19 мая 1996 года, Англия
Чтобы послушать аудио (на английском языке), пройдите, пожалуйста, по следующим ссылкам:
http://sbnmcd.org/all_mp3/1996/19960519UK_TAPE10A.mp3
http://sbnmcd.org/all_mp3/1996/19960519UK_TAPE10B.mp3
Шрила Гурудев: Я в почтении склоняюсь к лотосным стопам моего божественного учителя, нитья-лила правишта ом вишнупада Шри Шримад Бхакти Прагьяны Кешавы Госвами Махараджа. Также я падаю ниц к лотосным стопам джагад-гуру, нитья-лила правишта ом вишнупада Шри Шримад Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Тхакура. Я предлагаю поклоны лотосным стопам моего шикша-гуру, Шрилы Бхакиведанты Свами Махараджа. Я очень рад быть со всеми вами, учениками Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа.
Мне никогда и в голову не приходило, что я отправлюсь в западные страны, и все желающие смогут встретиться со мной! Так много преданных приехали повидать меня в Голландии. Здесь я наблюдаю то же самое: все преданные приходят увидеться со мной. И не только это – они приходят послушать мои лекции. Все мы находимся в семье Шри Чайтаньи Махапрабху.
В этом году празднуется 100-летие со дня явления Шрилы Свами Махараджа. Каково значение этого праздника? В действительности день явления или ухода преданного делает нас ближе к нему. В эти дни мы можем думать о том, кем был Свамиджи. Мы можем памятовать его божественные качества, учение, то, как он проповедовал и покорил наши сердца. Мы можем памятовать, как он занял нас в служении Божественной Чете. Мы можем памятовать, кто его Иштадев, кто такие Радха и Кришна, какие отношения у него с Гаурой-Нитьянандой Прабху. Мы можем вспоминать, что он сделал для душ, покрытых иллюзорной энергией, майей. Итак, если мы памятуем в эти дни славу Свамиджи и искренне стараемся следовать его учению, тогда это будет настоящим празднованием 100-летия со дня его явления.
Мы знаем, что Прабхупады здесь нет, но также нам известно, что он вечен. Как-то раз в день ухода Шрилы Прабхупады Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Тхакура наш Гуру Махарадж [Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Госвами Махарадж] рассказывал о его славе. Он так погрузился в воспоминания, что громко заплакал. Голос его прерывался. Наконец он заговорил: «Почему день ухода святого учителя празднуется как фестиваль? Фестиваль подразумевает радостное событие, но день ухода нельзя назвать веселым праздником. Как же этот день становится таковым?»
Затем Гуру Махарадж рассказал историю о Раме и Сите. Когда Рама навсегда оставил Ситу, Она жила в ашраме Валмики, где родились Лава и Куша. В десять-двенадцать лет они были такими разумными и красивыми! Они выучили всю «Рамаяну» Валмики, но не знали, что Рама – их отец, а Сита – Его жена. По указанию своего Гурудева – Валмики, они повсюду пели «Рамаяну». Однажды они пришли в Наймишаранью, где Рама проводил раджасуя-ягью. Кайкея, Каушалья, Сумитра, Хануман и Сугрива, а также Бхарата, Лакшман, Шатругхна и лакхи Его последователей присутствовали там. По окончании ягьи, когда все собрались после обеда, мальчики запели «Рамаяну» Валмики. У каждого, кто слушал ее, сердце разрывалось от боли. Все плакали – даже Рама, Лакшман и Хануман. Особенно проникновенным было описание того, как Рама, Сита и Лакшман отправились в лес на четырнадцать лет.
Домой мальчики вернулись поздно. Сита, ожидая их, сильно беспокоилась. Увидев сыновей, Она усадила их к себе на колени и начала осыпать поцелуями. «Где вы так долго пропадали? Я очень волновалась за вас», – молвила Сита.
«Матушка, мы были на собрании царя Рамы! Там мы пели “Рамаяну”, и все плакали. Рама, Его матери и братья – все плакали. Мы не знаем, что с ними случилось. Потом мы увидели диво дивное – золотую статую женщины, которая вылитая ты! Разница между нею и тобой была только в том, что ты разговариваешь, а она нет. Мы всё удивлялись, кто же она?»
