ПУШПАНДЖАЛИЦитата Гиридхари брахмачари

Гиридхари брахмачари, президент храма Шри Радхе-кунджа (Бхакта-бандхав-дхама)

Пушпанджали на Вьяса-пуджу

8 февраля 2016 года, Шри Радхе-кунджа (Бхакта-бандхав-дхама, Вриндаван)

DSC_4223Прежде всего я предлагаю саштанга-дандават-пранамы лотосным стопам моего Шри Гуру-пада-падмы, нитья-лила-правишта ом вишнупада аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа, Шриле Гурудеву. Также я предлагаю поклоны всей рупануга-гаудия-гуру-варге и всем Вайшнавам, собравшимся здесь и отмечающим Вьяса-пуджу Шрилы Гурудева.

Это настоящий Маха-махотсав, поскольку мы слушаем из лотосных уст Вайшнавов много хари-катхи, и так этот день превращается в грандиозный праздник. Где бы ни проходил киртан, прославляющий имя, облик, качества и игры Господа и Его спутников, это истинный махотсав, праздник.

Гауракишора дас Бабаджи Махарадж однажды сказал: «Сегодня Экадаши! У нас будет великий фестиваль, махотсав! Что это? Это значит, что мы сядем, будем повторять харинаму и совершать киртан весь день». Киртана-прабхаве смарана хоибе. В процессе киртана естественным образом проявится смарана. Поэтому в шастрах говорится: «Что бы вы ни делали, всегда памятуйте Кришну и никогда не забывайте Его!» Все остальные правила подчинены этому главному правилу.

Чтобы помочь нам пробудить смарану, Шри Гуру-пада-падма неустанно путешествовал повсюду, распространяя сладостную хари-катху. Гурудев цитировал шлоку:

 

дхармах свануштхитах пумсам

вишваксена-катхасу йах

нотпадайед йади ратим

шрама эва хи кевалам

(Ш.-Б., 1.2.8)

 

[Вся деятельность человека, совершаемая им в соответствии с его положением, – бесполезный труд, если она не пробуждает в нем интереса к посланию Личности Бога.]

 

«Во время хари-катхи не плетите гирлянды и не ходите на парикраму. Когда садху рассказывает хари-катху, в это время нужно отдать ему свои уши и все внимание», – объяснял он. Шрила Гурудев через хари-катху пытается дать нам самого себя, явить себя нам, чтобы мы поняли, для чего он пришел в этот мир. Он хочет, чтобы мы смогли развить с ним отношения, самбандху. Без отношений с ним мы не сможем по-настоящему выйти из пут этого мира. Гурудев находится в этом мире с единственной целью – помочь всем дживам. Он говорил: “Какой смысл пребывать здесь, если не помогать дживам?”, поэтому снова и снова помогал им самыми разными способами.

Гурудев приходит на наш порог, на Запад, неся на плечах огромную милость. Он  гуру! Гуру означает «тяжелый, наполненный ответственностью гуру-варги». Он не лагху (легкий). Он несет не только миссию Шри Чайтаньи Махапрабху, но и миссию, сокровенное желание, Радхи-Кришны, всей нашей гуру-варги и распространяет это по всему свету. Поэтому его миссия настолько важна. Он смиренно просит всех: «Пожалуйста, просто отдайте мне свои уши! Слушайте то, что я говорю». Гурудев всегда находится рядом с Махапрабху и Радхой-Кришной.

 

тасмад гурум прападйета

джигьясух шрея уттамам

шабде паре ча нишнатам

брахманй упашамашраям

(Ш.-Б., 11.3.21)

 

[Поскольку в этом мире не найти ни счастья, ни покоя, тот, кто хочет исполнить свой долг и обрести высшее благо, прежде всего должен найти прибежище у лотосных стоп сад-гуру, который: 1) во всей полноте постиг суть богооткровенных ведических писаний и своими ответами на вопросы может рассеять все сомнения ученика; 2) непосредственно созерцает Высшую Абсолютную Истину и 3) свободен от материальных привязанностей.]

 

Каковы качества садгуру? Шабде паре ча нишнатам – что бы он ни говорил, это исходит от гуру-варги. Это не шабда-шаманья, обычный мирской звук, который в одно ухо входит и из другого выходит. Все, что говорит Гуру-пада-падма, трансцендентно. Писания, пребывающие в сердце Гурудева, соревнуются: «Когда же моя очередь? Когда Гурудев будет говорить обо мне?»

Паре ча нишнатам. У Гурудева есть непосредственное осознание Парабрахмана, поэтому он может и нас связать с Ним.

Никунджа йуно рати кели сидхьяй. Он устраивает свидания Радхи с Кришной, а также устраивает встречу дживы с Радхой-Кришной. Такова функция Гуру. Татрати дакша ати валабхасья – он очень искусен в этом, и поэтому так дорог Шри Радхе-Кришне.

