1Уважаемые читатели!

В попытке доставить радость нитья-лила-правишта ом вишнупада аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанте Нараяне Госвами Махараджу, команда Bhaktabandhav.com представляет вашему вниманию ранние лекции нашего возлюбленного учителя, Шрилы Гурудева,  которые он давал на хинди в конце 1980-х?начале 1990-х в Шри Кешаваджи Гаудия Матхе (Матхура). Сейчас они впервые переведены на английский и русский языки. Мы смиренно молим о том, чтобы Шрила Гурудев и преданные были довольны плодами наших любовных усилий.

Нараяна махарадж Мадхурья КадамбиниПопытки порадовать одновременно и Господа Нараяну, и Господа Кришну не приведут к успеху. Преданность Кришне очень редка. Поэтому нам следует слушать надлежащим образом и прогрессировать. Оставьте желание наслаждаться объектами этого мира и даже желания, направленные на достижение чего-то во всей вселенной. Духовный путь извилист. Если кто-то хочет быть в настроении ватсальи, как мама Яшода, а также играть с Кришной как сакха – это невозможно. У дживы одна сварупа. Благодаря практике бхаджана постепенно все нежелательное уходит, покров майи снимается, и в сердце автоматически пробуждается настроение, присущее нашей сварупе. Поймите, что пока мы еще не достигли этой стадии, наш бхаджан не чист.

Существует четыре типа анартх.

Что такое анартхи? Артха означает ишта – то, что я хочу, а анартха – то, что нежелательно, бесполезно для нас. Артха – это не просто деньги или богатство; это любой объект, который мы желаем. Итак, какова же наша артха?  Бхакти, любовь к Кришне. Поэтому все, что противоположно этому желанию или отлично от него, называется анартха. Это препятствие.

Существует  четыре типа препятствий:

1. Душкрити-уттха

Душкрити означает плохие поступки, которые мы совершили. Чаще всего их называют грехами. Результат подобных действий приходит к нам как помеха в бхаджане.

Например, в прошлой жизни мы проявили жестокость по отношению к  кому-то, убили его или сильно оскорбили. Это оскорбление вернется к нам. В этом нет сомнений.

Однажды жил царь, который хотел попасть в рай. Для этого он пожертвовал миллионы овец и коз. Умирая, он уже собрался отправиться туда. Но в этот момент все убитые им живые существа выстроились в очередь с топорами. Нарада сказал ему: «Вот теперь ты можешь наслаждаться плодами совершенных тобой убийств». Когда царь увидел очередь, в которой стояли миллионы коз и овец, готовых убить его, он затрясся от страха и пал к стопам Нарады. Так, силой йоги Нарада показал ему результат его жестокости.

Поэтому никогда нельзя совершать насилие и другие греховные действия.

Когда плод этих греховных поступков проявится во время бхаджана, человек запротестует: «Я не сделал ничего плохого. Почему я страдаю?» Страдания не приходят случайно. Вы сами пригласили их. То, что вы совершили в прошлом, непременно вернется.

Если такие препятствия выводят кого-то из равновесия настолько, что он выбрасывает Тхакурджи в Ямуну со словами: «Уходи. Мой сын умер. Я столько раз звал Тебя на помощь, но Ты так и не помог. Все это выдумки», ? тогда его бхаджану приходит конец.

Я привел только один пример. Могут быть миллионы подобных поступков. Суть в том, что мы не должны больше заниматься никакой греховной деятельностью.

Есть яйца, мясо и тому подобное – это греховные поступки. Некоторые люди способны съесть большие, большие куски мяса, даже не задумываясь. По дороге в аэропорт можно увидеть много таких «изысков». Каких например? Сырую курицу, разрубленную ножом на куски и сбрызнутую лимоном. Люди не понимают, что это грех. Считая яйца чем-то вроде белой картошки, они говорят: «Разве грешно есть яйца?» Но в результате человеку придется так тяжело страдать! Его практически сотрут в порошок.

