санджая увача
эвам уктварджунах санкхйе
ратхопастха упавишат
висриджья са-шарам чапам
шока-самвигна-манасах
(Бхагавад-гита, 1.46)
Санджая сказал: «Промолвив эти слова посреди поля битвы, Арджуна отбросил в сторону лук и стрелы и в глубоком унынии сел в колеснице».
Комментарий:
Санджая сказал Дхритараштре: «Сейчас Арджуна, отбросив лук и стрелы, в глубокой скорби сел в колеснице с опущенной головой».
Когда сильная личность, умеющая владеть собой, например, Ачарья или Гуру, оказывается во власти дурной привязанности, мохи, она лишается всей своей силы.
Арджуна замолчал. Он остался без своей прославленной силы. Когда люди теряют силу? Гуру-пада-падма и ачарьи учат нас, что разум дается Богом. Но когда мы используем разум против Него, наше сознание отворачивается от пути дхармы, и мы все теряем. Сила, ум – все перестает работать. Сейчас Арджуна оказался на грани безумия. Он почти уподобился излишне чувствительным людям и материалистам, потому что погрузился в мысли о них и их благополучии. Внешне он был рядом с Кришной, но не следовал Ему, перейдя на сторону Кауравов.
Враджаваси, враджа-деви могут находиться в своих домах, но мысли их всегда направлены к Кришне, а Кришна постоянно думает о них, и потому они полны сил. Когда Кришна заиграл на флейте, гопи тут же оставили все дела и устремились к Нему. Арджуна же, хотя и стоял рядом с Кришной, в действительности не был с Ним. Он пребывал со своими кровными родственниками, которые подобны преступникам.
Чтобы показать влияние плохого общения, в первой главе «Бхагавад-гиты» описано положение Арджуны накануне битвы. Насколько незавидна ситуация, в которую можно попасть под влиянием демонического общения! Его так называемые родственники жаждали выпить из него всю кровь и не следовали принятому этикету, но тем не менее он был привязан к ним, и эта привязанность теперь приносила жгучие страдания. Для садхака подобные чувства неблагоприятны. Поэтому в «Гите» дано такое важное наставление.
Арджуна совершенно ослаб. Он потерял всю свою силу и, понурив голову, молча сел в колеснице. Он выглядел, словно мертвец.
В «Шримад-Бхагаватам» Шукадева Госвами говорит: если кто-то слышит о славе Кришны либо Его наставления, тогда в сердце такого человека пробуждается преданность, а вся его дурная природа и ненужные привязанности исчезают. Поэтому Арджуна взмолился Кришне о помощи.
Санджая сказал Дхритараштре: «Арджуна промолвил: “Я не буду сражаться” и умолк”».
Санджая назвал Арджуну «гудакеша» [победитель невежества]. Ведь до этого дня Арджуна уже одержал победу над чувствами, но что же произошло теперь? Куда делась его былая сила? Этим Санджая подразумевал следующее: «Если такое произошло с Арджуной, тогда что говорить о вас и обо мне?»
«Ты – Говинда, Тот, кто защищает чувства, делает их сильными. О Кришна, я потерял надежду», – произнес Арджуна.
Кришна является повелителем чувств, Хришикешей, помощником всех. Дурйодхана думал, что всех победил, что майя сделала его победителем. Однако теперь Арджуна принял полное прибежище Кришны и таким образом у Кауравов не осталось ни единого шанса на победу.
Многие пытаются украсть учеников и духовно практикующих личностей от Гуру и Господа, например, Калу Кришнадаса выкрали у Чайтаньи Махапрабху. Тем не менее Махапрабху тогда вернул его обратно. Гуру и Вайшнавы приведут обратно любого, у кого в сердце есть к ним любовь.