Картика 1996 года

Шрила Гурудев: Он [квалифицированный преданный] не хочет славы и почета. Обычные люди безумно стремятся к славе, но он не очарован ею:

кшантир авьяртха-калатвам вирактир мана-шуньята

ашабандхах самуткантха нама-гане сада-ручих

асактис тад-гунакхьяне притис-тад-васати-стхале

итй адайо ‘нубхавах сьюр джата-бхаванкуре джане

(Бхакти-расамрита-синдху, 1.3.25–26)

[Терпение, нежелание понапрасну терять время, непривязанность к мирским удовольствиям, отсутствие гордыни, убежденность в том, что Кришна дарует Свою милость, страстное желание достичь конечную цель, постоянный вкус к повторению святого имени, страстное желание слушать о качествах Господа, любовь к местам, связанным с играми Господа – таковы девять ростков божественной любви, или признаков появления бхавы.]

 

Бхаву можно узнать по некоторым признакам. У садхана-бхакти и кришна-премы есть свои отличительные черты. Мы узнаем разные уровни по тем или иным признакам. Что они из себя представляют? Чтобы увидеть их, вам следует обратиться к «Бхакти-расамрита-синдху» Рупы Госвами или слушать от присутствующего в этом мире истинного Вайшнава. Тогда вы поймете все это.

Он постоянно думает: «В этой или в какой-то другой жизни я несомненно обрету према-бхакти и буду служить Кришне. Я увижу Кришну». Это ашабандха. Что значит ашабандха?

Преданнный: Надежда.

Шрила Гурудев: Очень сильная надежда в то, что я непременно получу даршан Кришны, буду служить Ему, и никто не сможет мне помешать. Такому преданному чужды спокойствие и безмятежность – он будет проявлять великое рвение и молиться: «Когда же я получу даршан Кришны? Как мне встретиться с Ним?»

У него будет настолько сильное стремление повторять святое имя, что он может повторять харинаму двадцать четыре часа в сутки без перерыва, не чувствуя сонливости, лени и слабости. Более того, он даже не будет спать!

Осознавшая себя душа будет испытывать асакти (привязанность) к шравану и киртану. Такой человек будет погружен в повторение святого имени, у него будет глубокий вкус к хари-катхе, постоянному прославлению Кришны и Махапрабху и Его спутников, таких как Шукадева Госвами и Рупа Госвами.

Он не будет лениться слушать хари-катху. Прабхупада Шрила Бхактисиддханта Сарасвати всегда давал хари-катху. Его ученики могли просить уйти слушателей [заботясь о благе своего духовного учителя – прим. ред.], но он все равно продолжал говорить. Иногда он гневался [если кто-то хотел его остановить]. Он даже соломинке рассказывал хари-катху, Кришна-катху, Махапрабху-катху! Однажды я видел Вайшнава, который был серьезно болен, у него была очень высокая температура, но все же он молился:

 

гопинатх, мама ниведано шуно, вишайи дурджана,

сада кама-рата, кичху нахи мора гуна

[О Гопинатха, прошу Тебя, выслушай мою мольбу. Я порочный обыватель, одержимый мирскими желаниями, у меня нет никаких добродетелей.]

Его звали Нароттамананда Прабху (позже он стал Шрилой Мадхусуданой Махараджем). Он даже не печалился, когда серьезно болел, и повторял много став и стути.

Преданный хочет всегда жить в дхаме, где проходят игры Господа: во Вриндаване, Навадвипе и Шри Пури-дхаме. Во Вриндаване преданный хочет жить во многих местах, таких как Радха-кунда, иногда Шьяма-кунда, Говардхан, Манаси-Ганга, Кусума-саровара, Сева-кунджа, Дхира-самира, Вамши-ват, Гопешвара Махадев, Мана-саровара и Бхандирван. Преданный хочет жить, как Рупа Госвами жил в Нандагаоне, на Варшане и в других местах.

Есть девять видов анубхавы, признаков. Если кто-то говорит, что у него есть бхава, но не проявляет ее признаки, мы не можем признать, что эта личность обладает бхавой. Но нам необходимо стремиться стать такими. Это возможно только в том случае, если мы всегда слушаем хари-катху в обществе Вайшнавов; при постоянном слушании хари-катхи это может прийти. В обществе бхакт вас не коснутся анартхи.

В течение месяца мы говорили об играх Господа Кришны и посетили множество мест игр Кришны, но непременно есть те, кто физически был с нами и также слушал, но их ум блуждал тут и там. Это не общение с Вайшнавами. Санга самьяк рупена анугаманам означает всегда следовать, повторять и памятовать, как это делают Вайшнавы. Что такое самьяк рупена анугаманам?