Однако люди этого не понимают.

«Все это пустые разговоры», ? скажут они. «Просто ешь, пей, и наслаждайся, а там будь, что будет».

Они не способны понять эту простую истину. Так много коров погибает на бойнях, так много телят и новорожденных животных убиты! О, почему вы не можете контролировать себя?! Смотрите на вещи трезво. Вы не способны сотворить этих малышей.

Это все греховно.

Когда приходит результат подобных действий, нужно терпеть. Чем бы вы ни занимались в жизни – совершайте бхаджан! Тогда вы будете спасены.

2. Сукрити-уттха

Результат совершенных нами хороших поступков тоже придет. Счастье, также как и несчастье, приходят сами собой. Поэтому святые об этом не беспокоятся. Мы не святые, но все же мы не беспокоимся о том, откуда придет завтра пища, одежда и что будет дальше. Как несчастья приходят без приглашения, так придет и счастье. Поэтому преданные совершают бхаджан, не беспокоясь ни о чем.

Случится то, что должно случиться.

Каждый человек совершает какой-нибудь хороший поступок. В нашей ведической системе, когда приходит нищий, ему жертвуют, если приходит гость, женщины хорошо ему служат. А если гость скажет, что знает, как читать по руке? (Смех)

Многие приходят ко мне и говорят: «Махарадж, вы умеете читать по руке?» Сначала они дают мне пожертвование, а потом спрашивают об этом. Тогда я отвечаю, что не знаю.

Я говорю им: «Просто повторяйте харинаму, и если есть какая-то неудача в вашей жизни, все наладится. Но я не знаю, что вы совершали, и что с вами случится».

Даже если и знаю, я не буду говорить.

Всегда можно понять, какие поступки человек совершил. Если он отравлен, очевидно, что его укусила змея или скорпион. Если у кого-то насморк, значит он простудился. Так же и святые могут видеть прошлую карму других и ее плоды. Но они не хотят иметь лишние беспокойства.

Результат хорошей кармы тоже придет.

Например, у вас нет никакого бизнеса, однако вы получаете большое богатство. Вы ничего не делаете, но оно приходит! Вы родились в  семье Таты или Бирлы, и у вас куча денег, хотя вы ничего не делаете. Как-то одни богатые люди пригласили меня в свой дом в Мумбае. Сын старшего брата сходил с ума по какой-то австралийке, но когда та отвергла его, заявив, что не выйдет за индийца, он покончил с собой. Вся семья была в большом горе. Они были так богаты, но все равно у них случилось несчастье.

Так же и счастье придет в свое время.

Если кто-то очень счастлив в материальном отношении, будет ли он способен совершать бхаджан? Наши садху не были глупцами, оставляя большие царства ради бхаджана. Купаясь в чрезмерной роскоши, славе или в чем-то еще, человек утонет, если только не обладает силой занять все это в служении Кришне.

Таким образом, богатство, которое человек получает в результате благочестивых поступков, тоже создаст препятствия для бхаджана. Поэтому наши святые и даже семейные люди собирали ровно столько, сколько необходимо.

Например, обезьяна подкрадывается к сотам с медом, а пасечник, желая ударить ее, попадает по сотам и давит много пчел. Эта карма несомненно принесет плод в свое время. Не следует стремится получить богатство подобным образом. Иначе придет результат.

Итак, когда результат хороших поступков приходит, как мы должны принимать его? Как Амбариша Махарадж. Как нам следует использовать это? Нужно заботиться о своей семье, но не только – мы должны использовать все в служении Кришне. Все, что мы делаем, нужно связывать с Кришной.

Нет ничего, что нельзя было бы использовать для Бога, будь то богатство или что-то еще.

