ПЕРВЫЙ ЗАПАДНЫЙ ТУР (1996)ШРИЛА ГУРУДЕВНараяна Махарадж Прахлада Чаритра 1996

24 июня 1996 года, Бейкерсфилд, Калифорния 

Притча о человеческой жизни

В «Шримад-Бхагаватам» рассказывается история о Прахладе Махарадже и Хираньякашипу.

Имя Хираньякашипу имеет определенное значение. Все санскритские слова имеют значение. Этим санскрит отличается от других языков. В имени Хираньякашипу хиранья означает золото.

Того, кто думает, что богатство принесет счастье, называют Хираньякашипу или Хираньякша.

Большинство людей в этом мире не видят счастья без денег и все делают только ради них. Но тот, кто обладает более возвышенным сознанием, сконцентрируется на практике бхаджана.

Как мы можем понять душу? Прахлада Махарадж был сыном Хираньякашипу. Когда Прахладе исполнилось пять лет, Хираньякашипу посадил его на колени и поцеловал.  «Сын мой, прошел год, как ты начал ходить в школу. Что ты узнал, обучаясь там? Что тебе понравилось?» – спросил он.

 

шри-прахлада увача

тат садху манйе ‘сура-варья дехинам 

сада самудвигна-дхиям асад-грахат 

хитватма-патам грихам андха-купам 

ванам гато йад дхарим ашрайета 

(Шримад-Бхагаватам, 7.5.5)

 

[Прахлада Махарадж ответил: «О лучший из асуров, о царь демонов! От своих учителей я узнал, что тот, кто получил бренное материальное тело и погряз в недолговечной семейной жизни, пребывает в постоянном беспокойстве, ибо упал в глубокий темный колодец, где нет ничего, кроме страданий. Такому человеку надлежит оставить мирскую жизнь и уйти в лес [ван]. Другими словами, он должен отправиться во Вриндаван, где безраздельно царит сознание Кришны, и обрести прибежище у стоп Верховного Господа Хари».]

 

Нужно понять свою подлинную природу. Осознав свое истинное «я», человек поймет и природу самсары. Он уразумеет, что его единственной обязанностью является совершение бхагавад-бхаджана и осознание своего «я». Так человек поймет: «Я пришел в этот мир лишь для того, чтобы познать свою атму и ее обязанности».

Хитватма-патам грихам андха-купам. Что есть дом? И что есть семья? Они подобны темному колодцу. Один путник бродил по лесу. Внезапно за ним погнался страшный тигр, и этот человек бросился бежать в надежде спасти свою жизнь. «Что мне делать? – судорожно размышлял он. Я не успею взобраться на дерево». Вскоре он оказался у полуразваленного высохшего колодца. Рядом стояло дерево, ветви которого спускались в колодец. Человек отчаянно ухватился за них и стал спускаться вниз, но на середине пути он заметил на дне колодца клубок ядовитых черных змей, которые зловеще шипели. Путник понял, что здесь, в колодце, он встретит свою смерть. От страха у него душа ушла в пятки. Тигр подбежал к колодцу и яростно зарычал. Он пытался достать путника своими лапами, но не мог. Ухватившись за ветви и затаив дыхание, человек изо всех сил пытался спастись.

Вдруг он увидел двух крыс, выпрыгнувших из колодца. Одна была белого цвета, другая черного. Крысы начали грызть ветви, на которых висел человек. Казалось, сегодня ему предначертано встретить свою смерть: он несомненно упадет в колодец, если крысы сгрызут ветви. Если же он попытается выбраться из колодца, то попадет в лапы тигра. А если спустится ко дну, то его ужалят змеи. Смерть обступила путника со всех сторон. Не было никого, кто мог бы его спасти.

Тем временем на одной из ветвей он увидел соты, из которых капал мед. Путник высунул язык в надежде поймать хоть одну каплю. Преуспев в этом, он подумал: «До чего же сладок этот мед!» Упиваясь сладостью меда, он забыл и о тигре, и о змеях. Он забыл, что в любой момент может упасть в колодец… 

С чем «Бхагаватам» сравнивает этот колодец? С бхава-сагарой, океаном материального бытия. Два дерева, стоящие рядом, плоды благочестивой и греховной деятельности. Мы цепляемся за ветви этих деревьев и живем в самсаре. Эти плоды могут быть сладкими или, напротив, горькими. Кто грызет эти ветви? Две крысы: черная ночь, белая день. День и ночь сменяют друг друга, и с каждым днем к нам приближается старость.

«Сколько тебе лет?» спрашивают человека.

«Пятьдесят», отвечает он.

«Пятьдесят уже прошло. Сколько, думаешь, тебе еще осталось?»

«Я собираюсь прожить до ста лет».

«Тогда половина твоей жизни уже пройдена».

Таким образом, белая и черная крысы сокращают нашу жизнь. Каждому суждено умереть в свой час, и неизвестно, когда этот час пробьет. 

Недавно я ехал из Матхуры в Дели. Одна молодая пара также путешествовала со своими родственниками. Произошло столкновение, и их машина разбилась. Никого не осталось в живых, и некому было даже сообщить о случившемся. Столько подобных несчастных случаев происходит в мире! Таким образом, все в этой жизни неопределенно. 

Что олицетворяют капли меда? Новобрачные так счастливы после свадьбы, но через пару дней они разводятся и погружаются в глубокую печаль. Становясь президентом или премьер-министром, человек естественным образом испытывает счастье. Однако расставание с этим постом для него всегда мучительно. Капли меда олицетворяют то счастье, которое приходит от мужа, жены и детей. Это самсара. Разумный человек должен совершать бхагавад-бхаджан, даже пребывая в самсаре.

