Последняя Лекция В Джанмаштами

Кришна Лекции разных лет

Последняя Лекция В Джанмаштами

За несколько дней до Шри Кришна Джанмаштами в 2010 году Шрила Гурудев, ом вишнупада аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж, почувствовал себя плохо. Он находился в Дели, столице Индии, под присмотром врачей. Несмотря на его желание и просьбы вернуться в Матхуру на Джанмаштами, врачи настоятельно рекомендовали ему оставаться в Дели. Так, в первый раз за всю жизнь Шрила Гурудев остался на Джанмаштами в Дели. В своем бхаджан-кутире около 6 утра  на Джанмаштами Шрила Гурудев выразил глубокое сожаление: «Увы! Я не могу отмечать праздник явления моего абхиштадева Шри Кришны в Его вечной обители Шри Матхура-мандале». Произнеся это, Шрила Гурудев замер и где-то около получаса не издавал ни звука.

Хотя самые дорогие преданные Шри Кришны могут получать спхурти Шри Кришны в любом месте, куда бы ни бросили взгляд, они обладают особой привязанностью (анурагой) к дхаме Шри Кришны, местам Его игр, дню Его явления и Его близким спутникам. Находясь вдали от всего этого, они погружаются в трансцендентную разлуку.

Данная лекция и вышеприведенный текст были опубликованы в журнале «Rays of the Harmonist» и переведена на русский язык, чтобы русскоязычные преданные смогли прочувствовать глубину настроения Шрилы Гурудева в тот особый, 2010-й год.

 

В надежде служить Хари, Гуру и Вайшнавам,

команда Бхакта-бандхав

Желание соблюдать Джанмаштами в Матхуре

 

В детстве отец приносил меня на плечах в места, где проходило празднование Джанмаштами. В полночь он давал мне немного чаранамриты, панджири (экадашных сладостей) и другого прасада. Таким образом, с самого детства у меня накапливались впечатления (самскары), связанные с фестивалем Джанмаштами.

Я прожил в Матхуре 56 лет и не пропустил там ни одного Джанмаштами. Поэтому мне очень горько на душе: по прошествии стольких лет я нахожусь так далеко от места рождения Шри Кришны, хотя Дели довольно близко к Матхуре. Несмотря на болезнь, я горю желанием поехать в Матхуру. Если бы мое здоровье улучшилось хоть немного, я бы несомненно отправился в Матхуру, чтобы успеть к вечеру накануне Джанмаштами, и на следующее утро праздновал бы этот день. Таким было мое желание. Но наши врачи не позволяют мне исполнить это желание.

 

Наивысшая слава Матхуры

 

Матхура – это Матхура… Она несравненна. Город Индрапрастха (современный Дели) совершенно другой, и его слава другая. Конечно, чего в этом городе только нет, однако все богатства Дели не сравнятся даже с одним камнем в Матхуре.

В Патала-кxанде «Падма-пураны» говорится: «ахо мадху-пури дханья вакунтхачча гарияси, динам-экам нивасена харау бхакти праджаяте – благодаря тому, что Сам Кришна явился в Мадху-пури, Матхура-пури, это место обрело необычайную славу, которая затмевает даже славу Вайкунтхи. Проведя в Матхуре всего один день, можно обрести бхакти к Господу Хари». В этом заключается слава Матхура-дхамы.

 

Упадок бхагавата-дхармы главная причина нисхождения Шри Кришны

 

В «Бхагавад-гите» (4.7–8) Шри Кришна говорит:

 

яда яда хи дхармасья

гланир бхавати бхарата

абхьюттханам адхармасья

тадатманам сриджамй ахам

 

[Всякий раз, когда религия приходит в упадок и воцаряется безбожие, Я нисхожу в этот мир Сам, о потомок Бхараты.]

 

паритраная садхунам

винашая ча душкритам

дхарма-самстхапанартхая

самбхавами юге юге

 

[Чтобы защитить праведников и уничтожить злодеев, а также восстановить принципы религии, Я прихожу в этот мир из века в век.]

 

Есть два типа дхармы. Одна временная, или бренная, а вторая – вечная. Это можно очень легко понять с помощью такого примера: если злой человек придет сюда и начнет нас бить, мы будем страдать, но страдания наши продлятся лишь какое-то время. Молиться Бхагавану и поклоняться Ему для того, чтобы Он облегчил наши временные страдания, не является нитья-дхармой (вечным предназначением) живых существ. Скорее это анитья-дхарма. И тем не менее Шри Кришна устраняет страдания последователей этой дхармы, противоречащей вечной природе души. «Шри Гита» и «Шримад-Бхагаватам» учат нас истинной дхарме: «Тело погибнет, но ты не умрешь, потому что ты атма, душа. Никакое оружие не в силах уничтожить душу! Ветер не может ее иссушить, а время не состарит. Душа всегда молода, она никогда не умрет, потому что вечна по своей природе”.

