(Лекция по «Чайтанья-бхагавате», Ади, 1.4–6)
Стих 4
По беспричинной и безграничной милости Шрилы Гуру-пада-падмы, а также по милости наших Гаудия-вайшнава ачарий мы находимся в Навадвипа-дхаме на берегу Ганги, в обществе бхакт. Утром все слушали об особенностях и милости Гаурахари, о том, как Он непрерывно помогает дживам по сей день. Абсолютная Истина вечна, она не ограничена временем (минутами, часами, годами) и способна помочь всем. Мистические способности, магия дают временное утешение и облегчение, но они не идут дживам во благо и предназначено исключительно для наслаждений, оказывая влияние только на тело, ум и чувства.
Государство строит больницы, приюты, организует врачей, но эта помощь временна и направлена только на тело. Если душа удовлетворена, то ум, тонкое и грубое тела естественным образом перестанут причинять беспокойства. А когда душа несчастна, то ничто не принесет радости: ни фильмы, ни отели, ни развлечения… Например, кто-то принял яд. После его выведения из тела человек, возможно, испытает некоторое облегчение, но не будет счастлив. Когда же придет счастье? Оно появится вместе с реализациями. До этого момента все, что вы делаете, является имитацией.
Наш Махапрабху раздает према-бхакти, это вечная помощь для джив. Вриндаван дас Тхакур раскрыл особые аспекты славы Махапрабху, а наша гуру-варга очищает всех в этом потоке нектарных прославлений, помогая прийти в эту линию, практиковать, а затем вручить себя Господу.
са джаяти вишуддха-викрамах
канакабхах камалаятекшанах
вара-джану-виламби-сад-бхуджо
бахудха бхакти-расабхинартаках
(Чайтанья-бхагавата, Ади, 1.4)
[Вся слава Шри Гаурасундарe, величественные деяния которого очищают мир! Его тело сияет цветом расплавленного золота, глаза подобны лепесткам лотоса, а шесть прекрасных рук столь длинны, что достигают колен. Когда Он танцует, опьяненный санкиртаной, Его сердце переполняют экстатические эмоции преданности.]
Как Махапрабху помогает? Са джаяти вишуддха-викрамах. Махапрабху пришел не для того, чтобы убивать и наказывать провинившихся. У джив и так полно недостатков, они совершили несметное количество грехов. Махапрабху низошел для того, чтобы даровать процесс, который поможет дживам очиститься и больше не совершать ничего плохого. Это процесс, который положит конец их страданиям. Как дживам следовать этой чистой линии? Это возможно только благодаря истинным проповедникам и покровителям. Без них дживы словно сироты.
Они годами учатся в школе, колледже, получают диплом и становятся докторами философских наук, учеными, инженерами или адвокатами.
Глава государства может управлять по своему усмотрению, однако если он неразумен, то несложно представить, сколько опрометчивых поступков он совершит.
Наше правительство – это гуру-варга, а во главе всего управления стоит Махапрабху. Он очистит – вишуддха-викрамах – любого, кто следует Ему, принимает у Него прибежище и памятует Его. Программа Махапрабху очень чистая и понятная. Если вы участвуете в ней, то постигните свою вечную природу.
Все в этом процессе по-настоящему. Вы делаете один шаг к Махапрабху, а Махапрабху делает тысячу шагов навстречу вам. Жаждете уважения? Он сделает так, что все будут превозносить вас, обращаться к вам «Ваше Святейшество», «Божественный учитель». Кто наделяет этой силой? Только Сам Махапрабху. Благодаря такой шакти, дарующей прилив сил и энергии, дживы могут выбраться из майи. Души, обретшие ее, забудут о слабостях и болезнях, проблемах и жизненных тревогах. У них появится особая духовная сила, неистощимая и непрерывная – она не только защищает, но также очищает, дает новое вдохновение, наставления и вкус.
В этот мир приходило множество воплощений Господа, но ни одно из них не наделяло таким сокровищем. Все потому, что они не приходили со сварупа-шакти. Махапрабху низошел со Своей сварупа-шакти, урджа-шакти, представляющей собой безграничное могущество. Урджешвари – макхешвари крийешвари свадхешвари сурешвари, три-веда-бхаратишвари прамана-шасанешвари, рамешвари кшамешвари прамода-кананешвари, враджешвари враджадхипе шри-радхике намо ’сту те. Огромная удача для джив находиться в правильной линии. Иначе сбившихся джив материальный мир бьет и выжимает из них все соки, а затем выбрасывает как мусор.
В линии нашего Гаурахари энергия и духовный вкус бьют ключом. Поэтому в этом стихе говорится са джаяти вишуддха-викрамах – победа и слава. Что же произойдет благодаря этой победе? Во-первых, к вам придет внутренняя чистота – вы избавитесь от всей скверны и получите чистое духовное восприятие. Ваши тело и ум не смогут взять над вами верх и принудить непрерывно служить им.