Наставления Прахлады Махараджа 

Как-то раз Прахлада Махарадж, созвав одноклассников, сказал им: «Необходимо совершать бхагавад-бхаджан с самого раннего детства». Юные мальчики усомнились: «Зачем? Ведь никто не видел Бхагавана. Мы приняли рождение от наших родителей. Видел ли кто-нибудь Бхагавана?»

Прахлада ответил: «Бхагаван дал рождение вашим родителям. Он является нашим праотцом. Он дает нам разум и вознаграждает плодами наших поступков».

Человек принимает рождение в очень состоятельной семье, казалось бы, без видимой на то причины. Кто-то рождается слепым, кто-то хромым. Почему? В действительности все это плоды прошлой кармы. Совершая праведную деятельность в этой жизни, вы получите хорошее тело в следующем рождении. Совершайте благочестивые поступки и осознайте свою атму.

Прахлада сказал своим одноклассникам: «Совершайте бхаджан с самого раннего детства. Никто не знает, что день грядущий нам готовит».

«Сначала мы получим образование, станем врачами или инженерами. Когда состаримся, тогда и займемся бхаджаном», произнесли мальчики.

Прахлада продолжал: «А что, если вы умрете, не дожив до старости? Поэтому совершайте бхаджан с детства. Вы также должны выполнять свои обязанности и совмещать с ними бхагавад-бхаджан».

Несчастье приходит само собой, без какой-либо на то причины. Никто в этом мире не хочет страдать и стареть. Вы не найдете в этом мире ни одного человека, который с полной уверенностью мог бы  сказать: «У меня нет ни болезней, ни печалей». Всегда найдется в жизни место для тревог. Беда приходит без приглашения, точно так же и счастье приходит нежданно-негаданно. Поэтому посвятите бхагавад-бхаджану каждое мгновение своей жизни. 

В наше время люди не доживают и до ста лет. Но даже если и доживают, то пятьдесят лет из них уходит на сон. Из оставшихся пятидесяти двадцать тратится на образование. Когда человеку исполнится восемьдесят, он окажется уже ни на что не способным. Его спина сгорбится. Он переедет в дом престарелых. В Индии он продолжал бы жить со своими детьми и слушать сладкие речи своих домочадцев. Он давал бы им наставления, и к нему относились бы с уважением. 

В старости один из супругов рано или поздно уйдет первым, и другому, оставшемуся в одиночестве, даже некому будет воды подать. Старику останется лишь читать газеты, больше он ни на что уже не способен.

Когда придет старость, человек окажется ни на что не годным. Таким образом, сорок лет будет потрачено: двадцать лет на образование и двадцать лет – немощная старость. У него остается лишь десять лет, и то он проведет их в семейных хлопотах, зарабатывая на жизнь и прикладывая немало усилий, чтобы дать образование своим детям. Прахлада Махарадж продолжал: «Где же брать время для бхаджана? Поэтому надлежит совершать бхагавад-бхаджан с самого детства».

Аштавакра Риши в обществе мудрецов

В давние времени жил риши по имени Аштавакра. Однажды он отправился в путь из Гималаев в царство Махараджа Джанаки. Когда он подошел к воротам дворца, его проводили прямо в царское собрание. У Махараджа Джанаки было правило: какой бы брахман, йог, тапасви, бхакта или вайшнав ни пришел в его царство, их сразу же провожали во дворец. В том царском собрании присутствовали многие брахма-гьяни, такие как Ягьявалка, и другие. Когда Аштавакра Риши вошел в зал собраний, все начали смеяться над ним. Дело в том, что он был изогнут в восьми местах. Его лицо, стопы и другие части тела были изогнуты, и передвигался он с помощью палки. Увидев его, всех охватил смех и Аштавакра Риши в ответ сам громко засмеялся. 

Махарадж Джанака встал. 

Почему вы смеетесь?

А почему все в этом собрании смеются? парировал Аштавакра Риши. 

Они смеются над вашим изогнутым телом. 

А мне смешно, потому что я пришел с Гималаев получить даршан махариши, брахма-гьяни и других ученых личностей. Я слышал, что многие брахма-риши присутствуют в собрании Махараджа Джанаки. Однако я вижу здесь только сапожников. 

Почему это?

Все вы видите только кожу: белую или черную, а это работа сапожников. Здесь нет знания о душе. Атма безупречна, а знание о Бхагаване и Брахмане безукоризненно. Вы не обладаете таким знанием, и потому вы все здесь сапожники. Зачем только мне было приходить сюда? Путь мой был нелегок, и это того не стоило.  

Получив тело человека, мы обретаем возможность понять, что из себя представляет атма, откуда мы происходим и для чего пришли в этот мир. Мы можем осознать также, что не принадлежим этому миру, и способны отправиться в такой мир, где нет боли и страданий туда, где царит бесконечное счастье и любовь. В том мире волны премы набегают одна за другой. Как же он называется? Он находится выше даже Вайкунтхи и называется «Голока Вриндавана». Там вечно пребывает только према. С незапамятных времен там происходят игры Кришны. Тот, кто однажды попадет туда, уже не родится. 

яд гатва на нивартанте

тад дхама парамам мама

(Бхагавад-гита, 15.6)

[Тот, кто достигает ее, никогда не возвращается в этот материальный мир.] 

 

Таким образом, Прахлада Махарадж давал своим юным одноклассникам наставления в науке преданности. С другой стороны, рассказывая «Шримад-Бхагаватам» Парикшиту Махараджу, Шукадева Госвами поведал ему о враджа-лиле

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

Отправить