Преданный: Следование…

Шрила Гурудев: Аналогично тому, как садху думает, поклоняется и медитирует… Нам необходимо принять все это после слушания его хари-катхи и следовать учению. Пока мы не впитаем в себя учение садху и не попытаемся с верой следовать ему, это не будет садху-сангой. Таким образом, тот, кто невнимательно слушает, не получит благо от пребывания в садху-санге.

Старайтесь слушать внимательно. Если рядом нет садху, читайте книги наших Госвами, думая, что вы находитесь в обществе Рупы Госвами, Санатаны Госвами, Сварупы Дамодары и Райя Рамананды. Я думаю, они проявят к вам милосердие. Если у вас нет садху-санги, воздерживайтесь от мирских мыслей и концентрируйте свое внимание на чтении произведений Госвами, cледовании их учению, повторении харинамы. Это и является общением с Вайшнавами, садху-сангой. Наш ум никогда не должен колебаться. Никогда! Беспокойство ума – это результат плохой кармы.

 

шуддха-саттва-вишешатма према-сурьямша самьябхак

ручибхиш читтамасринья кридашау бхава учьяте

(Бхакти-расамрита-синдху, Пурва вибхага, 3.1)

[Бхакти, являющееся олицетворением шуддха-саттвы, сравнимое с лучом солнца премы, размягчающее сердце всевозможными вкусами, называется бхавой.]

 

ШриПосле этого приходит бхава. Когда вы увидите, что все признаки проявились сами собой, тогда вам следует знать, что это бхава. Что такое вишуддха-саттва? Это настроения спутников Кришны: сакхья, ватсалья, мадхурья. Если во время садханы в рагануга-бхакти в наше сердце вошло настроение Яшоды или Нанды Бабы, или сакхов Шридамы и Субала, или настроения гопи, например, Рупы-манджари, тогда это вишуддха-саттва. Необходимо принять во внимание два момента. Наша атма имеет сварупу и что-то приходит от сварупа-шакти, хладини-шакти. В нашей сварупе содержится все могущество премы, но до тех пор, пока мы не получим милость хладини-шакти, наша истинная сварупа не проявится. Из семени баньянового дерева может вырасти большое дерево с цветами и плодами, и эта потенция заключена в семени. Но для того, чтобы семя проросло, нужны вода, солнечный свет и кислород.

Итак, необходимы оба фактора. Тогда рати станет стхайибхавой, после стхайибхавы придет саттвика, анубхава и санчари-бхава… Все эти настроения приходят и в итоге образуют бхакти-расу.

 

Преданный, который обрел бхакти-расу, всегда плачет.

 

наянам галадашрудхарая

ваданам гадгадаруддхая  гира

пулакаир ничитам вапух када

тава намаграхане бхавишьяти

 (Шикшаштака, 6)

[О Прабху! Когда же при повторении Твоего святого имени слезы потоком хлынут из моих глаз? Когда от переполняющих меня трансцендентных эмоций мой голос прервется, а волосы на теле встанут дыбом?]

 

Это происходит на уровне бхавы или рати. Если человек плачет, но у него нет бхавы и сердце не тает, тогда это просто имитация, как у сахаджиев.

После этого:

 

югайитам нимешена чакшуша правришайитам

шуньяйитам джагат сарвам говиндавирахена ме

(Шикшаштака, 7)

[О подруга! В разлуке с Говиндой даже мгновение кажется мне тысячелетием. Слезы текут из моих глаз, словно потоки дождя, и весь мир кажется пустым.]

 

Чайтанья Махапрабху молится: «Когда придет тот день, и мгновение разлуки (с Кришной) будет подобно многим югам? Слезы потоком хлынут из Моих глаз, и весь мир станет шунья (пустым)».

Когда это случится? Это произойдет не в этом мире, а в праката-лиле.

Вибхаванубхава-саттвика-бхава-вьябхичари-бхава-миланена расо бхавати ятра вишайе бхаво бхавати.

Следует быть в таком состоянии. Рати становится стхайибхавой, а затем вибхава, анубхава, саттвика и вьябхичари смешиваются. Дополняя друг друга, они становятся бхакти-расой. Такое преобразование встречается очень редко. И тогда приходит према. Что такое према?


самьян масринита-сванто маматва тишаянкитах

бхавах са эва сандратма будхаих према нигадьяте

(Бхакти-расамрита-синдху, 1.4.1)

[Те, кто познал истину, называют премой состояние, когда под влиянием бхава-бхакти сердце становится тает и возникает глубокое чувство маматы (обладания) по отношению к Шри Кришне.]