Услышав это, Сита заплакала. Слезы непрерывно катились по Ее щекам. Мальчики изумились: «Почему мама так плачет?» Своими чадарами они начали вытирать Ее слезы. Сита не могла признаться сыновьям: «Рама – это Мой муж, который оставил Меня». Она так горько плакала! Утешить Ее пришел Валмики. «Не плачь, – сказал он, – очень скоро наступят хорошие времена».
Рама велел Валмики: «Я знаю, что Сита живет в твоем ашраме. Приведи Ее, Я хочу с Ней увидеться».
На следующий день Ситу позвали. Она шла на эту встречу позади Валмики, держа сыновей за руки. Лицо Ее скрывала вуаль. Когда Сита приблизилась к Раме, Он сказал Ей:
– Я знаю, что Ты чиста. Но Ты столько времени провела на Ланке в саду Раваны… Я хочу, чтобы Ты еще раз доказала Свою чистоту и целомудрие.
– Ты хочешь, чтобы Я снова доказала Свою непорочность? Разве у Тебя нет веры в слова Своего отца? У тебя нет веры в бога огня, бога ветра? У тебя ни в кого нет веры? Ты просишь Меня еще раз доказать? Хорошо, Я сделаю это.
«О мать Притхиви-деви! О Бху-деви! – воскликнула Сита. – Приди сейчас же и забери Меня с собой. Я не желаю больше находиться в этом мире».
Сию же секунду земля разверзлась, и из ее недр возникла Бху-деви, восседающая на золотой колеснице. Она усадила Ситу к себе на колени, и обе исчезли в сомкнувшейся тверди земли. Все видевшие это были поражены. Плача, они стали взывать: «Сите! Сите!» Подняв руки к небу, Рама заплакал. «Сите! Сите! Я не могу жить без Тебя!» – отчаянно кричал Он.
Затем он приказал Притхиви-деви: «Верни Мою жену! Пусть Ты Мне и теща, но Моя меткая стрела способна наказать тебя так, что от тебя ничего не останется. Сейчас же верни Мою супругу!»
Все плакали: и Рама, и Сита, и Лава с Кушей. Такой душераздирающей была эта сцена! Но сколько бы спектакль по «Рамаяне» ни показывали, на него неизменно собирается много зрителей. Мы тоже плачем, но хотим смотреть его снова и снова.
Подобным образом в день ухода или явления Гурудева всё приходит в сердце… Нам нужно стараться помнить его наставления и следовать им, памятовать его характер, учение и все, что с ним связано. Это как утсава, фестиваль. Хотя уход Ситы так трагичен, мы хотим смотреть спектакль об этом. Эту историю ставят на всех сценах Индии, и на спектакль приходят сотни тысяч зрителей. Если эта история настолько печальна, почему же так много желающих послушать ее?
Итак, в этом году мы собираемся праздновать день явления и ухода Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа. Это позволит нам стать намного ближе к нему! Если мы будем помнить о нем и прославлять его, тогда фестиваль удастся. Мы будем прославлять его учение и качества. Он так близок и дорог Кришне и Махапрабху! Он является Их спутником. За такое короткое время, словно по волшебству, он изменил весь мир. Помните о нем. Мы должны стремиться быть такими же. Он был так щедр и мудр… Он был чрезвычайно добр ко всем живым существам. Его доброте нет предела.
Свамиджи никогда не думал: «Это нужно дать только избранным». Его миссия распространялась на всех, как и миссия Чайтаньи Махапрабху. Чайтанья Махапрабху принял Харидаса Тхакура, Джагая, Мадхая и всех остальных. Свамиджи сотворил еще бОльшее чудо: он изменил тех, кто ел говядину, рыбу, яйца и пил вино. Все эти люди думали только о еде, алкоголе и развлечениях, а он изменил каждого. Поэтому мы должны всегда помнить о нем. В противном случае вы не сможете отпраздновать 100-летие со дня его явления. Если вы памятуете Свамиджи, тогда все получится. Я помню его особенности и хочу везде прославить его. Каждый его жест – как он улыбался, как любил детей – я хочу обо всем рассказать. С детьми он сам был как ребенок. Среди образованных мужей он был самым ученым. Любой мог прийти к нему и склониться к его лотосным стопам. Он был как наш Гурудев и Шрила Прабхупада. Он в той же линии. Некоторые преданные не могут прославить его, поскольку не знают его настоящее положение. Они хотят прославлять его по-своему.