Весь вопрос в том, как это использовать. Например, с помощью ножа можно порезать и почистить яблоко или овощи. Его можно использовать по-разному. Но если вы им перережете горло другу, что тогда? Вам придется умереть из-за этого. Таким образом, все следует использовать правильно. Мирские люди знают, как зарабатывать деньги, но не знают, как ими правильно распорядиться. Наш Гуруджи говорил: «Заработать деньги легко, но следует использовать их так, чтобы не попасть в ловушку».

Если деньги утеряны или украдены, человек и на пороге смерти будет думать о них. Или, например, бездетный мужчина, который зарабатывает миллионы рупий, находясь при смерти, будет беспокоиться: «Что мне делать с этими деньгами?» Даже если у кого-то есть ребенок, он может быть негодяем. В Матхуре живет одна такая семья. У них всего один сын, но он большой негодяй. Они пытаются послать его на работу, но он никуда не желает идти. Все время он проводит дома, и творит только одни безобразия. Родственники сетуют: «И зачем он такой уродился? Было бы лучше, если бы он умер при рождении». Иногда сын приходит с пистолетом и заявляет: «Если не дадите мне машину, я убью вас».

«Вот тебе машина, бери», – отвечают они. Они выполняют все его желания.

Итак, даже если у человека есть богатство, он должен использовать его так, чтобы оно приносило как духовную, так и материальную пользу.

3. Апарадха-уттха

Два предыдущих типа препятствий подобны грехам. От них можно избавиться. Но апарадха-уттха очень опасна. Она просто уничтожит человека. Поэтому не совершайте апарадхи (оскорбления). Апарадха особенно опасна для тех, кто, оставив дом, принял одежды санньяси или брахмачари.

Существует несколько видов апарадх. Один из них – сева-апарадха, оскорбления в служении. Она широко распространена в домах семейных людей. У кого-то дома есть Тхакурджи. Что это? Статуя или Тхакурджи?

Преданный: Тхакурджи.

Шрила Гурудев: Не статуя?

Преданный: Нет.

Шрила Гурудев: Преданный должен понимать разницу между статуей и шри виграхой. Не следует считать шри виграху Тхакурджи чем-то обычным, тем, что хранят ради развлечения, как, например, изваяние матери или отца, Субхаша Чандры Боза или Джавахарлалу Неру. Сегодня я где-то видел статую Раджендры Прасада. Есть статуи Гандиджи в дхоти, идущего с тростью. Все это изваяния. Некоторые люди устанавливают в доме собственные бюсты до груди или талии.

В нашей вайшнава-дхарме нет ничего подобного. Виграха должна быть в полный рост. Либо сидя, либо стоя.

Теперь давайте поговорим о шри виграхе. Шри виграха означает Бог. Шалаграма-шила, вот этот черненький предмет, – это не просто камень. Если ты  ударишь его ногой, несомненно отправишься в ад. Она выглядит, как камень, но это шалаграма. О ее признаках говорится в писаниях. Кто-то устанавливает Шалаграма-шилу, Радху, Кришну, Гурудева в храме, а сам входит туда в обуви, дымя сигаретой. Что это такое? Это сева-апарадха или нет?

Если придет уважаемый человек, высокопоставленный чиновник или ваш отец, будете ли вы курить при нем?

Преданный: Нет.

Шрила Гурудев: Если вы это делаете перед Тхакурджи, тогда понятно, что вы считаете Господа статуей. Тогда лучше не держать Их. А если вы Их держите, тогда служите Им с почтением. Поклоняйтесь Им. Нужно быть очень внимательными, чтобы избегать сева-апарадх.

Предположим, есть Тхакурджи. Кто-то поступает некрасиво по отношению к другому, и тот дает ему пощечину перед Божествами. Не следует ругаться или выказывать чрезмерную привязанность к кому-то перед Тхакурджи. Почему? Только Господь может ругать или наказывать. Господь не ругает, а ты будешь? Это говорит о том, что ты считаешь Господа всего лишь статуей, которая не может покарать. Что это такое? Сева-апарадха.