 

Самьян масринита-сванто – это состояние, когда сердце тает. Оно наполнено маматой к спутникам Кришны. Мамата – это чувство обладания, которое существует между близкими друзьями, родственниками: женой и мужем, отцом и матерью, матерью и сыном, отцом и сыном, друзьями, возлюбленными. С премой приходит так много маматы! И вместе с тем према становится очень концентрированной.

(пауза в записи)

Чайтанья Махапрабху явился в 1486 году, около пятисот лет назад, на пхалгуни-пурниму. В это время все повторяли святое имя. Его отца звали Джаганнатха Мишра, а мать – Шачи-деви. В детстве Махапрабху являл столько удивительных игр! В период пауганда (юности) Он изучал санскрит в патхашале и Своими выдающимися способностями превосходил всех одноклассников. После этого Он победил Кешаву Кашмири, величайшего ученого тех времен. В возрасте кишора Махапрабху сначала женился на Лакшми-прии, а затем на Вишну-прии. Получив харинаму от Ишвары Пурипада в Гайе, Он впоследствии начал проводить нагара-санкиртану в разных местах, особенно в Шривасангане. Вся Гауда-бхуми (Бенгалия) была затоплена нектаром харинама-санкиртаны.

В возрасте двадцати четырех лет Махапрабху в Катве принял санньясу от Кешавы Бхарати. Шесть лет Он проповедовал в Бенгалии, Ориссе, Южной Индии, Махараштре, Уттар Прадеше, Матхуре, Вриндаване, Каши и Бихаре. За шесть лет Он обошел всю Индию, распространяя кришна-бхакти.

Затем Махапрабху жил в Гамбхире в Пури. Он вырубил на корню всю кусиддханту и установил ачинтья-бхеда-абхеда-таттву: истину о том, что живые существа одновременно едины с Господом и отличны от Него. Но это учение ачинтья, его невозможно понять умом. Махапрабху оставался в Пури на протяжении восемнадцати лет.

С каждым днем Его према становилась все глубже и концентрированней, Он был постоянно погружен в прему. При помощи Сварупы Дамодары, Райя Рамананды и некоторых других Своих спутников Он исполнил в Гамбхире три Своих сокровенных желания, благодаря чему смог проповедовать по всей Индии. Он особенно наделил Своей шакти Шрилу Сварупу Дамодару, Шрилу Райя Рамананду, Шрилу Прабодхананду Сарасвати, Шрилу Кави Карнапура, Шрилу Рупу, Шрилу Санатану, Шрилу Рагхунатху даса, Шрилу Гопала Бхатту и Шрилу Дживу Госвами. Через этих возвышенных спутников Махапрабху распространил Свое послание по всему миру. Он написал «Шикшаштаку» и обсуждал ее с Шрилой Сварупой Дамодарой и Шрилой Райем Раманандой в Гамбхире. Махапрабху непрерывно плакал. Иногда Он становился похож на черепаху, порой Его тело становилось очень длинным, Он прыгал в океан, а иногда Его видели в дремучих лесах.

Видя холм Чатака Парвата, Махапрабху  думал, что это Говардхан, леса Пури Он воспринимал как Вриндаван, а океан казался Ему святой Ямуной.

Нам следует внимательно слушать «Шикшаштаку» от Вайшнавов. Мы думаем, что на постижение истин, заключенных в этом писании, уйдет много времени. Но нам следует знать, что «Шри Шикшаштака» содержит в себе суть не только Вед и Упанишад, но и «Шримад-Бхагаватам». Стремитесь ежедневно слушать и памятовать «Шикшаштаку», молитесь Чайтанье Махапрабху о милости – чтобы понять все эти истины и применять их в своей жизни.

На протяжении месяца мы старались дать это учение в краткой и простой форме. Самые удачливые поймут и примут суть всей парикрамы и хари-катхи. Сегодня парикрама заканчивается. Все вернутся по своим домам в Индии или других странах, но никто не должен возвращаться с пустыми руками. Примите это учение в сердце. Пожалуйста, простите нас за любые причиненные неудобства. Каждый должен ежедневно совершать бхаджан. Я знаю, что, вернувшись к себе, вы погрузитесь в мирские обязанности. И все же вы не должны забывать эту философию. Извлеките пользу от этой месячной Враджа-мандала парикрамы и хари-катхи. Я молюсь Радхе-Кришне и всей нашей гуру-варге, чтобы они пролили на нас свою милость и мы стали квалифицированными, поняли эту философию и кришна-бхакти.

На этом я заканчиваю свою речь. Вечером мы поедем в Матхуру.

Гаура Премананде!
[Перевод – Шубха Кришна дас, редакция – Расик-мохан дас]

 

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

Отправить