В какой-то деревне одна пожилая женщина находилась в бедственном положении. Когда туда приехал губернатор, он помог этой женщине. Она была так благодарна, что благословила его: «Вы непременно станете младшим офицером полиции!» По ее мнению, эта должность была самой высшей в правительстве. Она думала, что по своему положению младший офицер выше, чем царь, и он может всеми управлять. Поэтому она и сказала губернатору: «Вы обязательно станете младшим офицером». Но на самом деле занимаемая им должность была гораздо выше.
Подобным образом, кто-то говорит: «Наш Гурудев в своей сварупе находится в сакхья-расе». Они думают, что так прославляют его. Но мне кажется, что это не такое уж и прославление. Если бы он был в сакхья-расе… Его Гурудев дал ему гопала-мантру. Он также дал вам всем гопала-мантру. Что это за мантра? Гопи-джана-валлабхая сваха. Каково значение гопи-джана-валлабха? Оно еще возвышеннее, чем Гопинатха.
[Пауза на звуке]
Это противоречит.
Гопи-джана-валлабха – где здесь сакхья-раса? Он [Свамиджи] принял отреченный образ жизни. Какую мантру повторяют те, кто принимает отречение? Я могу объяснить ее суть, но не скажу саму мантру. (Смех) Смысл ее таков: «Ты берешь настроение… Я даю настроение». Гуру говорит: «Я даю настроение гопи, и ты можешь служить в этом настроении гопи». Каких гопи? Имеется в виду не Яшода-гопи. Кришна не является валлабхой [возлюбленным] Яшоды. Он ее сын. Каковы отношения [ученика, который получает эту мантру] с Кришной? Как с гопи-джана-валлабхой.
Итак, Свамиджи нельзя ограничивать одной сакхья-расой. В мадхура-расу включены шанта, дасья, сакхья и ватсалья – все расы. Он мог писать некоторые стихи в настроении друга.
Когда он отправился на корабле в Америку, он мог написать так. Но это не является доказательством того, что он находится в сакхья-расе! Иногда Шримати Радхика и гопи ведут себя, как в сакхья-расе, иногда они в ватсалья-расе, а иногда могут быть в дасья-расе. Порой у них бывает очень гневливое настроение! Они говорят Кришне: «Уходи прочь. Уходи! Уходи!»
Мы должны знать обо всем этом.
Таким образом, Свамиджи не был ограничен только сакхья-расой. Я сказал это, но они подумали: «О, он не прославляет его!» На самом деле они не сведущи в сиддханте, поэтому и говорят подобным образом.
Как-то раз один преданный пришел ко мне и сказал: «Свамиджи написал, что Кришна был приемным сыном Яшоды». Он написал это где-то.
– Что плохого в этом? – спросил я.
– А вы говорите, что Кришна – сын Яшоды.
– Ничего страшного. Почему? Послушай.
Я сказал ему, что Свамиджи где-то написал, что Кришна приемный сын мамы Яшоды. Шукадева Госвами сказал это только для того, чтобы доставить удовольствие Парикшиту Махараджу, поскольку тот являлся родственником Дваракадиша Кришны, а не Враджеша-Кришны. Парикшит Махарадж – сын Абхиманью, а Абхиманью – сын Арджуны, который был женат на сестре Кришны, Субхадре. Таким образом Парикшит Махарадж состоял в родственных связях с Дваракадишем Кришной. Сначала Шукадева Госвами сказал так, чтобы порадовать Парикшита Махараджа.
Шукадева Госвами посчитал, что так у Парикшита Махараджа появится больше веры и тогда он сможет рассказать, как было на самом деле.