Дхарма вечной нетленной души – служить Параматме. Это называется атма-дхармой. Таково настоящее значение этого термина. Когда же дживы забывают о своем вечном предназначении, Шри Кришна, не медля ни минуты, нисходит на Землю. В этом кроется главная причина Его нисхождения. 

Другая причина – освободить Налакуверу и Манигриву от проклятия Шри Нарады Риши

 Однажды Шри Нарада Риши во время своих странствий увидел двух сыновей Куверы, Налакуверу и Манигриву: обнаженные, они развлекались в воде с несколькими апсарами (небесными куртизанками). Заметив Шри Нараду, апсары засмущались и быстро прикрылись одеждой. Однако сыновья Куверы, опьяненные гордыней, нисколько не смутились – они так и остались в чем мать родила. Шри Нарада захотел проклясть их, но проклятие его преследовало только одну цель – пролить на них особую милость. «Неужели вам ни капельки не стыдно? – спросил он их. – Девушки прикрылись и смотрят на меня, почтительно сложив ладони, а вы оба продолжаете стоять здесь без зазрения совести, подобно деревьям. Станьте же деревьями!»

Тела юношей стали постепенно превращаться в деревья. Они тут же поняли свою ошибку и со сложенными руками взмолились Шри Нараде Риши: «О господин! Как же нам освободиться?»

Шри Нарада Риши ответил, что в конце Двапара-юги на Землю низойдет Сваям Бхагаван Шри Кришна, а они будут расти в Его дворе как два дерева ямала-арджуна. Когда Шри Кришну привяжут к ступе, Он попытается пролезть между этими деревьями, Его ступа застрянет, Кришна слегка потянет ступу, и в итоге деревья рухнут. «Только тогда вы и освободитесь от проклятия. Вы получите шри-кришна-бхакти и служение Шри Кришне в Его вечной обители», – заключил Шри Нарада.

 Третья причина даровать благословение Ратнамале

 Для того, чтобы обмануть Шри Бали Махараджа, Господь Шри Ваманадев (Господь в облике карлика-брахмана) с зонтиком и в деревянных сандалиях пришел в собрание Шри Бали Махараджа.  Шри Ваманадев произвел очень сильное впечатление на Бали Махараджа и всех присутствующих. Чтобы выразить Ему почтение, они встали со своих мест. Бали Махарадж, предложив поклоны, произнес: «О Махарадж, нам так повезло, ведь сегодня Ты посетил наше царство. Я чувствую, что Ты хочешь что-то попросить у меня».

«Я бедный, поэтому много ли мне нужно? – ответил Шри Ваманадев. – Мне нужна только небольшая хижина, в которой я совершал бы бхаджан. Для этого Мне достаточно земли всего в три Моих шага».

– Но сколько же земли Ты сможешь отмерить Своими тремя шажками? Я могу подарить Тебе огромное царство со слонами, лошадьми, могу найти для тебя подходящую невесту. Почему Ты просишь всего три шага? – изумленно спросил Шри Бали Махарадж.

– Нет-нет, Я брахман, а дхарма брахмана – оставаться довольным при любых обстоятельствах и во всем знать меру. Трех шагов земли Мне достаточно. Но ты должен поклясться, что отдашь Мне эти три шага несмотря ни на что. Если ты помнишь, твой дед, Шри Прахлада Махарадж, почитал брахманов и никогда не отказывался от своих слов. Помни об этом.

Таким образом, Шри Ваманадев начал воплощать Свой план в жизнь.

– Если это Твое желание, пусть будет так. Я клянусь, что отдам Тебе три шага земли во что бы то ни стало.

Тут вмешался Шукрачарья:

– О Бали Махарадж, благодаря трансцендентному видению я понял, что этот брахман не кто иной, как Шри Вишну. Он шпион полубогов! Опасайся Его! Не отдавай Ему и соломинки, ты даже не представляешь, как Он может обмануть тебя.

– В нашей династии есть традиция всегда выполнять обещанное. Поэтому я не могу взять свои слова обратно, – ответил Бали Махарадж.

В наши дни никто не держит обещания. Человек может сказать одно, а в следующий момент передумать, и такое повторяется снова и снова. Таким образом, он говорит все время по-разному, в зависимости от того, что ему нужно.

