь Мой сын Брахма встал на истинный путь. Раньше вместо того, чтобы исполнять Мои желания, он исполнял желания своих последователей». И тогда Кешавадев предстал перед ним.

В этот день все поклоняются Кешавадеву, используя глиняные горшки, наполненные водой и различными вкуснейшими напитками, а риши-махариши проводят поклонение шалаграма-шиле только водой Ганги и листьями Туласи.

Это служение доставляет Шри Хари огромное удовольствие. Он говорит: «Я никогда ничего не приму без Туласи». Поэтому Махапрабху сказал Рагхунатхе: «Для поклонения Кришне тебе понадобятся только листики Туласи».