Описывая явление Кришны в темнице Камсы, он использовал слово авирбхутах, которое означает «явиться», но не родиться (из лона матери). В тот момент Кришна предстал перед Деваки и Васудевой шестнадцатилетним юношей. Его длинные кудрявые волосы ниспадали на плечи, и весь Он был украшен самоцветами, ожерельями и браслетами. У Него было четыре руки, не две, что является признаком Нараяны-Васудевы. Он не родился из лона Деваки, а предстал перед ней. Деваки и Васудева начали возносить Ему молитвы. В это же время в Гокуле Кришна родился из лона Яшоды. Где об этом написано? Свамиджи говорил о Васудеве-Кришне, который явился в темнице Камсы. Он сказал: «Это сын Деваки и Васудевы». Но, объясняя пятую главу Десятой Песни, он раскрывает смысл шлоки:
нандас тв атмаджа утпанне
джатахладо маха-манах
(Шримад-Бхагаватам, 10.5.1)
Свамиджи объяснил, в чем заключается смысл этой шлоки, вы можете найти и прочитать. Нандас тв атмаджа утпанне. Атмаджа утпанне указывает, что Нанда Баба был отцом Кришны: от него Кришна вошел в лоно Яшоды. Это выглядит, как в обычной жизни, но это не так. Такова особенность нара-лилы (игр, подобных человеческим). Кришна совершает их на Голоке Вриндаване, а не на Вайкунтхе или в Двараке. Он пришел с Голоки Вриндаваны. Таким образом, Кришна родился из лона Яшоды.
Нандас тв атмаджа утпанне. Атмаджа означает, что от Нанды Бабы Он вошел в лоно Яшоды. Он родился из ее лона, поскольку в следующей строчке говорится, что Нанда Баба провел джата-карму. Что это такое? Вы можете посмотреть объяснение Свамиджи. Когда на свет появляется ребенок, ему перерезают пуповину, связывающую его с матерью. В Индии эта церемония называется джата-карма. На ней присутствует много священнослужителей и брахманов, которые проводят все необходимые ритуалы. Это и есть джата-карма. В Матхуре не было джата-кармы и нет никаких признаков, что у Деваки родился мальчик. Да и родов как таковых не было. Однако в Гокуле все происходило, как у обычных людей. Свершилась церемония перерезания пуповины, брахманам раздали много коров, золота и прочих богатств. К вечеру все кладовые Нанды Махараджа опустели. Наш Гуру Брахмаджи произнес:
наумидья те ’бхра-вапуше таид-амбарая
гуджватамса-парипиччха-ласан-мукхая
ванья-срадже кавала-ветра-вишана-вену-
лакшма-шрийе мриду-паде пашупангаджая
(Ш.-Б., 10.14.1)
[Мой дорогой Господь, Ты Верховная Личность, единственный, кто достоин поклонения. Позволь же мне умилостивить Тебя, склонившись перед Тобой в почтении и вознеся молитвы. О сын царя пастухов, Твое трансцендентное тело цветом подобно темной грозовой туче, а одежды сверкают, словно вспышки молнии. Твое прекрасное лицо становится еще привлекательнее от того, что в ушах Твоих покачиваются сережки из гунджи, а голову венчает павлинье перо. С гирляндой из лесных цветов и листьев, пастушеским посохом, буйволиным рожком и флейтой Ты стоишь передо мной, пленяя красотой, и держишь в руке лакомство.]
Кришна – пашупангаджая, то есть Он родился у Нанды и Яшоды. Это утверждалось столько раз. В конце он [Шукадева Госвами] заключил, что Кришна не был сыном Деваки. Это джанма-вадау, то есть здесь могут быть какие-то сомнения. В том, как Шукадева Госвами раскрыл эту тему, нет противоречий. Для матхураваси Он сказал, что Кришна – это сын Деваки, но позже он пояснил. Мы должны правильно понимать это. Он [Свамиджи] не может сказать ничего, что расходилось бы со словами шастр и учением нашей преемственности.
Таким образом, он все сделал правильно. Нам следует сопоставить все и понять это. Я помню столько наших встреч в Матхуре и Вриндаване! Также я был с ним в Дели и позже, когда он вернулся в Индию. Мне необычайно повезло выполнять для него самое разное служение. Поэтому, я думаю, мы можем рассмотреть разные аспекты его славы. Он был спутником Кришны. У него было столько любви к высшей цели. Вы понимаете?
Несомненно он последователь Шримати Радхики. Так как Свамиджи был последователем Рупы Госвами, в его сердце отпечаталось настроение Рупы Госвами. Это лучшее прославление в его адрес, поскольку Шрила Прабхупада Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорил: «Мы желаем стать пылинкой на стопах Рупы-манджари».
Я знаю, что Свамиджи много раз велел петь киртан «Шри Рупа-манджари-пада».