Шри Бали Махарадж взял траву куша и санкалпа-патру (специальный сосуд с носиком, который используют для принятия обета с помощью воды) и начал принимать санкалпу, но вода из носика почему-то не вытекала. Это Шукрачарья с помощью своей мистической силы вошел в санкалпа-патру и перекрыл проход. Шри Ваманадев заметил это и попросил Шри Бали Махараджа передать Ему сосуд. Когда Шри Ваманадев взял тонкую соломинку и проткнул ею носик, оттуда полилась кровь из глаза Шукрачарьи. Тогда Шри Бали Махарадж продолжил санкалпу, чтобы отдать Шри Ваманадеву три шага земли.

Неожиданно Шри Ваманадев принял огромный облик Тривикрамы, достигнув небес. Всего одним Своим шагом Он покрыл планеты полубогов вместе со всеми верхними планетарными системами. Своим вторым шагом Он покрыл Землю и семь низших планетарных систем. После этого Он обратился к Шри Бали Махараджу: «Куда Мне сделать третий шаг?»

Шри Бали Махарадж, подумав, сказал: «Прабху, пролей на меня Свою милость – поставь Свои стопы мне на голову. Я предаюсь Тебе и отныне все, что у меня есть, больше мне не принадлежит. Это все Твое! Теперь я буду тем, каким Ты хочешь, чтобы я был. Куда бы Ты ни отправил меня, что бы ни велел мне есть, пить или носить, я подчинюсь Твоей воле».

Поэтому говорится: «сарвасватма-ниведане бали – Бали Махарадж достиг Бхагавана через атма-самарпану (полное самопредание)» (Падьявали, 53). Без атма-самарпаны на этом пути что бы вы ни делали, не принесет результата.

У Шри Бали Махараджа была дочь по имени Ратнамала. Когда Шри Ваманадев вошел в то собрание, Ратнамала, увидев Его, пожелала: «О, если бы у меня был такой сын, как Он, я бы непременно с огромной нежностью брала Его на руки и с любовью кормила грудным молоком». Поняв ее желание, Шри Ваманадев дал ей такое благословение. Но позднее Ратнамала увидела, как Шри Ваманадев, маленький мальчик, обманул ее отца и обокрал его до нитки. В сердце у нее все переменилось: она решила, что если бы Он был ее сыном, она напоила бы Его ядом, поскольку в таком сыне нет нужды. Шри Ваманадев даровал ей благословение на исполнение и этого желания.

В играх Шри Кришны дочь Шри Бали Махараджа Ратнамала пришла как Путана. Она попыталась убить Кришну, дав ему яд, которым смазала свою грудь. Эта история приведена в «Брахма-вайварта-пуране», «Шри Гарга-самхите» и в других писаниях.

Таким образом, существует не только одна или две причины нисхождения Сваям Бхагавана – их множество. 

Декхите декхите

[Шрила Гурудев попросил преданных спеть «Шри Мангала-гиту» из «Шри Гита-Говинды» Шри Джаядевы Госвами, «Шри Нанда-нандана-аштакам», «Шри Радха-крипа-катакша-става-раджу», «Кришнадева бхавантам ванде» Шрилы Рупы Госвами, а также другие молитвы и песни. После этого он попросил исполнить «Радха-кришна прана мора югала-кишора» Шрилы Нароттамы даса Тхакура и продолжил лекцию.] 

Когда Шрила Бхактивинода Тхакур стал работать в суде, днем он находился на службе, и вечером, где-то с 18 до 18:30, принимал прасад. После этого он отдыхал. Ближе к полуночи он просыпался и проверял киртаны, которые написал. В это время он совершал бхаджан, наполненный бхавой, согласно наставлению Шрилы Рупы Госвами: 

сева садхака-рупена сиддха-рупена чатра хи

тад-бхава-липсуна карья враджа-локанусаратах

(Бхакти-расамрита-синдху, 1.2.295)

[На пути рагануга-бхакти садхак должен служить Шри Кришне как в садхака-рупе (внешнем, физическом теле, то есть в нынешнем положении преданного), так и в сиддха-рупе (внутреннем, совершенном духовном теле), следуя по стопам вечных жителей Враджа, обладающих тем же настроением служения, которое он хочет обрести.] 

Погруженный в осознание своего духовного облика враджа-гопи, он отправлялся готовить, думая: «Радха, Кришна и гопи скоро придут, и я их всех накормлю». В этом умонастроении он делал пури, халаву и много других изысканных блюд. Эти настроения он выразил в своих песнях, таких как, например, «Декхите декхите бхулибо ва кабе». Шрила Бхактивинода Тхакур был преемником милости Шримана Махапрабху и Его близких спутников. Он следовал Шриле Рупе Госвами и остальным Шести Госвами и стал известен как Седьмой Госвами. 