Ванде гурох шри чаранаравиндам. Гуру ни к чему не привязан, поскольку он связан с нитья-лилой. У него нет материальных желаний и он не соприкасается с материей. К Харидасу Тхакуру однажды пришла сама Майя-деви. Она плакала и умоляла: «Почему ты не принимаешь меня?» В итоге он дал ей посвящение. Только у гуру есть это могущество, он находится за пределами майи и ни к чему не привязан в этом мире.

Даже если у нас будет жизнь продолжительностью, как у Брахмы, мы не сможем отплатить Шри Гуру-пада-падме.

Внутренне и внешне он наставляет живых существ в этом мире. Внешне он принимает форму Гурудева, ачарьи, а внутренне – это чайтья-гуру. И внутренне и внешне он направляет дживу в этом материальном мире домой к Богу, во Вриндаван. Когда Гурудев скрывается из материального видения, это на самом деле помогает нам. Когда духовный учитель уходит, искренний ученик начинает искать его в том учении, которое он оставил. Тогда его сердце становится единым с сердцем Шри Гурудева.

Когда Кришна внезапно исчез с танца раса, все гопи начали искать его и плакать. Они спрашивали о Кришне у растений, деревьев, цветов, а потом приняли прибежище у кришна-катхи. Погрузившись в памятование о Кришне, гопи стали разыгрывать Его игры: как Он убил Путану, Тринаварту, Шакатасуру, как Он украл одежды у гопи и поднял холм Говардхан. Таким образом они полностью погрузились в Кришну и в сердце стали едиными с Ним. Подобная встреча во время разлуки является высшей целью, провозглашенной в “Бхагаватам”. После разлуки приходит сладостная встреча: например, после Гопи-гиты пришел Кришна.

Кришна вернулся к враджа-гопи… Там была группа гопи – они просто стояли и гневливо смотрели издалека. Это была Шримати Радхарани со Своей группой. «Почему Он оставил Радхарани?» – они пребывали в таком настроении. Когда гопи искали Шри Кришну, они увидели не только отпечатки Его стоп, но и отпечатки стоп какой-то гопи.  «Кто же эта удачливая, которую Кришна забрал с собой?» – подумали гопи. Некоторые из них не могли понять этого, но группа свапакша, группа Радхарани, поняли, что это следы Радхарани.

Гурудев – это не обычная личность. Из всех рас самой возвышенной является мадхурья, а самое удачливое положение среди всех враджа-гопи – у манджари. Шата коти гопи – из миллиардов гопи только некоторые смогли узнать отпечатки стоп Радхики… Гурудев стремится распространить эту бхаву Махапрабху, чтобы мы также смогли понять это высшее настроение.

Махапрабху – парама-каруна и Гурудев также является парама-каруной: он имеет такое же сострадание к дживам, что и Махапрабху, а также дарует им манджари-бхаву и манджари-севу. Гурудев принес это настроение служения в данную Кали-югу, самым грешным дживам. Насколько же велика его миссия! Мы не можем объять это своим умом, не можем понять то, что Гурудев принес нам. Возможно, однажды, по милости Вайшнавов, служа им и слушая хари-катху от них, мы сможем получить гуру-даршан и понять все эти сокровенные истины. Мы осознаем, в каком неоплатном долгу перед Гурудевом находимся, и увидим все свои недостатки. Тогда начнется настоящий бхаджан. До этого бхаджана не будет. Поэтому самое первое – всегда памятовать Гуру-пада-падму.

Нароттама дас Тхакур молится: гуру-мукха-падма-вакья, читтете кория айкья, ара на корихо мане аша. Пусть мое сердце станет единым с сердцем Гурудева, больше я ни о чем не прошу… Точно так же, как сердца гопи в разлуке с Кришной стали едиными с Его сердцем, и мы должны стараться в разлуке с Гурудевом следовать по его стопам, сделать свое сердце единым с его сердце.  Такова наша цель: шри-гуру-чаране рати, эи се уттама гати, дже прасаде пуре сарва аша. Тогда все наши сокровенные желания исполнятся. Нет иного пути, нет иного пути, нет иного пути – только чтобы наше сердце стало единым с сердцем Гурудева. Лишь тогда можно почувствовать удовлетворение. А где сердце Гурудева? Во Врадже. Он враджа-раса-расика: сам погружен во враджа-расу и раздает ее другим.

В этот день явления Шрилы Гурудева я молюсь Гуру-пада-падме и всем Вайшнавам, чтобы однажды я тоже смог погрузиться в хари-катху Гурудева и развил в себе какую-то склонность к служению, какая есть у него, смог бы памятовать враджа-лилу и служить ей.