шри-рупа-манджари-пада, сеи мора сампада,
сеи мора бхаджана-пуджана
сеи мора прана-дхана сеи мора абхарана
сеи мора дживанер дживана
(Шри Рупа-манджари пада, Шрила Нароттама Тхакур)
[Лотосные стопы Шри Рупы-манджари – мое истинное богатство. Им и только им я посвящаю свое поклонение. Они – высшая цель моего бхаджана. Ее лотосные стопы – моя высшая драгоценность и украшение. Они – сама моя жизнь.]
Если Рупа-манджари не являлась самой жизнью Свамиджи, зачем бы он тогда велел петь этот киртан? Я очень близко знаю его и считаю, что имел огромную удачу близко общаться с ним. Таким образом мы должны постараться отпраздновать 100-летие со дня его явления, прославляя его больше и больше.
Помню, однажды в Матхуре произошел такой случай. Лидеры ИСККОНа праздновали день его явления, а меня не пригласили. Если бы я был там… Мне не нужно приглашение. Но я пришел спустя два дня. Они позвали трипунда дхари, майявади… У трипунда дхари на лбу были нарисованы три линии, он имел при себе большие четки из рудракши, на которых повторял: «Со хам, со хам, со хам». И этот человек возглавлял собрание. Свамиджи все силы отдавал тому, чтобы разбить концепции таких майявади. В каждой книге он опровергал их концепции! И не только он. Джива Госвами, Махапрабху и Шрила Прабхупада Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорили: «До тех пор, пока в этом мире существует майявада, она будет препятствовать развитию бхакти». А этот человек не просто пришел – он возглавил собрание. Как они допустили это? И он еще высказывался против бхакти.
На встрече я заметил очень известную кинозвезду, она жевала орехи бетеля. Разве знает она хоть что-то о Шриле Прабхупаде, Бхактиведанте Свами, и бхакти? Она исполнила песню на мирскую тему. Тысячи людей пришли посмотреть на нее, им нравилось любоваться ее красотой. Не знаю, что она рассказывала. Туда пригласили карми, гьяни и всех остальных. Они не поклоняются кому-то одному и не знают Кришну, и все же их позвали и они произносили речи. А ведь это происходило рядом с нашим матхом!
Я сказал Гопала-Кришне и остальным: «Думаю, это совсем не празднование дня явления Свамиджи. Как вы могли такое допустить?»
Мы не должны так делать. Сколько боли я испытал… Если бы я знал, что рядом с нашим матхом в Матхуре происходило празднование, мне было бы неважно, пригласили они меня или нет. Я непременно пришел бы и прославил его! Но нехорошо праздновать так, как они. Я с юношества служил Свамиджи и знаю его более пятидесяти лет. Наверное, они забыли, что я служил Свамиджи всем сердцем. Я столько помогал ему в подготовке к поездке на Запад… А они позвали этих еретиков, выступающих против Прабхупады! Такие личности могут прийти, отпраздновать, посмеяться и повеселиться.
Они [лидеры ИСККОНа] думали: «Мы не приглашаем его (Шрилу Нараяну Махараджа). Возможно мы оскорбляем его».
Мы должны молиться о том, чтобы суметь прославить Свамиджи, его деяния, любовь ко всем и его Иштадева: Гаура-Нитьянанду Прабху и Радху-Кришну. Мы должны рассказать о том, как он раздавал всем это настроение любви. Они должны подумать об этом и впредь поступать правильно. Тогда фестиваль можно назвать празднованием 100-летия со дня его явления.
Я приношу поклоны Свамиджи и преданным, которые всей душой следуют ему. Пусть он будет милостив к нам и даст свои истинные благословения – настроение служения ему. Тогда мы освободимся от влияния анартх и оскорблений и сможем действительно служить ему. Такова наша молитва. Они должны мыслить шире, молиться, чтобы те, кто покинул линию Прабхупады и бхакти, вернулись. Они должны принять их снова с распростертыми объятиями. Они должны проливать на всех милость Прабхупады. А тем, кто не находится в этой линии, нужно дать шанс прийти и служить в ней Прабхупаде. Тогда празднование годовщины действительно состоится! Иначе праздник превратится непонятно во что, противореча принципам, установленным Свамиджи. Я молюсь ему, чтобы он щедро пролил на нас милость, и мы смогли провести этот фестиваль по-настоящему. И мы все должны принять участие.
Гаура Премананде! Хари Харибол!
[Шрила Гурудев запевает с преданными маха-мантру.]