[Шрила Гурудев попросил спеть этот киртан.]

 декхите декхите, бхулибо ва кабе, ниджа-стхула-паричоя

наяне херибо, враджа-пура-шобха, нитья чид-анандамоя (1)

вришабхану-пуре, джанама лоибо, явате виваха ха’бе

враджа-гопи-бхава, хоибе свабхава, ано-бхава на рохибе (2)

ниджа сиддха-деха, ниджа сиддха-нама, ниджа-рупа-сва-васана

радха-крипа-бале, лобхибо ва кабе, кришна-према-пракарана (3)

ямуна-салила, ахаране гия, буджхибо югала-раса

према-мугдха хо’йе, пагалини-прая, гаибо радхара яша (4) 

Здесь Шрила Бхактивинода Тхакур говорит: «Хе Радха! Когда наступит тот счастливый день, и я забуду всякую связь с моим физическим телом? “Я – ее муж”, “я – его жена”, “я – их сын” – когда все эти временные отношения канут в лету, и я буду помнить лишь об одном: “Я не принадлежу этому миру”? Забыв обо всем на свете, я войду в Шри Вриндаван и воочию увижу его сияние. В этом Шри Вриндаване я приму рождение во Вришабхану-пуре (Варшане), месте рождения Шри Вришабхану-нандини.

Затем, так как Шри Вришабхану-нандини вышла замуж в Явате, я тоже выйду замуж там, чтобы всегда служить Ей. Мой муж будет полон гордыни, он будет постоянно подозревать меня во всем. Таким образом, во мне останется только бхава враджа-гопи, а все остальные настроения – ватсалья, сакхья, шанта и дасья – забудутся раз и навсегда. Останется только одно понимание: “Я – гопи и служанка Радхи-Кришны, которую Рупа-манджари одарила милостью”. И это все! Кроме этого ничего другого не нужно будет».

Ниджа-сиддха-деха. Мы будем совершать бхаджан и, когда наступит время, по милости Шри Гурудева осознаем нашу необычную, прекрасную сиддха-деху, юную и полную трансцендентных качеств. Придет реализация сиддха-дехи (совершенного духовного тела) и вечного, совершенного имени.

Сва-васана. Какие одежды будут покрывать наше духовное тело? Одежды Лалитаджи переливаются, словно хвост павлина, другие гопи наряжаются в одежды красного и других цветов. Таким образом, мы будем носить одежды именно того цвета, который присущ нам.

Радха-крипа-бале лобхибо ва кабе. Когда же благодаря могуществу милости Шри Радхики я испытаю все это?

Кришна-према пракарана. Что такое пракарана? Все темы «Бхагаватам» и «Джайва-дхармы» – это пракарана: сколько существует типов бхакти? В какой последовательности развивается бхакти? Что такое килакинчита-бхава? Что такое хава, бхава, хела и т.д.? Все это является пракараной, категориями или выражениями премы. Когда я пойму все эти пракараны?

Ямуна-салила ахаране гия. Когда для служения Шри Радхике я пойду с кувшином на Ямуну, чтобы набрать там воды и увидеть ее чистые воды? На берегах Ямуны я пойму любовные отношения и беседы (югала-расу) Радхи с Кришной, а также Их прему.

Према-мугдха хо’йе пагалини-прая гаибо радхара яша. Когда, повсюду видя спхурти Шри Радхи и Кришны, занятых в любовных играх, я потеряю всякий контроль над собой? Так, обезумев от премы, я буду петь во славу Шримати Радхики и Ее божественной лилы с Кришной. 

Трансцендентный Шри Вриндаван  

Не думайте, будто Шри Вриндаван – это скудная, неопрятная, грязная деревенька, где повсюду бродят свиньи, а в Дели так много прекрасных зданий, дорог и всего остального. Никогда не думайте подобным образом! Настройтесь на другое видение. Все наши ачарьи, придя во Вриндаван, склонялись перед ним в величайшем почтении. Смотрите на Вриндаван через песню Шрилы Бхактивиноды Тхакура.

 [Затем Шрила Гурудев попросил преданных спеть песню Шрилы Бхактивиноды Тхакура «Чинтамани-мой радха-кунда тата», которая описывает Шри Радха-кунду в трансцендентном Вриндаване.]

Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж

2 сентября 2010 года, Дели

 

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями!:

Куратор сайта. Блогер

Оцените автора
Бхакта Бандхав Друг Каждого
Добавить комментарий