Существует 32 вида сева-апарадх. Садхака, желающий прогрессировать, должен от них воздерживаться. Следует их хорошо запомнить. Перед Тхакурджи нельзя вытягивать ноги, грубо разговаривать и сокрушаться, – все это сева-апарадха. Женщина сокрушается: «Ах, я ухожу!» Бог для нас все устраивает, и все же мы сокрушаемся.

Предположим, сидит Гуруджи или вайшнавы. Человек входит, и ты при них начинаешь его ругать: «Ты глупец! Ты что, совсем ничего не знаешь?» Что это?

Преданный: Сева-апарадха.

Шрила Гурудев: Гуруджи здесь, а кто-то ругает других или дает им наставления, действуя как учитель. А ведь твой учитель уже сидит здесь!

Ты считаешь, что Господин вселенной – это всего лишь статуя, вот и поступаешь так. Тогда ты не годишься для служения. В наше время в храм приходят люди подобного рода. Что они будут делать? Они будут поступать так и умирать.

Вначале достигните уровня понимания, кто такой Тхакурджи. Недавно я рассказывал случай о том, как Кришна стал свидетелем.

Преданный: Да.

Шрила Гурудев: Кришна прошел тысячи километров, только чтобы засвидетельствовать тот факт. Но кто-то подумает: «О, все это просто сантименты!» Неправда. Преданный так не думает. Поэтому, если кто-то хочет практиковать бхакти, он должен совершать соответствующую садхану, иначе просто застрянет посередине.

Итак, это были сева-апарадхи. Остерегайтесь их!

Затем есть еще один вид апарадх нама-апарадха. Воспевайте, но не совершайте апарадх по отношению к наме. Что такое нама-апарадхи? Их десять видов. Если я начну объяснять их подробно, на это уйдет все оставшееся время. Ладно, просто поймите то, что я скажу.

Не критикуйте Вайшнавов, не выказывайте неуважения к Гуруджи. Не считайте, что поклонение полубогам, таким как Дурга, равнозначно воспеванию намы. Не ленитесь в повторении святых имен.

В писаниях очень много говорится о славе намы. Повторив святое имя лишь один раз, человек пересекает материальный мир и обретает все виды совершенств. Не думайте: «Все это бесполезно. Об этом говорят, только чтобы повысить интерес к воспеванию».

Например, кто-то может сказать, что эта лошадь прямо летает в небе. Разве лошадь летает? Можно сказать: «О, он смел, как Хануман!» Но разве он действительно такой же смелый? Или: «Он как лев!» (смех) Он что, на самом деле подобен льву? Однако слава намы, данная в писаниях, – не преувеличение.

Кажется, становится поздно?

Преданные: Нет.

Шрила Гурудев: Тот, кто хочет бхакти, должен знать все это. Иначе он не сможет прогрессировать в бхаджане. Не должно быть так, что человек несколько дней повторяет святые имена, а потом несколько дней не повторяет. Я говорю обо этом, чтобы мы могли достичь нашей цели, любви к Богу.

Садху уже преуспели в бхаджане и знают обо всех препятствиях. Они говорят об этом ради нашей пользы. Нужно стараться убрать эти препятствия со своего пути.

Еще одна нама-апарадха – чувство «я» и «мое» по отношению к телу. Это тело не вечно. В этом нет сомнений. Никакая сила в мире не сможет предотвратить его разрушение. Однако духовное тело, которое обретет человек благодаря бхаджану, будет нетленным. Например, тело Ханумана, Нарады, Дхрувы и Прахлады именно такое. Духовное тело не меняется. Они могут куда угодно отправиться в этом теле, перемещаясь в пространстве очень быстро. Их тело не меняется и не изнашивается.

Суть в том, чтобы держаться подальше от нама-апарадх. Обладайте полной верой в славу намы, воспетую в писаниях.

Шри Кешаваджи Гаудия Матх, конец 1980-х
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

Отправить