Чувства постоянно требуют то еды, то воды, то развлечений, то отдыха, то свежего воздуха… Вы прекратите идти на поводу у своих чувств и ума. Вишуддха-викрамах – вы станете чистыми и такими могущественными, что те, кто не обладают этой сварупа-шакти, не смогут вас контролировать.
Махапрабху сделает вас золотыми. Золотой цвет символизирует чистоту, отсутствие примесей и грязи. Махапрабху очистит вас от анартх и ложного эго. Лишь раз соприкоснувшись с Ним и Его последователями, вы больше не собьетесь с правильного пути.
Далее в стихе говорится канакабхах камалаятекшанах. Почему глаза Махапрабху сравниваются с лепестками лотоса? Чтобы излечиться от катаракты, в глаза закапывают мед из цветков лотоса. Благодаря этому глаза, утратившие способность видеть, вновь обретают силу.
Выражение канакабхах камалаятекшанах означает, что Махапрабху наблюдает за всем издалека, как космический спутник. Например, благодаря интернету человек, находящийся в Америке, может видеть вас в Индии. Гаурахари наблюдает за всем, что происходит в ваших сердце, уме и душе. Он взывает к нам: «Почему ты не обращаешь взор на свою душу? Зачем смотришь на другие души?» Махапрабху проливает на наши глаза этот свет, являющийся отражением света Его лотосных глаз. Махапрабху камалаятекшанах – Тот, кто наблюдает за всеми.
Куда бы вы ни направились, Махапрабху будет идти за вами, пытаясь пробудить вашу душу: «Джив джаго, джив джаго, гоурачандра боле кота нидра джао майя-пишачира коле. Как долго ты будешь спать в объятиях ведьмы Майи? Проснись! Немедленно проснись и начни воспевать харинаму!» Он постоянно думает о том, как помочь дживам.
Махапрабху размышляет, как приблизить к себе джив и вдохновить их погрузиться в санкиртану. Стоит вам начать санкиртану, и Он станет раздавать бхакти-расу, а вы – плавать в этом нектарном потоке. Эта раса очень сладостна и необычайно вкусна. Когда Гаурахари начнет танцевать в ваших сердцах, Майя-деви не сможет там больше оставаться.
Если вы повернетесь к свету, то тень будет отбрасываться назад. У каждого, обращенного лицом к Гаурахари, Майя-деви останется позади. Напуганная, она не посмеет приблизиться.
Стих 5
джаяти джаяти девах кришна-чаитанья-чандро
джаяти джаяти киртис тасья нитья павитра
джаяти джаяти бхритьяс тасья вишвеша-муртер
джаяти джаяти нритьям тасья сарва-приянам
(Чайтанья-бхагавата, Ади, 1.5)
[Вся слава Шри Кришне Чайтанья-чандре, Верховному Господу и обители трансцендентных игр! Шри Гаурасундара – Владыка всех владык, Господин вселенной и воплощение трансцендентного знания. Вся слава экстатическому танцу Его возлюбленных спутников!]
Прославляйте Чайтанью Махапрабху, ведь Он наделяет джив сознанием, благодаря которому они смогут выбраться из темного колодца майи. Находясь с Махапрабху, они начнут понимать, кто они, в чем заключается их долг, кто является их настоящей семьей и друзьями, а кто – врагами. Майя не сможет обмануть или подкупить их.
Допустим, кто-то придет к такой дживе и скажет: «Ты мой. Давай поженимся», но эта джива ответит: «Зачем? Я потерял миллионы жизней, однако теперь я не буду терять ни минуты. Ты называешь себя моим другом… А ты повторяешь харинаму? Ты любишь Господа? Служишь Ему? У тебя есть отношения с Ним? Зачем ты пришла ко мне?» Мы должны сторониться тех, кому не нравятся наши отношения с Богом. Но не надо над ними насмехаться или оскорблять.
Распространяйте кирти, имя и славу, Махапрабху. Он – Ишвара, Парамешвара. Махапрабху всегда находится в обществе Своих парикаров. С Ним находится гуру-варга и все бхакты.
Преданным, которые с состраданием относятся к другим душам и оказывают им поддержку на духовном пути, Гаурахари обеспечит защиту и устроит для них сплоченное общество, храм, благоприятные условия для бхаджана, чтобы они могли посвятить себя киртану. Там преданные с большой радостью практикуют бхакти.
Тот, кто принимает прибежище у Махапрабху, никогда не будет отвергнут и не останется в одиночестве.
Джаяти джаяти вишвеша-муртер. Места, где находятся слуги Махапрабху, почитаемы всеми членами семьи Господа.
Стих 6
адье шри чаитанья-прия-гоштхира чаране
ашеша-пракаре мора данда-паранаме
(Чайтанья-бхагавата, Ади, 1.6)
[Прежде всего я приношу бесчисленные поклоны лотосным стопам самых близких преданных Господа Шри Чайтаньи.]
Пуджьяпад Премананда Прабху